Курсовая работа по дисциплине “Менеджмент” на тему “Инновационный менеджмент”




НазваниеКурсовая работа по дисциплине “Менеджмент” на тему “Инновационный менеджмент”
страница1/10
Дата публикации20.03.2013
Размер0.64 Mb.
ТипКурсовая
skachate.ru > Экономика > Курсовая
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики и менеджмента

Курсовая работа

по дисциплине “Менеджмент”

на тему “Инновационный менеджмент”

Выполнил Б. Семенович
Специальность - Экономика и управление

Группа - Э-377
Консультант Ю. А. Богданов

доцент, к.т.н.


Курсовая работа защищена с оценкой



Ростов-на-Дону 1999

СОДЕРЖАНИЕ:

С.
ВВЕДЕНИЕ 3

^ 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4

1.1. Основные понятия 4

1.2. Инновационный процесс 5

1.3. Классификация инноваций 7

2. ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ 8

^ 3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ 10

3.1. Понятие «нового продукта» 10

3.2. Этапы выведения нового продукта на рынок 11

3.2.1. Этап генерации идей 12

3.2.2. Отбор идей 13

3.2.3. Разработка замысла и его проверка 14

3.2.4. Этап экономического анализа 15

3.2.5. Разработка товара 15
^

3.2.6. Пробный маркетинг 16


3.2.7. Коммерческая реализация товара 18

4. Экспертиза инновационных проектов 19


4.1. Задачи и основные приемы 19

4.2. Методы отбора инновационных проектов 22


5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 27

5.1. Общая экономическая эффективность инноваций 27
^

5.2.Характеристика результатов инновационной деятельности 31

5.3. Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности 33


6. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

^ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35

6.1. Роль науки и инновационной деятельности 35

6.2. Характеристика современного научного потенциала 36

6.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России 38
^

7. СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

РАЗРАБОТКИ НОВШЕСТВ 39


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ВВЕДЕНИЕ
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального на­учно-технического прогресса в реальный, воплощаю­щийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследо­ваний НТП.

В соответствии с международными стандартами ин­новация определяется как конечный результат инноваци­онной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рын­ке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динами­ческом, так и в статическом аспекте. В последнем слу­чае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

^ 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Основные понятия

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "иннова­ционная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определе­ний. Например, по признаку содержания или внутрен­ней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цик­ла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), зако­номерности процесса внедрения и т. п.

В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый ме­тод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
1.2. Инновационный процесс

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности (рис.1.1.).
Схема инновационной деятельности

Рынок новшеств

( новаций )









ИННОВАЦИОННАЯ

ИНФРАСТРУКТУРА



Рынок чистой

конкуренции

Рынок капитала

( инвестиций )



Рисунок 1.1.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс свя­зан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направле­на на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новше­ство, которое будет признано уникальным в определен­ной области. Научно-технические разработки и нововведения вы­ступают как промежуточный результат научно-производ­ственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конеч­ный результат. Научно-технические разработки и изобре­тения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инно­вации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реали­зации для удовлетворения определенных запросов потре­бителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная примени­мость.

Следовательно, научно-технические инновации должны:

  • обладать новизной;

  • удовлетворять рыночному спросу;

  • приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширен­ный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорга­низационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в соз­дании новых производителей нововведения, в наруше­нии монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В усло­виях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производи­тель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в од­ном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит в то­варный за две фазы: 1) создание новшества и его рас­пространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого про­изводства. На первой фазе еще не реализуется полез­ный эффект нововведения, а только создаются предпо­сылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между произво­дителями нововведения (НВ), а также между произво­дителями и потребителями.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине “Менеджмент” на тему “Инновационный менеджмент” iconМетодические указания по выполнению экзаменационной работы по дисциплине...
Дисциплина «Инновационный менеджмент» изучается на 2 курсе – текущий контроль по дисциплине – контрольная работа. Итоговый контроль...
Курсовая работа по дисциплине “Менеджмент” на тему “Инновационный менеджмент” iconКурсовая работа по дисциплине «Менеджмент» по теме: «Организация исполнительного менеджмента»
Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения...
Курсовая работа по дисциплине “Менеджмент” на тему “Инновационный менеджмент” iconКурсовая работа по дисциплине «Менеджмент» по теме: «Приемы инновационного менеджмента»
Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения...
Курсовая работа по дисциплине “Менеджмент” на тему “Инновационный менеджмент” iconКурсовая работа по дисциплине «Инновационный менеджмент» на тему:...

Курсовая работа по дисциплине “Менеджмент” на тему “Инновационный менеджмент” iconРеферат по дисциплине «инновационный менеджмент» на тему: «Малое...
Инновационный менеджмент представляет собой достаточно широкую область деятельности субъекта экономической деятельности, будь то...
Курсовая работа по дисциплине “Менеджмент” на тему “Инновационный менеджмент” iconКурсовая работа по дисциплине «Менеджмент» на тему: «Менеджмент в малом бизнесе»
Типы организационных структур предпринимательских фирм
Курсовая работа по дисциплине “Менеджмент” на тему “Инновационный менеджмент” iconКурсовая работа по дисциплине: Инновационный менеджмент На тему:...
Теоретические основы осуществления управленческих нововведений на малых предприятиях
Курсовая работа по дисциплине “Менеджмент” на тему “Инновационный менеджмент” iconКурсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент»
Курсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент» выполняется студентами в соответствии с рабочим учебным планом специальности...
Курсовая работа по дисциплине “Менеджмент” на тему “Инновационный менеджмент” iconКурсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент»
Курсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент» выполняется студентами в соответствии с рабочим учебным планом специальности...
Курсовая работа по дисциплине “Менеджмент” на тему “Инновационный менеджмент” iconКурсовая работа по дисциплине «Инновационный менеджмент»
Исследование и оценка инновационного потенциала на примере Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница