Создание европейского экономического пространства *




Скачать 257.24 Kb.
НазваниеСоздание европейского экономического пространства *
страница1/2
Дата публикации02.03.2013
Размер257.24 Kb.
ТипДоклад
skachate.ru > Экономика > Доклад
  1   2





Док: GA22/EC21/REP/03/r



Двадцать второе пленарное заседание Генеральной Ассамблеи ПАЧЭС

Комитет по экономическим, торговым, технологическим и экологическим вопросам
Доклад

"Создание европейского экономического пространства»*

Докладчик: г-жа Мария АРСЕНИС (Греция)

I. введение

  1. Современные процессы интеграции и сотрудничества в Европе сосредоточены на идее создания общего экономического пространства, простирающегося от Урала до Атлантики.

  2. Главная задача создания европейского экономического пространства состоит в недопущении появления новых разделительных линий и пропасти между странами с различным уровнем благосостояния в Европе, особенно, в связи с расширением Европейского Союза.

  3. Этот проект предполагает интеграцию между экономиками различного масштаба и уровня развития, а широкая европейская интеграция обусловлена процессами рыночных реформ и демократизации, охвативших Европу в последние несколько десятилетий.

  4. Обзор интеграционных процессов в Европе поднимает ряд интересных вопросов о взаимоотношениях между такими субрегиональными организациями, как ЧЭС, и проектом более широкого регионального масштаба. В этом отношении региональная экономическая интеграция имеет решающее значение, поскольку она содействует достижению политической стабильности, высвобождению внутреннего экономического динамизма, росту прямых иностранных инвестиций, международной передаче технологий и т.д..

  5. В Декларации Встречи на высшем уровне 1992 г. о создании ЧЭС подчеркивается решимость государств-членов развивать экономическое сотрудничество, как вклад в общеевропейскую экономическую зону, и в достижение более высокого уровня интеграции государств-участников в мировую экономику с помощью усилий, направленных на дальнейшее сокращение или устранение различного рода препятствий.

  6. Эта цель постоянно подтверждается в итоговых документах встреч на высшем уровне ЧЭС, заседаний министров, ПАЧЭС, Делового Совета ЧЭС, а также заседаний вспомогательных органов ЧЭС, обретая все более конкретные очертания на каждом последующем этапе.

  7. Настоящий доклад и соответствующая рекомендация своевременно подготовлены ПАЧЭС для того, чтобы внести вклад в дискуссию о создании Большой Европы. Они основаны на ряде официальных документов ЧЭС и других организаций, а также на информации, предоставленной греческой и румынской делегациями ЧЭС.


^ II. ЭЛЕМЕНТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

  1. Основная идея создания европейского экономического пространства зиждется на так называемых четырех свободах: свободе передвижения товаров, услуг, капитала и людей по Европе на основе совместимых или гармонизированных правил.

  2. Термин «европейское экономическое пространство» появился в 1984 г., когда в декларации заседания министров Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) «Европейская зона свободной торговли» (ЕЗСТ)1 было упомянуто о создании европейского экономического пространства (позже «зоны»). Этот проект осуществляется через устранение препятствий на пути торговли, создание структур, а позже – с помощью мер по распространению Общего рынка ЕС и его законодательной базы на страны ЕЗСТ. В дополнение к законодательству о внутреннем рынке, итоговое соглашение, подписанное в 1992 г., включает горизонтальную политику, направленную на укрепление внутреннего рынка. Эти дополнительные области сотрудничества охватывают научные исследования и разработки, статистику, образование, социальную политику, окружающую среду, защиту потребителя, туризм, малые и средние предприятия, культуру, информационные и аудио-визуальные услуги.

  3. С тех пор термин «европейское экономическое пространство» используется более гибко для описания долгосрочной цели ряда многосторонних соглашений, подписанных между европейскими государствами в области экономического сотрудничества. Единое экономическое пространство в Европе все еще является необходимым условием. Существует несколько моделей сотрудничества (например, ЕЗСТ, Барселонский процесс, Центральноевропейская зона свободной торговли), направленных на углубление экономической интеграции, однако, они предполагают диверсификацию институционных и правовых обязательств европейских государств. Создание европейского экономического пространства является вопросом не только законодательного сближения. Оно выходит за пределы торговых и инвестиционных мер и распространяется на развитие инфраструктуры, обеспечение здоровой окружающей среды, единого технологического пространства и социальной сплоченности.

  4. Наиболее сложной интеграционной моделью является внутренний рынок ЕС, основанный на «четырех свободах» товаров, людей, услуг и капитала в едином режиме правил конкуренции. Внешнее влияние единого рынка ЕС на соседей, партнеров и конкурентов всегда было сильным. Равнение нескольких стран, не являющихся членами ЕС, на единый рынок ЕС, говорит о наличии гибких границ европейской экономики, которые никогда не совпадали с политическими границами ЕС. Наряду с этим, несколько интеграционных моделей на субрегиональном уровне направлены на сближение экономик европейских государств.

  5. Сотрудничество между ЕС и Средиземноморьем - ^ Барселонский процесс, начатый в 1995 г. - было связано с расширением ЕС на северо-запад с целью создания Зоны свободной торговли к 2010 г.2 Оно включает сеть двусторонних и многосторонних подходов, в которых основное внимание отводится рыночным взаимоотношениям между средиземноморскими странами и предусматриваются соглашения о свободной торговле не только для сектора товаров, но и услуг. В случае с Турцией эта цель также достигнута через соглашение о Таможенном Союзе 1995 г..

  6. ^ Европейские соглашения обеспечивают базу для двусторонних отношений между Европейским Союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и странами-партнерами, с другой (такими, как Болгария и Румыния). Европейские соглашения охватывают вопросы торговых отношений, политического диалога, законодательного сближения и другие области сотрудничества, включая промышленность, окружающую среду, транспорт и таможню. В настоящее время они постепенно создают зону свободной торговли между ЕС и ассоциированными странами на взаимной основе, однако применяются ассиметрично (т.е. более быстрая либерализация со стороны ЕС, чем со стороны ассоциированных стран). Европейские соглашения направлены на постепенное создание зоны свободной торговли в сфере промышленной продукции в переходный период. В результате этого, начиная с 1995 г., промышленная продукция из ассоциированных стран имела практически свободный доступ в ЕС с ограничениями только в нескольких секторах, таких, как сельское хозяйство и текстильная промышленность. Кроме либерализации торговли, европейские соглашения содержат положения о свободном передвижении услуг, платежей и капиталов в сфере торговли и инвестиций, а также свободное передвижение работников. При создании и деятельности на территории другой страны, предприятия должны пользоваться преференциальным подходом на том же уровне, что и национальные предприятия. В соответствии с этими соглашениями, страны-партнеры берут на себя обязательства по приближению своего законодательства к законам Европейского Союза, особенно, в областях, касающихся внутреннего рынка. Это подразумевает применение законодательства, способствующего развитию конкуренции, а также применение правил о государственной помощи, совместимых и сопоставимых с законодательством ЕС. Необходимо также подготовить законодательство, обеспечивающее аналогичный уровень защиты интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности. Программа ФАРЕ определена в европейских соглашениях как финансовый инструмент, направленный на содействие достижению поставленных в них задач.

  7. ^ Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) (подписанные с Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдовой, Россией и Украиной) предусматривают либерализацию торговли и сотрудничества по широкому кругу вопросов. ТАСИС является основным инструментом финансовой и технической помощи, поддерживающим осуществление СПС и предоставляющим гранты для осуществления проектов в приоритетных областях, определяемых дважды в год. В отличие от контрактных взаимоотношений со всеми другими соседними государствами ЕС, действующие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве не предусматривают ни преференциального подхода в области торговли, ни графика процесса сближения нормативно-правовой базы.

  8. В 2000 году было принято решение разработать концепцию единого европейского экономического пространства между ЕС и Россией. В его основе лежит идея улучшения передвижения товаров, услуг, капитала и людей между Россией и ЕС, являющаяся частью общей стратегии ЕС по отношению к России.

  9. ^ Соглашения о стабилизации и ассоциации (подписанные в том числе и с Албанией) направлены на уважение главных демократических принципов и ключевых элементов, заложенных в основу концепции о едином рынке ЕС. С помощью зоны свободной торговли с ЕС, соответствующих принципов (конкуренция и правила об оказании государственной помощи, интеллектуальная собственность, и т.д.) и льгот (например, права создания), этот процесс позволит всем экономикам региона начать интеграцию в экономику ЕС. Для тех регионов, где соглашения не налагают специальных обязательств по отношению к европейскому законодательству, имеются положения о конкретном сотрудничестве и проводятся дискуссии с ЕС, целью которых является оказание содействия каждой стране в процессе приближения к стандартам ЕС.

  10. Такие региональные интеграционные проекты на бывшей территории Советского Союза, как Евразийское Экономическое Сообщество, не являются моделями, построенными на базе ЕС, но они могут оказать влияние на создание общеевропейской экономики.

  11. В дополнение к тем соглашениям регионального уровня, которые оказывают значительное воздействие на экономику, экономическая интеграция на общеевропейском уровне развивается благодаря ряду событий более широкого масштаба, таким, как:

    • регулирующие режимы ВТО и вступление в ВТО новых независимых государств;

  • расширение ЕС до 25 стран с общей численностью населения 450 миллионов человек и ОВП – 100 триллионов евро;

  • укрепление рыночной экономики и либеральной экономической политики в бывших экономиках с центральным планированием.

  1. Наряду с этим, развитые/западные страны оказывают значительную помощь по сокращению экономического неравенства путем:

  • обсуждения политики в рамках Соглашений о партнерстве и сотрудничестве;

  • технического содействий, как, например, ТАСИС и ФАРЕ;

  • содействия со стороны международных финансовых институтов.

  1. Основными характеристиками нового экономического климата в Европе является доминирование рынка, сокращение государственного сектора, увеличение взаимодействия и взаимозависимости между государствами на всем континенте, а также социальных сил, определяющих форму, размеры и темпы этого взаимодействия.


^ III. МЕСТО ЧЭС В РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

  1. На страны ЧЭС приходится значительная часть европейской экономики. Во-первых, по своему размеру страны ЧЭС занимают территорию площадью 20 миллионов кв.км и имеют население численностью 330 миллионов человек. Их годовой внешнеторговый объем превышает 300 миллиардов долларов США, они обладают огромными энергетическими ресурсами (нефть, природный газ, ядерная энергетика). Во-вторых, по экономическому потенциалу или мощности, страны ЧЭС имеют ОВП в объеме приблизительно 800 миллиардов долларов США (в ценах 1998 г.). В-третьих, по своей производительности в период с 1989 г. по 1999 г. ЕС увеличил свой ВВП на 22%, что соответствует среднегодовому приросту в размере 2%. С другой стороны, страны ЧЭС представляют собой абсолютно разную картину, однако ВВП показывает реальный рост во всех странах ЧЭС, начиная с 2000 г. (например, Албания – 7.8%, Армения – 6.0%, Азербайджан - 11.1%, Румыния – 1.8%, Украина – 5.9%)3. В-четвертых, по уровню благосостояния страны ЧЭС все еще намного отстают от уровня ЕС, который превышает 22,000 долларов США (в соответствии с ВВП на душу населения в 1998 г.).

  2. Взаимоотношения ЧЭС с ЕС характеризуются ассиметрией и двусторонним подходом. Торговые отношения развиваются стремительно, но ассиметрично. ЕС является основным торговым партнером ЧЭС и важным источником инвестиций. Он стал главным коммерческим партнером группы ЧЭС. В период с 1993 г. по 1999 г. на ЕС приходилось более 39% общего торгового обмена группы ЧЭС, 38% их экспорта и 48% - импорта. Торговый баланс большинства стран ЧЭС с ЕС имел дефицит, за исключением России и Азербайджана, у которых он был избыточным, благодаря экспорту энергоносителей. Группа стран ЧЭС не является основным торговым партнером ЕС, т.к. в период с 1993 г. по 1999 г. они составляли в среднем приблизительно 3% общих коммерческих обменов ЕС или 3.2% его экспорта и 2.6% его импорта. Что касается прямых иностранных инвестиций, то ЕС является основным источником капитала. Доля стран ЕС в общем объеме прямых иностранных инвестиций в регионе ЧЭС составляет приблизительно 40%.

  3. Страны ЧЭС пользуются преимуществом технического содействия в рамках большого количества программ. В общей сложности, только за первые пять лет деятельности ЧЭС страны ЧЭС получили от ЕС 2,589 миллионов евро (за исключением помощи Турции, как ассоциированному члену ЕС). 419 миллионов из этой суммы были направлены на поддержку регионального развития и сотрудничества в Черноморском бассейне. В 2000 г. эта сумма достигла 700 миллионов евро. Большая часть этой суммы используется странами-членами ЧЭС для развития инфраструктуры, включая строительство или реконструкцию системы связи. Однако, помощь, оказываемая региону ЧЭС в целом, остается ограниченной по сравнению с помощью, направляемой в другие регионы Европы (например, западные Балканы), или с реальными потребностями региона.

  4. ЧЭС и ЕС не разработали четкую концепцию видения стратегических задач в своих долгосрочных взаимоотношениях. Единственным усилием по определению стратегии была «Платформа сотрудничества между ЕС и ЧЭС», подготовленная ЧЭС в июне 1999 г.. Их взаимоотношения базируются скорее на сети двусторонних соглашений, чем на едином подходе. Греция – является полноправным членом ЕС; Турция – ассоциированным членом Таможенного Союза с ЕС; Болгария и Румыния подписали европейские соглашения; Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Российская Федерация и Украина подписали Соглашения о партнерстве и сотрудничестве; Албания подписала Соглашение о торговом, коммерческом и экономическом сотрудничестве с ЕС и обсуждает подписание Соглашения о стабилизации и ассоциации. Европейская Комиссия предложила (1997 г.) развивать всеобъемлющее сотрудничество между ЕС и ЧЭС в четырех основных направлениях: i) развитие инфраструктуры (транспорт, энергетика и телекоммуникации), ii) торговое сотрудничество и привлечение инвестиций, iii) устойчивое развитие, окружающая среда и ядерная энергетика и iv) борьба с организованной преступностью.

  5. Ряд двусторонних соглашений между ЕС и отдельными странами ЧЭС содействуют укреплению режима свободной торговли в регионе. Турция уже является членом Таможенного Союза с ЕС с 1995 г., а Болгария и Румыния модифицируют свои внешнеторговые режимы для того, чтобы соответствовать требованиям Европейского Таможенного Союза и таким образом создать зону свободной торговли со странами ЕС. Соглашения ЕС с Россией, Украиной и Молдовой содержат положения о создании зоны двусторонней свободной торговли с Европейским Союзом в качестве долгосрочной задачи. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с Арменией, Азербайджаном и Грузией также предусматривают либерализацию торговли и сотрудничество по широкому кругу вопросов.

  6. Страны ЧЭС рассматривают европейскую интеграцию как объективный и логический процесс и вклад в стабильность и экономическое процветание европейского континента. Это определяет позитивное отношение ЧЭС к процессу расширения ЕС, хотя и признается появление новых трудностей. Основную тревогу у ЧЭС вызывает то, что расширение ЕС может углубить разрыв между ЕС и некоторыми странами ЧЭС. Аналитики уверены в том, что комбинированный макроэкономический эффект процесса расширения ЕС будет в общем благоприятным, хотя в ближайшей и среднесрочной перспективе ЧЭС может столкнуться с дополнительными проблемами – возросшим протекционизмом ЕС или дискриминацией в отношении экспорта готовой продукции ЧЭС, трудностями доступа ЧЭС на европейские рынки и т.д.. Озабоченность в связи с воздействием процесса расширения ЕС касается как таможенных тарифов, так и нетарифных торговых барьеров, которые могут остаться прежними или даже возрасти.

  7. Несмотря на эти проблемы, процесс расширения ЕС может принести с собой выгоды для ЧЭС, поскольку одним из его последствий будет расширение непосредственных границ между ЧЭС и ЕС, что будет содействовать развитию различных форм приграничного и регионального сотрудничества. Кроме этого, распространение единообразных правил и законов будет способствовать деятельности компаний в регионе ЧЭС. Включение ЧЭС в европейское экономическое пространство может быть также ускорено самим процессом расширения ЕС, т.к. расширенный ЕС не заинтересован в наличии враждебной ему силы на его восточных границах. Как раз наоборот, только страны ЧЭС с либеральной рыночной экономикой и демократическими институтами как политически, так и экономически, будут соответствовать стратегическим интересам ЕС.

  1   2

Похожие:

Создание европейского экономического пространства * iconЗаседание Генеральной Ассамблеи пачэс рекомендация 72/2003  «О создании...
Урала до Атлантики. Общая задача формирования европейского экономического пространства состоит в недопущении появления новых разделительных...
Создание европейского экономического пространства * iconКурсовая работа по правоведению Тема: «Основные понятия европейского права»
Основы европейского правового пространства в области защиты прав и свобод человека 13
Создание европейского экономического пространства * iconКонцепция формирования Единого экономического пространства
Целью формирования еэп является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения...
Создание европейского экономического пространства * iconОбъединенных наций
Всемирной торговой организации (вто), которая контролирует это соглашение, а также новый подход в области технической гармонизации,...
Создание европейского экономического пространства * iconРешени е
Единого экономического пространства (Республики Беларусь или Российской Федерации), другим государством – членом Таможенного союза...
Создание европейского экономического пространства * iconГоу впо мгпу развитие личности ребенка в процессе декоративно-прикладной деятельности
Глобальной задачей в современном мире является создание единого европейского пространства. С какими ценностями войдем мы в мир европейской...
Создание европейского экономического пространства * iconДиректива совета европейского сообщества
Принимая во внимание Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества, и, в частности Статьи 57 (2) и 66 данного Договора,...
Создание европейского экономического пространства * iconРезолюция III съезда дорожников стран СНГ
Снг направлены на обеспечение надежной работы сети национальных автомобильных дорог и международных транспортных коридоров. Без их...
Создание европейского экономического пространства * iconТекст относится к Европейскому экономическому пространству
Постановления Совета (еэс – Европейского Экономического Сообщества) №3821/85 и (ес – Европейского Сообщества) №2135/98 и отменяющее...
Создание европейского экономического пространства * iconКонкурсную программу
Города через призму искусства во всех его проявлениях, осмысление и создание нового качественного общественного пространства города....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница