Информационная записка об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году




НазваниеИнформационная записка об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году
страница1/7
Дата публикации04.07.2013
Размер1.09 Mb.
ТипАнализ
skachate.ru > Экономика > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7


Приложение к постановлению

Исполнительного комитета ФНПР

от 28 июля 2010 года № 4-2
Информационная записка

об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году

Анализ итогов коллективно-договорной кампании 2009 года проводился на основе отчетов и аналитических записок1 членских организаций ФНПР, представленных в соответствии с постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 10 сентября 2009 года № 5-2.

Действия профсоюзов в 2009 году были направлены на разработку эффективных антикризисных мер, направленных на оздоровление ситуации на предприятиях, в отраслях экономики и на рынке труда, и участие в их реализации.

При этом имели место факты противодействия работодателей реализации законного права профсоюзных организаций на получение необходимой информации о финансовых возможностях организации, что значительно затрудняло ведение коллективных переговоров по заключению и продлению действующих коллективных договоров. Нередко работодатели спекулировали на «экономическом кризисе» для дальнейшего наращивания прибыли за счет снижения затрат на персонал и гарантий работникам.

В этих условиях большинство профсоюзных организаций отстояли ранее достигнутые уровни защиты трудовых прав и социально-экономических интересов работников, демонстрируя сплоченность профсоюзных рядов и готовность противостоять всем ухищрениям работодателей, в том числе протестными акциями, приложив значительные усилия, обращаясь в органы прокуратуры и государственные трудовые инспекции за необходимой поддержкой. Так, в помощь работникам отрасли представители региональных организаций Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации выступали от имени работников муниципальных учреждений при заключении коллективных договоров.

^ Отраслевые соглашения. В 2009 году заключено 15 новых отраслевых соглашений. В настоящее время действуют 61 отраслевое соглашение. Основными задачами общероссийских профсоюзов при заключении отраслевых соглашений стали сохранение гарантий, установленных предыдущими соглашениями, а также максимальная конкретизация обязательств сторон и контроль за их выполнением. Работа профсоюзных органов была сосредоточена на поддержке работников предприятий, в которых сложилась тяжелая финансовая ситуация.

Финансово-экономический кризис стал основной причиной трудностей при выполнении отраслевых соглашений, поэтому вынужденной мерой стало продление срока действия ряда соглашений, действие которых закончилось в 2008 году, в целях сохранения уровня социально-трудовых гарантий работникам.

Обязательства сторон в области экономической политики прописаны далеко не в каждом отраслевом соглашении. Лишь немногие отчеты о ходе выполнения соглашений содержат информацию об экономической ситуации в отрасли и мерах в области экономической политики.

В частности, раздел экономической политики обстоятельно прописан в отраслевом соглашении по агропромышленному комплексу, которое предусматривает обязательства работы социальных партнеров по разным направлениям, в том числе:

  1. ценовая политика (обеспечение экономически обоснованной ценовой политики в АПК);

  2. финансовая политика (повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к финансовым ресурсам на льготных условиях; формирование и развитие финансово-кредитной системы обслуживания товаропроизводителей АПК; развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации);

  3. обеспечение конкуренции (совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также увеличение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами; повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства);

  4. обеспечение конкурентоспособности продукции (повышение качества и безопасности продукции АПК и обеспечение ее конкурентоспособности; содействие созданию системы технических регламентов и национальных стандартов);

  5. налоговая политика (сохранение льготного режима налогообложения сельскохозяйственного производства);

  6. внешнеторговая политика (участие в формировании внешнеторговой политики, отвечающей интересам отечественных товаропроизводителей);

  7. модернизация экономики (развитие крупнотоварного сельскохозяйственного производства на основе современных ресурсосберегающих и инновационных технологий; формирование условий для развития новых подотраслей сельского хозяйства);

  8. развитие инфраструктуры и др.

По данным профсоюзного мониторинга, к концу периода кризисные явления локализовались в первую очередь на предприятиях, находящихся под угрозой банкротства или на стадии конкурсного производства. В связи с этим положительной является практика включения в отраслевое соглашение положений о финансовом оздоровлении предприятий (примером могут служить отраслевые соглашения по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии и по авиационной промышленности).

В отраслевых соглашениях по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии и по авиационной промышленности прописаны также обязательства сторон социального партнерства в части эффективного функционирования системы государственных заказов, а именно содействие:

  1. своевременному и в полном объеме финансированию организаций по государственному заказу, федеральным целевым программам;

  2. погашению задолженности по государственному заказу за предыдущие годы;

  3. увеличению размеров авансирования работ по выполнению заказа и своевременному выделению финансовых средств на эти цели;

  4. выделению бюджетных средств на сохранение уникальной, дорогостоящей исследовательской и испытательной базы, инфраструктуры организаций;

  5. выработке предложений по отсрочке платежей в бюджеты в случае задержки финансирования работ по государственному заказу и федеральным целевым программам;

  6. полному финансированию содержания мобилизационных мощностей в соответствии с федеральным бюджетом.

^ Вопросы обеспечения занятости. Экономический кризис повлек за собой сокращения рабочих мест, перевод работников в режимы неполного рабочего времени, отпуска без сохранения заработной платы. Многие работодатели вынуждали работников увольняться по собственному желанию, лишая их различных социальных выплат, прежде всего выходного пособия. Поэтому в 2009 году было необходимо сохранить рабочие места и защитить наемных работников от произвола работодателей.

Во многих отраслевых соглашениях установлены гарантии, улучшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством Российской Федерации, в частности:

  1. создание комиссии из представителей администрации и профсоюза для ведения переговоров о внесении изменений и дополнений в коллективный договор (соглашение) в виде программы мероприятий, которая утверждается до начала сокращений, с целью смягчения последствий предполагаемого массового высвобождения работников; прогноз, контроль обоснованности сокращения рабочих мест (Отраслевое соглашение по речному транспорту на 2009-2011 гг.; Отраслевое соглашение по федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям, находящимся в ведении Минздравсоцразвития на 2009-2011 гг., Отраслевое соглашение по речному транспорту на 2009-2011, Отраслевое соглашение по организациям РАМН на 2009-2011 гг.; Отраслевое соглашение по организациям печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций на 2009-2011 гг., Отраслевое соглашение по организациям Министерством культуры на 2009-2011 гг.; Отраслевое соглашение по организациям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2010-2012 гг.);

  2. обеспечение преимущественного права работника на возвращение в организацию в случае появления новых рабочих мест соответствующей квалификации, а также обучавшимся по договорам или направлениям организаций (Отраслевое соглашение по речному транспорту на 2009-2011 гг., Отраслевое соглашение по АПК РФ на 2009-2011 гг.);

  3. компенсационные выплаты высвобождаемым работникам в размере не менее 2-х-кратного среднемесячного заработка; работникам предпенсионного возраста – выплата ежемесячного пособия в размере 50% среднемесячного заработка до наступления пенсионного возраста или момента трудоустройства (отраслевое соглашении по электроэнергетике Республики Татарстан);

  4. обязательство не использовать заемный труд (Отраслевое соглашение по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2009-2011 гг.);

  5. предоставление возможности пользоваться в период трудоустройства лечебными учреждениями, детскими дошкольными учреждениями и другими социальными услугами организаций; сохранение очереди на получение жилья в течение не менее 2 лет работникам организаций, уволенным по сокращению численности или штатов (Отраслевое соглашение по речному транспорту на 2009-2011 гг., Отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу на 2009-2011 гг.);

  6. при приватизации государственных организаций, продаже государственного имущества (включая пакет акций) на конкурсе принимаются меры по включению в условия его проведения требований по сохранению не менее 95 процентов рабочих мест; переподготовка, переобучение или повышения квалификации высвобождаемых работников с сохранением средней заработной платы (Отраслевое соглашение по речному транспорту на 2009-2011, Отраслевое соглашение по организациям РАМН на 2009-2011 гг., Отраслевое соглашение по организациям Министерства культуры на 2009-2011 гг., Отраслевое соглашение по организациям наземного городского электрического транспорта на 2009-2011 гг., Отраслевое соглашение по организациям печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций между на 2009-2011 гг.);

  7. распространение на высвобождаемых работников увеличения размера оплаты труда в целом по организации (Отраслевое соглашение по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2009-2011 гг., Отраслевое соглашение по организациям Министерством культуры на 2009-2011 гг.);

  8. сохранение за работниками, работавшими в организации до призыва (поступления) на военную службу, в течение трех месяцев после увольнения с военной службы права на поступление на работу в ту же организацию на должность не ниже занимаемой (Отраслевое соглашение по организациям наземного городского электрического транспорта на 2009-2011 гг.);

  9. при увольнении работников по сокращению численности или штата, ликвидации или реорганизации организации работникам, проработавшим в организации 15 и более лет, выплачивать выходное пособие сверх предусмотренного законодательством Российской Федерации в размере прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации на момент увольнения работника за каждый отработанный год (Отраслевое соглашение по транспортному строительству на 2009-2011 гг.);

  10. использование с целью минимизации сокращения численности или штата работников естественного оттока кадров; профессиональной подготовки, переподготовки работников; перемещение работников внутри организации или перевод на постоянную работу в филиал, представительство; предоставление возможности переподготовки, льготных условий и режима работы работникам в связи с увечьем или профессиональным заболеванием; предоставление работникам, увольняемым в связи с сокращением штата или численности работников оплачиваемого времени для поиска работы; выплата всех видов вознаграждений, положенных работникам организации в размерах пропорционально отработанному времени, а также следующих компенсационных выплат: а) увольняемым работникам - не менее 4-кратного среднего месячного заработка; б) увольняемым работникам градообразующих предприятий - в размере не менее 5-кратного среднего месячного заработка (к градообразующим предприятиям относятся предприятия, на которых занято не менее 30 процентов от общего числа работающих в городе (поселке)); в) работникам пенсионного возраста - в размере не менее 5-кратного среднего месячного заработка, а увольняемым из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - не менее 9-кратного среднего месячного заработка; г) увольняемым работникам, имеющим двух и более иждивенцев, - в размере не менее 5-кратного среднего месячного заработка; д) увольняемым работникам, в семье которых нет других кормильцев, - в размере не менее 5-кратного среднего месячного заработка; е) работникам, увольняемым из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - в размере не менее 8-кратного среднего месячного заработка (по желанию работника указанные выплаты могут быть заменены на оплату его переобучения, если учебное учреждение находится на территории субъекта Российской Федерации, где проживает работник, но не свыше затрат, определенных указанными выплатами) (Отраслевое соглашение в электроэнергетике на 2009-2011 гг.).

^ Вопросы оплаты труда. В отчетном периоде общероссийские профсоюзы старались добиться установления минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего региона, соответствия средней заработной платы по отрасли 4 прожиточным минимумам трудоспособного населения, соотношения средней зарплаты 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых работников не более 10 раз, а также своевременной выплаты заработной платы.

На предприятиях авиационной промышленности введен профсоюзный контроль за соотношением фондов оплаты труда 10% высокооплачиваемых и 10% низкооплачиваемых категорий работающих: более в чем 90% организаций это соотношение находится в диапазоне от 4-х до 8-ми раз. При этом в 75 % организаций отрасли минимальная заработная плата не ниже регионального прожиточного минимума. Большинство организаций прямо вносят в коллективный договор это положение; некоторые закрепляют поэтапное приближение; другие – производят соответствующие доплаты до прожиточного минимума.

Горно-металлургическая отрасль пережила очень сложный период восстановления объемов производства, но к концу 2009 года зарплата вышла на докризисный уровень. Позитивные изменения в отрасли дали основание тарифной комиссии и исполкому ЦС ГМПР на переговорах по новому ОТС сохранить подходы к оплате труда, заложенные в ранее действовавшем.

Даже в условиях неполной занятости на ряде предприятий Мособлхимпрофсоюза зарплата выросла на 10,6% (до 24000 руб.), поскольку в абсолютном большинстве колдоговоров были предусмотрены обязательства по регулярной индексации заработной платы.

Практических во всех отраслевых соглашениях реального сектора экономики Республики Татарстан установлен нормативный параметр – минимальный потребительский бюджет члена типовой семьи как целевой ориентир роста минимальной заработной платы. В половине из них обозначен также рост минимальной тарифной ставки до уровня ПМ ТН республики и выше, индексация зарплаты. В каждом втором соглашении принято обязательство о предупреждении чрезмерной дифференциации в оплате труда.

В 2009 году действовали такие нормы, как

обеспечение гарантий при погашении задолженности по заработной плате и другим социальным выплатам работникам с помощью страховых, резервных или иных гарантийных фондов заработной платы в процессе проведения реорганизационных или ликвидационных процедур, связанных с банкротством (Отраслевое соглашение по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2009-2011 гг.);

при невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется средняя заработная плата на период, согласованный сторонами соглашения (Отраслевое соглашение по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2009-2011 гг.);

регулярная индексация зарплаты работников с рекомендуемым коэффициентом 1,2 индекса роста потребительских цен в соответствующем субъекте Российской Федерации, при этом рост заработной платы за счет индексации не считается основанием для пересмотра и замены норм труда (Отраслевое соглашение по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии РФ на 2009-2010 гг.).

Вместе с тем из 56 действующих отраслевых соглашений и 3 генеральных коллективных договоров только в десяти документах минимальный разряд тарифной ставки неквалифицированного рабочего установлен на уровне не ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. Установленная в соглашениях доля тарифа (постоянной части) в заработной плате во многих соглашениях не превышает 60% и является рекомендуемой. Отсутствуют сроки и периодичность индексации заработной платы; соглашения лишь рекомендуют их устанавливать в коллективных договорах. Положения в разделах по оплате труда носят рекомендательный характер.

Отраслевые соглашения, действовавшие в 2009 году, определяли не только направления экономического развития отрасли, но и, выходя за рамки тарифного, включали в круг охваченных вопросов социальные гарантии работников отрасли.

С целью повышения уровня пенсионного обеспечения работников соглашения включали в себя проведение разъяснительной работы о порядке и условиях реализации прав, предусмотренных Федеральным законом от 30.04. 2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (Тарифное соглашение в электроэнергетике, отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу, организациям наземного городского электрического транспорта).

Выплата единовременного пособия работникам при выходе на пенсию предусмотрена федеральным отраслевым соглашением по организациям информационных технологий и связей, по угольной промышленности, речному транспорту. Пенсионному обеспечению работников в Соглашении по речному транспорту посвящен отдельный раздел, в котором в качестве обязанности выборного профсоюзного органа записано создание комиссии по пенсионным вопросам и осуществление контроля за соблюдением пенсионного законодательства. Работа по подготовке предложений, касающихся повышения пенсии научно-педагогическим работникам образовательных учреждений, – намерение сторон Соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию.

С целью проведения эффективной кадровой политики, повышения качества продукции и услуг, уверенности работников в своем материальном положении после выхода на пенсию некоторые отраслевые соглашения содержат положения о создании и финансировании отраслевой пенсионной системы (Соглашение по организациям информационных технологий и связи, угольной промышленности, по учреждениям и организациям Федерального агентства по образованию).

Отраслевые соглашения, служащие основой для заключения коллективных и трудовых договоров, и являющиеся обязательными к применению, включают в себя в качестве социальных гарантий для работающих необходимость сохранения и развития существующей социальной сферы в организациях и обеспечение ее финансирования. Так, отраслевое соглашение 2009 года по организациям текстильной, легкой и фарфорово-фаянсовой промышленности предусматривало выделение средств на осуществление лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, финансирование путевок в санаторно-курортные учреждения, проведение летней оздоровительной кампании с максимальным охватом детей, нуждающихся в укреплении здоровья в загородных условиях. Содействие обеспечению путевками работников организаций и членов их семей включено в действующее Соглашение работников культуры, образования, речного транспорта и др.

Для повышения уровня состояния здоровья работников наземного городского электрического транспорта, радиоэлектронной промышленности, стороны социального партнерства договорились, исходя из финансовых возможностей, об оплате договоров добровольного медицинского страхования.

Оплата питания или его частичная компенсация, в соответствии с действующими соглашениями, была включена в социальный пакет работников жилищно-коммунального хозяйства, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного транспорта, радиоэлектронной, авиационной промышленности.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Информационная записка об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году iconПояснительная записка Федерации профсоюзов рс(Я) по итогам коллективно-договорной...
Якутия продолжена работа по совершенствованию социального партнерства, участию профсоюзов в реализации государственной политики модернизации...
Информационная записка об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году iconИнформация об итогах проведения оздоровительной кампании детей в...
Фнпр организовала в весенне-летний период профсоюзный мониторинг решения этих вопросов в субъектах Российской Федерации
Информационная записка об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году iconВлияние процессов реструктуризации железнодорожного транспорта на...
Основные черты реформ и организационно-правового положения железнодорожного транспорта
Информационная записка об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году iconАналитическая записка о результатах ежегодного мониторинга и итогах...
Томской области в 2012 году исполнительными органами государственной власти Томской области и структурными подразделениями Администрации...
Информационная записка об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году iconОб итогах отчетно-выборной кампании
Исполкома фнпр от 11. 09. 09 №4-5 «О резерве кадров на должности руководителей членских организаций фнпр», от 25. 02. 09 №1-7 «О...
Информационная записка об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году iconСведения о тарифно-договорной кампании в Региональном профобъединении...
Наименование профсоюзного объединения: Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия)
Информационная записка об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году iconОбновление базы данных «Антивирусная программа»
Об итогах выполнения плана мероприятий правового просвещения учащихся оу дзержинского района в 2008-2009 учебном году
Информационная записка об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году iconДокладчик Ворончихина И. Г., ответственный секретарь приемной комиссии
«Об итогах профориентационной работы в 2009/2010 учебном году и организации профориентационной работы в 2010/2011 учебном году»
Информационная записка об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Об итогах проф ориентационной работы в 2009/2010 уч году и организации проф ориентационной работы в 2010/2011 уч году
Информационная записка об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году iconКоллективно договорная кампания членских организаций Федерации профсоюзов...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница