Курсовая работа по основам менеджмента на тему: «Особенности формирования российского менеджмента»




НазваниеКурсовая работа по основам менеджмента на тему: «Особенности формирования российского менеджмента»
страница1/6
Дата публикации06.05.2013
Размер0.69 Mb.
ТипКурсовая
skachate.ru > Экономика > Курсовая
  1   2   3   4   5   6

Государственное Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования Тюменской области
Тюменский Государственный Институт Мировой Экономики,

Управления и Права


Кафедра
Курсовая работа по основам менеджмента на тему:

«Особенности формирования российского менеджмента».


Выполнила:

Дубоносова Екатерина Николаевна

Студентка… курса … группы

факультета управления
Тюмень

2007

Содержание
Введение

Глава 1. Этапы и принципы формирования российского менеджмента

1.1. Менеджмент эпохи дореволюционного и послереволюционного периода в 20-30-е гг

1.2. Совершение системы хозяйственного руководства в послевоенный период

1.3. Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы

Глава 2. «ЮКОС»

2.1. Этапы развития компании

2.2. Современное состояние компании

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ.
Менеджмент исторически возник одновременно с первым сознательным трудом человека. Он обозначает функцию, а также людей, её выполняющих, он указывает на социальное и должностное положение.

Актуальность данной темы в том, что современный менеджмент – это область профессиональной деятельности, одна из базовых образовательных дисциплин. Именно менеджмент способствует социальному и экономическому развитию. Менеджмент – особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение оптимальных результатов деятельности организации при помощи различных функций, принципов и методов социально-экономического механизма менеджмента. Профессия «менеджер» как таковая в настоящее время востребована, так как страна после перехода к рыночным отношениям нуждается в грамотных руководителях, которые умели бы руководить людьми и предприятием, знали бы все технологии предприятия, методы успешного решения основной задачи производства, получения прибыли, а также сотрудничать на взаимовыгодных условиях с другими предприятиями. Этим они помогут экономике России развиваться более полноценно. Решения менеджеров могут повлиять на судьбы миллионов людей и государств.

«Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента», - так определял значение менеджмента Питер Друкер.

Цель данной работы – вычленить особенности процесса развития и формирования менеджмента в России. Предметом является непосредственно сам менеджмент, а также особенности его развития и формирования в России. Объектом выступают человеческие ресурсы.

Задачи, которые предстоит решить:

1)описать зарождение менеджмента в России.

2)описать развитие менеджмента в эпоху дореволюционного периода.

3)проанализировать развитие теории и практики менеджмента до 30-х гг. ХХ века.

4)проанализировать, каким образом происходило совершенствование хозяйственного руководства в послевоенные годы.

5)проанализировать процесс перестройки системы управления после 60-х гг. ХХ века.

6)проанализировать принципы формирования менеджмента в России.

7)проанализировать современную концепцию менеджмента.

Современный менеджмент – тысячи возможных вариантов управленческих решений. В деятельности менеджеров приходится делать упор не на стандартные приёмы, а на способность быстро и правильно оценивать реальную хозяйственную ситуацию и найти наиболее правильный выход из любых ситуаций. Менеджмент учит тому, как, при помощи различных путей решения управленческих задач, добиться успеха для какого-либо предприятия (государственного, акционерного, кооперативного и т.д.). Овладение искусством менеджмента – один из направляющих рычагов повышения результатов хозяйственной деятельности.

^ 1.1. Менеджмент в эпоху революционного периода и в 20-30-е г.г.
В начале 20в. в России имелось 10 государственных университетов. Они не имели инженерных факультетов, поэтому инженеров выпускали высшие училища, институты и военные вузы. Менеджмент и обучение управлению персоналом для предприятий России недоставало: управляли заводами часто обрусевшие немцы или поляки, редко – англичане. Это были люди западной «культуры», где преобладал культ трудолюбия и накопительства. На западе интенсивность и производительность труда были выше, чем в России. Это означало, что российский уровень организации был значительно ниже: в промышленности преобладали крупные фабрики, свидетельствовавшие о повышенной доле ручного неквалифицированного труда. Первые ростки к организации труда и управления появились в России с 19-20в.в., но особенно стали заметными в начале 20века, когда в Европе и США приобрели популярность тейлоризм, файолизм, фордизм. Попытки реализации научной организации труда предпринимались на ряде заводов накануне и в годы первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, чем систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в Российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны. Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области научной организации труда.

С 1912-1914г.г. стали переводиться основные работы Тейлора, Джилбертта, Гантта, Пиркгорста. В 1913 году появился первый в мире тейлористский журнал «Фабрично-заводское дело», где систематизировалась разнообразная информация о “научном менеджменте”. Дискуссия вокруг тейлоризма развернулась ещё острее после Октябрьской революции.Тейлор считал, что кроме инженерных знаний руководители должны получать знания по управлению людьми, а также стажировку (как минимум, одногодичную) на предприятии, где они могли бы общаться с теми, кем завтра должны руководить. Руководитель должен быть не бюрократом, а человеком, способным принимать рискованные решения. Тейлор ввёл функцию планирования, контроля, организации, предвидения и координирования. Эта революция приобрела политическую окраску. Отношение Ленина к Тейлору есть беспрецедентный случай в истории. До 1917 года он оценивал его систему крайне негативно.

Но вот произошла революция, и большевики взяли власть. Главная их задача – доказать преимущества социализма над капитализмом. Ленин говорил, что «при социализме, где нет эксплуатации труда, отсутствуют и выражающие её категории – капитала, прибавочной стоимости и всех её форм. Источником прибыли социалистического предприятия служит не прибавочная стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих, а прибавочный продукт, произведённый свободными от эксплуатации работниками и целиком используемый, прямо или косвенно на их нужды. Прибавочный продукт идёт не классу собственников, а классу трудящихся, и только им» 1. В 1918 году на заседании Совнаркома Ленин во всеуслышание заявляет, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а эти факторы, в свою очередь, невозможны без внедрения тейлоризма.

Отечественные учёные внесли значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления в нашей стране. В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких учёных, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.

Среди учёных, усилия которых были направлены на поиск новых путей развития научной организации труда, производства и управления в условиях социализма, следует, прежде всего, назвать А.А. Богданова (1873 – 1928).

1 ^ Ю.Н.Давыдов. Новое и старое в теоретической социологии, 1999. – С.68.

В России, в отличие от Западной Европы, где большое количество городов, предприятия чаще всего появлялись на окраине городов и в пригороде, поскольку в сёлах была дешёвая рабочая сила, в основном, люди, которые сочетали заводскую работу с деревенским трудом и бытом. В России крупные промышленники зависели от царской бюрократии и государственного заказа. Они быстро налаживали своё производство, если это затрагивало непосредственно их интересы.

В.И. Ленин 1 выбрал «кратчайший» путь к социализму. Он надеялся, что страна со слабой развитой промышленностью при благоприятной кризисной ситуации может перескочить через буржуазно-демократическую фазу развития и непосредственно шагнуть в социализм. Результаты хорошо известны. Это ликвидация кооперационных крестьян, а «власть советов» обернулось деспотизмом вождя, а затем властью партийно-хозяйственной номенклатуры. К. Маркс ощутил особенность в развитии экономических процессов в периоды революции и «зацепился» за неё 2. Автор считает, что следует согласиться с итальянским социологом и политологом Сартори, считающим, что социализм скорее побеждает в странах, функционирующих в большей степени политически, чем экономически, и что в них обобществление средств производства встречает меньшие препятствия. Автор думает, что термин «капитализм» нисколько не устарел. Его содержание помогает понять соотнесение с термином «социализм», который ассоциируется с понятиями «обобществление» и «общественная собственность». Лидеры социал-демократических партий, на рубеже 20в., ещё не имевшие ярко выраженных тоталитарно-харизматических черт и, призывая к обобществлению собственности, готовили её новый предел.В 1908-1909гг. в узкоспециализированных журналах «Металлист» и Записки Русского технического общества впервые упоминается о тейлоризме:

1 Там же. – С. 71.

2 За экономию и бережливость. Сборник документов и материалов. Из выступления В.И. Шамшурина «Выступления в дискуссии». М., 1997. – С.74 – 75.
в 1912-1914гг. в организациях г. Петербурга и Москвы проходят публичные споры о западных новинках научной организации труда. Переводятся основные работы Ф. Тейлора, Джилбертта, Г. Гантта, Пиркгорста. В 1913г. появился первый в мире тейлористский журнал «Фабрично-заводское дело», где систематизировалась разнообразная информация о научном менеджменте. До революции мнения о системе Тейлора разделились на два лагеря: противники (Воронцов, Маслов, Поплавский) и сторонники (Озеров, Железнов, Сарровский). Противники считали, что в России, где будет существовать, низкий уровень организации производства и жизни населения, а также отсутствие законодательных гарантий, внедрение системы Тейлора принесёт лишь вред. Сторонники же указывали на то, что в его системе нет ничего, что способствовало бы ускоренному изнашиванию организма работника, но не нужно использовать чужие идеи, а нужно искать свои, новые пути, учитывая при этом опыт нации и трудовую этику народа. В 1917г. В.И. Ленин оценивал его систему крайне негативно. После революции в 1917г. большевики взяли власть в свои руки. Главная задача их – это доказать преимущества социализма над капитализмом. Он говорил 1, что «при социализме, где нет эксплуатации труда, отсутствуют и выражающие её категории – капитала, прибавочной стоимости и всех её форм. Источником прибыли социалистического предприятия служит не прибавочная стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих, а прибавочный продукт, произведённый свободными от эксплуатации работниками и целиком используемый, прямо или косвенно на их нужды. Прибавочный продукт идёт не классу собственников, а всем трудящимся, и только им» 1. В 1918г. на заседании совнаркома заявляет, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а эти факторы, свою очередь, невозможны без внедрения тейлоризма.

1 Ю.Н.Давыдов. Новое и старое в теоретической социологии, 1999. Сборник Ленина. Глава XI. – С. 381 – 382.
Вопросами совершенствования теории и практики организации туда занимался другой известный советский учёный А.К. Гастев (1882 – 1941).

Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки».

В своё время представители школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гант) занимались изучением производственной операции и входящих в его состав и последовательность выполнения трудовых движений с целью определения наименьших затрат времени на выполнение операции.

Однако в условиях социалистического производства Гастев считал это недостаточным. По его мнению, труд рабочего должен носить творческий характер, а сам рабочий должен быть активным рационализатором производственного процесса.

Решение поставленной задачи, по мнению Гастева, возможно на основе соблюдения им же разработанных принципов инструктирования, т.е.принципов непрерывного вовлечения всей рабочей массы в производственную инициативу. У рабочего, считал Гастев, должна быть выработана органическая потребность в постоянном совершенствовании своего труда, а также в постоянном улучшении оборудования, приспособлений и пр. А это невозможно без создания определённой методики, формулирующей постоянный подход к этому совершенствованию. «Создание методики, прививка определённой организационно-трудовой бациллы каждому рабочему, каждому участнику производства…»1 и есть, по мнению Гастева, трудовые установки. Автор солидарен с мнением Гастева, так как каждый работник должен иметь рабочую методику, собственную трудовую установку, чтобы совершенствовать свою деятельность.

Гастев соглашался с представителями школы научного управления, которые говорили о необходимости разработки стандартов выполнения отдельных операций. Но этого он считал недостаточным, так как выполнение операции в рамках постоянного стандарта может стать тормозом на пути роста производительности труда. Теория трудовых установок требовала описания всей последовательности постоянного совершенствования операций, начиная от её самого примитивного исполнения и заканчивая самым рациональным. Это, в свою очередь, требовало создания ряда постепенно нарастающих установок по мере роста их сложности и совершенствования.

1 Гастев А.К. Трудовые установки//Организация труда. 1924.№1. С.20. В.Д. Валовой. История менеджмента: Учебное пособие. М., 1997. – С.185.
Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920г. при ВЦСПС, в задачи которого входила научная разработка вопросов производительности труда и выработка способов наиболее продуктивного труда рабочих.

Недостатком концепции трудовых установок Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком трудной базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

Гастев стремился «революционизировать всё, что стоит и вне завода».

Поэтому он считал необходимым распространить трудовые установки не только на производственный процесс, но и на быт и на общую культуру людей, называя их в данном случае уже не трудовыми, а культурными установками.

Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому (1866 – 1941), который внёс значительный вклад в создание теории социалистической рационализации 1. Основные положения этой теории раскрыты в книге «Научная организация труда и система Тейлора», которая вышла в свет в 1922г. и затем в течение четырёх лет ежегодно переиздавалась. Новое переработанное и дополненное издание этой книги вышло в 1928г. под названием «Теория и практика рационализации», которое также 5 лет переиздавалось вплоть до 1933г. По этим работам Ерманского училось не одно поколение студентов и практических работников.

__________________________________________________

1Там же. Ерманский О.А. К постановке проблемы рационализации//Плановое хозяйство. 1929. №2. С.227. – С.186.
В основу теории социалистической рационализации Ерманский положил коренные различия в назначении и принципах осуществления социалистической и капиталистической рационализации.

Эти различия он видел в следующем:
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Курсовая работа по основам менеджмента на тему: «Особенности формирования российского менеджмента» iconКурсовая работа по основам менеджмента Тема: Особенности развития Российского менеджмента
Всё чаще использование менеджмента приносит компаниям большой хозяйственный эффект при относительно минимальных затратах. Задача...
Курсовая работа по основам менеджмента на тему: «Особенности формирования российского менеджмента» iconКурсовая работа по дисциплине «Основы менеджмента» на тему: «Анализ...

Курсовая работа по основам менеджмента на тему: «Особенности формирования российского менеджмента» iconКурсовая работа По дисциплине: "Основы менеджмента"
На тему: Мотивация и стимулирование деятельности в процессах менеджмента. Проектирование системы мотивации в Издательском доме "ск...
Курсовая работа по основам менеджмента на тему: «Особенности формирования российского менеджмента» iconХарактеристика подразделений 46
Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях...
Курсовая работа по основам менеджмента на тему: «Особенности формирования российского менеджмента» iconКурсоваяработ а по дисциплине «Менеджмент» Тема: «Особенности менеджмента в шоу-бизнесе»
Моя курсовая работа посвящена особенностям менеджмента в шоу-бизнесе. На мой взгляд, выбранная мною тема представляет собой актуальную...
Курсовая работа по основам менеджмента на тему: «Особенности формирования российского менеджмента» icon1 Понятие «менеджмент» и его особенности Объективные условия и предпосылки...
История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного...
Курсовая работа по основам менеджмента на тему: «Особенности формирования российского менеджмента» iconРеферат по предмету: «сравнительный менеджмент» На тему: «Исторические...
Примерно в начале 70-х годов в зарубежной литературе по менеджменту появилось понятие "национальные особенности менеджмента", с помощью...
Курсовая работа по основам менеджмента на тему: «Особенности формирования российского менеджмента» iconДипломные работы Курсовая работа По дисциплине «Основы менеджмента»
...
Курсовая работа по основам менеджмента на тему: «Особенности формирования российского менеджмента» iconКурсовая работа на тему «План личной жизни и карьеры» по дисциплине «Основы менеджмента»

Курсовая работа по основам менеджмента на тему: «Особенности формирования российского менеджмента» iconКурсовая работа по основам менеджмента
Крупнейшей заслугой исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы в свою очередь,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница