Курс лекций Минск 2012 удк 338. 45




НазваниеКурс лекций Минск 2012 удк 338. 45
страница1/13
Дата публикации21.02.2013
Размер1.49 Mb.
ТипДокументы
skachate.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»





Л.Н. Арсюткина



Логистика

Курс лекций



Минск 2012

УДК 338.45
Курс лекций разработан кандидатом экономических наук, доцентом Арсюткиной Людмилой Николаевной

Рекомендован к изданию кафедрой «Коммерческая деятельность» Института предпринимательской деятельности (протокол №___ «___»___________ 20 г.)

Зав. кафедрой В.М. Круглик

Одобрен и утвержден на заседании Научно-методического Совета ИПД, (протокол № от «__» ___________ 2011 г.)

Председатель УМС В.В. Шевердов


Рецензенты:

О. М. Овечкина, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории ЧИУиП.

В.М. Круглик, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческой деятельности Частного учреждения образования «Институт предпринимательской деятельности».

^

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛОГИСТИКЕ

1.1. Происхождение термина и история развития логистики.



Согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. На рис 1. показаны этапы развития логистики.

Время

IX в.н.э.

Конец XIII в.

1850 г.г.

Конец XIX в.

Зона охвата направлений

деятельности человека

^ Военная дисциплина

Россия

Наполеон

Византия

Конец XX в.

Логистика в менеджменте

Экономическая дисциплина

Логистика остальных потоков

Информационная логистика III этап – Интеграция

всех логистик, на всем

Складская межпроизводственная логистика пути от поставщик

до потребителя.

Производственная логистика II этап - Интеграция с

производственной лог.

Транспортная логистика

I этап – Интеграция складской

Складская внутрипроизводственная логистика и транспортной логистики

^ Производственная логистика

Рис 1. Развитие понятия «Логистика».
Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60 – 70е годы и связано с достижениями в области коммуникационных технологий.

Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и, особенно, в 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными потоками, при этом идеи и методы логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком смысле.

В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики.

Первый этап – 60-е годы, характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

1. Существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления.

2. Интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии.

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е годы XX века. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

С точки зрения развития логистики 80-е годы характеризуются следующим:

  • быстрый рост стоимости физического распределения:

  • рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

  • долгосрочное планирование в области логистики;

  • широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

  • централизация физического распределения;

  • резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;

  • четкое определение действительных издержек распределения;

  • определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя

Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим:

  • появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;

  • современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя;

  • развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;

  • концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинство участников цепей снабжения, производства и распределения;

  • совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер

Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока.

Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.

В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

  • снизить запасы на всем пути движения материального потока;

  • сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

  • снизить транспортные расходы;

  • сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.
^

1.2. Основные понятия логистики.



Логистика - теория и практика управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками.

Управление материальным потоком, как и любым другим объектом, складывается из двух частей:

- принятие решения;

- реализация принятого решения.

Как наука логистика призвана решать следующие задачи:

- прогнозировать спрос и, на основе прогноза, планировать запасы;

- определять необходимую мощность производства и транспортного обслуживания;

- разрабатывать научные принципы распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

- разрабатывать научные основы управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей; - строить различные варианты математических моделей функционирования логистических систем;

- разрабатывать методы совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряда других задач.

Выработанные наукой знания позволяют принимать обоснованные решения в области управления материальными потоками.

Рассмотрим принципиальную схему сквозного материального потока — основного объекта логистики, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя (рис. 2).


Рис. 2. Принципиальная схема материального и информационного потоков

Качественный состав потока по мере продвижения по цепи меняется. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производствами, движутся, как правило, массовые однородные грузы. В конце цепи материальный поток представлен разнообразными готовыми к потреблению товарами. Внутри отдельных производств также имеют место материальные потоки. Здесь между цехами или же внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты.

В ходе логистического процесса материальный поток доводится до предприятия, затем организуется его рациональное продвижение через цепь складских и производственных участков, после чего готовая продукция доводится до потребителя в соответствии с заказом последнего.

Исходя их комплексного представления задач логистики, можно достаточно полно сформулировать определение этого понятия:

Логистика – это организованная совокупность согласованных операций по управлению потоками организации, включающее: определение потребностей в материальных, энергетических, информационных и финансовых потоках, выбор поставщиков и заключение договоров на поставку этих потоков, поиск рациональных форм транспортно-экспедиционного обслуживания, определение оптимальных путей транспортировки и мест их временной аккумуляции, прием, хранение, выдачу и распределение их в нужное время в нужное место с нужными параметрами при минимальных затратах.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно. В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных. При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток.

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из звеньев одного предприятия.

При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.
^

1.3. Предпосылки развития логистики



Необходимость применения логистики объясняется рядом причин: развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х годов производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Выпущенные товары, так или иначе, попадали в конечное потребление. Основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования производства.

Конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

– существенного снижения себестоимости товара;

– повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).
– энергетический кризис 70-х годов.

– научно-технический прогресс и, в первую очередь, компьютеризация управления.

Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и научно технический прогресс в сфере производства и обращения.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30 – 50%).

Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

— в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;

— большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий);

— в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25 – 30% от общего объема издержек.

Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин.

Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно производство составляют в среднем от двух до пяти процентов (рис. 10).

Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта.

Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики – сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем, так называемых интегративных свойств, то есть качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.

Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:

1. ГРУЗ — нужный товар;

2. КАЧЕСТВО – необходимое;

3. КОЛИЧЕСТВО – в необходимом количестве;

4. ВРЕМЯ – товар должен быть доставлен в нужное время;

5. МЕСТО – в нужное место;

6. ЗАТРАТЫ – с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, то есть нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

Существо логистического подхода к управлению материальными потоками заключается в интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место.

Логистический подход предполагает необходимость решения задач в области техники, технологии, экономики и математики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Курс лекций Минск 2012 удк 338. 45 iconКонспект лекций Минск 2010 удк 338. 45
Конспект лекций разработан кандидатом экономических наук, доцентом Забродской Наталией Георгиевной
Курс лекций Минск 2012 удк 338. 45 iconПрактикум для студентов заочного обучения бгуир минск 2005
Курс «Философия» состоит из лекций, семинарских занятий и экзамена. Курс рассчитан на один семестр и включает следующие темы
Курс лекций Минск 2012 удк 338. 45 iconУчебно-методический комплекс Минск 2011 удк 338. 45
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом экономических наук, доцентом Забродской Наталией Георгиевной
Курс лекций Минск 2012 удк 338. 45 iconУчебно-методический комплекс Минск 2009 удк 338. 45
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом экономических наук, доцентом Забродской Наталией Георгиевной
Курс лекций Минск 2012 удк 338. 45 iconКурс лекций
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Курс лекций Минск 2012 удк 338. 45 iconКнига выпущена в свет в рамках межиздательского проекта "Учебник...
С13 Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб и доп. — Минск: 000 «Новое знание», 2000. — 688 с
Курс лекций Минск 2012 удк 338. 45 iconДанный курс лекций по языку программирования Turbo Pascal разработан...
Курс лекций содержит основные разделы языка программирования t-pascal, предусмотренные образовательным стандартом
Курс лекций Минск 2012 удк 338. 45 iconКонспект лекций для студентов дистанционной формы обучения
Конспект лекций содержит кратко изложенный курс лекций и список учебников и учебных пособий, которые позволят студентам усвоить содержание...
Курс лекций Минск 2012 удк 338. 45 iconКурс лекций для студентов отделения психологии специальности Г. 07. 01. 00 «Психология»
...
Курс лекций Минск 2012 удк 338. 45 iconКурс Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2002
Х72 Основы Web-мастерства. Учебный курс (+CD). — Спб.: Питер, 2002. — 352 с.: ил

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница