Кыргызская Республика Стратегия Развития Страны (2009-2011гг.) Бишкек 2009г. Уважаемые соотечественники!




НазваниеКыргызская Республика Стратегия Развития Страны (2009-2011гг.) Бишкек 2009г. Уважаемые соотечественники!
страница1/47
Дата публикации22.02.2013
Размер6 Mb.
ТипДокументы
skachate.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47



Кыргызская Республика



Стратегия Развития
Страны


(2009-2011гг.)


Бишкек – 2009г.



Уважаемые соотечественники!

В

Кыргызстане сегодня формируется новая экономическая модель, основанная на мак­симальном и эффективном использовании, прежде всего, имеющихся ресурсов и тех возможностей, которые нам представляет глобализация.

Для реализации стратегических целей, стоящих перед страной, прежние социально-политические отношения, прежние способы хозяйствования не достаточны, нужны новые подходы.

Мы теперь должны думать о качестве экономического роста, о качестве жизни кыргызстанцев, о качестве управления страной. Это ставит перед нами масштабную задачу модернизации экономики, капитализации человека, регионов и всей страны. Мы должны укрепить и расширить наши будущие возможности.

В первую очередь, совместные усилия должны быть направлены на дальнейшее расширение возможностей и продолжение наметившихся трендов экономического роста, при этом следует добиваться большей независимости к внешним потрясениям. Вместе с тем, стоит задача по обеспечению адекватного и оперативного реагирования на среднесрочные и долгосрочные вызовы и риски.

Для многих стран мира, особенно с переходными экономиками, мировой кризис ликвидности, рост стоимости энергоносителей, глобальная коррекция цен на продовольствие стали настоящим вызовом их устойчивому развитию и национальному миру.

Хочу подчеркнуть, что мы находимся в условиях, когда необходимо работать оперативно и согласованно. Все намечаемые планы должны переводиться в практическую плоскость и доводиться до логического конца.

Все мы думаем о благе людей, о том, как сделать их жизнь лучше, а страну богаче и сильнее. В этом смысле – мы одна партия, одна сила. Давайте работать вместе, работать лучше. Во имя процветания нашей страны, во имя нашего народа.

Из выступлений Президента

Кыргызской Республики К. С. Бакиева




УКАЗ

^ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О Стратегии развития страны на 2009-2011 годы

В целях обеспечения комплексного решения социально-экономических проблем, а также учитывая особую значимость Стратегии развития страны (2009-2011 годы), одобренную Национальным советом по Стратегическому развитию Кыргызстана, постановляю, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития страны (2009-2011 годы).

2. Правительству Кыргызской Республики, административным ведомствам, местным государственным администрациям, органам местного самоуправления, центральным органам Кыргызской Республики при участии представителей частного сектора, неправительственных организаций и гражданского общества принять исчерпывающие меры по реализации Стратегии развития страны (2009-2011 годы);

3. Правительству Кыргызской Республики ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Кыргызской Республики обобщенный отчет о ходе реализации Стратегии развития страны (2009-2011 годы).

4. Признать утратившим силу:

- Указ Президента Кыргызской Республики «О Стратегии развития страны на 2007-2010 годы» от 16 мая 2007 года УП №249;

- пункт 3 Указа Президента Кыргызской Республики «О внесении изменения и дополнения в некоторые решения Президента Кыргызской Республики» от 7 мая 2008 года №158;

- Указ Президента Кыргызской Республики «О внесении изменения в Указ Президента Кыргызской Республики «О Стратегии развития страны на 2007-2010 годы» от 16 мая 2007 года» от 8 октября 2008 года №359.

5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Кыргызской Республики.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.

Президент
Кыргызской Республики


К.Бакиев

г.Бишкек, Дом Правительства
31 марта 2009 года
УП №183


ОГЛАВЛЕНИЕ


^ I. ВВЕДЕНИЕ 8

1.1. О Стратегии Развития Страны на 2009-2011гг. 8

1.2. Актуальность Стратегии Развития Страны на 2009-2011гг. 9

1.3. Процедуры и форматы формирования СРС-2 10

^ II. АНАЛИЗ ТЕКУЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ И ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ СРС 12

2.1. Анализ тенденций развития за 2005-2007гг.
Предварительные результаты в 2008г. 12


2.2. Итоги реализации СРС в 2007г. 16

III ВИДЕНИЕ И ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ НА 2009-2011гг. 18

^ IV. ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ 20

4.1. Вызовы и угрозы экономической безопасности 20

4.1.1. Вызовы и угрозы общеэкономического характера 20

4.1.2. Вызовы и угрозы продовольственной безопасности 22

4.1.3. Вызовы и угрозы энергетической безопасности 23

4.1.4. Вызовы и угрозы производственно-технологической безопасности 25

4.1.5. Вызовы и угрозы информационной безопасности 25

4.2. Вызовы и угрозы демографической безопасности и развитию человека 26

4.3. Вызовы и угрозы экологической безопасности 28

^ V. ПОВЫШЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ 30

5.1. Социально-политическая стабильность 30

5.2. Макроэкономическая политика 31

5.2.1. Внешние и внутренние предпосылки развития 31

5.2.2. Перспективы развития экономики Кыргызской Республики в 2009-2011гг. 32

^ 5.3. Стратегия управления внешним долгом 37

5.4. Создание благоприятного инвестиционного климата и условий для развития малого и среднего бизнеса 39

5.5. Развитие финансового сектора 42

5.6. Фискальная реформа 46

5.7. Политика достижения гендерного равенства 51

^ VI. НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ 53

6.1. Повышение качества экономического роста 53

6.1.1. Энергетика 53

6.1.2. Горная добыча 60

6.1.3. Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 67

6.1.4. Строительство 75

6.1.5. Развитие туризма 80

6.1.6. Развитие торговли и стимулирование экспорта 85

6.1.7. Транспортная инфраструктура 89

6.1.8. Связь и информатизация 93

6.1.9. Развитие науки и инноваций 98

^ 6.2. Рост качества государственного управления 102

6.2.1. Реформа государственного управления 102

6.2.2. Судебная реформа 114

612.Общая оценка текущей ситуации. В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, правосудие в Кыргызстане осуществляется только судом, суды независимы и подчиняются только Конституции Кыргызской Республики и законам Кыргызской Республики. Судебная система Кыргызской Республики состоит из Конституционного суда, Верховного суда и местных судов. Кроме того, конституционными законами могут учреждаться специализированные суды. 114

6.2.3. Реформа правоохранительных органов 118

^ 6.3. Улучшение качества жизни 124

6.3.1. Образование, востребованное обществом 125

6.3.2. Доступное и качественное здравоохранение 130

6.3.3. Эффективная система социальной защиты и пенсионного социального страхования 135

6.3.4. Совершенствование регулирования занятости, трудовых отношений и миграционных процессов 138

6.3.5. Устойчивое и всестороннее развитие культуры 140

^ 6.4. Повышение качества окружающей среды 143

6.4.1. Обеспечение экологической безопасности 143

6.4.2. Обеспечение комплексной безопасности населения и территории от стихийных бедствий и катастроф 146

VII Роль и участие регионов в развитии 151

^ VIII. ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 161

8.1. Управление процессом 161

8.2. Мониторинг и оценка 163

8.3.Ресурсное обеспечение. Стратегия помощи стране. 166

^ IX. Приложения 169

9.1. Макроэкономические показатели СРС-2 169

9.2.План мероприятий Стратегии развития страны (2009-2011гг.) 172

9.3Оценка ресурсов Стратегии Развития Страны на 2009-2011гг. 236

9.4. Стратегические инвестиционные проекты по регионам (2009-2011гг.) 241


^ I. ВВЕДЕНИЕ

1.1. О Стратегии Развития Страны на 2009-2011гг.

  1. Настоящий документ представляет стратегическое видение развития Кыргызской Республики на 2009-2011гг. и является обновленной версией Стратегии Развития Страны на 2007-2010гг. (СРС-1).

  2. Базовыми принципами настоящей Стратегии Развития Страны на 2009-2011гг. (СРС-2) стали:

    (i) консолидация общества;

    (ii) сохранение тенденции позитивных изменений в стране;

    (iii) мобилизация собственных ресурсов;

    (iv) единение всех интеллектуальных, властных и нравственных возможностей;

    (v) нацеленность на результат через качественные изменения по стратегическим приоритетам развития страны.

  1. Основными предпосылками для внесения изменений и дополнений в СРС-1, утвержденную Указом Президента КР № 249 от 16 мая 2007г., стали:

    (i) Заявление Президента КР К.С. Бакиева от 10 января 2008г.;

    (ii) инициативы по формированию Новой экономической политики;

    (iii) ухудшение мировых тенденций развития;

    (iv) воздействие кризисных проявлений в мире на экономику нашей страны;

    (v) некоторое ухудшение макроэкономической ситуации, по итогам 2007г.

  1. Неизменным останется общий курс, взятый на широкомасштабные реформы, которые будут сфокусированы на четырех стратегических приоритетах:

    (i) повышение экономического потенциала;

    (ii) эффективность государственного управления;

    (iii) ориентированное социальное развитие;

    (iv) обеспечение экологической безопасности.

  1. Для решения этих задач в СРС-2 намечены конкретные действия и меры, направленные:

    (i) на эффективное сочетание использования внутренних ресурсов и привлечение внешних инвестиций;

    (ii) на интенсификацию производства через повышение производительности труда и повышение энергоэффективности;

    (iii) на подготовку квалифицированных кадров;

    (iv) на упрощение и дебюрократизацию фискальной политики;

    (v) на реформирование государственных услуг в социальной сфере через внедрение и использование стандарта качества;

    (v) на повышение качества государственного управления;

    (vi) на региональную диверсификацию развития страны.

  1. Успешная реализация утвержденных стратегий и программ регионального развития на 2009-2011гг. позволит существенно повысить роль регионов в реализации СРС-2 через комплексный подход в продвижении инвестиционных проектов и кластеров.

  2. Макроэкономический сценарий развития страны на 2009-2011гг. подготовлен с учетом ухудшения мировых тенденций развития, включая рост цен на энергоносители и продовольственные товары, но одновременно с учетом роста долевого вклада внутренних источников в экономический рост страны.

  3. Новым элементом стратегии стала попытка оценить вызовы и риски, которые бесспорно в той или иной степени будут влиять на безопасность развития Кыргызстана в ближайшие три года.

  4. Стратегическими целевыми параметрами новой экономической и социальной политики на 2009-2011гг. будут:

    (i) рост ВВП;

    (ii) уровень инфляции;

    (iii) энергозатратность экономики;

    (iv) производительность труда;

    (v) уровень реальных денежных доходов;

    (vi) продолжительность жизни.

  1. Надёжными источниками финансовых ресурсов для реализации СРС (2009-2011гг.) будут: (i) среднесрочный бюджет, включая бюджет развития (2009-2011гг.) и (ii) ресурсы внешней помощи (2009-2011гг.), в том числе портфель государственных инвестиций (ПГИ). Дефицит в финансировании Стратегии будет покрываться за счёт привлечения прямых инвестиций в приоритетные направления развития страны.

^ 1.2. Актуальность Стратегии Развития Страны на 2009-2011гг.

  1. Актуальность и потребность в едином стратегическом документе развития Кыргызстана на ближайшее будущее в условиях обозначившихся вызовов и рисков многократно возрастают.

  2. Сегодня необходима четкая стратегия преодоления всех этих препятствий дальнейшему возрождению Кыргызстана и построению подлинно демократического государства.

  3. Конкуренция в мировой экономике все более нарастает. Вокруг нас – страны с более развитой экономикой. Их явные экономические преимущества дают повод для роста геополитических амбиций. В этих условиях необходимой становится потребность в стратегическом видении роли и места Кыргызстана в мировой и региональной системах.

  4. Кризисные проявления в развитии мировой экономики, с одной стороны, и ограниченность внутренних ресурсов – с другой, исключают элементы неопределенности и непредсказуемости в принятии стратегических решений. В условиях неустойчивости ситуации на мировых рынках Правительство должно найти достаточные инструменты для обеспечения макроэкономической стабильности.

  5. Главная проблема нынешнего состояния экономики в целом – это ее крайняя неэффективность. Производительность труда остается недопустимо низкой. Те же затраты труда, что и в более развитых странах, приносят Кыргызстану в несколько раз меньшую отдачу. И это вдвойне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции и увеличивающихся затрат на квалифицированный труд, на энергоносители.

  6. Правительство должно стать центром выработки идеологии и стратегических планов. Сегодня на первый план выдвигается превентивный подход в развитии взамен оперативных действий и несогласованных шагов в решении возникающих проблем. Все ветви власти должны согласовывать и полностью подчинять свои действия стратегическим целям развития, определенным в настоящей Стратегии.

  7. Это означает, что каждый шаг Правительства, каждое его решение должны быть строго согласованным со стратегическими целевыми параметрами. Правительство должно жестко выполнять определенные ему планы и достигать поставленных перед ним целей через стратегические программы министерств, ведомств и областей. На базе этих программ и будет оцениваться результативность работы, как Правительства, так и отдельных министерств и ведомств.

  8. В сфере бюджетного планирования предстоит уже с 2009г. начать законодательно внедрять элементы среднесрочного финансового планирования страны. Это позволит рационально использовать бюджетные ресурсы на приоритеты развития, обозначенные в настоящей Стратегии.

  9. Прежних способов управления рыночными преобразованиями в стране уже недостаточно. Нужны новые подходы, ориентированные на четкие принципы разработки, принятия и исполнения решений. Чертами завтрашней системы государственного управления становятся самостоятельность и ответственность, следование общей идеологии развития страны, эффективное использование ресурсов, смелые и неординарные решения, поддержка инициативы и инноваций, повышение потенциала кадров, их компетенции и кругозора.

  10. Правительство должно быть нацелено на результат через:

    (i) качество экономического роста;

    (ii) качество жизни кыргызстанцев;

(iii) качество управления страной и

    (iv) качество окружающей среды.

    Поэтому в СРС-2 предусмотрен широкий круг преобразований, направленных на серьезную модернизацию управления. Переход на гибкие принципы государственного регулирования без прямого вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов позволит восстановить доверие граждан к структурам управления исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Предстоит продолжить работу по формированию независимой и высокоэффективной судебной власти как безусловного гаранта защиты прав предпринимательства, в том числе от произвола чиновников.

  1. Действенным сигналом обществу, бизнесу и внешним инвесторам станет реализация мер Стратегии, направленных на:

    (i) защиту прав человека;

    (ii) защиту собственности и

    (iii) обеспечение верховенства закона в Кыргызстане.

^ 1.3. Процедуры и форматы формирования СРС-2

  1. Стратегия развития страны (2009-2011гг.) была подготовлена во исполнение поручения Национального Совета по стратегическому развитию Кыргызской Республики, возглавляемого Президентом страны – Бакиевым К.С.

  2. Министерство экономического развития и торговли Кыргызской Республики было определено координирующим ведомством по формированию этого документа.

  3. По инициативе Правительства Кыргызской Республики была также сформирована Рабочая Комиссия на межведомственной основе из числа статс-секретарей и заместителей министров министерств, ведомств, агентств.

  4. При поддержке Всемирного Банка к работе по формированию настоящей Стратегии были привлечены независимые национальные эксперты.

  5. При подготовке данного документа в целом были использованы те же методологические подходы, что и при разработке СРС-1. Однако существенной новизной в методологии разработки настоящей стратегии стало построение модели развития страны на 2009-2011г.г. через оценку и ответы на вызовы и риски.

  6. Структура документа претерпела существенные изменения. При этом содержательная часть документа обновлена практически в полном объёме за счёт детальной проработки целей и задач Новой экономической политики, обозначенной Президентом страны, К. С. Бакиевым в его Заявлении от 10 января 2008г.

  7. В помощь участникам процесса подготовки документа Правительством Кыргызской Республики был подготовлен и разослан базовый пакет документов со стандартными требованиями к выполнению работы.

  8. Процедуры работы выстраивались на основе рабочих взаимодействий Министерства экономического развития и торговли Кыргызской Республики с министерствами, ведомствами, агентствами, регионами и независимыми экспертами, как на этапе сбора информации, так и на этапе формирования документа.

  9. Базовым форматом по рассмотрению и экспертизе подготовленных материалов стали рабочие обсуждения согласно графику с соответствующими министерствами, ведомствами и агентствами на уровне руководителей с участием независимых экспертов.

  10. Принципиальными отличиями данной Стратегии от СРС-1 стали:

    (i) установление более отчетливой («сквозной») взаимосвязи между задачами, мерами (действиями), ресурсами и индикаторами мониторинга результата выполнения мероприятий Стратегии;

    (ii) полномасштабный анализ и оценка вызовов и рисков и

    (iii) расширение мер политики повышения эффективности государственного управления, включая реформирование судебной системы и правоохранительных органов.

  1. СРС-2, как и прежний документ, тесно увязан с международными соглашениями и инициативами, в том числе с Целями Развития Тысячелетия (ЦРТ), со Стратегией Помощи Стране (СПС) и др.

  2. Процесс формирования СРС-2 освещался в средствах массовой информации. Информация также распространялась в сети Интернет.

^ II. АНАЛИЗ ТЕКУЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ И ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ СРС

2.1. Анализ тенденций развития за 2005-2007гг.
Предварительные результаты в 2008г.


  1. Проводимая жесткая экономическая политика позволила сохранить макроэкономическую стабильность в стране. В 2005-2007гг. экономика ежегодно росла в среднем на 3,8%, ВВП на душу населения вырос с 478 до 731 долларов США. Низкий уровень инфляции сохранялся до августа 2007г., а к концу 2007г. она достигла уровня 20%. Рост цен на товары и услуги в 2007г., был обусловлен снижением предложения под влиянием таких факторов, как: (i) рост мировых цен на зерно, нефть и продовольствие; (ii) сокращение производства ряда сельскохозяйственных товаров (зерно, сахарная свекла) в условиях растущего экспортного спроса на сельхозпродукцию. При этом прирост денежных доходов за 2007г. реально возрос только на 5,3%.

  2. Среднегодовой рост инфляции за 2005-2007гг. составил 10%. При этом рост цен на товары составил 21%, а услуги подорожали почти на 11%. Среднегодовой темп прироста реальных доходов населения за последние три года составил 13,3%. Данные показатели обусловлены относительно низким уровнем инфляции в целом за этот период. На фоне экономического роста снижался уровень общей безработицы, который в 2008г. ожидается на уровне 7,7%, относительно 8,2%, сложившегося в среднем в 2005-2007гг. В 2008г. по предварительным данным рост экономики сложился на уровне 7,6%, при этом ВВП на душу населения составил 959 долларов США.

Таблица 2.1.

Ключевые экономические показатели Кыргызской Республики (2002-2008гг.)



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

Похожие:

Кыргызская Республика Стратегия Развития Страны (2009-2011гг.) Бишкек 2009г. Уважаемые соотечественники! iconПрограммы Развития ООН в Кыргызской Республике Пр. Чуй 160, г. Бишкек,...
Я ознакомился, понял и тем самым принимаю Техническое Задание (ТЗ), описывающее обязанности и ответственность Медиа Эксперта в соответствии...
Кыргызская Республика Стратегия Развития Страны (2009-2011гг.) Бишкек 2009г. Уважаемые соотечественники! iconГостиница Хаятт Ридженси Бишкек, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Его Превосходительство Бакиев Курманбек Салиевич, Президент Кыргызской Республики
Кыргызская Республика Стратегия Развития Страны (2009-2011гг.) Бишкек 2009г. Уважаемые соотечественники! iconГостиница Хаятт Ридженси Бишкек, г. Бишкек, Кыргызская Республика...
Г-жа Маргарет Скок, Чрезвычайный и полномочный посол, Посольство Канады в Кыргызской Республике – Глава делегации
Кыргызская Республика Стратегия Развития Страны (2009-2011гг.) Бишкек 2009г. Уважаемые соотечественники! iconКонституция кыргызской республики глава первая кыргызская республика
Кыргызская Республика суверенное, унитарное, демократическое государство, построенное на правовых, светских началах
Кыргызская Республика Стратегия Развития Страны (2009-2011гг.) Бишкек 2009г. Уважаемые соотечественники! iconУтверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 31 марта 2009...
Создание благоприятного инвестиционного климата и условий для развития малого и среднего бизнеса
Кыргызская Республика Стратегия Развития Страны (2009-2011гг.) Бишкек 2009г. Уважаемые соотечественники! iconПрограммы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества...
Афганистан, Азербайджан, кнр, Казахстан, Кыргызская Республика, Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан
Кыргызская Республика Стратегия Развития Страны (2009-2011гг.) Бишкек 2009г. Уважаемые соотечественники! iconКыргызская республика стратегия и План действий по сохранению биоразнообразия Содержание
Существующее законодательство, имеющее отношение к сохранению биологического разнообразия 43
Кыргызская Республика Стратегия Развития Страны (2009-2011гг.) Бишкек 2009г. Уважаемые соотечественники! icon    Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская...
Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика...
Кыргызская Республика Стратегия Развития Страны (2009-2011гг.) Бишкек 2009г. Уважаемые соотечественники! iconСоглашение
Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация, именуемые в дальнейшем Сторонами
Кыргызская Республика Стратегия Развития Страны (2009-2011гг.) Бишкек 2009г. Уважаемые соотечественники! icon4-я Конференция на высоком уровне «ес-центральная Азия»: Платформа...
Позвольте поблагодарить организаторов форума за возможность участия в обсуждении вопросов сотрудничества в области охраны окружающей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница