Реферат по философии на тему: Особенности русской души и Россия в понимании Н. А. Бердяева (По работе Н. А. Бердяева «Русская идея»)




Скачать 273.95 Kb.
НазваниеРеферат по философии на тему: Особенности русской души и Россия в понимании Н. А. Бердяева (По работе Н. А. Бердяева «Русская идея»)
страница1/2
Дата публикации22.02.2013
Размер273.95 Kb.
ТипРеферат
skachate.ru > Философия > Реферат
  1   2


ГОУ ВПО РГМУ Росздрава
Кафедра философии и культурологии
Итоговый реферат по философии на тему:
Особенности русской души и Россия
в понимании Н.А.Бердяева
(По работе Н.А.Бердяева «Русская идея»)

Выполнила: студентка 1 курса
Лечебного факультета
Группы 101 Б
Долматова Людмила
Ведущий преподаватель: Г. В. Моисеенко


Москва 2010-2011 учебный год

Оглавление:
Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3

Глава 1. ХIХ век и исторический анализ в понимании Н.А.Бердяева - - - - 6

Глава 2. Взгляды Н.А. Бердяева на ХХ век - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 13

Глава 3. Русская идея - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 16

Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 18

Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 19

Приложения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 20

Введение

Российская Империя в первой половине XIX века вступает в кризис абсолютизма, преобразовывается министерская система, по стране прокатываются народные волнения. Начинается русско-турецкая война, которая заканчивается в 1812 году подписанием «Бухарестского мира». В этом же году начинается война с Наполеоном, русский народ одерживает победу, но несет большие потери. Во времена царствования Николая I произошло восстание декабристов. В середине XIX века Россия переживает острейший кризис феодально-крепостнической системы. В 1861 году Александр II подписал указ об отмене крепостного права. В конце XIX века были проведены реформы в области просвещения, русской армии, политической, правовой и экономической системах общества. Александр III в начале 90-х гг. придерживался консервативным взглядам, патриархальному правлению, разделении общества на устойчивые сословия, национально-самобытное развитие. Россия начинает вступать на путь промышленного развития, отставая от Запада. Социальная структура России в начале XX века отражала уровень и характер ее экономического развития. Развитие индустрии обусловило быстрый рост буржуазии. В это же время Россия юридически и фактически сохраняла все черты абсолютизма. Император Николай II обладал самодержавной и неограниченной властью, министры осуществляли исполнительную власть. В 1904 г. начался военный конфликт с Японией, продлившийся больше года. Революция 1905-1907 гг. назревала в течение длительного времени. Основной ее причиной были противоречия в политике и экономике государства. В 1914 году начинается первая мировая война. Затем происходит февральская и октябрьская революции 1917 г.

Духовное движение, традиционно именуемое «русским религиозно-философским ренессансом», начинается на рубеже ХIХ и ХХ веков как вполне закономерное явление в истории отечественной мысли и культуры. Русская философия ХХ формируется на излете «петербургской» эпохи перед очередным и, может быть, самым драматичным разрывом в российской истории. Пояснению философских идей России Бердяев предпосылает краткую историю самой России.
Каждый период философских изысканий Бердяева можно охарактеризовать по определенному акценту, но это не исключает наличия в данном периоде построений и идей, акцент на которые сделан в другом периоде.

Н.А.Бердяев (1874-1948) написал немало книг, посвященных философским темам: «Философия свободы», «Судьба России (Опыты по психологии войны и национальности). Сборник статей 1914—1917», «Смысл истории», «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии», «Философия свободного духа (Проблематика и апология христианства)», «О назначении человека (Опыт парадоксальной этики)», «Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи)», «Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения)», «Дух и реальность (Основы богочеловеческой духовности)», «Истоки и смысл русского коммунизма», «О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии)», «Самопознание (Опыт философской автобиографии)», «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», «Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века)», «Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения» и др.
В «Русской идее» Бердяева представления суждения философа о России, русском народе, русской душе, которые неповторимы, свободны и широки. В этой работе нет строгой последовательности и терминологической точности, зато присутствуют яркая образность и аллегоричность, обилие афоризмов и исторических параллелей, контрасты и парадоксы. Русская душа, пишет он, представляет собой сочетание разнородных сущностных начал: «неисчислимого количества тезисов и антитезисов» - свободы и порабощенности, революционности и консерватизма, новаторства и инертности, предприимчивости и лени.

Главная цель данного реферата – проанализировать произведение Н. А. Бердяева «Русская идея». Мы ставим следующие задачи: рассмотреть исторические взгляды Бердяева на состояние России в XVIII – начале XX веков, выделить основные суждения о русской душе и выразить свое отношение к работе философа.

^ Глава 1. ХIХ век и исторический анализ в понимании Н.А.Бердяева

На наш взгляд, очень большая трудность лежит в определении национального типа, народной индивидуальности. Тут невозможно дать строго научного определения. Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью, и в ней всегда есть что-то непостижимое до конца, до последней глубины. Нас будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея. Тютчев сказал: «Умом России не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить»1. Бердяев сказал: «Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совме­щение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть»2. Это народ, вызывающий беспокойство народов Запада. Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосмос и потому заключает в себе противоречия, но это бывает в разной степени. По поляризованности и противоречивости русский народ можно сравнить лишь с еврейским народом. И не случайно, именно у этих народов сильное мессианское сознание. Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский. Как считал Н.А. Бердяев: «У русского народа была огромная сила стихий и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он. Не знал меры и легко впадал в крайности.

1 – Н.А.Бердяев «Самопознание. Русская идея», Москва-2009, ЭКСМО, с.437

2 – Н.А.Бердяев «Самопознание. Русская идея», Москва-2009, ЭКСМО, с.437

У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно. Не так у русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям»3. В России не было резких социальных граней, не было выраженных классов. Россия никогда не была в западном смысле страной аристократической и не стала буржуазной. Два противоположных начала легли в основу особенностей русской души: природная, языческая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность, жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость, обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие, искание Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. Но никогда русское царство не было буржуазным, и в определении характера русского народа и его призвания необходимо делать выбор, который Бердяев назвал «выбором эсхатологическим по конечной цели»4. Поэтому неизбежен также выбор века, как наиболее характеризующего русскую идею и русское призвание. Таким веком философ считал XIX век, век мысли и слова и, вместе с тем, век острого раскола, столь характерного для России, как внутреннего освобождения и напряжённых духовных и социальных исканий.

Хочется сказать, что для русской истории характерна прерывность. В противоположность мнению славянофилов, она менее всего органична. В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы. Есть Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская и Россия советская. И возможно, что будет еще новая Россия. Развитие России было катастрофическим.

3 – Н.А.Бердяев «Самопознание. Русская идея», Москва-2009, ЭКСМО, с.438

4 – Н.А.Бердяев «Самопознание. Русская идея», Москва-2009, ЭКСМО, с.439

По мнению Н.А.Бердяева, Московский период был самым плохим периодом в русской истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу, и по недоразумению его идеализировали свободолюбивые славянофилы. Лучше был киевский период и период татарского ига, особенно для церкви, и уж, конечно, был лучше и значительнее дуалистический, раскольничий петербургский период, в котором наиболее раскрылся; творческий гений русского народа. Киевская Россия не была замкнута от Запада, была восприимчивее и свободнее, чем Московское царство, в удушливой атмосфере которого угасла даже святость (менее всего святых было в этот период). Особенное значение XIX века определяется тем, что, после долгого 6езмыслия, русский народ, наконец, высказал себя в слове и мысли и сделал это в очень тяжелой атмосфере отсутствия свободы. Он говорит о внешней свободе, потому что внутренняя свобода была у нас велика.

Раскол XVII века имел для всей русской истории гораздо большее значение, чем принято думать. Русские — раскольники, это глубокая черта нашего народного характера. Консерваторам, обращенным к прошлому, XVII век представляется органическим веком русской истории, которому они хотели бы подражать. Этим грешили и славянофилы. Но это историческая иллюзия. В действительности, то был век смуты и раскола.Реформа Петра Великого была и совершенно неизбежна, подготовлена предшествующими процессами и, вместе с тем, насильственна, была революцией сверху. Россия должна была выйти из замкнутого состояния, в которое ее ввергло татарское иго и весь характер Московского царства, азиатского по стилю, и выйти в мировую ширь. Без насильственной реформы Петра, столь во многом мучительной для народа, Россия не могла бы выполнить своей миссии в мировой истории и не могла бы сказать свое слово.

Западная культура в России XVIII века была поверхностным барским заимствованием и подражанием. Самостоятельная мысль еще не пробудилась. Сначала преобладали у нас французские влияния и была усвоена поверхностная просветительная философия Этот налет оставался в известной части русского дворянства. Масонство было у нас в XVIII веке единственным духовно-общественным движением, значение его было огромно. Первые масонские ложи возникли еще в 1731—1732 гг. Лучшие русские люди были масонами. Первоначальная русская литература имела связь с масонством. Масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России, и только оно не было навязано сверху властью. Масон Новиков был главным деятелем русского просвещения XVIII века. Эта широкая просветительная деятельность внушила опасения правительству. Екатерина II относилась враждебно к мистицизму масонства. Но потом к этому присоединились политические опасения Екатерины, которая все более склонялась к реакции и даже стала националисткой. Масонские ложи были закрыты в 1783 г.

Н.А.Бердяев пишет: «Русские масоны искали истинного христианства. И трогательно видеть, как русские масоны все время хотели проверить, нет ли в масонстве чего-либо враждебного христианству и православию»5. Хочется сказать, что неудовлетворенность официальной церковностью, в которой ослабела духовность, была одной из причин возникновения мистического масонства в России. Недовольные видимым храмом, они хотели построить невидимый храм. Масонство было у нас стремлением к внутренней церкви, на видимую церковь смотрели, как на переходное состояние. В масонстве произошла формация русской культурной души, оно давало аскетическую дисциплину души, оно вырабатывало нравственный идеал личности. Православие было, конечно, более глубоким влиянием на души русских людей, но в масонстве образовывались культурные души петровской эпохи и противопоставлялись деспотизму власти и обскурантизму. «Влияние масонства подготовило у нас и пробуждение философской мысли в 30-е годы, хотя в самом масонстве оригинальных философских мыслей не было, а часть русских масонов была монархистами и противниками французской революции. Но масонов мучила социальная несправедливость, и они хотели большего социального равенства»6. ____________________________________________________________

5 – Н.А.Бердяев «Самопознание. Русская идея», Москва-2009, ЭКСМО, с.454

6 – Н.А.Бердяев «Самопознание. Русская идея», Москва-2009, ЭКСМО, с.455

Начало XIX века, Александровская эпоха, была, по мнению Бердяева, одной из самых интересных в петербургском периоде русской истории. Это была эпоха мистических течений, масонских лож, интерконфессионального христианства, Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний, Отечественной войны, декабристов, Пушкина и развития русской поэзии, эпоха русского универсализма, который имел такое определяющее значение для русской духовной культуры XIX века. Философ подчеркивает: «Тогда и формировалась русская душа XIX века, ее эмоциональная жизнь»7. Интересна была уже сама фигура русского царя Александра I, которого можно назвать русским интеллигентом на троне и мне кажется, что это привело к тому, что Александр отдал Россию во власть Аракчеева, фигуре жуткой и страшной. Романтический русский царь был вдохновителем Священного союза, который, по его идее, должен был быть союзом народов на почве христианского универсализма. Мистическое движение в эпоху Александра I было двойственно. С одной стороны, в масонских мистических ложах, окрашенных более или менее мистически, воспитывались декабристы. С другой стороны, мистическое движение принимало обскурантский характер. Необыкновенную честь русскому дворянству делает то, что в своем верхнем аристократическом слое оно создало движение декабристов, первое освободительное движение в России, открывшее революционный век». XIX век будет веком революции. Высший слой русской гвардии, наиболее культурный в то время, проявил большое бескорыстие. Многие декабристы представляли самый культурный слой русского общества. Это отчасти объясняется тем, что декабристы были военные, участвовали в войне и за ними стоял положительный факт Отечественной войны. Для последующего поколения была закрыта возможность практической общественной деятельности, и за ними стоял ужас жестоко подавленного восстания декабристов Николаем I. Была огромная разница в атмосфере эпохи Александра I и эпохи Николая I, сколько гуманности. Кроме масонских лож, Россия была покрыта тайными обществами, подготовлявшими политический переворот.

7 – Н.А.Бердяев «Самопознание. Русская идея», Москва-2009, ЭКСМО, с.456

«Одиночество молодежи 30-х годов будет более ужасно, чем одиночество поколения декабристов, и оно приведет к меланхолии. Масоны и декабристы подготовляют появление русской интеллигенции XIX»8. Русская литература этого периода будет носить моральный и скрыто-религиозный характер, более чем все литературы мира. Н.А. Бердяев дает определение русской интеллигенции: «Русская интеллигенция – есть совсем особое, лишь в России существующее, духовно-социальное образование. Интеллигенция не есть социальный класс, и ее существование создает затруднение для марксистских объяснений»9. Интеллигенция была идеалистическим классом, классом людей, целиком увлеченных идеями и готовых во имя своих идей на тюрьму, каторгу и на казнь. Интеллигенция не могла у нас жить в настоящем, она жила в будущем, а иногда в прошедшем». Интеллигенция чувствовала свободу от тяжести истории, против которой она восставала. Нужно помнить, что пробуждение русского сознания и русской мысли было восстанием против императорской России. И это верно не только относительно западников, но и относительно славянофилов. Русская интеллигенция обнаружила исключительную способность к идейным увлечениям. Русские были так увлечены Гегелем, Шеллингом, Сен-Симоном, Фурье, Фейербахом, Марксом, как никто никогда не был увлечен на их родине. Русские не скептики, они догматики, у них все приобретает религиозный характер, они плохо понимают относительное. Родоначальником русской интеллигенции был Радищев, он предвосхитил и определил ее основные черты. Когда Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» написал слова: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала», — родилась русская интеллигенция. Н.А.Бердяев считал, что «интеллигенция и народ» чисто русская тема, мало понятная Западу. Во вторую половину века интеллигенции, настроенной революционно, пришлось вести почти героическое существование, и это страшно спутало ее сознание, отвернуло ее сознание от многих сторон творческой жизни человека, сделало ее более бедной. Народ безмолвствовал и ждал часа, когда он скажет свое слово.

8 – Н.А.Бердяев «Самопознание. Русская идея», Москва-2009, ЭКСМО, с.460

9 – Н.А.Бердяев «Самопознание. Русская идея», Москва-2009, ЭКСМО, с.462

Когда этот час настал, то он оказался гонением на интеллигенцию со стороны революции, которую она почти целое столетие готовила. Поистине необыкновенна была восприимчивость и чувствительность русской интеллигенции. Русская мысль всегда будет занята преображением действительности. Русскому народу свойственно философствовать. Русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского характера — о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божье. Н.А Бердяев говорил, что германский идеализм, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель имели определяющее значение для русской мысли. Русская творческая мысль начала раскрываться в атмосфере германского идеализма и романтизма несомненное влияние. Разочарование Чаадаева в России и разочарование Герцена в Западе — основные факты для русской темы XIX века. Спор славянофилов и западников был спором о судьбе России и ее призвании в мире. Оба направления в своей исторической форме устарели и могут считаться преодоленными, но самая тема остается. Западники целиком приняли реформу Петра и будущее России видели в том, чтобы она шла западным путем. Славянофилы верили в особый тип культуры, возникающий на духовной почве православия. Славянофилы не были врагами и ненавистниками Западной Европы, как были русские националисты обскурантского типа. Они были просвещенными европейцами. Они верили в великое призвание России и русского народа, в скрытую в нем правду и пытались характеризовать некоторые оригинальные черты русского народа. Религиозная вера лежит в основе и всякой цивилизации, и всего пути истории, и философской мысли. Этим определяются и различия между Россией и Западной Европой. В первооснове России лежит православная вера, в первооснове Западной Европы лежит католическая вера. Рационализм, этот смертельный грех Запада.

Н.А.Бердяев анализировал русский анархизм. Он говорил: «Анархизм есть, главным образом, создание русских. Интересно, что анархическая идеология была по преимуществу создана высшим слоем русского дворянства»10.

10 – Н.А.Бердяев «Самопознание. Русская идея», Москва-2009, ЭКСМО, с.582

Таков главный и самый крайний анархист Бакунин, таков князь Кропоткин и религиозный анархист граф Л. Толстой. Зло и грех всякой власти русские чувствуют сильнее, чем западные люди. Но может поражать противоречие между русской анархичностью и любовью к вольности и русской покорностью государству, согласием народа служить образованию огромной империи. Возрастание государственного могущества, высасывающего все соки из народа, имело обратной стороной русскую вольницу, уход из государства, физический или духовный. Русский раскол — основное явление русской истории. На почве раскола образовались анархические течения. То же было в русском сектантстве Русская интеллигенция с конца XVIII века, с Радищева, задыхалась в самодержавной государственности и искала свободы и правды в социальной жизни. Весь XIX век интеллигенция борется с империей, исповедует безгосударственный, безвластный идеал, создает крайние формы анархической идеологии. Даже революционно-социалистическое направление, которое не было анархическим, не представляло себе, после торжества революции, взятия власти в свои руки и организации нового государства. Анархизм Кропоткина был несколько иного типа. Он менее крайний, более идиллический, он обосновывается натуралистически и предполагает очень оптимистический взгляд на природу и на человека. Кропоткин верит в естественную склонность к кооперации. Метафизическое чувство зла отсутствовало у анархистов. Анархический элемент был во всем русском народничестве. Но в русском революционном движении анархисты, в собственном смысле, играли второстепенную роль. Анархизм нужно оценивать иначе, как русское отвержение соблазна царства этого мира.

  1   2

Похожие:

Реферат по философии на тему: Особенности русской души и Россия в понимании Н. А. Бердяева (По работе Н. А. Бердяева «Русская идея») iconРеферат по историографии Тема: Работа Н. А. Бердяева "Смысл истории"
Э. Мунье, Г. Марселем, Р. Ролланом, А. Жидом. Помогал французскому Сопротивлению во время войны. В 1946 ему возвращено гражданство...
Реферат по философии на тему: Особенности русской души и Россия в понимании Н. А. Бердяева (По работе Н. А. Бердяева «Русская идея») iconФилософские позиции Н. А. Бердяева. "Философия свободы"
Исходный пункт – примат свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с...
Реферат по философии на тему: Особенности русской души и Россия в понимании Н. А. Бердяева (По работе Н. А. Бердяева «Русская идея») icon"Русская идея и новая российская государственность". Выступавшие...
Русская идея переживает сегодня второе рождение, становится культурной реальностью нашего времени. Одни считают ее философией будущего....
Реферат по философии на тему: Особенности русской души и Россия в понимании Н. А. Бердяева (По работе Н. А. Бердяева «Русская идея») iconРеферат по Истории России На тему: Русская Правда
Крупнейшими памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве но их единая...
Реферат по философии на тему: Особенности русской души и Россия в понимании Н. А. Бердяева (По работе Н. А. Бердяева «Русская идея») iconРусская идея: рубежи обороны
Это был "социализм окопный"! Но когда в тебя стреляют из всех калибров, окоп самое лучшее место. Вокруг чего же мы тогда соединились...
Реферат по философии на тему: Особенности русской души и Россия в понимании Н. А. Бердяева (По работе Н. А. Бердяева «Русская идея») iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Повторение по теме «Лексика»
На доске слова Н. Бердяева «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной...
Реферат по философии на тему: Особенности русской души и Россия в понимании Н. А. Бердяева (По работе Н. А. Бердяева «Русская идея») iconДмитровский район московская область
Первой мировой войне» я использовала следующую литературу: «История России. ХХ век» Дмитренко В. П., «Изучение боевого прошлого нашей...
Реферат по философии на тему: Особенности русской души и Россия в понимании Н. А. Бердяева (По работе Н. А. Бердяева «Русская идея») icon-
«Основы русской культуры», разработанные в рамках проекта «Русская культура в русской школе»
Реферат по философии на тему: Особенности русской души и Россия в понимании Н. А. Бердяева (По работе Н. А. Бердяева «Русская идея») iconРеферат по предмету: «сравнительный менеджмент» На тему: «Исторические...
Примерно в начале 70-х годов в зарубежной литературе по менеджменту появилось понятие "национальные особенности менеджмента", с помощью...
Реферат по философии на тему: Особенности русской души и Россия в понимании Н. А. Бердяева (По работе Н. А. Бердяева «Русская идея») iconРеферат По дисциплине: «Экономика и социология труда» На тему: «Особенности...
Рассмотрим в данной работе актуальную тему по особенностям оплаты труда работников бюджетной сферы и сделаем выводы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница