1- предмет философии. Необходимость изучения философии




Название1- предмет философии. Необходимость изучения философии
страница1/4
Дата публикации01.12.2013
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
skachate.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4
-1-

Предмет философии. Необходимость изучения философии.

Определить понятие философии, по моему мнению, достаточно сложно. Согласно Философской энциклопедии философия – это форма общественного сознания, направленная на выработку целостных взглядов на мир и место в нём человека, а также следующее отсюда познавательное, целостное, эстетическое отношение к миру. Такое отношение к миру называется мировоззрением, поэтому можно сказать, что философия – теоретически сформулированное мировоззрение. Можно понимать предмет философии не только как обобщение совокупности накопленных знаний о мире – но и как искусство их анализа и осмысления.

На протяжении всей своей жизни человек сталкивается с вопросами и проблемами, которые ставит перед ним окружающая действительность. Для многих из этих вопросов ответ лежит на поверхности – его предоставляют нам органы чувств. Почему я вижу свет? А потому, что мои глаза могут его воспринимать. Но человек – такова его отличительная особенность – не огранчивается только естественным чувственным восприятием мира. Он наделен разумом – и подвергает все детали мира вокруг него рациональному познанию. Человеческий разум ставит перед человеком новые задачи. Он задает сам себе вопросы – как? почему? зачем? – и сам же ищет на них ответы. Следует отметить важную деталь – каждый индивид ищет свой путь от вопроса к ответу на него. Даже те из нас, кто не сознают этого, имеют свои философские предпочтения. Вследствие этого, а также вследствие различного понимания (или же, иногда, непонимания) вопроса, образуется множество самых разнообразных, часто противоречивых, суждений о структуре действительности. По моему мнению, предмет философии состоит в обобщении, систематизации совокупности этих накопленных людьми суждений, очистке их от заведомо противоречивых.

Со временем от философии, зародившейся еще в Античности, отпочковались сферы человеческих знаний, который сегодня мы называем науками (или естествознанием). Почему это произошло? Почему не удержалось некое универсальное знание о мире, которое выше я оределил, как философию? По-видимому, ответ прост: один человек уже не мог знать столько, сколько знало все человечество. И люди стали изучать мир с разных сторон, вникая в частные его проявления, и особенно не заботясь ни о других аспектах познания, ни, тем более, о том целом, которое в конечном итоге объединяет, интегрирует части, стягивает их в единство. Да, по сути, философия не является наукой как таковой, но это обстоятельство не может являтся поводом для обвинения её в несосоятельности и ненужности. Потому что именно её предметным уделом является целостность данного мира. Она рассматривает мир как целое – нечто, проявляющееся во взаимодействии его частей.

Перечислю функции, которые, по моему мнению, выполняет философия, согласно которым современный мыслящий человек должен быть с ней как минимум хорошо знаком.

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

4. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.

5. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
Мир в целом изучают все науки - каждая со своей особой стороны. Эта-то особость и влечет за собой ограничения познания. В том, чтобы избежать этого, и состоит главная причина необходимости изучать философию.

-2-

Натурфилософия античности: Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп и Демокрит.

Они также называются «физиками» и «фисиологами», т.е. люди, писавшие о природе. Они искали нечто, из чего всё состоит, из чего всё рождается и куда всё возвращается, умирая. Они искали начала вещей, первоначала. Они все, досократики, и есть отцы европейской философии, т.к. отошли от мифического восприятия мира (боги выше всего, всё от них зависит, они – первоначала), а пришли к натуралистическому пониманию богов: боги вписываются в «природу», играя вторичную роль.

Фалес (Милет, начало VI века до н.э.) Первооснова – вода. Семена и зёрна всего сущего имеют влажную природу. Высыхание есть смерть. Жизнь – водная стихия, поэтому всё приходит их воды, и всё в ней заканчивается. Для него главной характеристикой воды было свойство текучести. Текучесть в значении изменчивости предполагает противоположное свойство – крепость и неизменность.

Анаксимандр (Милет, VII-VI вв. до н.э.) Проблематика первоначала углубляется положением, что вода, как и всё прочее, производна от бесконечной природы – физиса. Началом мира не может быть ничего, что мы видим в окружающем мире. Следовательно, первооснова другая. Называет её «апейрон» - лишённое границ, количественно и пространственно неопределённое, вечное. Другие боги – бесконечные, рождающиеся и умирающие, апейрон же – вечен, т.к. он ничем не рождён. Причина возникновения вещей – своего рода несправедливость, распад – искупление. Т.е. мир состоит из серии противоположностей: холодного и горячего, сухого и влажного… Несправедливость состоит в том, что одна тщится устранить другую. Существует бесконечные миры (в пространстве и времени), т.е. происходит бесконечное их рождение и умирание, и наш сосуществует с серией других, когда-нибудь сменится, и когда-то его не было.

Анаксимен (Милет, VI век до н.э.) Первооснова – воздух. Самая подвижная, способствует превращению одних вещей в другие. Охлаждаясь, воздух становится водой, затем землёй, разряжаясь, нагревается, и становится огнём. Душа – воздушна, её космическая роль – быть прародительницей сущего.

Гераклит (Эфес, VI-V вв. до н.э.) Панта реи (panta rhei) – всё течёт, всё изменяется. Нельзя в одну и ту же реку войти дважды. Даже мы – не те, что были в прошлый момент. Мы есть, и нас нет.

Диалектик. Становление есть непрерывный переход одной противоположности в другую. Холодное нагревается, горячее охлаждается, из мёртвого рождается новая жизнь – и этому нет конца. Между противоположностями не утихает борьба, поэтому войну Гераклит называет правительницей всего сущего. Таким образом, мир – эволюционирует. Представления о осмосе – представление о порядке и красоте.

Первооснова – огонь. Непрерывное изменение, гармония контрастов неотделимы от огня. Пламя, пепел и дух испарений – всё это символизирует вечную нужду и насыщение.

Пифагор (Италия, VI-V вв. до н.э.)

Начало всех вещей – число. Феномен музыкальной гармонии, астрономические и биологические феномены обнаруживают некую соразмерность, регулярность выражается в числовых пропорциях. Так число становится причиной любой вещи, оно выражает суть взаимосвязи всего сущего. Весь универсум – числовая гармония. Но он не отделял число от реальности. Для нас это извлекаемая умом абстракция, для пифагорейцев число было физисом всего сущего, числа рассматривались как точки массы с определённой плотностью.

Эмпедокл (V век до н.э.)

Физик-плюралист: в отличие от своих предшественников считал, что 4 элемента качественно не сводятся один к другому, поэтому у мира не может быть одного начала. У него их четыре: огонь, воздух, вода, земля. Так возникло понятие «элемента», исходного кирпичика, который способен соединяться и разъединяться, но лишь пространственно-механическим способом. Эти четыре элемента соединяются силой Любви, а разрушаются под действием Вражды. Они чередуются, и судьба распоряжается, кому и сколько властвовать. Так он попытался преодолеть парадоксальный тезис о невозможности вывести бытие из небытия. Рождение и смерть не означают приход из небытия и уход из него: скорее происходит возникновение и уничтожение, соединение и распад четырёх начал.

-3-

Философия бытия: Парменид и Зенон. Апории Зенона. Связь апорий с антиномиями чистого разума и развитием естествознания 19-21 веков.

Парменид.

Все разговоры об основах бытия будут содержательны лишь тогда, когда будет дано определение бытия. Может ли существовать небытие? Нет, существует только бытие, так как мы не можем о небытие подумать , думать о нём – не думать, говорить о небытие - молчать. Мы не можем на небытие указать и лишены рационального способа рассуждать о проблемах небытия. Таким образом Парменид высказывает представление об асимметричности мира. Противопоставляет "учение истины" (бытие вечно, не содержит пустоты, неделимо, неподвижно) "учению мнений", куда входили физические, астрономические и др. гипотезы.

Зенон.

Обосновывает систему Парменида “от противного”.

Приводит аргументы против мыслимости движения и множественности. Доказательства носят название апорий, неразрешимых затруднений. Обнаружения противоречия в строго логически выведенных следствиях достаточное основание для их устранения из сферы подлинного познания.

· Апории против множественности.

Из понятия числа и множества вытекает, что если существует множество вещей, то конечная вещь и бесконечна велика и мала, а число вещей в мире одновременно конечно и бесконечно. Значит множественности нет.

· «Дихотомия» - прежде чем пройти весь путь, надо пройти его половину, его четверть, его восьмую... Таким образом мы никогда не пойдем. Невозможность движения.

· «Ахиллес» - Про черепаху и Ахиллеса - её не догнать, если Ахиллес даст ей хотя бы небольшую фору. Пока он пройдет это расстояние, черепаха уползет еще на некоторое расстояние, и так далее. Это противоречие возникает из бесконечной делимости. Значит бытие едино, цело и неделимо.

· «Стрела» - Про летящую стрелу. Стрела в каждый момент времени покоится. Значит, движения нет.

Доказывал невозможность непротиворечиво мыслить

В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики. Многие апории впоследствии были опровергнуты, но до сих пор беспокоят математиков, логиков и философов, так как в них отразились трудности формирования понятийного аппарата науки, связанные с объективной противоречивостью пространства, времени и движения и с противоречивостью этих понятий.

-4-

Движение софистов. Протагор.

СОФИЗМ

Софизм - учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. школы софистов - философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин софист в переводе обозначает "мудрец". Софисты рассматривали свою деятельность как ремесло и брали за неё деньги. Некоторые философы этого периода, например Сократ, считали софистов поверхностными, неэффективными и даже опасными для общества.

Однако учение софистов сместило философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса и перенесла её проблему человека и его жизни как члена общества, сделав своими основными темами этику, политику, риторику, искусство, язык, религию, воспитание.

Софисты провозгласили идею о том, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знании. Тем самым софисты делали знание доступным не только ограниченному классу, но любому, кто мог оплатить обучение. Это ломало традиции и нормы, демонстрирую неограниченную веру в силы разума.

Софисты сознавали узость границ полиса; раздвигая их, они стали носителями панэллинистического начала, и более, чем гражданами своего города, чувствовали себя гражданами Эллады.

ПРОТАГОР. МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ (к 4 вопросу)

Протагор - наиболее известен среди софистов. Заложил основу гуманитарного языкознания. Учение основано на принципе человека-меры: "человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют". Тем самым Протагор отверг идею существования абсолютной истины, моральных ценностей, блага.

В своём сочинении "Антилогии" Протагор утверждает, что "вокруг любой вещи есть два аргумента, противоречащих друг другу", тем самым показывая невозможность абсолютной истины, так как любое выдвинутое утверждение можно аннулировать.

Известно, что Протагор говорил: "О Богах я не имею возможности утверждать ни того, что они есть, ни того, что их нет". В основе его метода лежала возможность демонстрировать как аргументы в пользу существования Богов, так и против него. За подобные высказывания был обвинён в атеизме, но помилован.

Но Протагор не видит никакой разницы между релятивизмом и прагматизмом по той причине, что польза на уровне эмпирическом выступает всегда только в контексте корреляций, что делает невозможным определить полезность иначе как через субъект, на который указывают как на полезный, через цель, для которой это полезно, обстоятельства, в коих это полезно, и т.п. Доказательства же самой полезности или критерии её определения у Протагора отсутствуют

-5-

Скептицизм в Античности. Пиррон, причины воздержания от суждений.

Пиррон(365-275до н.э.) – основатель идей скептицизма. Был в числе философов, участвовавших в восточном походе Александра Македонского, во время которого познакомился с индийскими гимнософистами и персидскими магами. Учение Пиррона было устным, реконструкции основаны на изложении его ученика, литератора Тимона из Флиунта в позднейших источниках. К ученикам Пиррона относится также Навсифан, учитель Эпикура. К более поздним скептикам относится Секст Эмпирик.

Скептики сформулировали три основных философских вопроса: какова природа вещей? Как мы должны к ним относиться? Какую выгоду мы получаем из такого отношения? И дали на них ответ – природа непознаваема, ибо нет истины. Нет истины, так как нет критерия истины. Любое доказательство опирается на некий критерий истины, либо просто принимается за веру. Критерий истины – тоже надо доказать, и, делая это, мы опять же либо опираемся на некий другой критерий, либо принимаем его за веру. И так далее. Идея в том, что любое доказательство в конечном счете либо недоказуемо, либо принимается за веру.

Пример: Евклидова геометрия. Она, в конечном итоге, полностью опирается на аксиомы, которые как раз недоказуемы, а просто принимаются на веру – следовательно, и вся Евклидова геометрия принимается на веру.

Однако основная проблема скептицизма тогда была в том, что скептицизм хорош лишь для доказательства этого утверждения. Получалось, что раз истину познать нельзя – следовательно, непонятно, о чем вообще можно размышлять, вести споры, раз это все равно обречено на провал. Поэтому Пирроном была предложена идея “Воздержания от суждений”, заключающаяся в том, что любой философ должен воздерживаться от утверждений об окружающем мире, равно как и от отрицаний. В результате он впадет в “атараксию” – блаженное расслабление духа и тела, в котором и должен пребывать истинный мудрец. В результате скептицизм довольно быстро остановился в развитии, и по сути зашел в тупик. Продолжена идея скептицизма была лишь в 17 веке Декартом.

-6-

Сократ и Платон. Майевтика (метод философствования как повивальное искусство). Происхождение знания: Метемпсихоз (переселение души), Миф о колеснице. Осуждение и смерть Сократа

Майевтика (метод философствования как повивальное искусство).

По Сократу, душа не может постичь истину, если только она "не беременна". Себя же он полагал невеждой, т.е. не считал себя вправе нести другим знание, по крайней мере, знание об определенных вещах. Подобно женщине, что при родах нуждается во вспомоществовании, ученик, душа которого беременна истиной, нуждается в помощи со стороны своего рода повивальной бабки, духовного повивального искусства, для высвобождения истины на свет, - вот это и есть "майевтика" Сократа.

Происхождение знания: Метемпсихоз (переселение души)

Познание - это "анамнез", т.е. некая форма "воспоминания", реактивация того, что уже от века есть в глубинах сокровищницы нашей души.

В "Меноне"представлены два пути решения задачи - мифический и диалектический. Первая, мифорелигиозная трактовка проблемы озвучивает орфико-пифагорейские мотивы, согласно которым душа бессмертна и рождается много раз. Душа, стала быть, видела все, и вся реальность для нее доступна, как по эту сторону мира, так и по другую. Если это так, заключает Платон, нет ничего проще, чем увидеть, как душа познает и понимает: она извлекает из самой себя истину, которой владеет как своей сутью. Вот это извлечение из себя и есть "воспоминание", "анамнез". И тут же в "Меноне": задавая вопросы рабу, не сведущему в геометрии, приводит его сократическим методом к решению одной из теорем Пифагора. Следовательно, аргументирует Платон, поскольку раба не обучали геометрии, и никем решение не было подсказано, полученное им самим знание - его заслуга, не оставляющая сомнения в том, что источник знания - его душа, способная вспомнить. Ясно теперь, что раб, как и любой человек, способен добыть изнутри себя истину, которой прежде не ведал, которой его никто не учил.

^ Миф о колеснице. Первоначально душа была в Боге, и в этой своей божественной жизни во всем следовала Богам, а пала она на землю в тело по причине своей вины. Душа - нечто подобное крылатой колеснице, запряженной двумя конями с возницей. И если кони, мчащие Богов, равным образом надежны, то кони, впряженные в повозку с душами человечьими - разной породы, один из них хорош, другой - дурен, отчего возникают сложности с управлением. Возница символизирует разум, кони - алогичные части души - вожделеющую и гневную, агрессивную. Следуя Богам, души летят небесными стезями, одной своей половиной периодически соединяясь с небом и Богами, созерцая в полете Гиперуранию, запредельный мир идей. Но, в отличие от Богов, созерцать Бытие для наших душ многотрудное занятие по той причине, что плебейский конь, - наша вторая дурная натура, - тянет без устали вниз. Вот и получается, что некоторые души видели Бытие, или хотя бы часть его, и продолжают жить с Богами, тогда как другим не удается достигнуть "Долины Правды"; они скучиваются, в давке им не удается воспарить отвесно ввысь, к единению с небом, в стычках и драках их крылья крошатся, и отяжелевшие души падают на землю. Следовательно, поскольку душе удается увидеть Бытие и "Долину Правды", она не падает на землю в чье-то тело, а продолжает, из цикла в цикл, жить в компании Богов и Демонов. Человеческая жизнь морально более или менее совершенна в зависимости от того, как много душа видела в "Гиперурании". По смерти тела душа вызывается на высший суд, где получает на тысячелетие награды или наказания, пропорционально своим заслугам и просчетам в земной жизни. После этого срока она вернется для новой инкарнации.

Осуждение и смерть Сократа

Ему вменялось в вину "непочитание местных богов" и "подстрекательство молодежи". Настойчиво защищаясь в трибунале, пытаясь доказать свою правоту, Сократу все же не удалось выиграть процесс, ему пришлось признать приговор, и он отказался от побега из тюрьмы, готовившегося для него друзьями. Побег означал бы попрание вердикта, а значит, насилие над законом. Между тем единственно правое оружие, каким располагает человек, это его разум и убеждение. Если, употребив все силы своего разума, человек не достигает цели, произвол есть бесчестие при любых обстоятельствах. "Предпочти умереть, оставшись верным закону, нежели жить в насилии".
  1   2   3   4

Похожие:

1- предмет философии. Необходимость изучения философии iconВопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии....
Натурфилософия античности: Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп и Демокрит
1- предмет философии. Необходимость изучения философии iconВопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии....
Натурфилософия античности: Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп и Демокрит
1- предмет философии. Необходимость изучения философии iconВопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии....
Натурфилософия античности: Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп и Демокрит
1- предмет философии. Необходимость изучения философии iconВопросы к экзамену по философии для факультета вмк мгу. Предмет философии....
Натурфилософия античности: Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп и Демокрит
1- предмет философии. Необходимость изучения философии icon1. Предмет философии. Необходимость изучения философии
Натурфилософия античности: Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп и Демокрит
1- предмет философии. Необходимость изучения философии iconВопросы вступительного экзамена в аспирантуру
Космоцентризм древнегреческой философии. Основные черты досократовской философии и философии Сократа
1- предмет философии. Необходимость изучения философии iconЛекции по философии
Предмет философии универсальный, так как охватывает все стороны объективной реальности. Философия делится на ряд отраслей философского...
1- предмет философии. Необходимость изучения философии iconТема Предмет и основные концепции современной философии науки
Позитивистская традиция в философии науки. Стандартная концепция научного знания
1- предмет философии. Необходимость изучения философии iconВопросы по философии: Предмет философии

1- предмет философии. Необходимость изучения философии icon1. Философия как самосознание эпохи. Взаимодействие философии с наукой,...
Диалог веры и знания в философии средневековья. Синтез схоластики в философии Фомы Аквинского. 8

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница