Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене




Скачать 84.88 Kb.
НазваниеФакторы, влияющие на эластичность спроса по цене
Дата публикации12.05.2014
Размер84.88 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Экономика > Документы


  1. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты эластичности. Элластичность и общая выручка. Факторы ценовой эластичности

Эластичность — это мера чувствительности одной переменной к изменению другой, или число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате изменения другой переменной.

Эластичность спроса относительно цены (EDP) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%:

EDP = (ΔQ/Qd)/(ΔP/P)

где ΔQ/Qd - относительное изменение спроса;
ΔP/P- относительное изменение цены.

или

EDP = %Qd/%P

%Qd - изменение спроса в процентах, %Р - изменение цены в процентах.

или



^ Смысл и сущность эластичности спроса: на сколько процентов изменится спрос, если цена изменится на 1%.

Коэффициент эластичности рассматривается по модулю, т.е. его абсолютное значение |EDP|.

Виды спроса по эластичности.

  1. EDP = 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);

  2. EDP < 1. Неэластичный спрос - при изменении цены на 1% спрос изменяется менее, чем на 1%. Падение цены приведет к снижению выручки;

  3. EDP = 1. Единичная эластичность. Выручка максимальная. При изменении цены на 1% спрос изменяется тоже на 1%. Максимальная выручка;

  4. EDP > 1. Эластичный спрос. При изменении цены на 1% спрос изменяется более, чем на 1%. Падение цены приведет к росту выручки;

  5. EDP = ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;
^

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене


  1. наличие заменителей (чем больше товаров - субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар;

  2. удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность);

  3. размер дохода;

  4. качество товара (чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него);

  5. степень необходимости товара, универсальность товара;

  6. размеры запаса (чем больше запас, тем более эластичен спрос);

  7. психология покупателя.
^

Эластичность спроса по цене в точке равновесия


Эластичность спроса по цене в точке равновесия.

E = - α х P / Q

α - коэффициент наклона прямой спроса;
Р - равновесная цена,
Q - равновесный объем.
^

Коэффициент прямой эластичности спроса по цене


Расчет коэффициент прямой эластичности спроса по цене можно сделать с помощью первой производной:

Ed =dQ/dP · P/Q

Например, Qd = 50 - 9P. Первая производная dQ/dP = -9.

  1. Чистая конкуренция: объем производства, прибыль и равновесие

Чистая (совершенная) конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.

На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.

Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать на следующем примере. Если цена пшеницы возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это расширением ее посевов в следующем году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.

Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:

  • неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;

  • абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

  • абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;

  • абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации);

  • абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

  • наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

  • стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;

  • отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

Однако практически ситуации, когда все эти условия присутствуют, не может быть, поэтому не существует свободного и совершенного рынка. Многие реальные рынки функционируют по законам монополистической конкуренции.

В условиях чистой конкуренции фирма не имеет ценовой политики, а только приспосабливается к цене, устанавливаемой на основе рыночного равновесия. Спроса на продукцию отдельной фирмы в этих условиях совершенно эластичен, т.е. кривая спроса горизонтальна. Если на рынке сформировалась цена, то конкурентная фирма будет продавать любой объем производства по одной цене. Однако это не означает, что весь рыночный спрос будет так же абсолютно эластичен. Кривая рыночного спроса будет иметь отрицательный наклон, так как в целом на рынке, поведение людей будет соответствовать закону спроса.



 

При установившейся рыночной цене перед производителем стоят три вопроса:

1. Следует ли производить данную продукцию?

2. Какое количество продукции производить?

3. Какая прибыль или убыток будут получены?

В краткосрочном периоде предприниматель будет производить продукцию, если фирма получит:

а) экономическую прибыль;

б) убыток, меньший, чем постоянные издержки.

В том случае, когда предприниматель решил начать производство, он определяет объем продукции из расчета получения в краткосрочном периоде наибольшей прибыли или минимального убытка.

Кривая спроса на продукцию в краткосрочном периоде является одновременно кривой предельного дохода и среднего дохода фирмы. Цена, уплачиваемая покупателем за единицу продукции, является в то же время средним и предельным доходом от единицы продукции для продавца. Следовательно, правило максимизации прибыли будет изменено:

 

МС=Р

 

При рассмотрении поведения фирмы в долгосрочном периоде учитываются следующие допущения:

1. Единственным долгосрочным приспособлением фирмы является вступление ее в отрасль или уход из отрасли. Если рыночная цена выше чем средние издержки, и фирмы получают прибыль, то будет наблюдаться приток новых фирм в отрасль. Если цена ниже чем средние издержки, то фирмы будут терпеть убытки, и произойдет отток фирм из отрасли.

2. Все фирмы в отрасли имеют одинаковые средние издержки, виду одинаковой технологии.

3. В данное время издержки в отрасли не меняются, т.е. вступление фирм в отрасль и выход из нее не влияет на средние издержки отдельных фирм.

Если фирмы на рынке будут получать прибыль, это будет стимулировать остальных войти на этот рынок. В результате рыночное предложение вырастет, и рыночная цена уменьшиться, что приведет к сокращению прибыли. При противоположной ситуации, фирмы будут уходить из отрасли, предложение сократиться, рыночная цена упадет и прибыль фирм сократиться.

После завершения долговременных приспособлений, при установлении долговременного равновесия цена продукта будет соответствовать минимуму средних валовых издержек фирмы (Р=АС). При этом сохраняется равенство цены и предельных издержек (Р=МС). То есть в длительный период в состоянии равновесия все фирмы в отрасли будут получать нулевую прибыль.

Свойством рынков с чистой конкуренцией является их способность восстанавливать эффективное распределение ресурсов при изменениях в экономике. Эффективное распределение ресурсов возникает в точке равенства цены предельным издержкам. Эффективность в распределении ресурсов касается не только производителей, но и остальных потребителей ресурсов. Конкурентная экономика стремиться распределить так ограниченные ресурсы, чтобы максимально удовлетворять потребности

Тесты:

1-б, 2-б

Задача

Заполните таблицу подсчитав следующие издержки: TFC, TVC, AC, AVC, AFC, MC

Выпуск шт.

Общие

издерж-

ки ТС

ТFC

ТVC

AC

MC

AFC

AVC

0


50

50

0

0

0

0

0

1


90

50

40







50

40

2


120

50

70







25

35

3


150

50

50







16.7

16,7

4


200

50

150







12,5

37,5

5


270

50

220







10

44

Решение:

TC=TFC+TVC, TVC=TC-TFC

TFC – не зависят от количества произведенного товара в коротком периоде, и эти расходы должны финансироваться, даже если фирма ничего не производит.

MC=∆TC/∆Q или MC=MVC=∆TVC/∆Q (т.к. MFC=0 поскольку TFC не меняются)

ATC=TC/Q или ATC=AFC+AVC

AFC=TFC/Q

AVC=TVC/Q


Похожие:

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене iconФакторы изменения спроса. Исключения из закона спроса факторы спроса...
Факторы спроса (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая...
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене iconСпрос на товар Х характеризуется следующим данными: эластичность...
Коэффициент перекрестной эластичности с товаром y = 0 На сколько процентов изменится объем спроса на товар Х, если его цена увеличится...
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене iconПонятие эластичности. Эластичность спроса по доходу и прямая ценовая эластичность
Эласти́чность — численная характеристика изменения одного показателя (например: спроса или предложения) к другому показателю (например:...
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене iconРадиотехнический колледж
Рыночный спрос на товар. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на объем спроса
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене iconОпределить эластичность спроса и эластичность предложения по цене,...
Задача. Определить эластичность спроса и эластичность предложения по цене, а также общую выручку и расходы покупателя, если известны...
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене icon1. Выяснилось, что большое количество свиней заражено «свиным гриппом»....
На сколько процентов увеличился спрос на мясо птицы, если известно, что доходы населения возросли на 10 %, эластичность спроса на...
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене iconЧастные вопросы экономической теории
Перекрестная эластичность спроса по цене выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое...
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене iconКурсовая работа по дисциплине «Микроэкономика» на тему: «Основные...
В своей курсовой работе рассматриваю понятия спроса и предложения, факторы, влияющие на спрос и предложение, а так же степень их...
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене iconКонтрольная работа по курсу «Микроэкономика» Минск 200
Важную роль в экономической деятельности играет эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу (греческая буква µ «мю»)...
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене iconПлан Спрос и факторы его определяющие Эластичность спроса. Измерение эластичности
Исследования спроса и предложения и сделанные на их основе выводы позволяют прогнозировать динамику изменения ситуации на рынке и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница