Литература профильное обучение




НазваниеЛитература профильное обучение
страница1/5
Дата публикации22.02.2013
Размер0.67 Mb.
ТипЛитература
skachate.ru > Философия > Литература
  1   2   3   4   5
~ц-~-" ~p~.-~.1. L..t ••. .%4

~_,_c.e _ " .• - А.

~.JI~~:~::2:;: : ~~~.~

.•... , .&. ""'t,z,. .~O(

- .•. '~/'-'

• 4 Z ~i:..м.--.-.- -- ~,,-

.;A';:< •• ~/ ~.P .•. ~

,.,..... >k-~_. "19 ,../........."z~~ ~-

ПРОГРММЫ

ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

~~

~~--"

, ... '---" \.

. "z~~~ ~.~ ~~

".. •• ф •...• .f

D..i"~·-~<,..,,( ~ - ••• :' -с; -,-- "i,..

~ A4I е-, ~or- .

ЛИТЕРАТУРА

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

10.-.11

КЛАССЫ

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

2-е издание, доработанное

~

Dрофа МОСКВА 2005
УДК 372.882 ББК 74.268.3 П78

Серия основана в 2004 году

Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 2-е и:щ, дораб. - М.: Дрофа, 2005. - 95, [1] с. - (Элективные курсы).

ISBN 5-7107-9401-5

в сборник программ элективных курсов по литературе включено шесть авторских программ.

В каждой программе раскрывается содержание курса, рекомендуются наиболее эффективные формы и методы его организации.

Пособие адресуется учителям-словесникам, работающим в профильных классах, а также может быть использовано для организации

внеклассной работы по литературе.

П78

ISBN 5-7107-9401-5

Предисловие

в настоящее время одной из эффективных форм про­фильного обучения являются элективные курсы. Уча­щиеся старших классов изучают базовый курс по про­филю и выбирают несколько элективных курсов. Перед учителями профильной школы неизбежно возникнет проблема выбора элективных курсов, которые могут быть предложены учащимся социально-гуманитарного, фило­логического, информационно-технологического, худо­жественно-эстетического профилей.

Изучение литературы в старшей школе на профиль­ном уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к са­мопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; фор­мирование гуманистического мировоззрения, нацио­нального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценнос­тям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ря­ду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литера­турного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читатель­ских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных произведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно- художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпре-

3

таций; написания сочинений различных типов; опреде­ления и использования необходимых источников, вклю­чая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

В данном сборнике представлены шесть программ элективных курсов по литературе.

В программах не только раскрывается содержание курса, которое предстоит изучить школьнику, но и дают­ся методические рекомендации, позволяющие, по мне­нию авторов, наиболее эффективно организовать образо­вательный процесс.

Все про граммы начинаются с пояснительной записки, в которой авторы конкретизируют цели и задачи курса, указывают, что должны узнать и чему научиться школь­ники в результате изучения элективного курса, рекомен­дуются наиболее эффективные формы и методы его организации. Дается список литературы.

Хочется верить, что представленные в сборнике про­граммы элективных курсов не только помогут учителям­словесникам, работающим в профильных классах, но и будут полезны при организации внеклассной и вне­школьной работы по литературе.

4


Программа элективного курса «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения»

(68 часов)

Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е. М Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М Антипова

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся гуманитарных классов и классов с углубленным изучением филологических дисциплин. Он может также найти применение при организации дополнительных за­нятий, ориентированных на подготовку к выпускному экзамену по литературе за курс средней школы или к вступительному экзамену в вуз. Навыки, которые пред­полагается выработать в процессе изучения курса, ока­жyтcя полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.

Основная цель курса - развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5-9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах. Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, т. е. предназначает­ся не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее время существует большое количество пособий по теории литературы для школьников и множество изданий, в которых даются примеры анализа литературных произведений. Но без системы специальных упражнений, отрабатывающих отдельные звенья филологического анализа и их соединения в целостное рассмотрение литературного произведения, переход от теории к практике

5

остается для учащихся очень сложной, часто неразрешимой за­дачей,

В ходе изучения русской литературы в средних и стар­ших классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной стороне литературного произведе­ния, на закономерностях литературного процесса и творческого пути отдельных авторов, Однако учащиеся не успевают сформировать навык самостоятельного постиже­ния глубинного смысла произведения с опорой на выявление закономерностей художественной формы, по­этому, пытаясь сформулировать свои суждения о прочи­танном, они нередко оказываются не в состоянии аргу­ментировать их на основе текста.

Курс обучения анализу литературного про изведения привлекает внимание учеников к диалектике художест­венной формы и художественного содержания и учит де­лать выводы о содержании произведения на основе вни­мательного изучения текста. При этом теория литературы и знания по русскому языку играют роль понятийного аппарата, без которого невозможно выявление законо­мерностей в художественном тексте.

Про граммы по литературе для 10-11 классов строятся на историко-литературной основе, Большой объем изу­чаемого здесь материала часто не дает учителю возмож­ности совершенствовать те навыки аналитического чте­ния, которые были получены учащимися в 5-9 классах. Поэтому самостоятельное и аргументированное отношение к произведению нередко подменяется для учеников авторитетным мнением учителя и суждениями, заимствованными из учебников и критической литературы.

Данный курс призван решить следующие задачи:

  • интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;

• систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;

• обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы

6


но и на знания о структуре текстов разных типов и о сис­теме единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.

Итак, учебный курс «Слово - образ - смысл: филоло­гический анализ литературного произведения» должен дополнить как историко-хронологическое изучение русской литературы в старших классах (поскольку позволяет перейти от обзорного изучения литературного процесса, творчества отдельных авторов и обзорного изу­чения отдельных произведений к углубленной работе с текстом), так и обобщающе-повторительный курс русского языка в 10-11 классах (поскольку позво­лит систематизировать знания по русскому языку в про­цессе наблюдения над использованием явлений языка в художественной функции).

Концептуальной основой курса является понимание содержания художественного произведения как дина­мической системы, неотъемлемой составной частью которой выступает компетенция читателя. Количество прочитанных произведений само по себе не влияет на качественное изменение читательского опыта; без анали­тических усилий, игнорируя закономерности художест­венной формы, невозможно проникнуть в содержание произведения с должной глубиной.

Основным методологическим принципом, на котором строится учебный курс, является изучение литературного произведения не только как эстетического феномена и в контексте творчества автора и литературного процесса (на чем базируется курс литературы в старших классах средней школы), но и в единстве художественной формы и содержания. Если традиционный «школьный» путь - это движение от интуитивно воспринятого содержания к поискам того, как это содержание обнаруживает себя в тексте, то в данном случае предлагается идти от анализа формы к постижению произведения как смыслового целого.

Одной из задач литературного образования действующие программы по литературе провозглашают обучение школьника анализу литературного произведения на основе понимания специфики литературы как вида искусства. Однако в сознании учащихся знания по теории литературы и читательский опыт зачастую существуют в отрыве друг от друга.
7

Уровень развития абстрактного мышления учащихся старших классов и объем накопленных ими знаний по истории и теории литературы достаточны для постановки задачи обучения анализу художественного произведения в его эстетической специфике. Однако учащимся стар­ших классов часто недостает владения филологическим метаязыком, аппаратом теоретико-литературных понятий для выражения своих суждений по поводу прочитанного. Кроме того, не знание базовых понятий теории литературы, принципов филологического анализа ил и схоластическое владение ими ведут к обеднению чита­тельского опыта, к тому, что в поле зрения читающих уче­ников оказывается лишь поверхностный слой содержа­ния литературного произведения. Неразвитость аналитических навыков препятствует и развитию читательской интуиции. Таким образом, в рамках данного учебного курса учащимся предлагается «пересмотреть» прочитан­ные в прошлом произведения под новым углом зрения, на основе обобщенных знаний по теории литературы, а также научиться самостоятельно находить глубинный уровень содержания произведения и соотносить его с ли­тературным процессом. В целом задачу курса можно определить как подготовку квалифицированного читателя, умеющего работать с художественным текстом, вести филологический поиск.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

• повторение теоретико-литературных понятий, изученных В 5-9 классах, углубление и обогащение понимания литературоведческих терминов с учетом нового объема знаний по истории русской литературы и с учетом расширенного круга чтения;

• углубленное изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;

• знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;

• выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа, с целью отработки как отдельных

8

составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте;

• обучение самостоятельному анализу литературно­художественных произведений и их фрагментов в единст­ве формы и содержания;

• обучение самостоятельной аргументированной эсте­тической оценке произведения;

• выполнение учениками устных и письменных иссле­довательских работ по отдельным аспектам литературо­ведческого анализа, а также по целостному анализу про­изведений разных типов;

• написание сочинений литературоведческого характе­ра, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произве­дений.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа определяется следующими принципами:

• выбор произведений соотнесен с требованиями феде­рального компонента государственного стандарта общего образования (полное среднее образование, профильный уровень);

• курс не ставит задачи полного повторения и целостно­го анализа всех изученных ранее литературных произведений, поэтому отбор литературного материала обусловлен необходимостью развития навыков самостоятельного анализа текста в связи с конкретными теоретико-литературными понятиями; в программу включены лишь те произведения, которые представляются наиболее «удобными» для рассмотрения тех или иных эстетических явлений; для каждого раздела программы отбираются произведения, в наибольшей степени соответствующие образовательным задачам данного раздела;

для иллюстрации теоретико-литературных понятий используются по возможности те литературные произведения, которые должны быть изучены (в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования) до 10 класса; однако в ряде случаев по необходимости привлекаются и произведения, предназначенные для изучения в 11 классе.

Структура курса определяется его целями и задачами, а также базовыми методологическими и методическими принципами. Исходя из конкретных условий, учитель

9

может изменять порядок изучаемых тем, сохраняя при этом ведущий принцип: от анализа художественной фор­мы - К анализу содержания литературного I1роизведе­ния. Задачи, которые ставятся в рамках данного курса, могут быть решены в разном объеме - в зависимости от степени подготовленности аудитории и ВОЗМОЖllOсн'1j учебного времени.

Работа по данной программе обеспечивается ­учебно-методическим комплектом, включающим учебное пособие и методическое руководство к нему. Кроме того, в программе помещен список литературы, которая по­может учителю в организации самостоятельной исследо­вательской деятельности учащихся.

Содержание элективного курса ^ ПЕРВЫЙ ЭТАП

(10 класс)

На этом этапе учащиеся должны научиться представлять литературное произведение как эстетический феномен, художественная ценность которого определяется единством формы и содержания.

Введение (l час)

Задачи и принципы филологического анализа литературного произведения. Многослойность содержания произведения. Филологический анализ как способ выявления глубинного содержания текста. Целостный анализ литературного произведения и анализ под определенным углом зрения (проблематика, сюжет, система персонажей и др.)

  1. Художественное произведение как образ (2 часа)

Главные задачи. Обобщить представления учеников о соотношении художественного произведения и объективной реальности, о художественном образе как специфической форме мышления и представления информации, О формах проявления образной природы литературного произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественная литература как вид искусства. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Художественный

10
образ. Прототип. Художественная условность. Художест­венный мир. Единство художественной формы и художе­ственного содержания. Система образов про изведения (образ персонажа, образ среды, образ пространства, обра­зы предметов). Типы отношений между образами «двой­ничество», антагонизм и т. П.).

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Сопоставление документального и художест­венного текстов на сходную тему. Сопоставление реаль­ных фактов и их изображения в художественном произве­дении. Выявление в произведении образов разных видов.

Темы для обсуждения. Описание Пугачева в «Исто­рии Пугачева» и «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Изображение Бородинской битвы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Персонажи комедии А. С. Грибоедова «Горе ОТ ума» и их прототипы. Система образов в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар». Худо­жественный мир М. Ю. Лермонтова. Художественный мир романа М .Ю.Лермонтова «Герой нашего временю>.

  1. Художественная форма (4 часа)

Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о необходимости анализа художественной формы произведения для выявления глубинного содержания художественного произведения; обобщить представления о стиле как уникальной совокупности художественных средств, определяющих образную природу произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественный стиль. Идиостиль. Метафорический характер художественного мира (пространства и времени, сюжета, образа персонажа, системы персонажей и др.). Психологизм. Художественный документализм. Гротеск. Стилизация. Пародия.

Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение своеобразия стиля данного художественного произведения и данного автора. Обнаружение общих художественных приемов в произведениях двух (нескольких) авторов. Выявление признаков стилизации, пародии в произведении. Обнаружение конкретных стилевых явлений (психологизм, гротеск, документализм и дp.) в произведении и выявление их художественной функции.

11
  1   2   3   4   5

Похожие:

Литература профильное обучение iconПеречень государственных образовательных учреждений, осуществляющих...

Литература профильное обучение iconКонцепция профильного обучения на старшей ступени общего образования
Прежде всего, следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа»
Литература профильное обучение iconПрофильное обучение в школе. Это что такое?
При этом наибольшую неудовлетворенность у опрашиваемых вызывает отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей
Литература профильное обучение iconПрофильное обучение: проблемы, поиски, решения
Педагоги города принимали самое активное участие в семинаре и выразили благодарность за предоставленную возможность познакомиться...
Литература профильное обучение iconУтверджаю
Оц «ШУ» принял участие в конкурсе культурно-образовательных инициатив Министерства образования РФ и в 2005 году получил статус Федеральной...
Литература профильное обучение icon«Использование новых педагогических технологий обучения как одно...
Слайд 2 Профильное обучение это система специализированной подготовки на старшей ступени общего образования, ориентированная на индивидуализацию...
Литература профильное обучение iconОкружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы...
Профильное обучение, осуществляемое пока как экспериментальное направление в образовании, предусматривает организацию предпрофильной...
Литература профильное обучение icon2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий)
Обучение (в работах по ии): «любое изменение в системе, приводящее к улучшению решения задачи при ее повторном предъявлении или к...
Литература профильное обучение icon2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий)
Обучение (в работах по ии): «любое изменение в системе, приводящее к улучшению решения задачи при ее повторном предъявлении или к...
Литература профильное обучение iconВведение 2
Подготовка, повышение квалификации, обучение работников в наши дни становится актуальной задачей рыночной экономики. Обучение работников...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница