Тридцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс




Скачать 283.78 Kb.
НазваниеТридцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс
страница1/3
Дата публикации02.03.2013
Размер283.78 Kb.
ТипЗаседание
skachate.ru > Физика > Заседание
  1   2   3
Док.: GA30/EC29/REP/07/r

ТРИДЦАТОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ПАЧЭС
Заседание Комитета по экономическим, торговым, технологическим и экологическим вопросам

проект
ДОКЛАД*
Приоритеты сотрудничества между государствами-членами ЧЭС в области энергетики: сектор нефти и газа
I. ВСТУПЛЕНИЕ

  1. Расположенный на перекрестке основных экспортных потоков нефти и газа на мировые энергетические рынки, Черноморский регион превратился в регион чрезвычайной важности в отношении производства, транспортировки и распределения энергии. Учитывая, с одной стороны, энергетическую взаимозависимость черноморских стран, а с другой стороны, их ключевую роль в транзите и поставке продукции, региональное сотрудничество в области энергетики стало ключевым аспектом за последние десятилетия.

  2. Являясь вторым по величине источником органического топлива после Персидского залива, регион ЧЭС вступил в новое тысячелетие, столкнувшись с новыми, стремительно развивающимися событиями в области энергетики, требующими новых подходов сотрудничества в этом направлении. Нефтегазовые проекты, изменившие энергетическую карту региона, стимулируют государства-члены к выработке новых механизмов с целью создания общей энергетической стратегии в контексте глобальной энергетической безопасности.

  3. В 2003 г. в Кишиневе Ассамблея приняла Рекомендацию 68/2003 «О сотрудничестве в области энергетики», призывающую ПАЧЭС принять непосредственное участие в выработке правовых норм, которые будут заложены в основу многосторонних соглашений сотрудничества в области энергетики в Черноморском регионе.

  4. В Рекомендации 72/2003 «О создании европейского экономического пространства», принятой в Бухаресте, ПАЧЭС призывает национальные парламенты и правительства предпринять общие усилия по интеграции черноморских стран в энергетические сети и установлению тесного сотрудничества с ЕС в сфере определения приоритетных сфер взаимодействия на региональном уровне, уделяя также внимание диалогу по вопросам энергетики.

  5. 12-13 октября 2005 г. ПАЧЭС в сотрудничестве с Национальным Собранием Французской Республики провела семинар «Энергетика и окружающая среда». Во время работы семинара в выступлениях участников подчеркивался аспект явной энергетической взаимозависимости стран Европы и Черноморского региона.

  6. Доклад был подготовлен с использованием информации, полученной от национальных делегаций Армении, Азербайджана, Греции, Румынии, России и Турции, документов Черноморского Регионального Энергетического Центра, международных конференций, семинаров ЧЭС и других соответствующих источников.

^ II. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ В РАМКАХ ЧЭС

  1. В условиях бурного развития евразийской энергетической инфраструктуры роль Организации ЧЭС приобретает особую значимость в поиске взаимовыгодных решений по построению системы обеспечения региональной энергетической безопасности, по развитию региональных энергетических рынков, обеспечению предсказуемости рынков за счет расширения практики долгосрочных соглашений и развития диалога между производителями и потребителями энергии.

  2. С момента создания ЧЭС в 1992 г. государства-члены придавали особое значение взаимодействию в сфере энергетики. Устав ЧЭС (вступивший в силу в 1999 г.) прямо определяет сферу энергетики как приоритетное направление сотрудничества.

  3. В экономической повестке ЧЭС (2001) энергетика также определяется приоритетным сектором регионального сотрудничества в контексте нефтегазовых проектов, а также взаимосоединения электрических сетей. Документ определяет, что возрастающая роль потенциала ЧЭС на мировом энергетическом рынке, с учётом, в частности, открытия многообещающих месторождений нефти и газа в бассейне Каспийского моря и осуществления соответствующих проектов, нуждается в координации деятельности государств-членов ЧЭС в секторе энергетики и, по необходимости, выработке общей стратегии. Такое сотрудничество должно принимать во внимание возможности достижения более эффективного использования энергетических ресурсов.

  4. Преемственность и регулярность деятельности ЧЭС в области энергетики обеспечивается ^ Рабочей группой ЧЭС по энергетике (созданной в 1994 г.) посредством Плана действий. Последний План (принятый в феврале 2006 г.) направлен на следующие области:

    1. Обеспечение безопасности и стабильности энергетических поставок через укрепление сотрудничества между государствами-членами ЧЭС, направленные на диверсификацию источников нефти, газа, угля и электричества, а также маршрутов поставок; укрепление и расширение сотрудничества в сфере перевозок/транзита энергетических источников по региону ЧЭС и через регион ЧЭС по другим направлениям.

    2. Постепенное взаимное сближение соответствующего законодательства государств-членов ЧЭС и приведение его в соответствие с международными стандартами как необходимое условие создания энергетического рынка ЧЭС - неотъемлемой части трансъевропейских энергетических сетей.

    3. Обеспечение защиты окружающей среды через применение передового опыта и экологических стандартов в период разработки и осуществления национальных и региональных энергетических проектов; сведение к минимуму экологических рисков разведки энергозапасов и их перевозки в регионе ЧЭС.

    4. Достижение энергетической эффективности по всему региону, соответствие международным требованиям по выбросам газа; введение технических стандартов в соответствии с международными требованиями.

    5. Обеспечение совместимости профессиональных (учебных) стандартов, признание дипломов и сертификатов на основе соответствующих межправительственных соглашений, обеспечивающих возможности занятости в государствах-членах и в совместных предприятиях в третьих странах.

    6. Обеспечение эффективного обмена надежной информацией на основе сотрудничества между государствами-членами в области энергетики; подготовка всеобъемлющих исследований состояния энергетики в регионе ЧЭС.

    7. Продвижение Организации ЧЭС как полноправного регионального многостороннего механизма сотрудничества в области энергетики; сотрудничество с другими важными акторами в сфере энергетики на всеобъемлющей основе.

  5. Разработка новых направлений энергетического сотрудничества между государствами-членами ЧЭС является одной из приоритетных сфер деятельности РГ ЧЭС по энергетике. По инициативе Республики Турция создана специализированная Рабочая группа по сотрудничеству между государствами-членами ЧЭС в области исследований и эксплуатации ресурсов углеводородного сырья Черного моря. Ведется работа по воплощению инициативы Российской Федерации о создании базы данных с информацией о национальных энергетических стратегиях государств-членов ЧЭС.

  6. ^ Создание интегрированного рынка природного газа является другой инициативой, выдвинутой Российской Федерацией в рамках РГ ЧЭС по энергетике, которая подразумевает возможность создания единой системы добычи, транспорта и распределения природного газа. Во время российского председательства в ЧЭС акционерное общество (АО) «Газпром» предложило идею создания субрегионального рынка сетевого газа, а также реализацию многосторонней программы перехода на природный газ автомобильного транспорта.

  7. ^ Бакинская Декларация о сотрудничестве в области энергетики в регионе ЧЭС, принятая 19 сентября 2003 г., предусматривает такие положения как тесное сотрудничество между государствами-членами, направленное на дальнейшую диверсификацию маршрутов экспорта нефти и газа на европейские и международные рынки, содействие свободе транзита энергии по трубопроводам и сетям и обеспечение их безопасности, тесное взаимодействие направленное на совершенствование сетей нефтяных и газовых трубопроводов и их подсоединение к общеевропейским энергетическим сетям, создание атмосферы свободной торговли в отношении энергетических материалов, продукции и связанного с энергетикой оборудования на основе правил Всемирной Торговой Организации (ВТО) и других международных обязательств государств-членов ЧЭС, укрепление верховенства закона в связанных с энергетикой вопросах путем создания свода законов, которые необходимо соблюдать в государствах-членах ЧЭС.

  8. В ^ Александропольской декларации по вопросам сотрудничества в области энергетики в регионе ЧЭС, принятой 4 марта 2005 г., министры энергетики подтвердили свою готовность работать над созданием регионально интегрированного энергетического рынка электричества и сетей природного газа, а также над интеграцией этого рынка в расширенный рынок ЕС и изучать возможности сотрудничества между государствами-членами ЧЭС Энергетическим Сообществом в Юго-Восточной Европе.

  9. 27 сентября 2006 г. в Сочи было принято ^ Заявление министров энергетики государств-членов ЧЭС», в котором министры подчеркнули необходимость создания энергетической системы, способной обеспечить население как в региональном, так и в глобальном масштабе безопасной и непрерывной поставкой энергоносителей по ценам, отражающих их стоимость, поддерживать стабильность, как на региональном, так и глобальном энергетическом рынках, и обеспечивать экологическую безопасность. В этом заявлении министры также отметили, что общее понимание взаимных интересов и целей энергетических стратегий, а также путей их достижения является ключевыми факторами снижения рисков и, в конечном итоге, обеспечения энергетической безопасности в Черноморском регионе.

  10. Главы государств и правительств в «Декларации по случаю саммита ЧЭС, посвященного пятнадцатой годовщине», принятой 25 июня 2007 г., признавая «значение энергетики, как основного элемента устойчивого развития, и осознавая роль и дальнейший потенциал расширенного Черноморского региона в сфере энергетических ресурсов, включая электроэнергию, и его значение, как важного транзитного коридора нефти и газа, поставляемых, главным образом, в Европу, вновь подтвердили своё стремление углублять сотрудничество в сфере энергетики с учетом интересов производящих, потребляющих и транзитных стран, а также углублять взаимодействие с Европейским Союзом и другими международными партнерами, с целью обеспечения справедливого доступа всех заинтересованных стран к энергоресурсам и рынкам на взаимной основе во имя углубления глобальной энергетической безопасности, эффективности, конкурентоспособности и экологической устойчивости».

^ III. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЧЕРНОМОРСКОГО РЕГИОНА

  1. Последние глобальные тенденции в области энергетики указывают на то, что регион ЧЭС играет важную роль в формировании новой энергетической карты евразийского континента, которая, в перспективе будет отражать такие аспекты, как диверсификация поставок нефти и газа, новые маршруты перевозок энергетических ресурсов на европейские рынки и обеспечение безопасности этих проектов. Концепция расширенного Черноморского региона подразумевает наряду с российскими нефтегазовыми ресурсами повышение роли энергетических ресурсов бассейна Каспийского моря с участием в региональных энергетических проектах также других прикаспийских стран – Ирана, Казахстана и Туркменистана.

  2. Большинство проектов, в которых участвуют страны ЧЭС связаны проектами добычи нефти и газа России и Азербайджана и их транспортировки. Проекты строительства трубопроводов, соединяющих страны региона ЧЭС как между собой, так и с остальным миром, раскрывают огромный потенциал для сотрудничества в секторах нефти и газа.

a) Существующие нефтепроводы и будущие проекты

  1. Фактор высокой энергетической взаимозависимости стран ЧЭС способствует укреплению их сотрудничества, направленного на диверсификацию поставок нефти и газа и их маршрутов с целью создания и обеспечения надежной системы взаимоотношений между поставщиками энергии и потребителями и стабильной ценовой политики. Строительство экспортных трубопроводов для доставки углеводородов на международные рынки стало основным аспектом энергетического сотрудничества.

  2. Нефтепровод «Дружба» является самым протяженным нефтепроводом в мире общей длиной 4000 км, достигающим Украину, Венгрию, Польшу и Германию. Трубопровод был построен в 1964 г. для транспортировки нефти в страны Восточной Европы. Трубопровод «Дружба» обладает в настоящее время мощностью 60-62 миллионов тон в год. Имеется два проектных предложения по дальнейшему расширению трубопровода «Дружба»: расширение северного рукава трубопровода до немецкого порта Вильхельмшавен в Северном море и расширение трубопровода через Венгрию и Хорватию до Адриатического моря.

  3. Строительство трубопровода ^ Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), ставшее ключевым фактором транспортировки каспийских нефтяных ресурсов на европейские рынки, началось в сентябре 2002 г. и было официально завершено в июле 2006 г.. Трубопровод БТД с общей протяженностью 1760 км с ежегодным потенциалом в 50 миллионов тонн вносит крупный вклад в развитие мировых поставок энергоносителей и стал важным рукавом энергетического коридора «Восток-Запад».

  4. Строительство нефтепровода Бургас-Александропулос предназначено для перевозки российской нефти в Эгейское море в качестве альтернативного маршрута, огибающего проливы Босфор и Дарданеллы. Его строительство по подсчетам будет завершено в начале 2011 г.. Протяженность нефтепровода составляет 280 км, объем перекачки нефти – 35 млн.т/год с возможным увеличением до 67 млн.т/год. Межправительственное соглашение по этому проекту было достигнуто в феврале 2007 г. и подписано 15 марта 2007 г. в Афинах в присутствии руководителей Болгарии, Греции и России.

  5. Трубопровод Одесса-Броды протяженностью 674 км по перекачке нефти-сырца был построен в 2001 г. и первоначально планировался для транспортировки нефти из Каспийского моря в польский порт на Балтийском море, а дальше в остальную часть Европы. В настоящее время нефтепровод используется в реверсном режиме для транспортировки российской нефти.

  6. Проект ^ Закаспийского нефтяного трубопровода (Актау-Баку), предполагающий прохождение по дну Каспийского моря и соединяя Казахстан с Азербайджаном, считается частью трубопровода БТД который может позволить перевозить нефть из крупного казахстанского месторождения Кашаган. В настоящее время проект находится на стадии технико-экономического обоснования и согласно мнению экспертов в случае его реализации может стать важным маршрутом экспорта нефти Западного Казахстана на мировой рынок.

  7. ^ Общеевропейский нефтепровод является предложенным маршрутом из Констанцы (Румыния) через Сербию и Хорватию, а оттуда через Словению в Триесте (Италия). Этот проект трубопровода протяженностью 1856 км и прогнозируемой мощностью 40 миллионов тонн в год рассчитан на огибание турецких проливов, транспортируя в Юго-восточную Европу, Италию, Австрию и Германию. Декларация о строительстве трубопровода была подписана 3 апреля 2007 г. министрами энергетики Хорватии, Италии, Румынии, Сербии и Словении, а завершение его строительства запланировано на 2011 г..

b) Газопроводы и их проекты в регионе

  1. «Голубой поток» является основным черноморским газопроводом, по которому поступает газ из России в Турцию и который был официально открыт в ноябре 2005 г.. Решение продавать российский газ Турции было принято в 1997 г., когда две стороны подписали межправительственное соглашение. Ожидается, что к 2010 г. «Голубой поток» будет работать на полную мощность, поставляя 16 млрд. кубометров в год. Строительство второй ветки трубопровода позволит расширить экспорт российского газа на юг (через газопровод Самсун-Джейхан в Израиль и Ливан). Этот трубопровод считается частью проекта южно-европейского газового кольца.

  2. ^ Южно-кавказский газопровод (маршрут Баку-Тбилиси-Эрзурум) предназначен для транспортировки природного газа из газового месторождения Шах-Дениз в азербайджанском секторе Каспийского моря в Турцию. Первые поставки газа начались в декабре 2006 г.. Этот трубопровод возводится в том же коридоре, что и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан с целью сведения к минимуму вредного воздействия на экологию. Протяженность этого трубопровода составляет 692 км с годовой мощностью до 16 млрд. кубометров и потенциалом соединения с туркменскими и казахстанскими производителями через планируемый транс-каспийский трубопровод. Основной целью трубопровода являются поставки в Грузию и Турцию. В долгосрочной перспективе южно-кавказский трубопровод может поставлять каспийский природный газ, включая из Ирана и Туркменистана, в Европу через планируемый проект НАБУККО, трубопроводы Турция-Греция и Греция-Италия.

  3. Другой предложенный маршрут по транспортировке природного газа из Казахстана и Туркменистана в Центральную Европу является продолжение газопровода Средняя Азия-Центр из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан в Россию. Трубопровод был построен в 1974 г. и западная часть трубопровода проходит из туркменского сектора в Каспийском море на север. Восточная ветвь тянется из восточного Туркменистана и южного Узбекистана и сходится с западной ветвью в Казахстане. Оттуда трубопровод идет на север, где он соединяется с российским газопроводом. 12 мая 2007 г. президенты России, Казахстана и Туркменистана подписали соглашение, предусматривающее экспорт среднеазиатского газа в Европу через реконструированную и расширенную ветвь газопровода Средняя Азия-Центр.

  4. Проект НАБУККО представляет собой новый проект газопровода с целью соединения Каспийского региона, Ближнего Востока и Египта через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию с Австрией, и далее с газовыми рынками центральной и западной Европы, протяженностью приблизительно 3300 км. Согласно оценкам, транспортная мощность трубопровода может достичь в долгосрочной перспективе 30 млрд. кубометров в год.
  1   2   3

Похожие:

Тридцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс iconПачэс пятое пленарное заседание генеральной ассамблеи
О развитии сотрудничества в области банковского дела и финансов между странами-членами чэс
Тридцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс iconПачэс девятнадцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс
Черноморского региона в целом. В кишиневском Коммюнике отражается общий подход Конституционных судов государств-членов чэс к укреплению...
Тридцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс iconВосемнадцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс
Парламентской Ассамблеи и по приглашению Префекта Афин 15-16 октября 2001 г в Афинах стало важным шагом на пути достижения целей...
Тридцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс iconСемнадцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс
Черного моря, продолжающееся ухудшение состояния окружающей среды представляет серьезную угрозу устойчивому развитию стран региона...
Тридцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс iconШестнадцатое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи пачэс рекомендация 45/2000*
Новые технологии способствуют свободному распространению идей, передвижению капиталов и товаров, создают возможности и предъявляют...
Тридцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс iconЗаседание Генеральной Ассамблеи пачэс рекомендация 71/2003 «Черноморский Информационный Альянс»
Рекомендации 66/2002 «Об информационном обществе и роли новых технологий», принятой на 20-ой Генеральной Ассамблее пачэс в Афинах...
Тридцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс iconСедьмое пленарное заседание генеральной ассамблеи
Пачэс, создают особую криминогенную обстановку в Черноморском регионе. Эти условия в полной мере используются криминальными структурами,...
Тридцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс iconТридцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи комитет по правовым...
Комитет по правовым и политическим вопросам на своём Двадцать Девятом заседании в Бухаресте 25 апреля 2007 г счел целесообразным...
Тридцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс iconДвадцать первое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи пачэс рекомендация 68/2003
В связи с этим разработка и осуществление стратегии по обеспечению экономически эффективных и надежных энергетических поставок, отвечающих...
Тридцатое пленарное заседание генеральной ассамблеи пачэс iconДвадцать третье пленарное заседание генеральной Ассамблеи пачэс
Тиранской Декларации о сотрудничестве в области туризма и подчеркивает, что страны чэс обладают огромным историческим наследием и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница