Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направлений




Скачать 355.12 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направлений
страница1/2
Дата публикации27.03.2014
Размер355.12 Kb.
ТипМетодические указания
skachate.ru > Экономика > Методические указания
  1   2


Министерство образования Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

университет




Кафедра экономики строительства

МАКРОЭКОНОМИКА
Методические указания

к выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения специальности

1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направлений

1-27 01 01-03 «Автодорожное хозяйство»,

1-27 01 01-04 «Коммунальное и водное хозяйство»,

1-27 01 01-17 «Строительство»

М и н с к

Б Н Т У

2 0 1 1

УДК 330.101.541(075.8)

ББК 65.012.3я7

М 16

Составитель А.В. Рак

Рецензенты:

Н.М. Соколов, И.С. Светлицкий

Методические указания содержат рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Макроэкономика», а также варианты заданий к этой контрольной работе и список основной и дополнительной литературы.

© БНТУ, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ


^ 1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 6

К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ. 6

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ 6

2. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 9

ЛИТЕРАТУРА 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 40


^ 1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ.

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
В условиях трансформации белорусской экономики, либерализации многих сфер экономической деятельности существенно возрастает важность понимания принципов функционирования рыночной экономики, ее законов и закономерностей. Важную роль в этом играет дисциплина «Макроэкономика», в процессе изучения которой предусматривается теоретическая и практическая подготовка студентов, направленная на овладение ими базовыми категориями, а также привитие навыков пользования инструментарием экономического анализа для обобщения экономической информации и самостоятельной оценки макроэкономических процессов в национальной экономике.

В результате освоения дисциплины специалист должен знать:

– макроэкономические показатели национальной экономики;

– основы национального счетоводства;

– механизм формирования равновесия в экономике (модель АD–АS);

– методы количественного анализа параметров равновесия в экономике с использованием модели Кейнса;

– методы количественного анализа параметров равновесия в экономике с использованием неоклассической модели;

– механизм формирования равновесия на денежном рынке;

– методы макроэкономического анализа равновесия с использованием модели ISLМ;

– цели и инструменты фискальной политики государства в закрытой экономике;

– цели и инструменты денежно-кредитной политики государства в закрытой экономике;

– особенности фискальной и денежно-кредитной политики в открытой экономике;

– теории экономических циклов и роста.

Контрольная работа по макроэкономике – важная составная часть учебного процесса. Она выступает, с одной стороны, как средство углубления студентами-заочниками знаний, а с другой – как форма контроля со стороны преподавательского состава. При успешном ее выполнении преподаватель принимает решение о допуске к экзамену по прочитанному курсу.

Контрольная работа состоит из двух частей:

1) теоретического изложения вопроса;

2) решения задач.

В первой части необходимо глубоко и последовательно раскрыть предложенные вопросы, используя при этом как основную, так и дополнительную литературу.

Вторая часть работы включает задачи и упражнения по ключевым вопросам курса «Макроэкономика». Эта часть требует кропотливой, вдумчивой работы с учебниками и учебными пособиями, поскольку прежде чем приступить к решению практических задач, студенту необходимо разобраться в теории. Выполнение каждого задания предполагает систему доказательств правильности решения задачи на основе пояснений приведенных расчетов, изображения графических моделей.

Выбор варианта контрольной работы осуществляется по данным методическим указаниям в соответствии с личным номером студента в зачетной книжке.

Методические указания содержат 35 вариантов контрольных работ. Если личный номер студента превышает число 35, то выбор номера варианта осуществляется так: надо вычесть из личного номера число 35 и по полученному результату выбрать вариант задания. Например, если личный номер студента 58, то 58 – 35 = 23 – это и будет вариант выполнения контрольной работы.

Контрольная работа оформляется на бумаге формата А4 рукописным или машинописным способом. Междустрочный интервал – 1,5, объем – 10–12 страниц. Страницы должны быть обязательно пронумерованы и иметь поля. Если требуется наличие рисунков или графиков, то они приводятся в работе. Ответы на вопросы должны быть достаточно полными, текст не должен содержать исправлений, сокращений, грамматических и стилистических ошибок. При решении задач необходимо сначала записать условие, а затем привести последовательный ход решения.

В конце контрольной работы указывается список использованной литературы, ставятся личная подпись и дата.

Образец оформления титульного листа представлен в приложении.

Выполненная контрольная работа сдается на кафедру, где она проходит регистрацию и передается преподавателю на проверку. Если работа соответствует предъявляемым требованиям, то она оценивается положительно с выставлением общей оценки «зачтено».

Если контрольная работа не засчитывается, то с учетом замечаний преподавателя она должна быть переработана и сдана вместе с первым вариантом.

Некачественное и несвоевременное выполнение контрольной работы, а тем более ее невыполнение является академической задолженностью, в результате которой студент не допускается к экзамену по макроэкономике.

^ 2. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
ВОПРОС. Действие передаточного механизма денежно-кредитной политики в модели IS–LM. Ликвидная и инвестиционная ловушки.
ЗАДАЧА. В 2005 г. номинальный ВВП составил 300 млрд дол. Через год дефлятор ВВП увеличился в 1,2 раза, а реальный ВВП вырос на 10 %. Определить номинальный ВВП 2006 г. (2005 г. базовый).
ЗАДАНИЕ. Предположим, что в экономике существует только трансакционный спрос на деньги.

1. Как в этом случае будет выглядеть кривая ^ LM? Изобразите это в модели ISLM.

2. На основе построенной модели проследите, как изменится равновесный объем выпуска, если правительство увеличит государственные расходы. Проиллюстрируйте ваш ответ графически.
Вариант 2
ВОПРОС. Динамическая модель AD–AS как инструмент анализа инфляционных процессов.
ЗАДАЧА. Экономика описана следующими данными: общая численность населения составляет 650 млн человек. Численность лиц вне трудоспособного возраста равна 140 млн человек. Численность безработных составляет 19 млн, а численность тех, кто не входит в состав рабочей силы, равна 130 млн человек. Каков в этом случае будет уровень безработицы в стране?
ЗАДАНИЕ. Изобразите графически при помощи модели IS–LM с фиксированными ценами «эффект вытеснения» в рамках национальной экономики, достигаемый в результате проведения стимулирующей фискальной политики. В какой период экономического цикла (в период спада или в период полной занятости) «эффект вытеснения» ощущается сильнее?
Вариант 3
ВОПРОС. Совокупное предложение как экономическая мо­дель национального производства. Особенности кривой совокупного предложения.
ЗАДАЧА. Для финансирования бюджетного дефицита были выпущены облигации на сумму 200 млрд руб. Центральный банк на вторичном рынке выкупил 1/5 часть этих облигаций. Рассчитайте, как изменится предложение денег в экономике в результате этой операции Центрального банка, если норма обязательных резервов составляет 20 %, а соотношение наличность/депозиты равно 0,2.
ЗАДАНИЕ. В рамках модели IS–LM с фиксированными ценами покажите, как будет реагировать экономическая система в ответ на предпринятую Центральным банком продажу на открытом рынке государственных ценных бумаг. Объясните, какие изменения произойдут на рынках денег и рынках товаров по мере продвижения экономической системы от одного положения равновесия к другому. При рассуждениях воспользуйтесь упрощенной моделью кейнсианского передаточного механизма.
Вариант 4
ВОПРОС. Стимулирующая налогово-бюджетная политика в кейнсианской модели «совокупные расходы – объем производства».

ЗАДАЧА. Экономика описана следующими данными: потребление составляет 350; плановые инвестиции равны 100; государственные расходы составляют 150. Инвестиции возросли на 10, и новое равновесное значение дохода составило 640. Рассчитайте предельную склонность к потреблению.
ЗАДАНИЕ. Что произойдет с процентной ставкой, уровнем дохода в соответствии с моделью ISLM , если:

1) Центральный банк увеличит предложение денег;

2) подоходный налог увеличится;

3) увеличатся государственные закупки товаров и услуг;

4) произойдет рост государственных расходов одновременно с увеличением предложения денег;

5) произойдет снижение налогов при одновременном сокращении предложения денег.

Проиллюстрируйте последствия этих изменений графически на основе модели ISLM (для каждого случая – отдельный график).
Вариант 5
ВОПРОС. Кейнсианская модель равновесия на товарном рынке и построение кривой ^ IS. Наклон и сдвиги кривой IS.
ЗАДАЧА. Экономика описана следующими данными: равновесное значение дохода составляет 500; плановые инвестиции равны 50; потребление составляет 450. Инвестиции возросли на 10, а равновесный уровень дохода увеличился на 50. Определить предельную склонность к потреблению.
ЗАДАНИЕ. На денежном рынке состояние равновесия. Как изменится равновесная ставка процента при прочих равных условиях, если:

1) уменьшится спрос на деньги со стороны активов;

2) увеличится спрос на деньги для сделок;

3) уменьшится предложение денег;

4) правительство осуществит новый выпуск государственных краткосрочных ценных бумаг.

Изобразите все эти изменения графически (для каждого случая – отдельный график).
Вариант 6
ВОПРОС. Взаимосвязь модели AD–AS и кейнсианской модели доходов и расходов.
ЗАДАЧА. Экономика описана следующими данными: предельная склонность к потреблению равна 0,75; фактический объем выпуска составляет 2000. В целях стабилизации экономики правительство сокращает государственные закупки на 50 и увеличивает налоги на 20. Рассчитайте величину потенциального ВВП.
ЗАДАНИЕ. Предположим, что спрос на деньги для сделок составляет 10 % номинального объема ВНП. Номинальный объем ВНП равен 3000 млрд дол. Предложение денег составляет 450 млрд дол., а спрос на деньги со стороны активов показан в таблице.


Процентная ставка, %

Спрос со стороны активов, млрд дол.

14

100

13

150

12

200

11

250

10

300


Какова будет равновесная ставка процента? Мотивируйте свой ответ графически.

Вариант 7
ВОПРОС. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия на товарном рынке. Метод «изъятий и инъекций».
ЗАДАЧА. Естественный уровень безработицы равен 7 %, а фактический составляет 10 %. Объем потенциального ВВП составляет 3000, а коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Предельная склонность к потреблению равна 0,9. Какую политику государственных расходов должно проводить правительство для стабилизации экономики? Рассчитайте, как изменится величина государственных расходов.
ЗАДАНИЕ. Номинальный объем ВВП равен 1000 млрд дол. Спрос на деньги для сделок составляет 20 % номинального объема ВВП. Спрос на деньги как средство сохранения богатства зависит от уровня процентной ставки следующим образом.


Процентная ставка

10

12

14

16

Спрос на деньги как средство сохранения богатства, млрд дол.

700

600

500

400


Предложение денег составляет 800 млрд дол.

Определите равновесную ставку процента на денежном рынке. Как изменится равновесная ставка процента, если предложение денег снизится до 700 млрд дол. Покажите эти изменения графически при помощи модели денежного рынка (сплошной линией обозначьте первоначальное состояние денежного рынка, а пунктирной – после изменений).

Вариант 8
ВОПРОС. Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели. Кейнсианская функция потребления и сбережения.
ЗАДАЧА. Об экономике страны имеются следующие данные: фактический ВНП составляет 900 млрд ден. ед.; естественный уровень безработицы равен 7 %, а фактический – 9 %. Коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы равен 2. Рассчитайте объем потенциального ВНП.
ЗАДАНИЕ. Используя соответствующие графики модели «крест Кейнса» и модели AD–AS, объясните следующие два утверждения:

1) кейнсианская модель – это модель с безработицей, а модель «совокупный спрос – совокупное предложение» – это модель с инфляцией;

2) с помощью кейнсианской модели можно объяснить инфляцию спроса, а модель ^ AD–AS нужна для объяснения инфляции издержек.
Вариант 9
ВОПРОС. Экономический цикл: понятие, причины, виды.
ЗАДАЧА. Соотношение наличность/депозиты составляет 0,1. Норма обязательных резервов равна 0,15. С помощью операций на открытом рынке Центральный банк решает увеличить предложение денег на 220 млн дол. На какую сумму он должен купить государственные облигации?
ЗАДАНИЕ. В экономике установилось совместное равновесие на товарном рынке и денежном рынке. В представленной таблице покажите последствия наступления следующих событий:

1) при каждой ставке процента объем инвестиций увеличивается;

2) предложение денег увеличивается;

3) спрос на деньги как имущество снижается;

4) подоходный налог увеличивается.


Событие

На состоянии какого рынка отразится

Что произойдет на графике ISLM модели

Направление изменения равновесного выпуска (Y)

Направление изменения процентной ставки (r)

1













2













3













4














Каждое событие проиллюстрируйте графически.
  1   2

Похожие:

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направлений iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
«Экономика и организация производства (строительство)», специальности 1-26 02 02 «Менеджмент»
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направлений iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Программой курса «Экономика производства» предусмотрено выполнение контрольной работы студентами специальности 260200 «Технология...
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направлений iconМетодические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы 14
Методические указания предназначены для выполнения контрольной работы по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» для студентов...
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направлений iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Контрольная работа выполняется студентами заочной формы обучения специальности 080502(9) Экономика и управление на предприятии (операции...
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направлений iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
«Мировая экономика и международные экономические отношения»: Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направлений iconМашины и оборудование Методические указания и контрольные задания...
Методические указания предназначены для студентов Сибгау, обучающих по заочной форме специальности 080502 «Экономика и управление...
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направлений iconМетодические указания и задания к выполнению контрольной работы для...
Методические указания для выполнения контрольных заданий по курсу «Бухгалтерский учет», предназначены для студентов специальности...
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направлений iconМетодические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению...
Методические указания предназначены для самостоятельного освоения дисциплины «Логика» ивыполнения контрольной работы по ней студентами...
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направлений iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Страхование: методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения / авт сост. Н. Г. Синицына....
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направлений iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Документирование...
Задания к контрольным работам и методические указания по их выполнению предназначены для студентов заочной формы обучения Факультета...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница