Доклад о человеческом развитии, 2002 г




Скачать 277.69 Kb.
НазваниеДоклад о человеческом развитии, 2002 г
страница1/3
Дата публикации21.02.2013
Размер277.69 Kb.
ТипДоклад
skachate.ru > Экономика > Доклад
  1   2   3
Глава 2
Режим глобальной торговли
«Для обеспечения человеческого развития требуется система справедливого управления – совокупность институтов, правил и принятой практики, обеспечивающих справедливые процессы и результаты, закрепленные участием людей в общественной жизни и подотчетностью власть имущих»

Доклад о человеческом развитии, 2002 г.

В Докладе о человеческом развитии (UNDP, 2002 г.) наличие эффективной демократической системы управления рассматривается как неотъемлемый фактор развития человеческого потенциала. При этом выделяются следующие центральные вопросы, касающиеся оценки эффективности той или иной системы управления:

  • как и кто выбирает и согласовывает полномочия, повестку дня и состав участников для дискуссий и принятия решений (именно эти действия определяют, какие вопросы будут решены, а какие – нет);

  • кто разрабатывает и устанавливает правила и обеспечивает их исполнение;

  • степень гласности и открытости процесса управления;

  • представительность;

  • участие в этом процессе самых обездоленных;

  • справедливость и взаимоувязанность процессов разрешения споров и обеспечения исполнения принятых решений.


Можно ли обеспечить справедливые результаты при отсутствии справедливых процессов управления?
Эти элементы управления имеют самое непосредственное отношение к зарождающемуся режиму международной торговли. Это важно еще и потому, что в сложной паутине глобального управления торговая система являет собой пример исторических и структурных видов неравенства, которые препятствуют развитию глобальной экономической системы. Вопрос повышения процессуальной эффективности приобрел еще большую актуальность после провала в 1999 г. конференции министров стран–членов ВТО в Сиэтле (США). Благодаря принципу «единого пакета», принятому в ходе Уругвайского раунда торговых переговоров, (вставка 2.1) развивающиеся страны приняли на себя обязательства, аналогичные обязательствам промышленных стран, и, соответственно, потребовали, чтобы их предложениям уделялось такое же внимание. Однако обсуждение данного вопроса в Cиэтле было прервано отчасти потому, что многие развивающиеся страны ощущали себя исключенными из неформального переговорного процесса.


^ Вставка 2.1 Краткая история режима международной торговли

До Уругвайского раунда в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) было проведено семь раундов переговоров: в Женеве (1947 г.), Аннеси (1948 г.), Торки (1950 г.), Женеве (1956 г.), Диллоне (1960–1961 гг.), Кеннеди (1964–1967 гг.), Токио (1973–1979 гг.). В центре первых шести раундов стояли вопросы сокращения тарифов, причем в ходе первых пяти раундов переговоры велись о взаимных уступках на двусторонней основе между «основными» и «существенными» поставщиками, которые затем распространялись на все договаривающиеся стороны.
В отличие от этого переговоры в рамках «Кеннеди-раунда» и Токийского раунда сосредоточились на линейном подходе к сокращению пошлин. И хотя вплоть до начала «Кеннеди-раунда» в переговорном процессе принимали участие несколько наиболее крупных развивающихся стран, ГАТТ подписали не все из них. Надо учитывать, что многие развивающиеся страны освободились от колониального режима только в 1960-х при создании гг. В 1964 при создании Конференции по торговле и развитию (ЮНКТАД), образованной для реформирования ГАТТ, были предприняты попытки некоторые попытки сделать систему международной торговли более приемлемой для развивающихся стран, в частности, путем включения раздела «Торговля и развитие».
Участие в Токийском раунде переговоров (1973 г.) не ограничивалось только членами ГАТТ. В ходе переговоров были установлены более строгие нормы относительно мер нетарифного характера, но обязательны они были только для подписавших их стран. Кроме того, были приняты решения по дифференцированному и более благоприятному торговому режиму, условиям взаимности и более полному участию в переговорном процессе развивающихся стран – так называемая «разрешительная оговорка». Например, развитые страны–члены ГАТТ соглашались не ожидать взаимности в переговорах о снижении или упразднении тарифов или других барьеров со стороны развивающихся стран. Вместе с тем развивающиеся страны могли не принимать на себя обязательства, не отвечающие целям их развития, а также финансовым и торговым нуждам. Получило договорное закрепление положение об Общей системе преференций, а также о применении дифференцированного и более благоприятного торгового режима для развивающихся стран. При этом особое внимание уделялось наименее развитым странам.
С началом в 1986 г. Уругвайского раунда характер многосторонних торговых переговоров существенно изменился. Промышленные страны стремились к тому, чтобы распространить действие системы ГАТТ на другие направления международных экономических отношений. По их инициативе переговоры по товарам стали проводиться отдельно от переговоров по услугам. Было согласовано, что развивающиеся страны проведут переговоры по новым направлениям: по торговле услугами, по торговым аспектам прав интеллектуальной собственностт (ТРИПС) и по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС). В ответ на это было обещано увеличить доступ их экспортных товаров на рынки развитых стран. К концу Уругвайского раунда оба направления переговоров объединились. И хотя переговорный мандат о функционировании системы ГАТТ не предусматривал создания того, что в будущем станет называться ВТО, к этому времени стало ясно, что ГАТТ не в состоянии создать условия для существенного укрепления и расширения механизмов многосторонней торговли. В итоге Европейским Сообществом и Канадой были выдвинуты предложения о подготовке нового соглашения о многосторонней торговле, реализацию которого будет осуществлять новая организация по многосторонней торговле. Идея заключалась в том, что соглашения Уругвайского раунда по торговле товарами, услугами и в области защиты прав интеллектуальной собственности будут рассматриваться по принципу «единого пакета» уже под эгидой новой Всемирной торговой организации (ВТО), а возникающие споры будут разрешаться в рамках системы разрешения споров этой организации. Таким образом, обеспечивалось межсекторальное взаимодействие различных частей механизма соблюдения правил ВТО.
Итак, промышленные страны предложили вместо ГАТТ создать ВТО, сохранив при этом основополагающие механизмы ГАТТ. Развивающимся странам было предложено два варианта: либо оставаться членами переставшей существовать организации, либо присоединиться к ВТО. Пойдя по второму пути, они стали полноправными участниками процессов ВТО.

Провал в 1999 г. конференции ВТО в Сиэтле заставил на конференции в Дохе (Катар, 2001 г.) уделить больше внимания вопросам, которые поднимают развивающиеся страны. На этой конференции были приняты три основных документа – министерская декларация, решение по вопросам осуществления достигнутых решений и предложений, декларация по ТРИПС и здравоохранению.


  • В министерской декларации была изложена амбициозная программа работ на период после конференции в Дохе, включая проведение новых переговоров о доступе на рынок несельскохозяйственных товаров, по экологическим аспектам торговли, по системным вопросам (по антидемпинговым и компенсационным мерам, субсидиям), а также по разрешению споров.




  • Также в повестку дня переговоров были включены вопросы реализации действующих соглашений и предложений, которые уже не раз поднимались развивающимися странами, но решены были лишь некоторые из них.




  • Декларация по ТРИПС и здравоохранению вновь подтвердила приоритетность вопросов здоровья населения, что явилось важной вехой в развитии переговорного процесса.




  • В программу работ также было включено адресное обсуждение четырех сингапурских вопросов (инвестиции, политика в области конкуренции, прозрачность государственных закупок, содействие торговли). Однако переговоры по данным вопросам будут вестись только в случае достижения четкого консенсуса на министерской конференции 2003 г.


По итогам конференции в Дохе была принята расширенная повестка дня переговоров, которая должна быть реализована к январю 2005 г. Принятие этой программы накладывает значительное переговорное и административное бремя на развивающиеся страны, однако на данной конференции они впервые проявили себя как эффективные участники переговорного процесса, умеющие четко излагать потребности своего развития.



По мере упрочения взаимосвязи между участием в переговорных процессах и их содержанием в некоторых случаях именно вопросы участия приобретали приоритетное значение, отодвигая содержание обсуждаемых вопросов на второй план.

Во избежание проблем, с которыми пришлось столкнуться в Сиэтле, отдельные элементы переговорного процесса до министерской конференции в Дохе и в ходе ее проведения были организованы гораздо лучше. В частности, было меньше совещаний в «зеленой комнате», при этом все делегаты имели возможность принимать участие в обсуждении гораздо большего круга проблем.1 Однако целый ряд вопросов вызвал серьезную и закономерную озабоченность развивающихся стран. Во-первых, на конференции в Дохе был представлен подготовленный в Женеве вариант соглашения, в котором не нашли отражения многие разногласия между членами ВТО. Во-вторых, удивил порядок выбора помощников председателя конференции – руководителей различных рабочих групп, которых выбрал председатель конференции в Дохе. В-третьих, конференцию продлили на один день, не получив на это формального согласия всех членов. И, в-четвертых, «зеленую комнату» использовали большую часть последнего, решающего дня конференции.
Интересы человеческого развития требуют поддержания постоянной связи между процессами и результатами переговоров. Справедливость, представительность, прозрачность, участие – все эти аспекты при проведении международных торговых переговоров обладают определенной внутренней ценностью. Не меньшее значение имеют они и для определения полномочий, повестки дня и содержания переговоров, а, следовательно, и для человеческого развития. То, как в процессе торговых переговоров решаются вопросы защиты прав интеллектуальной собственности, вопросы обеспечения доступа товаров на рынки, связей между торговлей и экологическими нормативами, оказывает самое непосредственное влияние на уровень медицинского обслуживания, образования, экономический рост и социально-культурные судьбы сотен миллионов людей, общин и стран, где они живут.


Вставка 2.2. Основные характеристики ГАТТ (1947 г.) и ВТО (1995 г.)
В рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) режим многосторонней торговли характеризовался следующими чертами.


  • Взаимность. В основе действия данного режима лежит принцип взаимности и взаимных выгод. Страны соглашались снять торговые ограничения в обмен на аналогичные обязательства других участников этой системы. Это означало, что предоставление уступок одной страной компенсировалось получением ею уступок от другой стороны и, таким образом, у стран–членов соглашения появлялся стимул к увеличению объема своих обязательств.




  • ^ Отсутствие дискриминации. Государства–участники ГАТТ не имели права проводить дискриминационную политику по отношению к своим торговым партнерам (всем членам был предоставлен безусловный статус страны наибольшего благоприятствования) или по отношению к отечественным и иностранным товарам, услугам или гражданам другой страны после их ввоза («национальный режим»).




  • ^ Задачи обеспечения более свободной и предсказуемой торговли. ГАТТ признавал меры, определяемые исходя из уровня, цен – тарифы – единственным законным средством регулирования торговых отношений. Задача ГАТТ заключалась в том, чтобы сократить и ликвидировать нетарифные барьеры. Для обеспечения предсказуемости торговли договаривающимся сторонам рекомендовалось связывать тарифы. Кроме того, членам ГАТТ рекомендовалось сокращать тарифы путем проведения последовательных раундов торговых переговоров с расчетом на увеличение объемов торговли в случае принятия обязательств по связыванию тарифов.




  • ^ Специальные условия для развивающихся стран. В рамках ГАТТ развивающимся странам давалось больше пространства для маневра за счет более гибкого подхода к формулированию своей торговой политики. Принятая в ходе Токийского раунда «разрешительная оговорка» давала промышленным странам возможность предоставления преференций и создания других благоприятных условий для товаров, импортируемых из развивающихся стран.


После создания в 1995 г. Всемирной торговой организации произошло преобразование режима многосторонней торговли в более сложную систему, оказывающую регулирующее воздействие на страны–члены ВТО. Помимо указанных выше принципов ГАТТ в своей деятельности ВТО руководствуется следующими положениями.


  • ^ Принцип «единого пакета», в соответствии с которым страны обязаны принять все соглашения, заключенные во время Уругвайского раунда переговоров, целиком. Под этим подразумевается доработка содержания всех соглашений на основе взаимного торга (отражающего относительные силовые позиции участников) и концепции «полной взаимности», а не ценности каждого соглашения. Такой подход рассматривался как выгодный, прежде всего, для развивающихся стран за счет включения в заключительный пакет соглашений вопросов, которые были ранее фактически исключены из переговорного процесса (например, сельское хозяйство и текстиль). Но это также означало, что на все страны будут распространяться одни и те же правила – как расширенные версии норм, принятых в ходе Токийского раунда, так и новые соглашения, включая те, которые распространили действие многостороннего режима на новые направления, например сферу услуг и защиту прав интеллектуальной собственности. В декларации, принятой на министерской конференции ВТО в Дохе, указанный принцип был сохранен.




  • ^ Обязательства при проведении внутренней политики. Действие глобальных торговых соглашений распространилось на те области политики (например, сферу услуг и защиту прав интеллектуальной собственности), которые до создания ВТО находились в компетенции внутренней политики каждой страны. Одновременно с этим существовавшие нормы и правила стали применяться более активно. Сочетание этих новых факторов – включение в переговорный процесс новых направлений, распространение действий соглашений на внутреннюю политику и наличие обязательства принимать соглашения в целом – привело к возрастанию влияния ВТО на формирование и проведение внутренней политики стран в тех сферах, которые имеют решающее значение для процесса социально-экономического развития. В соответствии с соглашениями по режиму глобальной торговли страны обязаны не только осуществить либерализации торговли, но и проводить определенную политику в сфере услуг, инвестиций и обеспечения прав интеллектуальной собственности. Характер возможностей проводимой политики оказывает прямое влияние на развитие человеческого потенциала, более тесно увязывая режим многосторонней торговли в рамках ВТО с человеческим развитием, чем это имело место в рамках системы ГАТТ.




  • ^ Механизмы исполнения соглашений. В рамках ВТО используются более эффективные механизмы реализации соглашений, чем в рамках ГАТТ. Несоблюдение соглашений может стать предметом рассмотрения в рамках комплексной системы разрешения споров ВТО, при этом ни одна страна не в состоянии заблокировать эти действия. Для исправления такой ситуации предусматриваются обязательные торговые действия компенсационного характера (ответных мер) торговыми партнерами, пострадавшими от несоблюдения одним из членов заключенных соглашений. В соответствии с «пакетным принципом» ответные меры могут касаться различных соглашений ВТО и секторов торговли.


Источник: UNDP, 2002 г.



Отказ от несправедливых механизмов ведения торговых переговоров быстрее приводит к достижению реальных и устойчивых результатов, чем наоборот. Более того, необходимо обеспечить гласность процесса принятия решений, а сами решения должны отражать интересы всех заинтересованных сторон. Особое внимание при этом следует уделять нуждам наименее развитых стран и беднейших групп населения (Johnson, 2001 г.). Что касается режима многосторонней торговли, то для обеспечения эффективной системы управления таким режимом требуется, как минимум, многостороннее, активное и равноправное участие в этом процессе всех членов организации.
  1   2   3

Похожие:

Доклад о человеческом развитии, 2002 г iconДоклад о человеческом развитии представят в Душанбе душанбе, 6 дек – «Авеста» /Н. Пирназаров/. |
Региональный доклад о человеческом развитии Программы развития ООН (проон) «Преодоление барьеров: Региональное сотрудничество в области...
Доклад о человеческом развитии, 2002 г icon62. «Информбюро», 7 декабря 2005 г., 17: 00, 31 канал // =1,28=
Центральной Азии. В астане было заявлено: пять среднеазиатских республик могут удвоить ввп в ближайшие 10 лет. Правда, для этого...
Доклад о человеческом развитии, 2002 г iconПрезентация доклада о человеческом развитии в Центральной Азии, представленного...
Душанбе. Как передает корреспондент иа regnum, в докладе о развитии человеческого потенциала в Средней Азии подчеркивается необходимость...
Доклад о человеческом развитии, 2002 г iconДоклад Генерального секретаря о работе Организации Генеральная Ассамблея...
Этот доклад был опубликован 1 августа 2002 года (A/es-10/186)
Доклад о человеческом развитии, 2002 г iconИсламов Ильшат Яхиевич Башкирский Государственный Университет, г....
Этот факт отражен во всех программных и аналитических документах международных организаций семейства ООН. На данный момент более...
Доклад о человеческом развитии, 2002 г iconОбъединенных наций
Монреальского протокола на основе их докладов, озаглавленных: "Научная оценка разрушения озона: 2002 год", "Экологические последствия...
Доклад о человеческом развитии, 2002 г iconДоклад о развитии человека-2011-2012 м естное самоуправление новости...
Этот доклад посвящен местному самоуправлению как среде управления, наиболее приближенной к конкретной личности
Доклад о человеческом развитии, 2002 г iconОтчет о Восьмой Национальной конференции по искусственному интеллекту (кии-2002) О. П. Кузнецов
Кии-2002 прошла в Коломне с 7 по 12 октября 2002 г. В программный комитет конференции поступил 151 доклад. Все они прошли рецензирование,...
Доклад о человеческом развитии, 2002 г iconОрганизация объединенных наций
Нидерландов (hri/core/1/Add. 66, 67 and 68). Представленные в одном документе семнадцатый и восемнадцатый доклады охватывают период...
Доклад о человеческом развитии, 2002 г iconОрганизация объединенных наций
На своем заседании в октябре 2002 года Бюро Комитета постановило помимо самой программы работы готовить доклад об осуществлении программы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница