Институт Европейских Исследований Латвийский профсоюз железнодорожников и работников отрасли транспорта Профсоюз железнодорожников Литвы




НазваниеИнститут Европейских Исследований Латвийский профсоюз железнодорожников и работников отрасли транспорта Профсоюз железнодорожников Литвы
страница1/7
Дата публикации22.02.2013
Размер1.14 Mb.
ТипДокументы
skachate.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Институт Европейских Исследований

Латвийский профсоюз железнодорожников и работников отрасли транспорта

Профсоюз железнодорожников Литвы

Профсоюз железнодорожников Эстонии


«ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В
ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В
СТРАНАХ БАЛТИИ»

Рига-Таллинн-Вильнюс

2008 г.



Эта книга публикуется в рамках проекта «Укрепление социального диалога на предприятиях железнодорожного транспорта стран Балтии посредством распространения европейского опыта финансового участия работников», VS/2007/0545.

^ Материал подготовлен и опубликован при финансовой поддержке Комитета по социальным отношениям и занятости Европейской комиссии

(These book is published in the framework of the project “Social dialogue strengthening in the Baltic rail sector enterprises via dissemination of European experience in employee financial participation” VS/2007/0545, which is founded by European Commission, Employment & Social Affairs)

Ответственность за мнение и предложения, высказанные в материалах, несут только их авторы. Европейская комиссия не несет ответственности за использование информационного контекста.

^ Институт Европейских Исследований.

Латвия, Рига, LV-1006, ул. Ропажу, 52/56.

т.0037167550314 ф.0037167550678

Отпечатано в Риге, 2008.

(The responsibility for the opinions expressed in the articles and contribution rests solely with authors. The European Commission not responsible for any use that may be made of the information contained.)

Institute of European Studies.

Latvia, Riga, LV-1006, Ropazu st., 52/56.

Printed in Riga, 2008)

т.0037167550314 f.0037167550678)

В в е д е н и е

Балтийские страны вступили в Европейское Сообщество в мае 2004 г. и с этого момента активно использовали раскрывшиеся перед ними экономические возможности. Это позволило им достигнуть хороших производственных результатов, быстро преодолевать разрыв со «старыми» европейскими странами по основным экономическим показателям.

Много сложнее идет работа по освоению Европейской социальной модели – системы социальных институтов и механизмов, участвующих в формировании человеческого капитала, обеспечивающих взаимодействие носителей трудового потенциала с производственной сферой.

В Латвии, Литве и Эстонии очень мало работников и предпринимателей объединяются в профессиональные организации, между существующими организациями недостаточно развит социальный диалог, этот диалог слабо поддерживается государством. В результате велик уровень социальной дифференциации и отстраненности населения, работники мало заинтересованы в результатах производственной деятельности. Неразвитость социальных отношений начинает тормозить экономическое развитие.

Решение возникших проблем лежит в более широком развитии социального диалога в странах Балтии, в частности во внедрении такой его развитой формы как системы участия работников в финансовых результатах деятельности предприятий. Данного рода системы уже более двух десятилетий широко используются в Европе и показали свою высокую эффективность.

Настоящая публикация нацелена на системное изложение европейского опыта финансового участия работников в результатах деятельности предприятий и определение возможностей его использования в Балтийских странах.

Президент Института Европейских Исследований

д.э.н. Александр Гапоненко

РАЗДЕЛ I

Финансовое участие работников, как элемент Европейской социальной модели и необходимость его внедрения в Балтийских странах

1.1.Место и роль финансового участия в Европейской социальной модели В рамках Европейского Союза за более чем пятидесятилетнюю историю его существования сложилась своя система социальных отношений. Она основана на ведении переговоров между работниками и предпринимателями, которые выступают в роли основных социальных партнеров. Социальный диалог между сторонами носит институциональный характер, то есть участниками переговоров выступают рабочие, объединенные в профсоюзы, с одной стороны, и предприниматели, которые объединены в свои ассоциации, с другой стороны. Существование социальных институтов позволяет гарантировать соблюдение прав и обязательств каждой из сторон. Ведения переговоров, а затем совместные действия по их выполнению, представляют собой социальный диалог партнеров. Третьим социальным партнером этого диалога выступает государство, которое старается быть независимым арбитром в переговорах между предпринимателями и работниками, балансировать их интересы. Социальный диалог, соответственно, может быть двухсторонним при участии только предпринимателей и работников, или трехсторонним, когда к диалогу подключается государство. Социальный диалог в Европе может идти на уровне предприятия, производственного сектора, на местном и государственном уровне, на уровне всего Европейского Союза. Каждый уровень социального диалога строиться через соответствующие социальные институты, которые создают работодатели и работники. На отраслевом, национальном и европейском уровне к двухстороннему диалогу присоединяются представители государства в прямой или косвенной форме. На уровне предприятия диалог идет напрямую между представителями работников и предпринимателями. Отношения социального диалога является составной частью Европейской социальной модели. Данная модель включает в себя также использование на практике принципов демократии и соблюдения права личности, развитие рыночной экономики, предоставление равных возможностей для всех людей, социальную защищенность и солидарность работников, участие работников или их представителей в управлении предприятием. Европейская социальная модель предполагает веру в то, что экономический и социальный прогресс должны быть неразрывно связаны между собой. Особенно актуальной эта модель становиться в условиях перехода к производству, основанному на использовании знаний, когда работники вносят все больший, по сравнению с овеществленным капиталом, вклад в результаты развития производства. Место и роль, а также дальнейшее развитие Европейской социальной модели определяется в среднесрочном плане принятой Европейским Сообществом Лиссабонской стратегией развития(Lisbon Strategy). Эта стратегия предусматривает обеспечение сбалансированного экономического роста и роста занятости, повышение социальной сплоченности и борьбу с бедностью. В краткосрочном плане социальное развитие Европейского Сообщества определяется Социальной концепцией развития Европейского союза(Social Agenda,2005). Участие работников в управлении предприятием предполагает совместное принятие менеджментом и работниками решений по управлению производственным процессом. Степень вовлеченности работников в процесс управления может колебаться от достаточно простых форм, до полностью равноправных. Существует четыре основные формы участия работников в управлении предприятием(E.Poutsma, 2001):

1.Прямое участие. При этой форме работники принимают участие в решении вопросов связанных с их работой совместно со своими непосредственными менеджерами в ходе взаимного информирования и регулярных консультаций.

Право на подобного рода информирование закреплено европейской директивой( Council Directive 2002/14). 23 марта 2005 г. эта директива была принята к исполнению всеми национальными правительствами. Обязательное информирование работников по этой директиве должно существовать на всех предприятиях, насчитывающих более 50 человек занятых.

Директива предусматривает для работников возможность получать и изучать информацию, формулировать собственное мнение и доводить его до менеджмента, обмениваться мнениями и вести дискуссию. Менеджмент при этом должен принимать во внимание позицию работников. 2.Косвенное участие. Для этой формы участия характерно информирование и консультирование через представителей работников, например профсоюзные организации, рабочие советы, представителей в дисциплинарных комиссиях, в рабочих группах.

Право на участие работников в управлении определяется рядом обязательных решений на общеевропейском уровне. (Directives in the decision of the European Court of Justice in Commission of the European Communities v. United Kingdom Cases C-382/92 and C-383/92, [1994] (interpreting Council Directive 75/129 of 17 February 1975, on the approximation of the laws of the Member States relating to collective dismissals, and Council Directive 77/187 of 14 February 1977).

3.Коллективные договора(collective bargaining). Эта форма участия предполагает заключение и реализация коллективных трудовых договоров между предпринимателями (их объединениями) и профсоюзами. Договора могут заключаться на уровне отдельных предприятий или в отдельных секторах экономики. Содержанием этих договоров в обязательном порядке является: место работы, название и характер работы, размер и порядок выплаты вознаграждений, сроки работы и продолжительность рабочего времени.

Юридическим основанием введения данной формы участия является право работников на создание профессиональных союзов, которые защищают их интересы и право на заключение коллективных договоров. (The Community Charter of the Fundamental Social Rights of Workers 1989, Article 11. Article 28 of the Charter of Fundamental Rights of the European Union of December 2000 (‘Right of Collective Bargaining and Action’).

4.Финансовое участие. При данной форме участия в управлении работники получают право на участие в прибылях или капитале предприятий. Это позволяет им принимать участие в управлении предприятием на равных правах с менеджерами и собственниками.

1.2Проблемы создания Европейской социальной модели в странах Балтии

Европейская социальная модель не возникает сама по себе в результате стихийного действия рыночных сил. Она есть результат напряженной, длительной целенаправленной работы всех социальных партнеров – работодателей объединенных в ассоциации, работников, объединенных в профсоюзы, а также государства, создающего специальные институты для участия в социальном диалоге, устанавливающем его законодательные рамки. Страны Балтии вступили в Европейский союз в 2004 г., когда в Европе уже давно действовала своя социальная модель. Поэтому для того, чтобы стать полноправными участниками этого союза, выполнять обязательства и получить выгоды от участия в нем этим странам еще только предстоит построить у себя адекватную социальную модель. В настоящий момент говорить о ее существовании еще нельзя.

Так, по данным ряда исследований реальный уровень охваченности профсоюзным движением на момент вступления в Европейский союз составлял в Латвии только 9%, в Эстонии 8% и в Литве 7% от общей численности занятого населения. На таком же уровне находилась и вовлеченность работодателей в их союзы. Уровень вовлеченности в социальный диалог в странах Балтии был в несколько раз ниже, чем в «старых» европейских странах.

Как следствие всего этого, социальные партнеры не могли внести свой вклад в реализацию Лиссабонской стратегии, нацеленной на сбалансированное развитие экономики и социальной сферы, создавать новые рабочие места. Социальный диалог между партерами в частном секторе не развивался. В государственном секторе он сводился к периодическому обсуждению государством вопросов с профсоюзами о повышении заработной платы врачам, учителям, полицейским, пожарным и предупреждения забастовок, которые грозили большими экономическими и социальными потерями.

Решать сложившиеся проблемы помогал только быстрый экономический рост, предоставлявший и государству и частным компаниям ресурсы для увеличения доходов занятых у них работников.

Благополучной ситуация была только в отдельных секторах экономики, которые характеризовались относительно высоким уровнем охвата работников профсоюзным движением и организованностью предпринимателей.

В частности, относительно хорошо развивался диалог на предприятиях железнодорожного сектора Балтийских стран. В Латвии в профсоюзы было вовлечено 82% железнодорожных работников, существовал постоянный двухсторонний и трехсторонний социальный диалог на отраслевом уровне. В Эстонии и Литве профсоюзы также охватывали почти четырех пятых работников, в первой существовал двухсторонний, а во второй трехсторонний социальный диалог. Все это позволяло обеспечивать участие работников в управлении предприятий железнодорожного сектора в той или иной форме. В Латвии и Литве по итогам года работники смогли получить существенные доплаты из заработанной предприятием прибыли, что можно оценить как стихийно сложившиеся формы их участия в финансовых результатах деятельности предприятий.

Однако даже в этих, относительно благополучных отраслях народного хозяйства развивались только наиболее простые формы участия работников в управлении предприятием. Применение систем финансового участия работников, которое имело место в 90-х годах не получило распространения.
1.3.Опыт внедрения элементов финансового участия работников в странах Балтии вне рамок Европейской социальной модели

В начале 90-е годы прошлого столетия, в странах Балтии существовала проблема формирования эффективного собственника. Она решалась посредством передачи основной части государственного имущества в частную собственность населению через приватизационные сертификаты, которые начислялись всем жителям в зависимости от стажа и места их работы, гражданства, наличия в прошлом собственности, понесенных экономических потерь от прошлых властей и т.д. За приватизационные сертификаты можно было приобрести квартиры, землю, недвижимость на приватизационных конкурсах, а также акции различных приватизируемых предприятий. В том числе, можно было приобрести акции предприятий, на которых на момент приватизации, или раньше, работали работники. Это была разновидность рабочих акций. Могли работники также приобрести простые акции предприятий на льготных началах за деньги, либо даже безвозмездно в качестве компенсации за отработанные на предприятии года.

Следует отметить, что на всех предприятиях оставшихся в государственной или муниципальной собственности ни акции работников, ни обыкновенные акции среди работников не распространялись, и они опыта финансового участия в результатах деятельности предприятий не имели. Не были вовлечены в системы финансового участия и работники, занятые на малых и средних частных предприятиях, которые создавались новыми собственниками.

В течение несколько лет после начала приватизации государственных предприятий и распределения акций между работниками произошел быстрый процесс концентрации акций работников в руках менеджмента предприятий. Отчасти, работники избавлялись от своих акций потому, что менеджмент длительное время не выплачивал по ним дивидендов, направляя всю прибыль на накопление или даже выводя ее за пределы предприятия. Не были заинтересованы предприниматели и в закреплении работников на предприятии, в повышении производительности их труда, поскольку в транзитном обществе был высокий уровень безработицы. Сами работники не имели опыта управления полученными ценными бумагами и предприятиями, не были организованы в профсоюзы, которые бы могли защищать их интересы, не пользовались поддержкой государства, как полноценные собственники.

В известной степени, можно считать, что в странах Балтии была попытка в массовых масштабах ввести элементы систем участия работников в финансовых результатах деятельности предприятия, которая из-за отсутствия поддержки государства и отсутствия целенаправленных действий социальных партнеров оказалась неудачной. Иными словами, неудача была обусловлена тем, что системы финансового участия внедрялась вне контекста развития социального диалога и вне попытки создать новую модель социальных отношений.

Тем не менее, внедрение системы финансового участия в рассматриваемый период позволило успешно решить проблему распределения государственного имущества и создания эффективного собственника. Социальное напряжение, связанное с массовым перераспределением собственности не вышло за приемлемые рамки, то есть была найдена, пусть ограниченная и неполная, форма ведения социального диалога.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Институт Европейских Исследований Латвийский профсоюз железнодорожников и работников отрасли транспорта Профсоюз железнодорожников Литвы iconА. И. Кукушкин отраслевое тарифное соглашение по межотраслевому промышленному...
Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (далее профсоюз) в соответствии с его Уставом
Институт Европейских Исследований Латвийский профсоюз железнодорожников и работников отрасли транспорта Профсоюз железнодорожников Литвы iconТема урока «Профсоюз – это мы»
...
Институт Европейских Исследований Латвийский профсоюз железнодорожников и работников отрасли транспорта Профсоюз железнодорожников Литвы iconПрофсоюз тебя защитит!
Издавна наемные работники объединялись в профессиональные союзы, чтобы заявить и отстоять свои интересы, защитить себя от намерений...
Институт Европейских Исследований Латвийский профсоюз железнодорожников и работников отрасли транспорта Профсоюз железнодорожников Литвы iconВыступление заместителя председателя Республиканского Комитета Белорусского...
Трудно переоценить роль мкпж в деле укрепления солидарности между профсоюзами железнодорожников
Институт Европейских Исследований Латвийский профсоюз железнодорожников и работников отрасли транспорта Профсоюз железнодорожников Литвы iconНа I международном молодежном форуме профсоюзов железнодорожников
Доклад председателя райпрофсожа Брестского отделения Белорусской ж д., председателя комиссии по работе с молодёжью Белорусского профсоюза...
Институт Европейских Исследований Латвийский профсоюз железнодорожников и работников отрасли транспорта Профсоюз железнодорожников Литвы iconДоклад председателя профсоюза железнодорожников Республики Казахстан Б. Е. Шубина
О влиянии реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на деятельность профсоюза отрасли
Институт Европейских Исследований Латвийский профсоюз железнодорожников и работников отрасли транспорта Профсоюз железнодорожников Литвы iconВ отраслевое тарифное соглашение по федеральному железнодорожному транспорту на 2001 2003 годы
Министерство путей сообщения Российской Федерации, Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей договорились внести...
Институт Европейских Исследований Латвийский профсоюз железнодорожников и работников отрасли транспорта Профсоюз железнодорожников Литвы iconЧто такое профсоюз?
Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду...
Институт Европейских Исследований Латвийский профсоюз железнодорожников и работников отрасли транспорта Профсоюз железнодорожников Литвы iconЛёвина Б. А. на I международном молодежном форуме профсоюзов железнодорожников
«Современные подходы к подготовке специалистов транспорта на пространстве снг»
Институт Европейских Исследований Латвийский профсоюз железнодорожников и работников отрасли транспорта Профсоюз железнодорожников Литвы iconОпыт работы профсоюза железнодорожников и транспортных строителей...
Выступление заместителя председателя профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины Лесько В. С

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница