Вступление в вто является комплексным, трудным и длительным процессом. В мае 2001 г с этим процессом столкнулось 28 стран, из которых 9 являются странами с




Скачать 344.23 Kb.
НазваниеВступление в вто является комплексным, трудным и длительным процессом. В мае 2001 г с этим процессом столкнулось 28 стран, из которых 9 являются странами с
страница1/2
Дата публикации19.05.2013
Размер344.23 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Экономика > Документы
  1   2
ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО

Автор:

Константин Михалопулос

Вступление в ВТО является комплексным, трудным и длительным процессом. В мае 2001 г. с этим процессом столкнулось 28 стран, из которых 9 являются странами с переходной экономикой и около половины остальных стран относятся к категории наименее развитых стран. В настоящей главе анализируется процесс вступления в ВТО и определяются основные вопросы и вызовы, с которыми сталкиваются вступающие страны.
Выгоды членства в ВТО
Существует три основных выгоды от членства в ВТО: (а) укрепление мер экономической политики внутри страны и институтов по осуществлению международной торговли товарами и услугами, что является предварительным требованием для завершения вступления в ВТО; (б) облегченный и гарантированный доступ на основные экспортные рынки; и (в) доступ к механизм ВТО по урегулированию торговых споров.
Меры политики и институты
Не смотря на то, что между странами, в ступающими в ВТО, существуют значительные различия в институциональной и политической среде, многие развивающиеся станы сталкиваются с очень похожими вызовами по созданию институтов, необходимых для выполнения обязательств ВТО. Возможно, самым значительным вызовом является необходимость введения законов и институтов для обеспечения деятельности частных предприятий и рынков, свободных от контроля со стороны правительства – кроме тех мер контроля, которые в явном виде обеспечиваются правилами и нормами ВТО – в отношении, например, стандартов, санитарных и фитосанитарных (SPS) мер, прав интеллектуальной собственности и практики государственной торговли.

В равной степени важно для экономики страны важно обеспечить упрочение стабильности торговой политики, что является следствием соблюдения правил и обязательных для исполнения соглашений ВТО. Стабильность важна как для национальных производителей, так и для экспортеров из других стран, желающих иметь доступ к рынкам этих стран. Соблюдение положений ВТО – например, путем связывания импортных тарифов и четкого установления требований к прямым иностранным инвестициям (ПИИ) в соглашении о торговли услугами – будет способствовать повышению эффективности экономики стран, вступающих в ВТО.

Членство в ВТО также дает возможность новым членам зафиксировать уже существующие, относительно либеральные торговые режимы. Хотя торговые режимы стран, вступающих в ВТО, существенно отличаются друг от друга, многие страны установили торговые режимы с относительно низкими тарифами и с отсутствием значительных формальных нетарифных барьеров. Для таких стран членство в ВТО дает возможность зафиксировать эти режимы путем взятия на себя международно-правовых обязательств в отношении уровней импортных тарифов. Это не только позволит получить выгоды от либерализованной торговли, но также дает им высокоэффективную защиту против протекционистского давления со стороны заинтересованных сил внутри стран, которое присутствует во всех странах с рыночной экономикой.
Доступ на рынок
Для вступающих стран важны два основных направления доступа на рынок. Первое заключается в получении постоянного и неограниченный условиями статуса наиболее благоприятствуемой нации (НБ), который дается при вступлении в ВТО. В настоящее время, странам, не являющимся членами ВТО, статус НБ предоставляется по желанию самими торговыми партнерами, но никто не гарантирует, что этот статус будет им предоставляться в будущем. Например, в США статус НБ предоставляется России и некоторым другим странам с переходной экономикой при условии соблюдения положений поправки Джексона-Вэника к Закону о торговле от 1974 г. относительно свободы эмиграции.1 Второй момент заключается в том, что частота применения антидемпинговых мер (как расследований, так и окончательных мер) намного выше против не-членов ВТО, чем против членов этой организации.
Урегулирование споров
Доступ к беспристрастному и принудительному механизму урегулирования споров, решения которого имеют значительный шанс практически реализоваться, является важным потенциальным преимуществом для стран вступающих в ВТО, многие из которых являются странами с малой экономикой и сильно зависят от международной торговли. Механизм ВТО по урегулированию споров доказал свою способность предоставлять своим членам возможности добиться удовлетворения своих исковых жалоб на действия других стран-членов, причинивших существенный ущерб торговле. Хотя развивающиеся страны сталкиваются с некоторыми проблемами в доступе к этому механизму, членство в ВТО дает возможность того, что при соответствующей помощи, может давать преимущества для новых членов, особенно в их взаимоотношениях с крупными торговыми партнерами.
^ Процесс вступления
Процесс вступления в ВТО требует усилий и времени. Его можно разделить на вводную стадию формальностей и три основные стадии. Три основные стадии состоят в следующем: (а) подготовка страной-кандидатом меморандума о внешнеторговом режиме (в дальнейшем именуемый как «меморандум»), который подробно описывает меры политики и институты внешней торговли; (б) стадия вопросов и ответов, направленных на уточнение фактов, интересующих членов ВТО о торговом режиме страны-кандидата; и (в) стадия проведения переговоров. Две последних стадии, хотя в принципе отдельные, на практике обычно переплетаются. На протяжении этих стадий страна-кандидат должна удовлетворить требованиям правил и норм ВТО, а также пожеланиям действительных членов ВТО. С лишь несколькими исключениями, переговоры идут только в одном направлении: от страны-кандидата требуется продемонстрировать, каким образом она собирается выполнить существующие требования ВТО – она не может изменить эти требования. Действительные члены ВТО могут попросить снизить уровень протекционизма внутреннего рынка, но обратного обычно не происходит.
Формальности
После того, как страна-кандидат посылает письмо Генеральному директору ВТО, в котором она выражает свое желание вступить в эту организацию, эта просьба рассматривается Генеральным Советом ВТО, который состоит из представителей всех членов ВТО и который периодически проводит свои заседания в течение года. Генеральный Совет ВТО в рабочем порядке выносит решение о создании рабочей группы, наделенной определенной компетенцией, для рассмотрения всех вопросов по вступлению данной страны в ВТО, а также назначает председателя этой рабочей группы.2 Членство в составе рабочей группы открыто для всех членов ВТО. При вступлении в ВТО крупных стран, таких как Китай или Россия, в составе рабочей группы принимают участие многие страны; при вступлении малых стран рабочая группа обычно состоит из стран «четверки» (Канада, Европейский Союз, Япония и США) плюс ряда других членов, включающих соседние страны, которые являются значительными торговыми партнерами страны-кандидата. Стадия формальностей может быть довольно короткой – не более нескольких месяцев.

Меморандум
Подготовка меморандума о внешнеторговом режиме, описывающего торговые политику и институты страны-кандидата, может оказаться серьезной задачей из-за большого перечня вопросов, которые должны быть отражены в этом меморандуме, и из-за требуемой степени подробности изложения этих вопросов. Вопросы включают намного больше, чем просто торговлю товарами и услугами, хотя описание торговли услугами, включающей сектора финансовых, страховых, профессиональных услуг, услуг связи и т.п., является само по себе крупной задачей. Важными вопросами также являются различные аспекты управления обменным курсом национальной валюты, инвестиций и политики содействия конкуренции, защиты прав интеллектуальной и других видов собственности, а также приватизации предприятий. Вся ответственность за подготовку меморандума возлагается только на страну-кандидата и эта страна несет ответственность за задержку при его подготовке.

Даже если первоначальный текст меморандума подготовлен быстро, то если его сочтут недостаточно полным или подробным, или если законодательство и меры регулирования не отвечают требованиям ВТО, то последующий период вопросов и ответов может быть продлен. Временами, члены ВТО просят Секретариат ВТО дать обзор проекта меморандума до его рассылки с целью предотвращения рассылки незавершенного документа. Однако, секретариат не несет ответственности за содержание текста меморандума.
Вопросы и ответы
После распространения меморандума среди членов ВТО процесс вступления входит во вторую стадию, на которой члены задают вопросы и получают уточнения по различным аспектам экономической политики и функционирования институтов страны-кандидата. Это обычно занимает несколько месяцев. (В случае России это заняло более года.) Рабочая группа обычно не собирается до тех пор, пока не будет разослан меморандум и не получены первоначальные ответы на вопросы.

Цель подробного анализа, происходящего в течение этой стадии и могущего потребовать нескольких заседаний рабочей группы, заключается в том чтобы обеспечить, что законодательство и институты страны-кандидата находятся в соответствии с требованиями ВТО. От страны-кандидата требуется представить на рассмотрение в рабочую группу проекты соответствующего законодательства по различным вопросам, в ходящим с сферу регулирования ВТО. В течение этой стадии задержки случаются регулярно; если какой-либо член ВТО считает, что полученные ответы на его вопросы или предпринятые меры по устранению несообразностей являются неадекватными, то он просто оставляет этот вопрос или другие вопросы еще раз на новый раунд вопросов и ответов.

Хотя поднимаемые вопросы в каждой рабочей группе по вступлению какой-либо страны в ВТО несколько варьируются в зависимости от особенностей страны-кандидата, в процессе обсуждения возникают некоторые общие для всех темы, относящиеся особенно, но не только, к странам с переходной экономикой.


  • В контексте законов и функционирования государственных институтов возникает два обширных типичных вопроса: степень продвинутости приватизации в экономике, и степень транспарентности правил и критериев государственного регулирования в противоположность принятию решений чиновниками по собственному усмотрению. Ключевой вопрос для предприятий, которые, как ожидается, останутся в государственной собственности, заключается в том, функционируют ли они в рыночных условиях или им предоставлены особые монопольные права и привилегии.

  • Некоторые вопросы связаны с юрисдикцией и внутренними возможностями национальных органов по осуществлению мероприятий, по которым берутся обязательства по соглашениям ВТО. Фундаментальной причиной озабоченности является способность управления: имеют ли эти государственные институты необходимые полномочия и внутренние возможности выполнить на практике обязательства по соглашениям ВТО в сфере законодательства и регулирования, затрагивающие международную торговлю? Озабоченность также вызывает роль и возможности местных органов власти аннулировать обязательства, взятые на себя национальными органами власти в контексте переговоров по вступлению в ВТО.


Переговоры
В определенной фазе в течение стадии вопросов и ответов – после получения ответов на большинство, но часто не на все, вопросы – страну-кандидата просят представить свой так называемый первоначальный график предложений по либерализации торговли товарами и услугами. Этот график состоит из: (а) подробной шкалы тарифов, которые страна-кандидат намерена взимать с импортируемых товаров, и уровня, на котором страна собирается «связать» свои тарифы, и (б) обязательств данной страны (и устанавливаемых ограничений) на обеспечение доступа на свой рынок услуг.3 Кроме того, страну-кандидата просят взять на себя обязательства относительно уровня планируемой государственной поддержки сельскому хозяйству по отношению к базовому периоду (обычно рассчитываемого за три репрезентативных года до подачи заявки на вступление в ВТО), а также по другим аспектам поддержки торговли сельскохозяйственными товарами, таким как экспортные субсидии.

После того, как такой график предоставляется членам рабочей группы, процесс вступления вступает в свою финальную стадию, которая включает специфические двусторонние переговоры между страной-кандидатом и каждым членом ВТО, желающим вести такие переговоры об уровне тарифов или о степени открытости сектора услуг, описанной в первоначальном графике либерализации, представленной страной-кандидатом. Фактический момент времени представления первоначального графика обязательств значительно различается по странам и иногда это происходит очень рано на стадии вопросов и ответов, как это произошло, например, при вступлении Грузии. Обычно двусторонние переговоры происходят параллельно с формальными встречами рабочей группы, которые продолжают рассматривать вопросы и ответы по торговому режиму. Стадия проведения переговоров также может быть продолжительной, в зависимости от степени открытости торгового режима, предложенной страной-кандидатом, и требований обеспечения доступа на рынок, выдвинутых членами ВТО.

Когда переговоры находятся на стадии завершения и страна-кандидат обеспечила принятие законодательства и создание институтов, необходимых для соответствия требованиям положений ВТО, Секретариат ВТО подготавливает проект доклада о вступлении данной страны в ВТО, в том числе график согласованных обязательств данной страны по торговле товарами и услугами, и выносится на рассмотрение рабочей группы. После утверждения рабочей группой доклад направляется в Генеральный Совет ВТО. После утверждения в Генеральном Совете ВТО (обычно это уже чистая формальность), данная страна приглашается подписать протокол о вступлении в ВТО.


^ Прогресс на пути вступления
На 1 мая 2001 г. формально создано 28 рабочих групп для рассмотрения заявок на вступление в ВТО (см. табл. 8.1). Большинство рабочих групп создано некоторое время назад, причем самые ранние рабочие группы созданы в 1987 г. по заявкам Алжира и Китая. За некоторыми исключениями (например, Алжира) большинство рабочих групп работают. На самом деле, процесс вступления с момента создания рабочей группы до вступления в силу протокола о вступлении в ВТО в среднем длится немногим более пяти лет.

Ряд стран находятся на ранних стадиях процесса переговоров. Эти страны включают Азербайджан, Боснию и Герцеговину, Капе Верде, Македонию и Йемен. Несколько других стран, таких как Армения, Беларусь, Казахстан, Россия, Украина, находятся в процессе вступления в ВТО уже много лет, но по различным причинам пока не могут закончить этот процесс. К концу 2001 г. процесс вступления в конце концов увенчался успехом для Китая и Тайваня (Китай).

^ Почему это занимает столько времени?
Для того, чтобы понять, почему процесс вступления занимает столько времени, необходимо сначала оценить различные стадии процесса вступления и причины возможных задержек.

Слабое стремление довести начатое до конца
В нескольких случаях правительства предпринимает лишь первоначальные шаги по подаче заявки на вступление в ВТО и создается рабочая группа, но затем некоторые правительства не стремятся довести дело до конца путем подготовки меморандума по своей


^ Таблица 8.1 Процесс вступления в ВТО по состоянию на 1 мая 2001 г.


Страна

Создание рабочей группы

Меморандум

Предложения по

тарифам

Предложения по

услугам

Проект

доклада

рабочей

группы

Алжир

06/87

07/96

-

-

-

Андорра

10/97

02/99

09/99

09/00

-

Армения

12/93

04/95

01/99

10/98, 07/99

08/99

Азербайджан

07/97

04/99

-

-

-

Беларусь

10/93

01/96

03/98

05/99

-

Босния и Герцеговина


4/00


-


-


-


-

Бутан

10/99

-

-

-

-

Камбоджия

12/94

06/99

-

-

-

Капе Верде

07/00

-

-

-

-

Китай

03/87

02/87, 09/93

04/94

09/94, 11/97

12/94, 05/97

Казахстан

02/96

09/96

06/97

09/97

-

Лаос НДР

02/98

-

-

-

-

Ливан

04/99

06/01

-

-

-

Македония

12/94

04/99

-

-

-

Непал

06/89

02/90, 09/98

-

-

-

Российская Федерация


06/93


03/94


02/98


10/99


-

Самоа

07/98

-

-

-

-

Саудовская Аравия


07/93


07/94


09/97, 06/99


09/97, 06/99


-

Сейшельские Острова


07/95


08/96


06/97


05/97


-

Судан

10/94

01/99

-

-

-

Тайвань

(Китай)


09/92


10/92


02/96, 08/99


09/94, 08/99


08/98

Тонга

11/95

05/98




-

-

Украина

12/93

07/94

05/96

02/98, 06/98

-

Узбекистан

12/94

09/98

-

-

-

Вануату

07/95

11/95

11/97, 05/98

11/97, 11/99

11/99

Вьетнам

01/95

09/96

-

-

-

Йемен

07/00

-

-

-

-

Югославия

01/01

-

-

-

-

- Не представлено.

Источник: World Trade Organization.

политике или предпринимая дальнейшие шаги, или правительства делают это после истечения длительного периода времени. Рабочие группы по Узбекистану и Судану были созданы в 1994 г., но меморандумы по торговой политике этими странами были представлены только в сентябре 1998 г. по Узбекистану и в январе 1999 г. по Судану.
Политические вопросы
В некоторых случаях причиной задержек являются политические вопросы, возникающие между страной-кандидатом и одним или несколькими влиятельными членами ВТО. Это произошло в прошлом в некоторой степени с Китаем (и Тайванем (Китай), который связан с Китаем), а также с Македонией.

^

Процесс, по своей сути требующий много времени



Даже если вышеупомянутые проблемы не существуют, сама природа процесса вступления требует много времени. Подготовка меморандума представляет собой определенную трудность для правительств, который часто не обладают необходимыми специалистами или материальными ресурсами для подробного освещения вопросов, которые должны найти отражение в меморандуме. Большинству стран пришлось просить помощи у международных экспертов, финансируемых агентствами по международному развитию отдельных стран, а также у ВТО и Всемирного Банка.

Процесс ответов на вопросы также требует значительного времени; слабости институтов стран-кандидатов отражаются в длительных задержках, пока правительства пытаются привести существующее законодательство и методы регулирования в соответствие с требованиями ВТО и разрабатывают необходимые дополнения и изменения. Это осложняется и тем, что сам по себе процесс изменения и дополнения законодательства занимает много времени. Секретариат ВТО может помочь по вступлению в ВТО только незначительно, поскольку бюджет ВТО направляет незначительный объем финансовых ресурсов на помощь по вступлению новых членов. Пять человек Отдела ВТО по вступлению новых членов недостаточно для обслуживания даже процедурных нужд и помощи в подготовке документов, генерируемых 25 действующих рабочих групп по различным вступающим странам.

^

Трудности на стадии переговоров



Стадия проведения переговоров может стать и является наиболее длительной стадией процесса вступления в ВТО. Переговоры отчасти отражают степень готовности законодательства и институтов вступающих стран отвечать требованиям различных соглашений ВТО, и отчасти отражают специфические связывающие обязательства по тарифам и другим торговым аспектам по сельскому хозяйству и услугам. Задержки могут произойти по вине обеих сторон. Правительства стран-кандидатов могут не желать брать необходимые обязательства по либерализации – например, правительство может не предложить либерализовать нетарифные барьеры или оно может предложить связать тарифы на намного более высоком уровне, чем фактически применяемые тарифы. Со своей стороны, члены ВТО могут быть не удовлетворены предложенными уровнями либерализации или могут не желать предоставить отсрочку по приведению законодательства страны-кандидата в соответствие с требованиями ВТО. Иногда, как в случае с Албанией, Хорватией, Эстонией и Латвией, задержки произошли не по причине самого процесса вступления в ВТО, а из-за несогласия между Европейским Союзом (ЕС) и США по обязательствам вступающих стран (например, по аудио-видео услугам) и возможному будущему вступлению этих стран в ЕС.

^

Стратегия и тактика страны-кандидата



В пределах правил и норм ВТО каждая страна имеет значительную свободу в отношении того, насколько ограничительным или либеральным будет ее торговый режим. Не существует специфических правил о максимальном уровне, на котором какая-либо страна должна связать свои импортные тарифы, сколько видов услуг эта страна пожелает либерализовать, вводить ли антидемпинговое законодательство или нет, или насколько быстро либерализовать свою торговлю сельскохозяйственными товарами. Таким образом, страны имеют возможность стратегического выбора на стадии проведения переговоров: насколько либеральным должен быть торговый режим данной страны, который удовлетворяет общим требованиям ВТО.

Одна из стратегий, которую преследуют некоторые страны в процессе проведения переговоров по вступлению в ВТО, состоит в том, чтобы либерализовать как можно меньше, но достаточно лишь для обеспечения принятия в ВТО. Поскольку такие страны-кандидаты не могут добиться значительного доступа на рынки других стран, они стараются поддерживать высокие уровни протекционизма для использования их в качестве разменной монеты для улучшения своего доступа на зарубежные рынки на будущих раундах торговых переговоров. Некоторые из таких стран, использующих эту стратегию, такие как Китай и Россия, также чувствуют, что значительный уровень протекционизма нужен в течение переходного периода, когда неэффективные государственные предприятия находятся в процессе реструктуризации (см. Gabunia 1998). Эти страны обычно представляют первоначальные предложения по связыванию импортных тарифов на уровне, который значительно выше фактически применяемых в настоящее время тарифов.

Подобные вопросы возникают и в секторах услуг. Многие страны с переходной экономикой и развивающиеся страны считают, что их сектора услуг недостаточно развиты и пытаются ограничить свои обязательства по открытию этих секторов для иностранной конкуренции. Это особенно характерно в секторе финансовых услуг и услуг связи, в которых страны часто сталкиваются с просьбами от членов ВТО установить либеральный режим в отношении коммерческого присутствия на рынке этих стран иностранных поставщиков услуг. Такой режим должен позволить иностранным поставщикам услуг создать дочерние или совместные предприятия на основе принципа предоставления иностранцам режима национального законодательства, который запрещает дискриминацию против иностранных поставщиков услуг и тем самым имеет прямое отношение к прямым иностранным инвестициям.

Стратегия «минимальной либерализации» таит в себе серьезные опасности. Отдельные страны, особенно развивающиеся страны с малой экономикой, имеют слабые резервы воздействия на противоположные стороны в процессе переговоров об обеспечении доступа на рынок и поэтому те потенциальные выгоды, которые эти страны могут получить путем использования такой стратегии, будут тоже незначительными. В то же время, поддержание протекционизма путем относительно высоких тарифов и закрытого сельского хозяйства и сектора услуг налагает издержки на свою собственную экономику страны-кандидата: они отказываются от выгод более либерального торгового режима, которые в первую очередь достанутся самим этим странам-кандидатам. Если страны связывают тарифы на уровне, который значительно выше фактически применяемых тарифов, и берут на себя несущественные обязательства по сельскому хозяйству и сектору услуг (оба из которых возможны по правилам ВТО), то эти страны подвержены еще одному виду риска: они дают возможность интересам внутренних заинтересованных групп оказывать политическое давление в пользу введения дополнительных мер протекционизма в будущем, и они порождают неопределенность в странах-торговых партнерах по поводу торговой политики данной страны.

Несколько стран с переходной экономикой недавно стали членами ВТО, такие как Албания, Эстония, Грузия, Кыргызская Республика, Латвия и Монголия, хотя они преследовали разные стратегии. В большинстве сфер правительства этих стран приняли стратегию либеральной торговой политики в процессе вступления в ВТО.4 Такая стратегия включает: (а) связывание большинства тарифов обычно на низком существующем уровне или согласие на снижение и связывание тарифов на низком уровне в процессе переговоров; (б) согласие либерализовать торговый режим в сельском хозяйстве и секторе услуг; и (в) в ближайшее время после вступления в ВТО подписание таких соглашений, как соглашение по государственным закупкам, которое повышает конкуренцию и прозрачность функционирования своих рынков.

Фундаментальные выгоды такой стратегии являются экономическими: эти страны получают выгоды либерального режима торговли и инвестиций. Однако, такая стратегия обладает рядом также других преимуществ: она благоприятно способствует проведению переговоров о доступе на рынки; она предоставляет правительствам политическое прикрытие против лоббирования заинтересованных групп в пользу повышения уровня протекционизма, при отсутствии такого прикрытия эти группы смогли бы повернуть вспять существующий либеральный торговый режим; и правовое связывание достижений реформ международно-правовыми обязательствами позволяет зафиксировать достижения реформ и тем самым сделать крайне сложным процесс отступления от либеральных позиций и возврата вспять. Повышенная защита для «спасения» от серьезного ущерба национальной отрасли разрешается правилами ВТО, но должна быть основана на детальном и транспарентном расследовании для демонстрации причиненного ущерба, о котором затем докладывается в ВТО и подлежит проверке со стороны других членов ВТО. Это гораздо сложнее, чем для какой-либо влиятельной национальной отрасли просто стремиться получить поддержку правительства для повышения импортных тарифов выше фактически применяемого уровня, но ниже предельного связанного уровня, что любое правительство может сделать практически без каких-либо ограничений. В этой связи следует отметить, что ВТО не запрещает протекционизм, скорее она допускает его только в рамках определенных правил; соблюдение этих правил делает протекционизм более прозрачным и его сложнее инициировать и расширить.

Вступление Китая в ВТО, завершенное в 2001 г., сочетало элементы обеих стратегий и подняло ряд дополнительных вопросов. Во-первых, Китай использовал процесс вступления в ВТО для стимулирования и предотвращения отката вспять существенной либерализации торговли и проведения широкомасштабных реформ. Во-вторых, Китай, который во многих аспектах является страной с переходной экономикой, считает себя развивающейся страной и стремился получить право на переходный период в рамках ВТО, а также получить в ВТО особый и дифференцированный статус, который соглашениями ВТО дается развивающимся странам. Последнее включает отмену требования соблюдения принципа взаимности, предоставление привилегированного доступа на рынок для развивающихся стран, а также другие обязательства и временные рамки для осуществления положений различных аспектов соглашения ВТО, которые ранжируются от сельского хозяйства до субсидий и торговых аспектов прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Китай, благодаря своему положению в мире в качестве крупного рынка сбыта, также договорилась об определенных аспектах доступа на рынок, в том числе по текстильным изделиям и по вопросам, связанным с обозначением Китая как нерыночной экономики.

^

Позиции и меры политики членов ВТО



Требования, предъявляемые к вновь вступающим странам, выше, чем к существующим членам ВТО. Базируясь на последнем опыте стран по вступлению в ВТО, ниже приведен обзор сфер, в которых члены ВТО обычно требуют от стран-кандидатов принять на себя более либеральные обязательства по сравнению с обязательствами, которые взяли на себя сами действующие члены ВТО, когда они находились на том же уровне развития.
Тарифы. Стран-кандидатов просят связать все тарифы, в то время как многие развивающиеся страны-члены ВТО по-прежнему имеют несвязанной значительную долю их несельскохозяйственных тарифных позиций. Установление максимальных связанных тарифов приемлемо, но члены ВТО оказывают давление в сторону приближения связываемых страной-кандидатом тарифов к уровню фактически используемых тарифов.
^ Сельское хозяйство. Кроме связывания импортных тарифов, от стран-кандидатов требуют принятие обязательств по мерам совокупной поддержки (AMS), по экспортным субсидиям и т.п. Поскольку многие страны-кандидаты не предоставляют существенной поддержки своим секторам сельского хозяйства, а скорее наоборот, облагают этот сектор скрытыми налогами, то такие просьбы не могут быть выполнены и в любом случае значимое количественное выражение таких обязательств в этой сфере подвержено серьезным статистическим трудностям.
^ Правила и нормы. От стран-кандидатов обычно требуют удовлетворить всем требованиям на момент вступления в ВТО, в том числе, например, по соглашению ТРИПС, таможенной оценке товаров, по техническим стандартам, по SPS регулированию, без предоставления переходного периода, такого, который был доступен для действующих членов ВТО с таким же уровнем развития, и без учета слабости институтов, которые могут затруднить странам-кандидатам выполнить на практике все взятые на себя обязательства. Такие слабости в широком смысле относятся к функционированию рыночной экономики; требуется время на создание институциональной инфраструктуры, которая позволит странам-кандидатам выполнить свои обязательства по соглашениям ВТО. Когда такие институциональные слабости выносятся на переговоры, то члены ВТО считают, что страна-кандидат нуждается в технической помощи, которую можно получить от разных доноров, и что это дает возможность разработать детальный план по конкретным аспектам соответствующего положения ВТО, по которым имеются слабости и каким образом и в течение какого периода времени их можно решить.

ЮНКТАД, Всемирный Банк, Европейский Союз, Швейцария и США, а также ВТО имеют специальные программы оказания технической помощи по различным аспектам процесса вступления в ВТО, особенно по подготовке первоначального меморандума страны. Различные случаи из практики работы таких программ говорят о том, что они проходят не всегда гладко. Большинство стран дают положительные отзывы о помощи иностранных консультантов и советников при подготовке меморандума. Однако, в некоторых случаях рекомендации иностранных консультантов фактически замедляли процесс вступления в ВТО, так как консультанты порекомендовали, а страны приняли их рекомендации, по использованию «переговорной» стратегии связывания тарифов на высоких уровнях и предложению ограниченной либерализации в секторе услуг. Кроме того, существуют проблемы координации между усилиями различных доноров, а также между агентствами по международному развитию отдельных индустриально развитых стран, которые оказывают помощь, и их коллегами в министерствах торговли, которые участвуют на переговорах по вступлению.
^ Многосторонние соглашения с более узким кругом участников. На стран-канди­датов оказывается давление, чтобы они начали изучать положения многосторонних соглашений, необязательных для подписания всеми членами ВТО, подписанных лишь несколькими странами и открытых для подписания другими членами ВТО (например, соглашения о государственных закупках и о гражданской авиации) во время вступления в ВТО и взять на себя обязательства по установлению сроков проведения переговоров вскоре после вступления в ВТО.
Вопросы статуса «рыночной экономики». Не смотря на то, что не существует явного требования, чтобы члены ВТО имели рыночные экономики, де-факто такое требование выдвигается со стороны действующих членов ВТО и используется в виде средства давления на страну-кандидата в пользу более глубокого реформирования и либерализации в процессе вступления.5 Такое давление ощущали все страны-кандидаты, в том числе Китай, когда были указаны в явном виде договоренности о наличии и режиме государственной торговли в определенных секторах. В то же время, страны четверки (Канада, ЕС, США и Япония) не желают изменить свои собственные режимы антидемпинговых процедур в отношении статуса стран с переходной экономикой как «нерыночных» стран, которые уже стали членами ВТО. Если какая-либо страна имеет статус страны с «нерыночной экономикой», то против нее применяются другие, менее прозрачные и потенциально дискриминационные решения о том, был ли демпинг или нет, и в соответствии с мерами безопасности ЕС - против импорта ряда стран с «нерыночной экономикой», включая Китай и большинство стран СНГ (Michalopoulos и Winters 1997). По этой причине присвоение статуса страны с «нерыночной экономикой» было основной причиной торговых трений между многими странами с переходной экономикой, с одной стороны, и США и Европейским Союзом – с другой.

Правовые оправдания использования таких процедур можно найти в положениях ГАТТ, которые допускают подобное отношение «в случае импорта из страны, которая имеет полную или почти полную монополию государства на торговлю и когда все внутренние цены устанавливаются государством» (Palmeter 1998: 116). Такие методы были полностью оправданы, когда практически вся торговля находилась под контролем государственных торговых организаций или министерств и когда цены устанавливались государством. Однако, страны с переходной экономикой за последние годы добились большого прогресса в переходе к рыночным силам. И было бы трудно доказать, что, скажем, государство в Китае или России в настоящее время имеет «полную или почти полную монополию на торговлю» или все внутренние цены в этих странах устанавливаются государством. Таким образом, продолжение практики применения антидемпинговых мер, традиционных в ЕС и США, уже не оправданы в новых условиях (Michalopoulos и Winters 1997).6 Поскольку антидемпинговые положения ГАТТ признают национальное законодательство и практику в качестве последней инстанции, принимающей решения, то может возникнуть странная ситуация, при которой страны становятся новыми членами ВТО, но при этом по-прежнему считаются странами с нерыночной экономикой для целей применения против них антидемпингового законодательства.

  1   2

Похожие:

Вступление в вто является комплексным, трудным и длительным процессом. В мае 2001 г с этим процессом столкнулось 28 стран, из которых 9 являются странами с iconСпецифика конфликтной компетентности курсантов высших военных учебных заведений
Становится очевидной необходимость косвенного, рефлексивного управления процессом профессионализации студентов, процессом становления...
Вступление в вто является комплексным, трудным и длительным процессом. В мае 2001 г с этим процессом столкнулось 28 стран, из которых 9 являются странами с iconКомпонент «управление процессом обучения» Руководство системного...
В документе приводятся сведения, необходимые системному программисту при работе компонента «Управление процессом обучения». Даются...
Вступление в вто является комплексным, трудным и длительным процессом. В мае 2001 г с этим процессом столкнулось 28 стран, из которых 9 являются странами с iconКонтрольная работа решает следующие задачи: изучить историю возникновения...
Основной деятельностью предприятия питания является приготовление и реализация пищи. Для создания комфортной обстановки и развлечения...
Вступление в вто является комплексным, трудным и длительным процессом. В мае 2001 г с этим процессом столкнулось 28 стран, из которых 9 являются странами с iconКомпонент «управление процессом обучения» Руководство программиста емаи. 00000-09 33 01 мн
Настоящий документ содержит сведения, необходимые программисту для конфигурирования и применения компонента «Управление процессом...
Вступление в вто является комплексным, трудным и длительным процессом. В мае 2001 г с этим процессом столкнулось 28 стран, из которых 9 являются странами с iconЛекция для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического
Ознакомить студентов с разновидностями ран, раневым процессом, заживлением ран и регенеративным процессом, принципами лечения ран...
Вступление в вто является комплексным, трудным и длительным процессом. В мае 2001 г с этим процессом столкнулось 28 стран, из которых 9 являются странами с iconМодель системы управления процессом проектирования в нечеткой среде на современном предприятии
В современных экономических условиях управление процессом проектирования и разработки продукции служит одним из решающих факторов...
Вступление в вто является комплексным, трудным и длительным процессом. В мае 2001 г с этим процессом столкнулось 28 стран, из которых 9 являются странами с iconВлияние присоединения к вто на внешнеэкономическую политику России
Кроме того, вто является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров...
Вступление в вто является комплексным, трудным и длительным процессом. В мае 2001 г с этим процессом столкнулось 28 стран, из которых 9 являются странами с icon1. Теоретические основы управления процессом повышения квалификации персонала
Анализ управления процессом повышения квалификации на примере Группы Компании «псб»
Вступление в вто является комплексным, трудным и длительным процессом. В мае 2001 г с этим процессом столкнулось 28 стран, из которых 9 являются странами с iconИнститут на базе международного служения «Благословение Отца»
Бог сотворил ретикулярную активирующую систему, и она является частью важных элементов человека. Мозг обрабатывает 60 миллиардов...
Вступление в вто является комплексным, трудным и длительным процессом. В мае 2001 г с этим процессом столкнулось 28 стран, из которых 9 являются странами с iconУчебная программа объединенного венского института на 2004 год
Целью курсов вто является укрепление потенциала стран с переходной экономикой, позволяющего им быть активными участниками международной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница