Организация объединенных наций




Скачать 269.96 Kb.
НазваниеОрганизация объединенных наций
страница1/3
Дата публикации07.05.2013
Размер269.96 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Экономика > Документы
  1   2   3



GE.04-30445 (R) 060404 070404



ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ


E







1



ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ


Distr.


TRADE/2004/14

2 March 2004
RUSSIAN

Original: 




ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
^ КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ТОРГОВЛИ,

ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Восьмая сессия, 11, 13 и 14 мая 2004 года

Пункт 6 предварительной повестки дня
УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ С НЕ ПРИСОЕДИНЯЮЩИМИСЯ К ЕВРОПЕЙСКОМУ

^ СОЮЗУ СТРАНАМИ ПОСЛЕ ЕГО РАСШИРЕНИЯ
Справочный документ для Международного исполнительного форума
Конкуренция в условиях меняющейся Европы
Возможности и проблемы для развития торгового предпринимательства
^ ДОКУМЕНТ ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ
Настоящий документ подготовлен секретариатом в качестве справочного материала к Международному исполнительному форуму 2004 года, который Комитет по развитию торговли, промышленности и предпринимательства (КРТПП) организует 12 13 мая 2004 года в Женеве.
Содержащийся в настоящем документе анализ является предварительным, и цель его заключается не в том, чтобы предложить на рассмотрение окончательные выводы и политические рекомендации, а в том, чтобы дать "пищу для размышления" участникам дискуссий, которые состоятся в ходе ежегодной сессии КРТПП и форума на тему "Конкуренция в условиях меняющейся Европы". Нам хорошо известны недостатки предлагаемого нами анализа, особенно тот факт, что мы свели в одну группу такие страны, как Молдова и Россия, у которых мало общего, и что имеющиеся в нашем распоряжении данные зачастую ограничиваются 2001 годом. В то же время этот анализ демонстрирует огромную значимость сельского хозяйства, а также ту важную роль, которую могут сыграть в этой области стандарты качества сельскохозяйственной продукции ЕЭК ООН и ее рекомендации в отношении упрощения процедур торговли.

^ I. Введение
1. 1 мая 2004 года восемь стран Центральной и Восточной Европы с переходной экономикой, а также Кипр и Мальта вступят в Европейские союз (ЕС). Хотя нынешнее расширение и не затронуло страны Юго-Восточной Европы (ЮВЕ) и Содружество Независимых Государств (СНГ), оно стало важным шагом на пути объединения Европы, начавшегося после второй мировой войны. Нынешняя ситуация в регионе является весьма контрастной. В отличие от стран Центральной и Восточной Европы (СЦВЕ), где в контексте присоединения к ЕС происходили структурные изменения и наблюдался мощный экономический рост, политические, экономические и социальные структуры в тех странах, которые в ближайшее время не имеют шансов на вступление в ЕС (впоследствии они именуются "неприсоединяющимися странами"), остаются довольно уязвимыми.
2. С расширением ЕС в 2004 году в него вольется свыше 100 млн. человек, что увеличит емкость его единого рынка и укрепит мир, стабильность и процветание в регионе. Ожидается, что последствия для неприсоединяющихся стран в своей сумме будут положительными: во первых, поскольку расширение ЕС придаст стимул росту в регионе, являющемуся основным экспортным рынком для неприсоединяющихся стран, и, во вторых, поскольку доступа к более крупному рынку можно добиться путем соблюдения единого пакета норм и требований, что позволит значительно снизить издержки торговли1.
3. В то же время некоторые страны как в регионе, так и за его пределами высказывают озабоченность, в первую очередь, в отношении торговли сельскохозяйственной продукцией с расширяющимся ЕС. В настоящем документе основания для этой озабоченности анализируются с точки зрения потенциальных последствий расширения ЕС для торговли сельскохозяйственной продукцией в регионе. Во-первых, приводится ряд основных данных о текущем состоянии торговли сельхозпродукцией между ЕС и неприсоединяющимися странами. Во вторых, в документе утверждается, что оптимальным для неприсоединяющихся стран было бы продолжение процесса принятия и внедрения единого комплекса стандартов качества на сельскохозяйственную продукцию, что облегчит интеграцию их сельскохозяйственных производителей в международные производственно-сбытовые сети, работающие на рынке продовольствия. Для того, чтобы придать этому процессу устойчивость, потребуется значительно активизировать техническую помощь стран с переходной экономикой в целом и их сельскохозяйственному сектору в частности.
^ II. Роль сельского хозяйства в странах с переходной экономикой
4. В СНГ, ЮВЕ и присоединяющихся странах общий показатель ВВП на душу населения составляет соответственно лишь порядка 4%, 9,3% и 28,8% от среднего показателя ЕС. В то же время налицо процесс сокращения этого разрыва как в присоединяющихся странах, так и в СНГ. Действительно, диаграмма 1 свидетельствует о том, что в течение переходного периода темпы роста ВВП на душу населения в нынешних государствах - членах ЕС были довольно скромными (в среднем 2,5%). Напротив, с 1995 по 2001 год средние темпы роста в присоединяющихся странах составляли 3,5%, в СНГ - 3,9%, а в ЮВЕ - 6,4%. Сильные колебания кривой ЮВЕ на диаграмме отчасти связаны с войной и ее последствиями, что требует осторожного отношения к толкованию этих данных. В то же время более высокие темпы роста в присоединяющихся странах и в некоторой степени в регионе СНГ можно объяснить тем, что они постепенно преодолевают свое отставания. В то же время при нынешних темпах роста присоединяющимся странам для полного преодоления своего отставания потребуется 40 лет, а странам СНГ - 50 лет2.
^ Диаграмма 1: Темпы роста ВВП на душу населения

(изменения к предыдущему году)



Источник: UNCTAD (2003).
5. Страны ЮВЕ и СНГ начали в 1989 году переходный процесс с очень схожим сельскохозяйственным наследием: сельхозпроизводителями выступали крупные хозяйства, которые обрабатывали тысячи гектаров земли и на которых работали сотни работников; такое коллективное производство дополнялось нетоварным хозяйством (см. Вставку 1)3. Кроме того, товарные рынки и производственно-сбытовые цепочки контролировались государственными организациями.
6. Сформулированная в начале 90-х годов стратегия построения рыночной экономики предполагала переход от коллективного к индивидуальному сельскохозяйственному производству. Хотя в некоторых странах, в том числе в Белоруси, Казахстане, Таджикистане и Узбекистане, частная собственность на землю до сих пор запрещена, экономические реформы в регионе изменили структуру и объем сельскохозяйственного производства, потребления и торговли4.
^ Диаграмма 2: Доля сельского хозяйства в ВВП (%)

Источник: UNCTAD (2003).
7. Для этого региона характерным явлением стало общее снижение сельскохозяйственного производства на 25-50% в первые годы переходного периода и последующий рост в некоторых странах в конце 90-х годов. Сокращение сельскохозяйственного производства можно объяснить целым рядом факторов, в том числе фактическим разрывом торговых связей в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1991 году, разрушением системы коллективного сельскохозяйственного производства, а также тем фактом, что в большинстве стран закрытие крупных сельскохозяйственных предприятий в силу целого ряда причин не сопровождалось построением эффективного частного сектора5.
^ Диаграмма 3: Доля сельского хозяйства в совокупной занятости


Источник: UNCTAD (2003c).
8. Напротив, доля сельхоззанятости на этапе преобразований возросла практически во всех странах (см. диаграмму 3). Это было связано с обратной миграцией населения в сельские районы в результате закрытия предприятий и массовых увольнений после 1989 года. Это говорит о том, что сельское хозяйство продолжает играть важную роль буфера в обеспечении социальной стабильности во всем регионе, и в первую очередь в тех странах, где большая доля населения по прежнему занята в сельском хозяйстве. Сегодня доля сельского хозяйства в совокупной занятости в странах с переходной экономикой колеблется от 4% в Чешской Республике до 60% в Албании6.
9. Таким образом, несмотря на сокращение вклада сельского хозяйства в ВВП, его доля в совокупной занятости возросла. Поскольку производительность труда в этом секторе, показателем которой служит добавленная стоимость в расчете на одного работника, составляет лишь около 11% от уровня ЕС, можно предположить, что в предстоящие годы можно ожидать появления большого избытка рабочей силы7.
^ Вставка 1: Нетоварное сельхозпроизводство


Нетоварное и полутоварное сельхозпроизводство по прежнему широко распространено в странах Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии8. Сельскохозяйственное производство считается нетоварным в том случае, когда для собственного потребления предназначается не менее 50% произведенной продукции9. В то время как нетоварное сельское хозяйство в присоединяющихся к ЕС странах является временным явлением, в Центральной Азии и некоторых странах Восточной Европы, таких, как Румыния, оно, по видимому, приобретает перманентный характер. Многочисленные очень мелкие хозяйства зачастую содержатся на всякий случай и не эксплуатируются. В условиях несовершенства рынков, неопределенности относительно качества и количества продовольствия и ограниченных возможностей для трудоустройства вне сельскохозяйственного сектора, землевладельцы не желают рисковать и менять направленность своей хозяйственной деятельности. Эти землевладельцы контролируют огромные неиспользуемые и непродуктивные земельные угодья, что зачастую является одним из препятствий для экономического роста. В то же время с учетом роли нетоварного сельского хозяйства, цементирующего довольное непрочную экономику, при разработке политических мер следует анализировать глубинные причины сдвига в сторону нетоварного производства10. В некоторых их этих стран неуважение законов и имущественных прав зачастую предопределяет нежелание фермеров создавать кооперативы и ассоциации11. Таким образом, для того чтобы добиться внешней конкурентоспособности, следует прилагать все усилия к поощрению развития рыночного и экспортного сельскохозяйственного производства.


^ III. Торговля сельскохозяйственной продукцией
10. В настоящем разделе приводятся некоторые данные о сельскохозяйственном импорте в ЕС из неприсоединяющихся стран, в первую очередь из СНГ и ЮВЕ. На долю 15 стран ЕС уже сейчас приходится значительная часть торговли ЮВЕ (58%)12 и СНГ (29%). С учетом торговли с присоединяющимися странами на расширенный ЕС будет приходиться 62,7% экспорта СНГ и 70% экспорта ЮВЕ13. В то же время, если верить прогнозам о том, что после расширения темпы роста входящих в ЕС стран возрастут, то эта доля, по всей видимости, также увеличится.
11. В контексте настоящего анализа используется довольно широкое определение "сельского хозяйства", куда включается производство сельскохозяйственной продукции, яиц, молочной продукции, рыбы и мяса, а также древесины и изделий из нее.
^ Диаграмма 4: Сельскохозяйственный импорт в ЕС из отдельных

торговых партнеров


Источник: UNCTAD (2004).
12. Вышеуказанная диаграмма говорит о том, что сельскохозяйственный импорт в ЕС из ЮВЕ сократился, в то время как поставки из двух других групп стран (после сокращения поставок из присоединяющихся стран в 1998 году) сегодня превышают уровень 1995 года. В то же время ниже будет говориться о том, что в период после 2001 года, за который, к сожалению, пока еще нет агрегированных статистических данных, в тенденции сокращения экспорта из ЮВЕ произошел поворот к обратной тенденции.
13. Что касается структуры сельскохозяйственной торговли, то на древесину и изделия из нее приходится подавляющая доля импорта в ЕС из всех трех групп стран с переходной экономикой (см. диаграммы ниже). В частности, на долю древесины и изделий из нее приходится, соответственно, 43,9%, 50,3% и 31,2% совокупного сельскохозяйственного экспорта в ЕС из СНГ, ЮВЕ и присоединяющихся стран. Что касается остальных видов продукции, то сельскохозяйственные поставки в ЕС, особенно из СНГ и присоединяющихся стран, являются довольно разнородными.
14. Говоря о СНГ, интересно отметить, что с 1995 по 2001 год совокупный экспорт сельхозпродукции возрос на 37,8%. За исключением древесины и изделий из нее, в структуре экспорта преобладают рыба и рыбные изделия, зерновые, масличные семена14, а также шкуры и кожевенное сырье15.
Диаграмма 5: Торговля сельскохозяйственной продукцией между ЕС и СНГ


Источник: UNCTAD (2004).

15. Самыми высокими были темпы роста торговли в рамках следующих товарных групп: зерновые и продукты из них (темпы роста составляли 800%, однако этот рост начался с очень низкого уровня), масличные семена и масличные плоды (плюс 91%), рыба и моллюски (плюс 41%), а также древесина и изделия из нее (плюс 21%). Интересно отметить, что доля фруктов и овощей, на которые в 1995 году приходилось свыше 10% сельскохозяйственного экспорта СНГ в ЕС, заметно снизилась (минус 43%), так же как и доля шкур и кожевенного сырья.
^ Диаграмма 6: Торговля сельскохозяйственными товарами между ЕС и ЮВЕ


Источник: UNCTAD (2004).
16. Помимо пробки и лесоматериалов, на которые приходится 50% суммарного экспорта в ЕС (по сравнению с 34% в 1995 году), в экспортных поставках стран ЮВЕ преобладают сахар, а также шкуры и кожевенное сырье. Поставки овощей и фруктов - важной статьи экспорта в 1995 году - сократились на 82%16. Сократился и экспорт мяса, хотя и не так значительно. Уменьшение экспорта из СНГ и ЮВЕ таких прибыльных сельскохозяйственных товаров, как фрукты и овощи не может вызывать обеспокоенность, и причины этого требуют дополнительного изучения. Очевидно, что дальнейшее сокращение экспорта этих товаров после расширения ЕС следует связывать не с переориентацией торговых потоков после присоединения к ЕС стран Центральной и Восточной Европы, а с тенденцией, которая берет начало в 1995 году. Свою роль в этом, возможно, сыграли нарушение трансграничных логистических связей и давно сформировавшихся производственно-сбытовых цепочек, а также недостаточные инвестиции в современную логистическую инфраструктуру в СНГ и ЮВЕ. Эта тенденция сопровождалась также увеличением импорта овощей и фруктов из Юго-Восточной Азии и стран Африки, расположенных к югу от Сахары, поставки которых в указанный период возросли соответственно на 17,6% и 14,6%, а также общим сокращением импорта этих товаров в ЕС из всех источников (-14.4%).
  1   2   3

Похожие:

Организация объединенных наций iconОрганизация объединенных наций
Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (еэк оон) располагает хорошо отлаженным механизмом сотрудничества...
Организация объединенных наций iconОрганизация объединенных наций продовольственная и сельскохозяйственная...
Долгосрочные задачи политики и учреждений сектора лесного хозяйства и лесоматериалов в "большой" Европе
Организация объединенных наций iconОрганизация объединенных наций продовольственная и сельскохозяйственная...
Будущая роль комитета еэк ООН по лесоматериалам и европейской лесной комиссии фао в международном
Организация объединенных наций iconОрганизация Объединенных Наций dp/2013/46-dp/fpa/2013/16
Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации...
Организация объединенных наций iconОрганизация Объединенных Наций A/62/230 Генеральная Ассамблея
Организации Объединенных Наций. Кроме того, в докладе содержится информация о предпринятых в последнее время Организацией Объединенных...
Организация объединенных наций iconОрганизация Объединенных Наций Десятая Конференция Организации Объединенных...
Условные обозначения документов Организации Объединенных Наций состоят из букв и цифр
Организация объединенных наций iconОрганизация Объединенных Наций Финансовые положения и правила Организации...
...
Организация объединенных наций iconОрганизация объединенных наций продовольственная и сельскохозяйственная...
На основе Ежегодного обзора рынка лесных товаров еэк оон/фао, национальных сообщений и прогнозов, а также выступлений экспертов кл...
Организация объединенных наций iconОрганизация объединенных наций продовольственная и сельскохозяйственная...
Еэк оон, которые имеют отношение к деятельности Комитета. Комитету предлагается принять к сведению выводы и просьбы Комиссии и отреагировать...
Организация объединенных наций iconОрганизация объединенных наций продовольственная и сельскохозяйственная...
В настоящем документе представлена информация об организации обсуждений в рамках этого пункта повестки дня. Предлагается, чтобы работа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница