Пояснительная записка Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы»




Скачать 94.47 Kb.
НазваниеПояснительная записка Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы»
Дата публикации10.03.2013
Размер94.47 Kb.
ТипПояснительная записка
skachate.ru > Философия > Пояснительная записка
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
Утверждены

на заседании кафедры

социальной работы

15 января 2009 г., пр. № 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Педагогика высшей школы

для студентов заочной формы обучения

(специальность — 040101.65 Социальная работа)


Санкт-Петербург

2009

Кафедра социальной работы

Составитель

профессор кафедры социальной работы, доктор педагогических наук В.В. Горшкова


Пояснительная записка
Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы» запланированы в рамках подготовки студентов факультета культуры СПбГУП, обучающихся по специальности 040101.65 «Социальная работа».
Цель дисциплины — расширение и углубление педагогических знаний, полученных студентами при изучении курса «Педагогика»; формирование и развитие компетентности выпускников как возможных преподавателей гуманитарных дисциплин в системе среднего и профессионального высшего образования.
Контрольные работы выполняются студентами заочной формы обучения. Они призваны активизировать самостоятельное изучение курса «Педагогика высшей школы».


Общие требования
При подготовке к выполнению контрольных работ студент должен изучить соответствующие разделы по пособиям и учебникам (список литературы прилагается).
Контрольная работа состоит из двух вопросов. Студентам предлагается несколько вариантов контрольных работ, из которых они самостоятельно выбирают один.
Письменная работа должна быть развернутой и содержать последовательные, аргументированные и полные ответы. Любой вывод должен быть обоснован.
Ответ на каждый вопрос должен быть объемом не менее семи листов с использованием не менее 4 источников литературы. При оформлении контрольной работы следует соблюдать следующее требования:

Титульный лист — наименование вуза, название темы, Ф. И. О. автора, факультет, курс, Ф. И. О. руководителя.

На первой странице следует обозначить вариант контрольной работы и план с указанием страниц (пункты плана выделяются в тексте работы).

Для каждого из вопросов соблюдается следующая структура: вступление, основная часть, заключение. Основная часть включает понятия и определения, входящие в формулировки вопросов. В заключении подводятся краткие итоги исследования, формулируются выводы по каждому вопросу.

Последний лист — список использованной литературы.


Варианты контрольных работ:

Вариант 1

Проблемы содержания высшего образования в современных условиях и пути их решения.

Технология проблемного обучения в проведении семинарских занятий. Составить план-конспект проблемного семинара по конкретной теме дисциплины.

Вариант 2

Личностно ориентированное обучение как главное направление в современной педагогике (основные положения, дидактические требования к технологии).

Развитие творчества у студентов в процессе обучения и воспитания. Описать применение методов развития творческой личности в преподавании дисциплины.

Вариант 3

Система непрерывного образования и проблемы ее внедрения.

Обзор классификаций методов обучения в высшей школе. Выберите из известных вам классификаций методов обучения три метода и опишите их использование в преподавании.

Вариант 4

Факторы развития личности студента в процессе обучения в вузе. Особая роль воспитания.

Технология проблемного обучения в проведении лекционных занятий. Составить план-конспект лекции по конкретной теме дисциплины.

Вариант 5

Сущность и проблемы педагогического общения в вузе.

Применение методов case-study в процессе вузовского обучения. Разработайте 2–3 кейса по своей дисциплине.

Вариант 6

Организация научно-исследовательской деятельности студентов высшего учебного заведения.

Обзор технологий профессионального обучения. Выберите технологию обучения по конкретной дисциплине для своей специальности и обоснуйте выбор.

Вариант 7

Качество знаний студентов и пути его совершенствования.

Деловая игра как метод активного обучения в вузе. Разработайте деловую игру по своей дисциплине.

Вариант 8

Новые подходы к оценке обучения студентов.

Технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примере конкретной дисциплины).

Вариант 9

Основные педагогические принципы (актуальность, взаимосвязь и пути реализации в учебно-воспитательном процессе).

Методика разработки тестовых заданий. Разработайте тестовое задание по конкретной теме дисциплине (10–15 заданий).

Вариант 10

Проблемы оценки качества преподавательской деятельности и пути ее решения.

Модульное построение содержания дисциплины. Разработайте модуль по своей дисциплине.

Вариант 11

Педагогические основы организации самовоспитания студентов.

Психологические особенности обучения студентов. Опишите использование нескольких методов анализа учебно-социального состояния студенческой группы.

Вариант 12

Педагогические основы взаимодействия преподавателя и студента.

Современные дидактические теории и концепции. Проанализируйте, в каких ситуациях использование современных моделей обучения наиболее успешно.

Вариант 13

Конфликт как психолого-педагогическая проблема в деятельности преподавателя.

Сравнительный анализ современных стратегий развития высшего образования европейских стран и России.

Вариант 14

Организация педагогического процесса (проектировочная деятельность: алгоритм составления плана, требования к составлению программ).

Классификация и содержание методов обучения. Выберите и докажите эффективность определенных методов обучения в преподавании вашей дисциплины.

Вариант 15

Дистанционные технологии в системе высшего и послевузовского образования.

Методика проведения семинарских занятий. Выберите определенные формы семинарских занятий и докажите их эффективность в преподавании вашей учебной дисциплины.

Вариант 16

Валеологические основы образования.

Технология проблемного обучения в проведении семинарских занятий. Составить план-конспект проблемного семинара по конкретной теме дисциплины.

Вариант 17

Природа педагогического конфликта и пути его разрешения.

Деловая игра как метод активного обучения в вузе. Разработайте деловую игру по своей дисциплине.

Вариант 18

Современные средства обучения.

Применение методов case-study в процессе вузовского обучения. Разработайте 2–3 кейса по своей дисциплине.

Вариант 19

Современные концепции и теории содержания образования в отечественной и мировой педагогике.

Технология проблемного обучения в проведении лекционных занятий. Составить план-конспект лекции по конкретной теме дисциплины.

Вариант 20

Технология педагогического мастерства.

Педагогическая эвристика как способ развития творчества у студента. Опишите, как бы вы использовали эвристические методы в преподавании вашего предмета.

Вариант 21

Особенности и перспективы развития педагогической профессии.

Качество знаний и методика разработки тестовых заданий. Разработайте тестовое задание по конкретной теме дисциплине (10–15 заданий).

Вариант 22

Обзор систем оценки качества высшего образования (лицензирование, аттестация, аккредитация).

Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.


Литература

Нормативные документы

Закон РФ «Об образовании». М., 2005.

Национальная доктрина образования в РФ // Бюллетень Министерства образования в России. М., 2000. № 11.

Федеральная программа развития образования // Вестник образования : сб. приказов и инструкций Министерства образования РФ. М., 2000. № 12 (июнь).
Основная

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания : монография / Б. Г. Ананьев ; авт. предисл. А. А. Крылов. 2-е изд. СПб., 2001.

Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Джуринский. 2-е изд., исправл. и доп. М., 2004.

Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика : монография / А. С. Запесоцкий. М., 2002.

Максакова В. И. Педагогическая антропология : учеб. пособие / В. И. Максакова ; Междунар. акад. наук пед. образования. М., 2001.

Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин [и др.]. 4-е изд. М., 2004.
Дополнительная

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания : монография / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. СПб., 2001.

Анисимов О. С. Методическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1996.

Андреева И. Н. Антология по истории и теории социальной педагогики : учеб. пособие / И. Н. Андреева. М., 2000.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. : сб. / Акад. пед. наук СССР ; авт. вступит. ст., биогр. очерков, сост. П. А. Лебедев. М., 1990.

Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология : учеб. пособие / Б. М. Бим-Бад ; каф. пед. антропологии при УРАО. М., 1998.

Бордовский В. А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования. СПб., 1998.

Булатова О. С. Педагогический артистизм : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / О. С. Булатова. М., 2001.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. М., 1991.

Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998.

Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию : учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен ; отв. ред. П. В. Алексеев. М., 1995.

Горшкова В. В. Межсубъектная педагогика. СПб., 2001.

Горшкова В. В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования. СПб., 2001.

Гусинский Э. Н. Введение в философию образования : [учеб. пособие для студ. вузов] / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М., 2000.

Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики : учеб. пособие / А. Н. Джуринский. М., 1998.

Дистанционное образование : учеб. пособие / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. М., 1998.

Загвязинский В. И. Дидактика высшей школы : тексты лекций / В. И. Загвязинский. Челябинск, 1990.

Запесоцкий А. С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование : монография / А. С. Запесоцкий ; СПбГУП. СПб., 1996.

Инновационное обучение : стратегия и практика. М., 1994.

Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студ. высших учеб. завед. / И. Ф. Исаев. М., 2002.

Кларин М. В. Инновационные модели в обучении : метаморфозы и модели : анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М., 1997.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. учеб. завед. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стереотип. М., 2005.

Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для студ. вузов / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. М., 2005.

Коржуев А. В., Попков В. А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании : науч. изд. / А. В. Коржуев, В. А. Попков. М., 2003.

Ладыжец Н. С. Философия и практика университетского образования : [учебник] / Н. С. Ладыжец. Ижевск, 1995.

Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X — начало XX века) : учеб. пособие / Д. И. Латышина. М., 1998.

Леднев В. С. Непрерывное образование : структура и содержание / В. С. Леднев. М., 1998.

Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учеб. пособие / В. Т. Лисовский ; СПбГУП. СПб., 2000.

Личность : внутренний мир и самореализация : идеи, концепции, взгляды : [сб.] / РАО ; Ин-т образвоания взрослых ; сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб., 1996.

Никандров Н. Д. Перспективы развития образования в России : общественно-политическая литература / Н. Д. Никандров ; науч. ред. С. Н. Батракова ; СПбГУП. СПб., 2005.

Образование в процессе гуманизации современного мира : IV Междунар. Лихачевские науч. чтения 20–21 мая 2004 г. / Конгресс Петербургской интеллигенции ; РАО ; СПбГУП ; сост. и отв. ред. Г. М. Бирженюк. СПб., 2004.

Образование в условиях формирования нового типа культуры : тез. докл. II Межвуз. науч.-практ. конф. Мурманск, 26 марта 2003 г. / РАО ; СПбГУП ; Мурманск. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Г. А. Праздников. СПб., 2003.

Огурцов А. П. Образы образования. Западная философия образования. XX век : науч. изд. / А. П. Огурцов, В. В. Платонов ; РАН ; Ин-т филос. СПб., 2004.

Педагогическая наука в контексте модернизации образования : выездное заседание Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, 14 декабря 2001 г. / РАО ; Сев.-Зап. отд-ние ; СПбГУП ; отв. ред. И. М. Титова, Г. М. Бирженюк. СПб., 2002.

Педагогический энциклопедический словарь : [справ. изд.] / рук. группы : Л. С. Глебова ; науч. ред. О. Д. Грекулова. М., 2003.

Педагогический энциклопедический словарь : словарь / отв. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол. : М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. М., 2002.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М., 1998.

Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М., 1995.

Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии : учеб.-метод. пособие / В. Ю. Питюков. 2-е изд., исправл. и доп. М., 1999.

Попков В. А. Теория и практика высшего профессионального образования : [учебное пособие для студ. вузов, магистов и аспирантов, слушателей ФПК и препод. вузов] / В. А. Попков, А. В. Коржуев. М., 2004.

Проблемы управления качеством образования в гуманитарном ВУЗе : тезисы докладов VIII ежегодной всероссийской научно-методической межвузовской конференции / редкол. А. С. Запесоцкий, И. В. Бестужев-Лада, Л. А. Санкин и др. СПб., 2003.

Профессиональная педагогика : учебник для студ. / под общ. ред. С. Я. Батышева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999.

Психолого-педагогический словарь: для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д, 1998.

Рабочая книга андрогога: [учеб. пособие] / Л. В. Бродянская, С. Г. Вершловский, Е. Г. Королева и др. ; под ред. С. Г. Вершловского ; общ-во "Знание" Санкт-Петербурга и Ленингр. обл., Ин-т образования взрослых Рос. Акад. образования. СПб., 1998.

Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования : курс лекций : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. М., 2000.

Степашко Л. А. Философия и история образования / Степашко Л. А. : учеб. пособие для студ. Вузов / Акад. пед. и соц. наук, Мос. психол.-соц. ин-т; Акад. пед. и соц. наук, Мос. психол.-соц. ин-т. М., 1999.

Фомичева И. Г. Философия образования : некоторые подходы к проблеме: [монография] / И. Г. Фомичева; Рос. гуманит. научн. фонд. Новосибирск, 2004.

Человек и образование в современной России : Социологические очерки : сб. статей / ред. Л. А. Вербицкая. СПб., 1998.

Челпанов Г. И. Психология. Философия. Образование / Г. И. Челпанов. М., Воронеж, 1999.

Черниченко В. И. Методы обучения. Лекции для студентов вузов культуры по курсу «Педагогика высшей школы» / В. И. Черниченко. М., 1996.

Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика / В. Д. Шадриков. М., 1992.

Янушкевич Ф. И. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. И. Янушкевич. М., 1985.


Интернет-ресурсы:

http://www.pedlib.ru/- педагогическая библиотека

http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.77.1- единое окно доступа к образовательным ресурсам
© Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

© В. В. Горшкова, составитель, 2009

Похожие:

Пояснительная записка Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы» iconПояснительная записка к учебному плану по специальности «031000. 13 Педагогика и психология»
Учебный план по специальности «031000. 13 Педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Социальная педагогика» разработан...
Пояснительная записка Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы» iconПояснительная записка Контрольные задания по дисциплине «Стилистика деловой речи»
Контрольные задания по дисциплине «Стилистика деловой речи» составлены для студентов заочной формы обучения специальности 131016...
Пояснительная записка Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы» iconПояснительная записка Целью данной контрольной работы является проверка...
Контрольные задания содержат вопросы, связанные с особенностями средневековой цивилизации, проблемы генезиса, развития и разложения...
Пояснительная записка Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы» iconПояснительная записка к образовательной программе школы
Образовательная программа школы принимается педагогическим советом и является общей программой деятельности администрации школы,...
Пояснительная записка Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы» iconПояснительная записка к образовательной программе школы
Образовательная программа школы принимается педагогическим советом и является общей программой деятельности администрации школы,...
Пояснительная записка Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы» iconПояснительная записка к учебному плану по специальности «031300 Социальная педагогика»
Учебный план по специальности «031300 Социальная педагогика» разработан с целью реализации задач, сформулированных в следующих нор­мативных...
Пояснительная записка Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы» iconI. Пояснительная записка
Цели и задачи школы второй ступени обучения (основной школы)
Пояснительная записка Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы» iconПояснительная записка Настоящие методические рекомендации составлены...
Целью данных рекомендаций является,прежде всего оказать помощь студентам-заочникам в подготовке и выполнении контрольной работы по...
Пояснительная записка Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы» iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины Программа...

Пояснительная записка Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы» iconЗакономерности формирования научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы
Доклад подготовлен по проекту №2 4/5273 “Компетентностный подход к подготовке научных кадров в высшей школе” аналитической ведомственной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница