Вопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии. Необходимость изучения философии




НазваниеВопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии. Необходимость изучения философии
страница1/10
Дата публикации17.07.2013
Размер1.22 Mb.
ТипВопросы к экзамену
skachate.ru > Философия > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Идея и начало данного ресурса положена Mirilven.

Доработано и приведено в сей вид by Ded.

[а дальше компилировал verstrum]

Ответы на некоторые вопросы найдены благодаря Zhulik, Dashulia и др.

Пользуйтесь на здоровье.

[Лучше всего идет с конспектом лекций.]

[

Внимание,

14 – скан лекции, комментарий. Почти всегда – только совр. подход. Спрашивает его по-разному.

25й . Уточнить.

На 19й мало. забил. Я выбрал Ницше

29й – только в лекциях. Спрашивает его по-разному. Уточните
verstrum]


Миронов Андрей Витальевич,
кандидат философских наук, доцент.


Вопросы к экзамену по философии для факультета ВМК МГУ.


1. Предмет философии. Необходимость изучения философии.
2. Натурфилософия античности: Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп и Демокрит.
3. Философия бытия: Парменид и Зенон. Апории Зенона. Связь апорий с антиномиями чистого разума, и с развитием естествознания XIX-XXI вв.
4. Движение софистов. Протагор.
5. Скептицизм в Античности. Пиррон, причины воздержания от суждений.
6. Сократ и Платон. Майевтика (метод философствования как повивальное искусство). Происхождение знания: Метемпсихоз (переселение души), Миф о колеснице. Осуждение и смерть Сократа.
7. Платон: Идеальное государство. Критика представлений Платона Аристотелем, с современных позиций.
8. Платон: Теория Эйдосов. Миф о пещере.
9. Аристотель: Основатель естествознания. Критика теории Эйдосов. Учение о форме и материи.
10. Аристотель: Критика социальной философии Платона. Правильные типы государственных устройств. Теория среднего класса.
11. Римский стоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

12. Бл. Августин. Концепция времени. Проблема понимания текстов.
13. Философия Средних веков. Доказательства бытия Бога Ансельмом Кентерберийским (д'Аоста).
14. Решения проблемы соотношения разума и веры в Средние века, Новое время. Современная тенденция.
15. Фома Аквинский: пять доказательств бытия Бога.
16. Философия эмпиризма: Ф.Бэкон. Теория идолов.
17. Философия рационализма: Р.Декарт. Правила метода.
18. Социальная философия: Т.Гоббса или Дж. Локка.
19. Философия А.Шопенгауэра, Ф.Ницше. (один философ по выбору студента).
20. Философия французского Просвещения: Вольтер, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье. (Один философ по выбору студента).
21. Философия Ж.Ж.Руссо: Общественный договор; Влияние искусств и наук на нравы; Высказывания о России. (один вариант по выбору студента).
22. Немецкая классическая философия. Г.-Ф.-В. Гегель (диалектика). И.-Г. Фихте (основные положения философии; Замкнутое торговое государство. (один вариант по выбору студента)). (Один философ по выбору студента).
23. Немецкая классическая философия. И.Кант: априорные формы чувствования, антиномии чистого разума, категорический императив.
24. Философия еп. Дж. Беркли, философский агностицизм Д. Юма. (Один философ по выбору студента).
25. Социальная и политическая философия К.Маркса и Ф.Энгельса.

26. Основные принципы медико-философского подхода. Психоанализ З.Фрейда. Социальная философия Э. Фромма. (Один философ по выбору студента).
27. Русская философия: В Спор славянофилов и западников. С.Соловьев, Н.Бердяев, о.П.Флоренский. И.Л.Солоневич, А.В. Белинков. (Один философ по выбору студента).
28. Русская философия: Первое философическое письмо П.Я.Чаадаева. Н.Я. Данилевский: теория культурно-исторических типов. (Один философ по выбору
студента).

29.  Стандартная (классическая) модель развития науки.
30. Модель развития науки Т.С.Куна. Роль парадигм в развитии научного знания.
31. Научно-исследовательские программы И.Лакатоса. Реальное поведение ученых (социология науки).
32. Принцип верификации и критерий фальсификации. Демаркация научного ненаучного знания.
2005-2006гг



  1. Предмет философии. Необходимость изучения философии.


Необходимость

^ Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Это не так. Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир. Развивается ли он по определенным законам. Кто или что определяет эти законы. Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом. Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен ли человек или бессмертен. Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно. Каковы познавательные возможности человека. Эти и другие проблемы решает философия и решает их с целью помощь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышлений, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Способности к разумному мышлению надо обучаться, при этом лучшая школа разумного мышления - усвоение высших достижений философской культуры. Человек, вообще говоря, может воспринимать окружающий мир и самого себя, довольствуясь представлениями обыденного здравого смысла, который скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. При этом, однако, его воззрения и действия не будут самостоятельными - как бы он ни обманывался на сей счет, он всегда будет находиться во власти расхожих мнений и стереотипов. Этого не достаточно для того, чтобы выработать самостоятельную жизненную позицию, чтобы обосновать свои идеалы и ценности. Путь разумного мышления, путь философии - непростой путь, ибо он ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному здравому смыслу. Изучение философии - это школа, которая позволяет воспитывать культуру разумного мышления: умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенно от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит - видеть ее в изменении и развитие.

Философия - это тип рационального и критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой. Богатство связей и отношений человека с миром обуславливает разнообразие философских учений, из которых складывается философия как особая форма сознания, "духовная квинтэссенция" человеческой культуры. Философия оказывает влияние на ход человеческой истории через отдельного человека и социальные институты. Сегодня философия сама представляет собой специфический социальный институт. Как таковая она имеет инфраструктуру - книги, журналы, конференции, исследовательские и образовательные организации. В 20-м веке дистанция между философией и жизнью стала короче. Современная философия уже привычно воспринимается как форма жизни, а не только как особая форма эрудированного сознания, профессиональных занятий. Современная философия является мировоззренческим ядром культуры 20-го века, в том числе естественных, общественных и гуманитарных наук. Усвоение современной физики и экономики, политологии и дизайна предполагает знание их философского подтекста. Знание этого подтекста - условие приобщения к ценностям современной философской культуры. Что же на практике означает требование быть философски образованным (культурным) человеком. Это означает усвоить место и назначение философии в прошлом и настоящем, правильно понимать роль языка в науке и жизни, смысл собственного бытия, умение излагать мысли в форме, доступной для критики, знать место философии в науке и религии, стремиться к достижению взаимопонимания с другими людьми. Современная философская культура предполагает не только понимание принципов мировоззрения, овладение содержанием определенных философских учений, но и умение их проговаривать в слух, строить карьеру и жизнь в соответствии с ними.

[прослезился. пойду на филфак]
^ Предмет философии.
Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения:

мифологическое,

религиозное,

художественное,

натуралистское,

обыденное.

Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере),

а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), — имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.
^ Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир — человек».
* * *

Философия выступает в двух ипостасях:

1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и

2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.
Философия - это тип рационального и критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой.

Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения.

Что же является предметом философии? Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, причем конструирующим фактором являются индивидуальные и общественные потребности в целостной, максимально обобщенной картине мира, человека и их взаимоотношений. Предметом философии является всеобщее в системе «мир — человек». Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы — «мир» и «человек». Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами — на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.
[-------------------------]
Методологические функции философии

Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.

Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки и, участвуя в генезисе научной теории, остаются в ней, функционируют как часть, как внутренний необходимый элемент самой теории. Анализ обнаруживает, например, что:

1) классическая механика построена на логической схеме философского принципа причинности;

2) квантовая механика базируется на общекатегориальной структуре;

3) теория относительности опиралась, как на свой мировоззренческий фундамент, на философские понятия;

4) эволюционная теория в биологии (Ч. Дарвина) имела своим основанием группу мировоззренческих понятий;
[про критерии научности тоже можно почитать]


^ Философия как вид знания

Философия — наука

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям.

Итак, в двух моментах своего генезиса: на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием.

Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науки, если она отвечает определенным критериям.

Для мифологического и религиозного знания характерна вера в сверхъестественное, сверхприродное. Такая вера отсутствует в науке.
^ Критерии научности следующие:
1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхлриродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.

2) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Принцип достаточного основания гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение — справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» (Лейбниц Г. В.); судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения — критичность и рациональные принципы познания.

3) Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.

5) Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле «интерсубъективности»).
^ Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии природы), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех философских системах, имеющих соответствующую проблематику.

Из приведенных соображений можно сделать вывод о том, что философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания. Ее предметная специфика как вида научного знания — в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

Данное положение вытекает из сопоставления философии прежде всего с естественными, а не с общественными науками, а потому надо, видимо, считать, что философия в отмеченных отношениях — естественная наука, она входит (частью своей) в комплекс природоведческих дисциплин.

Вместе с тем, она и обществоведческая дисциплина. Философия изучает также и общество, а в нем — соотношение коллективного (общественного) сознания и общественного бытия, специфику социального познания и т.п. Философия тесно связана с частными общественными науками — правоведением, экономической наукой, политологией и др., обобшая под определенным углом зрения данные этих наук. Предметно-содержательное взаимопроникновение философии и обществоведческих наук позволяет считать философию также и обществоведческим знанием.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Вопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии. Необходимость изучения философии iconВопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии....
Натурфилософия античности: Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп и Демокрит
Вопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии. Необходимость изучения философии iconВопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии....
Натурфилософия античности: Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп и Демокрит
Вопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии. Необходимость изучения философии iconВопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии....
Натурфилософия античности: Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп и Демокрит
Вопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии. Необходимость изучения философии iconКандидат философских наук, доцент. Вопросы по философии для факультета...
Предмет философии. Разделы философского знания: онтология, гносеология, логика, социальная философия, этика
Вопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии. Необходимость изучения философии iconКандидат философских наук, доцент. Вопросы по философии для факультета...
Натурфилософия античности: Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп и Демокрит
Вопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии. Необходимость изучения философии icon1- предмет философии. Необходимость изучения философии
Такое отношение к миру называется мировоззрением, поэтому можно сказать, что философия – теоретически сформулированное мировоззрение....
Вопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии. Необходимость изучения философии icon1. Предмет философии. Необходимость изучения философии
Натурфилософия античности: Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп и Демокрит
Вопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии. Необходимость изучения философии iconКонтрольные вопросы по философии к экзамену (зачету) 11. 01. 2008 г. Основной вопрос философии

Вопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии. Необходимость изучения философии iconВопросы вступительного экзамена в аспирантуру
Космоцентризм древнегреческой философии. Основные черты досократовской философии и философии Сократа
Вопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии. Необходимость изучения философии iconМетодическое пособие по философии для студентов факультета заочного обучения
Методическое пособие предназначено для студентов факультета заочного обучения пгфа и содержит рекомендации по самостоятельному изучению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница