2007 – 11 – 11. Смыслы и цели практики. Ограничения человеческого существования




Скачать 257.88 Kb.
Название2007 – 11 – 11. Смыслы и цели практики. Ограничения человеческого существования
страница1/3
Дата публикации10.08.2013
Размер257.88 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Философия > Документы
  1   2   3
2007 – 11 – 11.
Смыслы и цели практики. Ограничения человеческого существования.
Прежде чем мы приступим к практике семинара, можно поговорить о смыслах и целях практики. На самом деле осмысление практики в садханах Джняна-йоги является самым главным звеном в процессе духовной практики.

Сейчас очень многие люди занимаются духовными практиками, практикуют йогу. Но если мы реально посмотрим, что они получают от йоги или какие цели они ставят, мы увидим, что мир в очередной раз успешно заблудился. Вроде бы философия нью-эйдж это как некое духовное возрождение на западе, когда восток соединяется с западом. Очень многие люди выполняют духовные практики, применяют различные методы и есть множество литературы. Но когда начнешь глубже смотреть, то испытываешь большое разочарование, потому что во всем этом нет глубины. Такое впечатление, что запад взял для себя какую-то удобную, понятную и приемлемую часть от духовной жизни, придал немного гламура, сделал хорошим товаром – и все это называется йогой и духовной жизнью. Во всем этом нет подлинного духа трансформации, как-то все поверхностно, и как бы наступает такая потеря себя в методе у духовного искателя, который пытается таким образом практиковать.

Недавно человек задает вопрос: «Мне нравится йога, в особенности – вот такая пранаяма. Не могли бы рассказать?» Я спрашиваю: «А зачем вам это все?» «Ну, как? Пранаяма ведь дает чувство бодрости и энергию». Я говорю: «И все? И ради этого стоить заниматься? Вы можете выпить биодобавку, то же самое будет. Какой смысл в этом? Тот смысл, который в пранаяму закладывал Горакшанатх или махасиддхи и смысл, который вы закладываете – это два разных смысла. У вас нет определенности в целях, в смыслах этого. А если нет определенности в смыслах и целях, то – то, что вы хотите делать – это все равно, что вы берете микроскоп и пытаетесь забивать им гвозди. Конечно, вы можете забить гвозди, но предназначение микроскопа совершенно другое».

Часто, когда мы видим, что духовная практика ведется без такого понимания, без связи с Линией Передачи, то, скорее всего, она напоминает такую ситуацию: как будто человек или множество людей сели в поезд, и они обсуждают интерьер вагона, пейзажи, которые видны из вагона, но не очень понимают, куда они едут, и зачем они вообще в него сели. Это есть неопределенность со смыслами и целями.

И своей задачей я, в первую очередь, считаю – прояснение смыслов, ценностей, целей и необходимых действий, а затем уже передачи методов.

Традиционно в Учении это называется соотношение мудрости и методов. Современные европейские люди, к которым мы тоже себя относим, очень любят методы, ноу-хау, технология. Причем, чем лучше метод, чем быстрее и эффективнее технология, тем он популярнее. Мало людей, которые подлинно проясняют для себя принцип мудрости. Очевидно, такой наш менталитет, наш склад ума – мы хотим все быстро, эффективно, быстрый результат и быстро это приспособить для своих нужд. Но в корни как-то мы не особо любим заглядывать.

Принцип Учения предполагает, что метод и мудрость – они всегда находятся в определенном взаимоотношении. В каком взаимоотношении? Метод подчинен принципу мудрости. Именно нехватка мудрости не позволяет людям запада по-настоящему воспользоваться величайшими духовными ценностями восточной философии, восточных учений, учений восточных святых. Поскольку мудрость требует не только освоения метода и применение в жизни для успеха, процветания и чтобы была гармония. Мудрость требует изменения ценностей, смыслов, целей. Причем под мудростью, под изменением смыслов и целей мы подразумеваем – не обратиться в восточную культуру. Под мудростью, скорее, подразумевается раскрытие более глубокого сознания и понимание по-настоящему, какова же была цель святых, которые практиковали учение йоги. Изменение самоидентификации – это есть подлинные смыслы и ценности в духовной жизни. И в основном прояснение духовной жизни связано с Джняна-йогой. Джняна-йога является основой. В контексте Учения это называется воззрение.

Обычно когда мы говорим об Учении, то в Учении есть основа, путь и плод, т.е. то, на чем мы основываем, можно сказать – философия или наши заданные глобальные смыслы; путь – это то, куда мы стремимся и плод – это то, что мы получаем в конце, в результате.

Сам путь подразделяется на воззрение, медитацию и поведение. Смыслы, ценности и цели – они связаны с основой и с воззрением. К примеру, если у нас зарождаются новые смыслы, то на основе новых смыслов зарождаются и новые ценности, это ведь естественно. А если возникают новые ценности, то мы пересматриваем свои цели и мы ставим новые цели. А если мы поставили новые цели, то логично, что мы будем предпринимать действия, чтобы их получить.

Такое впечатление, что современная человеческая цивилизация серьезно заблудилась. При всем техническом, материальном превосходстве перед восточной цивилизацией в____ ценностном, смысловом смысле она серьезно заблудилась. И она находится еще в процессе поиска своих смыслов и целей. Эти цели и смыслы еще для нее не раскрыты.

Бхагаван Шри Раджниш как-то рассказывал одну историю про богатого предпринимателя, который заехал на одно из ранчо и немного потерял ориентацию. И он, выйдя из машины, спросил местного подростка: «Я правильно еду в этот штат?» Подросток говорит: «Я не знаю». Тогда он спросил: «А до такого-то города далеко?» Подросток говорит: «Я тоже не знаю». Предприниматель, уже раздраженный, говорит: «Что-то ты не особо много чего знаешь, живешь здесь в этой глуши». Мальчик говорит: «Да, зато я не заблудился».

Западная цивилизация при всем ее технологическом превосходстве, интеллектуальном превосходстве, тем не менее, не может похвастаться тем, что она не заблудилась. Я скажу так – еще как заблудилась. Заблудилась фундаментально, заблудилась коренным образом, заблудилась глубоко – в плане смыслов, ценностей и целей. Европейский просвещенный гуманизм – это попытка западной цивилизации немного приблизиться и выйти из этого состояния заблуждения. Но эта попытка совершенно недостаточная.

Итак, смыслы и цели, которые предоставляет нам Адвайта-Веданта, совершенно радикальны, и они совершенно запредельны. И прежде чем мы их освоим, и будем предпринимать какие-то действия, методы, очень важно прояснить эти смыслы и цели. В противном случае, если мы не проясним смыслы и цели, духовная практика будет представлять для нас собой смесь экзотики с какой-то прагматикой: мы читаем мантры, делаем какие-то методы и что-то от этого получаем. Но подлинный дух трансформации также будет упущен.

Именно поэтому очень важен принцип передачи, самайи – связи с духовным учителем. Поскольку во все эти методы вносится, одухотворятся определенный смысл и определенная ценность.

К примеру, смысл Адвайта-Веданты, т.е. воззрение Адвайта-Веданты таково: мир – это порождение разума, мир иллюзорен с самого начала, так же, как иллюзорна и наша жизнь. Миры, в которых живут живые существа, создаются их видением. И мир, в котором мы живем – это наше затуманенное кармическое видение. Это очень радикальные смыслы.

Это все равно, как бы вам сказали: «Ты живешь в матрице, пойми, все это нереально. Ты заблуждаешься. Ты считаешь себя собой, свое окружение реальностью, ставишь, имеешь цели и смыслы, а это все совершенно не то. Ты совершенно не понимаешь природы реальности». Это очень радикальные смыслы. И подобно тому, как герой фильма «Матрица» пережил колоссальное, шокирующее изменение видения мира и изменил свою жизнь, таким же образом, когда мы сталкиваемся с целями, ценностями и смыслами Адвайта-Веданты, это всегда колоссальный духовный переворот, это всегда психологическая революция.

Делаешь ты асаны или не делаешь, делаешь ты джала-нети или не делаешь, это не так важно. Можно пребывать в спящем состоянии и делать асаны, делать пранаямы, но пребывать в неведении. А можно глубоко постичь смыслы и ценности Адвайта-Веданты. Для того чтобы постичь смыслы, ценности Адвайта-Веданты, обычно мы рекомендуем коренные тексты Учения: «Йога Васиштха», «Трипура Рахасья». Им следует посвятить очень много времени, следует фундаментально ими заняться. Поскольку выработка новых целей и смыслов – это выработка нового вектора жизни, принципиально нового вектора.

Итак, если мы немного проникаем в смыслы Адвайта-Веданты, то воззрение на мир совершенно меняется. Мы понимаем, если смыслы учения святых так совершенно глубоки и запредельны, то соответственно нужно вырабатывать новые ценности. Ведь ценности вырабатываются на основе смыслов, не так ли? Сначала мы проникаем в некие смыслы, а затем их интерпретируем или осмысливаем для себя и вырабатываем новые ценности. И тогда у нас появляются новые ценности. К примеру, для нас становится очень ценным обретение свободы, освобождение от сансары. Так же, как для героя «Матрицы» – Нео, было большой ценностью освободиться от матрицы. Это стало для него навязчивой идеей, стало чем-то зудящим постоянно, которое его и заставляло искать. Таким же образом и для нас большой ценностью является обретение свободы (мокши), обретение освобождения. Это такая ценность, которая превосходит национальные, культурные, семейные, личностно-эгоистичные, общественные, социальные ценности. Именно поскольку ценность – обретение свободы – это нечто совершенно глобальное и совершенно запредельное. Для нас является большой ценностью очищение своего ума, своего потока сознания от того неведения, от заблуждений. Это становится для нас большой ценностью, гораздо большей, чем поиск работы, материальное обогащение, установление гармоничных взаимоотношений с партнером и т.д. Традиционно в йоге это называется мумукша – страстное стремление к освобождению. Такое страстное стремление к освобождению появляется тогда, когда мы четко определились со смыслами сансары, со смыслом нашей жизни и выработали новые ценности. И когда такие новые ценности выработаны на самых высших уровнях сознания, вот там, в высших контурах психики происходит переосмысление своей жизни, своего смысла жизни, своего места в мире, своих ценностей и своих взаимоотношений. И то, что не соответствует или не помогает этим ценностям, оно само отпадает или напротив, появляются новые ценности и смыслы. И когда мы переосмыслили и выработали такие новые ценности, то у нас появляются конкретные цели, определенные, вполне конкретные цели. Какие? Например, мы четко стремимся обрести реализацию через медитацию, самадхи, т.е. целью медитации является определенное достижение медитативной поглощенности, самадхи или дхьяна. Мы ставим конкретные цели: «В медитации я постараюсь обрести первую дхьяну или вторую дхьяну, или третью, или четвертую». В конечном счете, добраться до самадхи. Или у нас есть цель: «Я стремлюсь освободиться от эгоизма и обрести состояние чистого видения, единого вкуса, Божественной Гордости, пространственного сознания Аур Локи, испытать знаки реализации». Или мы ставим цель: «Я стремлюсь реализовать знаки Кундалини-йоги, «пять признаков дня», «пять признаков ночи», признаки вхождения праны в центральный канал, пробуждение центрального канала, нектар, активизацию чакр, все тонкости Кундалини-йоги» и т.д. Или: «Я стремлюсь реализовать знаки присутствия, созерцательного присутствия согласно Учению о шестнадцати кала. Я стремлюсь реализовать восьмую ступень – стадию «рождения», которая соответствует дзэнскому сатори. А для этого я тщательно работаю с санкальпой, выполняю различные методы». Это конкретные цели, которые мы ставим. Коль глобальная цель – освобождение, обретение свободы, то мы можем интегрировать в эти глобальные цели методы и конкретно работать с этими методами. То есть мы знаем, для чего мы применяем эти методы, каковы знаки реализации и что нам предстоит в процессе их практики. Или у нас есть конкретная цель – реализовать знаки Йоги Сновидений.

Каковы же более глобальные цели духовной практики? Если перевести с санскрита все те высокие истины на наш язык, то глобальные цели духовной практики – обрести Богореализацию, стать богочеловеком, божеством, Абсолютом.

Сейчас мы находимся в состоянии отнюдь не Богореализации. Можно сказать, что вся реализация, которой мы обладаем, это реализация нашей кармы и ограниченного человеческого состояния. Когда мы обрели ценность освобождения от сансары и обретения абсолютной свободы, то это означает Богореализацию, обретение в себе Абсолютного Сознания – стать сначала богочеловеком, затем божеством, а затем и самим Абсолютом, Парабрахманом. Отойти от ложной концепции «Я есть это тело» – «Ахам Дэхасми» и придти к недвойственной реализации – «Ахам Брахмасми», «Я Есмь Абсолют» или «Брахма Ахам Бхава», непосредственное переживание полной тождественности Абсолюта.

Каковы еще смыслы и цели? С помощью своей духовной практики изменить свою судьбу, потому что судьба, дайва – это следствие кармы, это прарабдха-карма, которая разворачивается в нынешнем воплощении. И, так или иначе, все мы являемся людьми, несмотря на то, что наши судьбы разные, но вообще-то судьба у нас одинаковая. Какая? Она не завидная – старение, страдания, болезни, смерть и новые перерождения.

На самом деле человеческое существование – это ограниченное существование. Быть человеком, ограниченным плотью и кровью, с точки зрения богов – это совершенно невысокое состояние, не завидное, поскольку мир людей – это мир ограничений. Это подобно тому, как вы попали в тюрьму, и целью того, кто находится в тюрьме, является освобождение. Надо выйти из тюрьмы, покинуть тюрьму сансары.

Именно поэтому мы стремимся освободиться от сансары, освободиться от ограничений, от цепей сансары, изменить свою судьбу.

Именно поэтому с помощью духовной практики мы стремимся выработать в себе новые качества, построить новую жизнь, создать нового себя.

Создание нового себя на санскрите имеет различную терминологию – освобождение (мокша), реализация светового тела (Джняна-дэха), переход в измерение мандалы. Но мне кажется прежде, чем изучать сложную терминологию санскрита и теорию, следует где-то глубоко внутри себя очень просто на своем языке решить: «Да, я буду строить новую жизнь». Именно в этом духовная практика. «Я буду стремиться – активно создавать что-то новое в себе, вырабатывать новые качества и, возможно, это потребует от меня отнюдь не дилетантского подхода, не любительского подхода, оно потребует абсолютно тотального участия в этом. Оно потребует очень серьезного, профессионального подхода. Оно потребует вырабатывать во мне новые качества, отказываться от старых привычек и, возможно, радикально менять образ жизни.

К сожалению, люди пытаются интегрировать свою жизнь с духовной практикой недостаточно глубоко. Когда духовная практика становится частью жизни, чем-то, что просто привносится в нее, скорее всего, такая духовная практика не приносит ожидаемых результатов. Но когда мы собираемся построить новую жизнь и изменить свою судьбу с помощью духовной практики, вот только тогда по-настоящему возможно достижение глубины, возможно получение истинных знаков реализации.

Итак, глубинные смыслы и цели – избавиться от ограничений кармы, от ограничений рождений и смертей. Избавление от ограничений кармы, рождений и смертей приходит на высокой стадии духовной практики, когда мы становимся по-настоящему профессионалами, мастерами в духовной жизни. Ни путешествия по экзотическим местам Индии (духовный туризм), ни поверхностная практика, ни разговоры о практике не избавят от рождений и смертей.

От рождений и смертей избавляет подлинное мастерство в садхане и практика, которая выходит на высочайший духовный уровень. Святость – вот что избавляет от рождений и смертей. Как бы то ни было, мы можем обрести эту святость, но мы можем ее не обрести. Все это зависит от того, какие мы усилия прилагаем. Обретение нашей святости не зависит от милости богов или еще кого-либо. Оно в первую очередь зависит от наших собственных усилий.

Итак, подлинными смыслами и целями является расстаться с миром сансары и перейти в измерение чистого видения, в измерение освобождения. Это очень многомерное и сложное понятие.

Я читал, один тибетский крестьянин был помощником, прислуживал учителю, когда он давал посвящения, передачи, лекции читал ученикам. Он часто слышал, что надо освободиться от сансары. Обычно он видел, что некоторые, принимающие обеты монашества, надевали оранжевую одежду. И он часто так слышал в лекциях, все, что он запомнил: «надо освободиться от сансары, надо покинуть сансару». И как-то он пришел и сказал своим друзьям и родственникам: «Я решил покинуть сансару». Они спросили: «А как же ты это будешь делать?» «Ну, как? Я надену оранжевое платье, и я покину сансару. Я надену другие штаны».
  1   2   3

Похожие:

2007 – 11 – 11. Смыслы и цели практики. Ограничения человеческого существования iconПлод учения. Ограничения человеческого существования. 16 ступеней в Лайя йоге
Таким образом, мы должны размышлять, что же мы хотим с помощью учения Лайя-йоги, какие мы цели ставим, и какие будут результаты?
2007 – 11 – 11. Смыслы и цели практики. Ограничения человеческого существования iconПрояснить смыслы и цели жизни
У них одна голова, две руки, две ноги. Они выглядят одинаково, но внутри они очень отличаются, потому что люди идут свои путем, а...
2007 – 11 – 11. Смыслы и цели практики. Ограничения человеческого существования iconОтчет по итогам производственной практики студента 4 курса отделения международный менеджмент
Формирование человеческого капитала — основное звено практики корпоративного управления в организации. Можно сказать, что именно...
2007 – 11 – 11. Смыслы и цели практики. Ограничения человеческого существования iconТехнико-экономическое обоснование
Цели, критерии, функции, задачи и ограничения по созданию ит цели, задачи и ограничения по созданию ит
2007 – 11 – 11. Смыслы и цели практики. Ограничения человеческого существования iconПрограмма практики направления 030300. 62 «психология» Педагогическая...
«Психология» Современной Гуманитарной Академии педагогической практики в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
2007 – 11 – 11. Смыслы и цели практики. Ограничения человеческого существования iconЧехия Ограничения на движение, 2007 Постоянные ограничения
Тип атс: Грузовые автомобили и сочлененные автотранспортные средства максимально допустимым весом более 7,5 т
2007 – 11 – 11. Смыслы и цели практики. Ограничения человеческого существования iconИрина Соболева Институт экономики ран ожидаемые заработки как измеритель...
В докладе исследуется подход к измерению человеческого капитала через оценку суммарных ожидаемых заработков его обладателей, обсуждаются...
2007 – 11 – 11. Смыслы и цели практики. Ограничения человеческого существования iconСамоанализ деятельности по итогам преддипломной педагогической практики
Какие цели и задачи были определены Вами на период практики (с учетом предыдущих итогов практики)?
2007 – 11 – 11. Смыслы и цели практики. Ограничения человеческого существования iconСловения Ограничения на движение, 2007 Автотранспортные средства,...
Автотранспортные средства, на которые распространяются ограничения: Грузовые автомобили и сочлененные автотранспортные средства с...
2007 – 11 – 11. Смыслы и цели практики. Ограничения человеческого существования iconСмыслы, ценности и цели. Люди, садху, джняни, сиддхи
На основании смыслов, ценностей мы ставим цели, на основании целей мы предпринимаем действия. Наши действия обусловлены нашими целями...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница