2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий)




Скачать 95.52 Kb.
Название2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий)
Дата публикации24.09.2013
Размер95.52 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > География > Документы


Искусственный интеллект – IV курс – День 08, лекции № 15, № 16 20.10.2009.

1.Обучение, обучающие выборки


Обучение (в психологии) – усвоение новых знаний.

Новые умения и навыки приобретаются путем тренировки и упражнения.

Обучение (в работах по ИИ): «любое изменение в системе, приводящее к улучшению решения задачи при ее повторном предъявлении или к решению другой задачи на основе тех же данных» - Н.Саймон.

^ Некоторые важные термины


Генеральная совокупность – вся изучаемая выборочным методом статистическая совокупность объектов и/или явлений общественной жизни, имеющих общие качественные признаки или количественные переменные

Выборка (выборочная совокупность) – часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с тем чтобы сделать заключение о всей генеральной совокупности. Для того, чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность выборка должна обладать свойством репрезентативности.

Репрезентативность (представительность) – свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.

Репрезентативная выборка – выборка, имеющая такое же распределение относительных характеристик, что и генеральная совокупность.

Ошибки выборки – отклонение статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности.

Произвольная выборка – эмпирическая выборка, не имеющая вероятностного обоснования, складывающаяся на основе случая, причем выбор каждого случая не влияет на любой другой случай.

Источник – www.glossary.ru.

^ 2.Символьное обучение (обучение в ПРОСТРАНСТВЕ ПОНЯТИЙ)


Основные операции в пространстве понятий: обобщение, специализация.

Индуктивное обучение как поиск в пространстве понятий


Пример:

Пусть в пространство понятий входит некоторое абстрактное понятие:

Object (Sizes, Colors, Shapes)

и известно, что его признаки принимают такие значения:

^ Sizes = {large, small}; Colors = {red, blue, white, green}; Shapes = {round, polygon}


Индуктивное обучение в этом пространстве – поиск понятия, удовлетворяющего всем примерам обучающей выборки.

Пусть, далее, у нас есть единственный обучающий пример – ^ Object1 (small, red, round).

Результатом обучения может стать пополнение пространства понятий таким новым частным случаем («маленький красный шар»/«маленький красный мяч» и т.п.). Это – специализация.

Пусть появляется второй обучающий пример – Object2 (large, red, round).

Результатом обучения может стать пополнение пространства понятий этим новым частным случаем («большой красный шар»/«большой красный мяч» и т.п.). Это тоже – специализация.

Можно выполнить и некоторые операции обобщения, построив и добавив в общее пространство новые понятия:

^ Object3 (X, red, round) – («красный шар»/«красный мяч» и т.п.)

Object4 (X, Y, round) – («шар»/«мяч» и т.п.)

Основные операции обобщения


1.Замена конкретного значения понятия на переменную:

ball (α, red, β) → ball (α, X, β)

(«красный мяч любого размера и любой формы») (« мяч любого цвета, любого размера и любой формы»).

2.Исключение конъюнкта:

Sizes (X, small) & Colors (X, red) & Shapes (X, cube) → Colors (X, red) & Shapes (X, cube)


(«красный куб малого размера») («красный куб»)

3.Добавление дизъюнкта:

Colors (X, red) & Shapes (X, cube) → Colors (X, red) & (Shapes (X, cube) V Shapes (X, pyramid))


(«красный куб») («красный куб или красная пирамида»)

4.Замена конкретного объекта или частного понятия общим понятием (на основе иерархии классов):

^ Colors (X, red) → Colors (X, rainbow-color) («красный» → «цвета радуги»)

Shapes (X, polyhedron) → Shapes (X, solid) («многогранник» → «геометрическое тело»)


Роль отрицательных примеров в предотвращении излишнего обобщения.

В последние годы определенную популярность в работах по ИИ получил подход к моделированию процессов обучения/развития на основе так называемых генетических алгоритмов.

^ 3.Понятие о генетических алгоритмах

(Использован материал бывшего доступным в 2002 году сайта:

http://www.ai.tsi.lv/ru/index.htm, Борисов А.Н. Курс: Генетические алгоритмы, 2002)


Генетические алгоритмы (ГА) - это стохастические, эвристические оптимизационные методы, впервые предложенные Джоном Генри Холландом в книге «Адаптация в естественных и искусственных системах» (1975). Они основываются на идее эволюции с помощью естественного отбора, выдвинутой Дарвином.

ГА работают с совокупностью "особей" - популяцией, каждая из которых представляет возможное решение данной проблемы. Каждая особь оценивается мерой ее "приспособленности" согласно тому, насколько "хорошо" соответствующее ей решение задачи. В природе это эквивалентно оценке того, насколько эффективен организм при конкуренции за ресурсы. Наиболее приспособленные особи получают возможность "воспроизводить" потомство с помощью "перекрестного скрещивания" с другими особями популяции. Это приводит к появлению новых особей, которые сочетают в себе некоторые характеристики, наследуемые ими от родителей. Наименее приспособленные особи с меньшей вероятностью смогут воспроизвести потомков, так что те свойства, которыми они обладали, будут постепенно исчезать из популяции в процессе эволюции. Иногда происходят мутации, или спонтанные изменения в генах.

Таким образом, из поколения в поколение, хорошие характеристики распространяются по всей популяции. Скрещивание наиболее приспособленных особей приводит к тому, что исследуются наиболее перспективные участки пространства поиска. В конечном итоге популяция будет сходиться к оптимальному решению задачи. Преимущество ГА состоит в том, что он находит приблизительные оптимальные решения за относительно короткое время.

ГА состоит из следующих компонентов: 1) Хромосома (Решение рассматриваемой проблемы. Состоит из генов); 2) Начальная популяция хромосом; 3) Набор операторов для генерации новых решений из предыдущей популяции; 4) Целевая функция для оценки приспособленности (fitness) решений.

Чтобы применять ГА к задаче, сначала выбирается метод кодирования решений в виде строки. Фиксированная длина (l-бит) двоичной кодировки означает, что любая из 2l возможных бинарных строк представляет возможное решение задачи.

Стандартные операторы для всех типов генетических алгоритмов это: селекция, скрещивание и мутация.

Селекция


Оператор селекции (reproduction, selection) осуществляет отбор хромосом в соответствии со значениями их функции приспособленности. Существуют как минимум два популярных типа оператора селекции: рулетка и турнир.

  • ^ Метод рулетки (roulette-wheel selection) - отбирает особей с помощью n "запусков" рулетки. Колесо рулетки содержит по одному сектору для каждого члена популяции. Размер i-ого сектора пропорционален некоторой величине вычисляемой по формуле.

^ При таком отборе члены популяции с более высокой приспособленностью с большей вероятностью будут чаще выбираться, чем особи с низкой приспособленностью.

  • Турнирный отбор (tournament selection) реализует n турниров, чтобы выбрать n особей. Каждый турнир построен на выборке k элементов из популяции, и выбора лучшей особи среди них. Наиболее распространен турнирный отбор с k=2.

Скрещивание


Оператор скрещивания (crossover) осуществляет обмен частями хромосом между двумя (может быть и больше) хромосомами в популяции. Может быть одноточечным или многоточечным. Одноточечный кроссовер работает следующим образом. Сначала, случайным образом выбирается одна из l-1 точек разрыва. Точка разрыва - участок между соседними битами в строке. Обе родительские структуры разрываются на два сегмента по этой точке. Затем, соответствующие сегменты различных родителей склеиваются и получаются два генотипа потомков.




Мутация


Мутация (mutation) - стохастическое изменение части хромосом. Каждый ген строки, которая подвергается мутации, с вероятностью Pmut (обычно очень маленькой) меняется на другой ген.

0 1 0 # 1

0 1 1 # 1

Схема работы ГА


Работа ГА представляет собой итерационный процесс, который продолжается до тех пор, пока не выполнятся заданное число поколений или какой-либо иной критерий останова. На каждом поколении ГА реализуется отбор пропорционально приспособленности, кроссовер и мутация.

Схема работы простого ГА выглядит следующим образом:



Критерии остановки алгоритма:

  • нахождение глобального, либо субоптимального решения;

  • исчерпание числа поколений, отпущенных на эволюцию;

  • исчерпание времени, отпущенного на эволюцию.

Генетические алгоритмы служат, главным образом, для поиска решений в очень больших, сложных пространствах поиска. Примеры реальных областей применения:

  • оптимизация запросов в базах данных;

  • задачи на графах (задача коммивояжера, раскраска);

  • задачи компоновки;

  • составление расписаний.

Замечание: Генетические алгоритмы и «метод проб и ошибок».
4.Еще один пример обучаемой программы (М.Н. Вайнцвайг)

Внешняя постановка задачи:

Программа получает на вход цепочку символов в некотором алфавите А (вопрос),

Генерирует ответ (цепочка символов над этим алфавитом),

Получает оценку Обучающего (+ - ответ верен, - - ответ неверен).

В процессе обучения программа должна научиться всегда строить правильные ответы (всегда получать оценку +).
Базовые знания программы:

Несколько универсальных эвристик, используемых человеком в случае столь же неопределенных (не имеющих смысловой интерпретации) задач. В числе таких эвристик:

Не выходить за пределы А.

Давать на очередной вопрос ответ, совпадающий с ответом на предыдущий вопрос.

Давать на очередной вопрос ответ, совпадающий с ответом на предыдущий вопрос, если этот ответ был оценен +.

Правильность ответа на некоторый вопрос не зависит от контекста (хода диалога).



Проблема знаний

Похожие:

2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий) icon2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий)
Обучение (в работах по ии): «любое изменение в системе, приводящее к улучшению решения задачи при ее повторном предъявлении или к...
2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий) iconОбучение детей основам математики
При обучении математике детей с задержками развития педагоги встречаются с целым рядом трудностей, чаще всего связанных с нарушениями...
2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий) iconВведение 2
Подготовка, повышение квалификации, обучение работников в наши дни становится актуальной задачей рыночной экономики. Обучение работников...
2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий) iconПлата за обучение для иностранных студентов обучение на польском языке

2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий) iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Практическое (производственное)обучение»...
Обучение по рабочей профессии (18511 Слесарь по ремонту автомобилей) : приобретение обучающимися квалификации, соответствующей осваиваемой...
2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий) iconСеминар-тренинг для тьюторов программы Intel «Обучение для будущего»...
«Инновационные курсы программы Intel «Обучение для будущего»: дистанционное обучение, социальные сервисы Web 0, модели управления...
2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий) iconШало м    хавэрим ! Школа подготовки мессианских служителей
На обучение принимаются служители (или те, кто хотят служить), прошедшие обучение по курсу Основы веры
2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий) iconОбучение видам речевой деятельности. Обучение чтению
Чтение самостоятельный вид рд, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию,...
2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий) iconРуководителям учреждений всех типов и видов
Ппб 01-03 п. 3, Нпб «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» в период с 23 по 27 апреля 2012 года проводится...
2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий) iconПодготовка, повышение квалификации, обучение работников в наши дни...
Онала. Быстро изменяются как внешние, так и внутренние условия функционирования организации, что ставит организации перед необходимостью...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница