Бхарадваджа сказал




НазваниеБхарадваджа сказал
Дата публикации31.10.2013
Размер74.7 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Философия > Документы
2006_06_26
Мокшадхарма глава 183.
Бхарадваджа сказал:

 1. Как разнообразно творил существа владыка Брама,
Пребывая на Меру, это скажи, лучший из дваждырождённых.


Бхригу сказал:

 2. Разнообразно творил существа Разумом Мыслитель (Манаса*).
Для сохраненья существ сперва произведены были воды.


 3. Тот, кто есть жизнь всех существ, кто взращивает поколенья,
И, кем оставленные, они погибают, тот, кто весь этот мир окутал, —


 4. Землю, горы, тучи и всё, чему придан образ,
Всё то, что основано на водах, — Варуна* это, так ведать надо.


Бхарадваджа сказал:

 5. Как возникла вода, как огонь и ветер (возникли),
Как произведена тучная (земля), в этом у меня есть большое недоуменье.


Бхригу сказал:

 6. Древле, в век Брамы, о брамин, когда сошлись брахмариши,
У махатм возникло недоуменье относительно происхождения мира.


 7. Они погрузились в раздумье (дхьяну), стояли муни молча, недвижно;
Дваждырождённые перестали принимать пищу и сто божественных лет (только) воздух пили.


 8. (Тогда) брахманический звук их слуха коснулся,
Дивная речь (Сарасвати) с небес прозвучала.


 ^ 9. Изначально* то бесконечное, подобное недвижимой горе, пространство (акаша)
По исчезновении месяца, солнца и ветра, как бы почив, сияло.

Здесь риши задают вопрос о сотворении вселенной. Получают ответы с точки зрения философии сришти-дришти-вады. Как вы знаете, существует три теории творения вселенной, из которых теория постепенного творения или сришти-дришти-вада является низшей. Теория постепенного творения вселенной является двойственной. Она гласит о том, что сверхразумные существа боги и божества, из них Брахма-творец, исходя из непроявленного состояния, создают первичную энергию. Эта первичная энергия в аспекте Хираньягарбхи, золотого зародыша, создают брахманду, великое космическое яйцо, которое стоит в течение одного великого года Брахмы. Можно сказать, это первичный, энергетический ядерный реактор, алхимическая вселенская реторта, где происходит выделение различных качеств первоэлементов. Затем из космического яйца брахманды отделяется элемент пространства, который является основой для последующих элементов.

Когда мельчайшее состояние элемента пространства начинает приходить в волнение и в движение, в них проявляются более быстрые частицы воздуха, которые, сгущаясь, конденсируются. Появляется элемент воздуха. В процессе такого сгущения температура нарастает и происходит качественный переход элемента воздуха на уровень элемента огня. В процессе разворачивания элемента огня появляются участки большей плотности, таким образом, из элемента огня разворачивается элемент воды и т.д.

Когда появляются пять элементов, то элемент земли содержит в себе качества всех предыдущих элементов. Собственные качества плюс качества предыдущих: воды, огня, ветра и пространства. Элемент воды содержит на одно качество меньше. То есть, в нём нет качества земли, но есть все качества элементов от воды до пространства. Элемент огня содержит на два качества меньше. Элемент ветра на три качества меньше, элемент пространства содержит в себе только качества пространства в проявленном аспекте. Это как бы вкратце теория постепенного творения вселенной сришти-дришти-вада. В основе этой теории лежат сверхразумные творческие силы, главная из которых бог Брахма. Это ипостась Парабрахмана в аспекте творения.

С более высоких позиций теория сришти-дришти-вада всё-таки является двойственной и не полностью завершённой. Хотя она даёт детальное обоснование процессов ведической космологии и космогонии.

Чем ближе мы к недвойственности, тем больше божества и элементы связаны с нашим собственным «Я есмь»-осознаванием. Так с точки зрения дришти-сришти-вады, то есть теории мгновенного творения, божества, даже такие как Брахма, являются не отдельными существами, а проявлением нашего собственного «Я», «Я есмь»-осознавания, проявлением присущего нам творческого потенциала, который хотя не развёрнут внутри нашего тела, тем не менее, качественно полностью присущ нам. Процесс творения вселенной есть не постепенное развёртывание, а мгновенное ежесекундное развёртывание этого потенциала.

С точки зрения аджата-вады видение ещё более радикальное. Говорить о творении вселенной, о том, что её кто-то творил, о том, что что-то развёртывается, а затем свёртывается в конце времён – это проявление авидьи, заблуждения, неведения. Такая теория имеет право на существование до тех пор, пока есть теоретик, пока есть ложное эго, ахамкара, ложный центр, который, оценивая, выносит суждения, разворачивая философские утверждения. Но сам теоретик, то есть «я» как ахамкара, как эго, есть заблуждение. Аджата-вада говорит, что изначально не существует ни разворачивания вселенной, ни теоретика, то есть того, кто наблюдает разворачивание вселенной, личности, ни творцов. Поскольку творец есть только тогда, когда есть творимое и процесс творения. Это тоже часть двойственности и даже тройственности. Если есть субъект, джива, то конечно есть и великий объект, Брахма-творец и будет процесс становления, творения, подверженный, как обычно пяти стадиям: творению, поддержанию, сохранению, разрушению. Теория аджата-вады говорит, что бытие как таковое настолько запредельно и абсолютно, что оно находится вне пяти стадий: творения, сохранения, поддержания, разрушения и становления: вне творимого, вне творящего, вне творца. Процесс постепенного разворачивания вселенной или даже мгновенного есть не что иное, как авидья, неведение, вызванное двойственностью, вызванное ложной позицией, «я есмь это тело», «я есмь ахамкара». И когда совершенный святой устраняет эти последние завесы, он обнаруживает, что изначально ничто никогда не творилось. Изначально ничто никогда не разрушалось. Изначально ничто никогда не пребывало в становлении. Изначально отсутствует как таковой творец, творимое и тот, кто это творимое наблюдает.

Существует единая недифференцированная масса энергии осознавания, которая всегда находится в суперпозиции, которая непрерывно играя, проявляет безграничные свойства. Тем не менее, процессы творения или разрушения – это всего лишь определённые игровые манифестации единого ума, которые кажутся отдельному наблюдателю закономерно творимыми творениями или разрушениями. Изначально же это некий целостный самодостаточный единый процесс бытия энергии осознавания. Но теория аджата-вады настолько глубока, что даже если мы философствуем на эту тему, это не даст полного её переживания. По-настоящему её можно понять, когда сам станешь Брахмой-творцом. То есть теория аджата-вады – это примерно такое состояние, в котором пребывает сам Парабрахман или древние риши. Для тех, кто не готов жить с такой теорией, ему предлагаются теории постепенного творения или теория мгновенного творения. Поскольку в нашем мире всё-таки действуют двойственные законы, и мир относительный для нас очень важен, ведь мы живём в относительном мире самую большую часть своей жизни. В этом относительном мире всегда бывает так, что что-то сначала родится, затем поддерживается, затем разрушается. Мы живём в рамках временных измерений, то эта теория для нас также весьма актуальна.
^ 10. Затем, как вторая тьма, из тьмы возникла влага,
От этого пахтанья воды возник ветер;


11. Подобно (тому, как) нетреснувший сосуд кажется беззвучным,
Но при наполнении водой звук производит воздух,


12. Так из воды, непосредственно охватывавшей края небосвода,
Ветер, разрывая поверхность моря, вздымался с воем.


13. Тот же ветер, что возникал из вспахтанного моря,
Стремясь, достиг (поднебесного) пространства, но не находил покоя;


14. Там от трения воды и ветра вспыхивал блеск многомощный;
Устремлённое вверх, вздымавшееся пламя тьму прогнало с неба.


15. Сочетавшись, огонь и ветер в поднебесье взметали воду.
Тот же огонь от сочетания с ветром подвергался уплотненью*.


16. Пребывавшая раньше в том пространстве выпавшая влага,
Продолжая уплотняться, состояния земли достигла.


17. Вкусов, всех запахов, туков, а также живущих
Здесь земля есть всепорождающее лоно; надлежит (это) ведать.

В Анава-йоге есть практики, благодаря которым мы можем войти в естественное присутствие. Это практики, связанные с космогонией и космологией, с поиском первоисточника творения вселенной. Это очень действенные практики, которые вы можете использовать для распахивания своего ума. Часто даже в монашестве мы, занимаясь чем-либо, позволяем уму отвлекаться, скукоживаться, входить в суетливое состояние. До тех пор, пока уверенность в присутствии не обретена, наш ум постоянно чем-нибудь норовит окраситься. Когда мы занимаемся служением, он окрашивается какими-то вопросами служения. Когда мы общаемся, он окрашивается общением. Но, разумеется, у зрелого практика это не так. Когда ум окрашивается такими вещами, очень полезно размышлять на темы сотворения мира. Это называется ведическая космология и ведическая космогония. Это конкретный метод в Анава-йоге. Задать себе вопрос, что явилось первопричиной творения элементов, как они разворачивались, как происходили глобальные вселенские процессы и попытаться проследить в обратном времени эти глобальные вселенские процессы до самого момента, когда пять элементов ещё не развернулись, а были в непроявленном состоянии – это аналитическая медитация для вхождения в глубокое созерцание. К примеру, если вы медитируете, ваш ум в раджасе и беспокоен, вы чувствуете, что нет распахнутого вдохновения, это одна из наилучших медитаций, позволяющая развернуть свой ум к большому переживанию. Вы выполняете такую аналитическую медитацию, пытаясь проследить разворачивание элементов в обратном порядке до тех пор, пока вы не придёте к некой невыразимой непроявленной сущности вселенной. Поскольку внешние элементы нас окружают, и их нельзя проигнорировать, ум всегда впечатляется этим. А значит можно ухватить некое переживание вкуса великого первоисточника вселенной.

Пребывание в присутствии является именно способом пребывать в единстве с первоисточником вселенной. Пребывание в присутствии, это не означает просто поверхностная неконцептуальная ясность, возникающая в результате санкальпы, Атма-вичары или ещё чего-то. Подлинное пребывание в присутствии всегда ведёт нас к самым глубинным архетипом, первоосновам, материнским корням реальности. Эти материнские корни реальности настолько глобальны, вечны и глубоки, что это всегда даёт мощный вкус переживания. Когда святые или боги пребывают в присутствии или в недвойственности, то они именно объединяются с первоэнергиями вселенной: со временем, пространством, великими богами-хранителями или творцами. То есть их присутствие, пронизывающее эту вселенную, полно сакральности, глубины. Оно не поверхностно. Именно из такого присутствия они черпают силу для своих игр.

Понимание внешних стихий и внешних первоэлементов даёт йогину колоссальную мудрость в управлении собственным телом. Элементы в собственном теле и праны, и внешние стихии – это не две разные вещи, они взаимосвязаны. Знать свой копчик, свою муладхару, это значит чувствовать и внешнюю землю, и уметь созерцать, объединяясь с землёй. Очищать свадхистана-чакру и знать свою нижнюю часть тела, это значит чувствовать воду, чувствовать прану воды. Каждая точка нашего тела связана с внешними элементами. Познавать внешние элементы – это познавать состояние своего ума и пран в аспекте этих элементов.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 183 глава – Беседа Бхригу и Бхарадваджи.

Похожие:

Бхарадваджа сказал iconНекоторые девизы ан и наблюдения подчиняющихся бог ведет, а упирающихся тащит!
Я сказал тебе о себе, что я чувствую себя наркоманом, — я сказал тебе о себе все!
Бхарадваджа сказал iconМария Черемных «Мир существует, движимый любовью» Мирное время. Размышления...
Эти слова сказал великий философ-гуманист Махатма Ганди. Давно сказал –  в начале прошлого столетия. Но как важно понимать их смысл...
Бхарадваджа сказал iconКогда к одному Учителю подошёл мирянин и начал задавать вопросы по...
Общались постоянно много, и сосед подумал: «Почему бы мне у него не спросить Учение об Освобождении». Он подошёл к брахману и сказал:...
Бхарадваджа сказал iconСвятые отцы о милосердии божием
Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша!...
Бхарадваджа сказал iconИсследования Даниила в Писании
Даниила, которые он сказал примерно за 300 лет до рождения Иисуса сегодня ещё не исполнились. Это более двух тысяч лет назад он сказал...
Бхарадваджа сказал iconТахир Юсупович Базаров, мгу им. М. В. Ломоносова Что говорить, невесело,...
Что говорить, невесело, — сказал Веткин. — Но как же иначе? Надо же людей учить делу. А вдруг война?
Бхарадваджа сказал iconБог сказал, чтобы не идти. Почему вы думаете, что Бог не разрешил Валааму идти?
Ел сказал ему, что он согрешил, и что он собирается убить его. Какой грех он совершил? Как мы знаем, что он согрешил? (God let Balaam...
Бхарадваджа сказал iconМир вам, дорогие читатели и слушатели наших проповедей. Продолжаем...
Аарон, брат его, а Господь будет говорить Моисею, поэтому в ст. 18 читаем, Исх. 4,18: «И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю...
Бхарадваджа сказал iconМир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем...
Бога заключалось не в том, чтобы для Него было много храмов построено. Бог не имел интереса в этом храме из камней, но в общении...
Бхарадваджа сказал icon-
Я ещё раз зачитаю это место: «Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница