Программа «Народная экономика» ресурсный аспект Не останавливаясь подробно на истории создания программы «Народная экономика» 1




Скачать 115.02 Kb.
НазваниеПрограмма «Народная экономика» ресурсный аспект Не останавливаясь подробно на истории создания программы «Народная экономика» 1
Дата публикации08.10.2013
Размер115.02 Kb.
ТипПрограмма
skachate.ru > Экономика > Программа
Жаринова Е.В., Петрова Н.К., Стародумова Е.В.

Программа «Народная экономика» - ресурсный аспект
Не останавливаясь подробно на истории создания программы «Народная экономика»1, сообщим только, что в течение 2010-2011 года осуществлялся первый этап ее реализации. Первые результаты этого этапа были освещены в статье [1]. Дальнейшая работа велась в рамках программы «Российская культурная навигация»2 [2], которой была охвачены практически все субъекты РФ как на уровне руководства субъектов, так во многих случаях на уровне малых и средних городов. В последнем случае значительный вклад в понимание ситуации внести контакты с руководством Союза малых городов РФ.

Главным продуктом этой программы стал проект «Поиск»3, который включает комплекс Всероссийских Интернет-конференций, охватывающий базовые аспекты модернизации и развития страны.

Другими важными результатами этого этапа «Российской культурной навигации» стало создание Национального гуманитарного университета России4 [3] и Инновационной стратегии национальной безопасности [4]. Эти институты стали основным инструментарием практической реализации программы «Народная экономика».

За счет участия в ряде научных конференций и форумов получила дальнейшее развитие научно-теоретическая и практическая база «Народной экономики».

Реализация программы «Российская культурная навигация» позволила сформировать достаточно целостное и емкое представление о стране вплоть до уровня сельского поселения. Этот уникальный блок информации о положении дел в стране и созданный инструментарий легли в основу следующего этапа программы «Народная экономика», цель которого - объединение усилий всех заинтересованных сторон вокруг методологических и методических положений программы5.

Первым шагом в этом направлении стало Открытое письмо руководителям основных объединений в сфере крупного, а также малого и среднего бизнеса: Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, Деловая Россия и ОПОРА РОССИИ [5]6.

С 3 по 5 мая прошло совместное Совещание разработчика и участников программы «Народная экономика»7. На Совещании были принято кардинальное решение выступить с инициативой подготовки Закона о программе «Народная экономика».

Почему «закон»? Потому что именно закон является главным институтом гражданского общества. А реализация закона – процессом его создания и развития. В данном случае речь идет о законе, который увязывает хозяйственный механизм общества с его гуманитарной структурой. Оба эти института вместе создают жизнеспособный организм. Сегодня есть все необходимые условия, чтобы обеспечить этому организму максимальный потенциал роста.

Такой потенциал может сформировать синтез теоретической и практической мысли следующих институтов общества.

В сфере науки:

Институт Научной Информации по общественным Наукам (ИНИОН) РАН,

Институт Социологии (ИС) РАН,

Институт Социально-Экономических Проблем Народонаселения (ИСЭПН) РАН,

Институт Социально-Политических Исследований (ИСПИ) РАН.

Институт Экономики (ИЭ) РАН,

В сфере деловой практики: Российский Союз Промышленников и Предпринимателей, Торгово-Промышленная Палата РФ, Деловая Россия, ОПОРА России.

В сфере законодательства политические партии: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия.

В сфере социально-экономических стереотипов общества – Союз Журналистов России.

Данный блок институтов полностью соответствует структуре программы «Народная экономика». При этом, разумеется, они не исчерпывают всей проблематики Программы, которая включает вопросы образования, науки, искусства, социальных практик и управления территориями. В решении этих вопросов, конечно, должны участвовать профильные структуры, включая такие важнейшие институты как профсоюзное движение или органы исполнительной власти.

Данный блок является только ядром огромной сферы действующих субъектов. Главная задача ядра даже не «задавать тон» этой сфере, а только центрировать ее в рамках Закона. Многие продукты, которые будут создаваться этой сферой, будут выходить за пределы целевого назначения Закона. Их необходимо транспортировать в соответствующие области деятельности. При этом органические связи со «средой происхождения» не должны разрушаться, а, напротив, должны служить развитию целостного организма общества.

Одна из главных задач Закона – формировать, развивать и укреплять эти функциональные связи общественного организма. Решение этой задачи обеспечивается решением другой и равнозначной ей – переход на позиции системного фундаментального знания при разработке принципиальных решений. Например, сегодня налоговая система не увязана в необходимой мере с режимом обращения капитала, с формированием добавленной стоимости или себестоимости продукта. Пенсионная система также еще не получила своего системного решения. То же можно сказать практически по всем областям народного хозяйства. Нам даже не известен его потенциал, Определение его, кстати, входит в число задач «Народной экономики».

Назовем важнейшие из них.

Первая – изменить методологию экономической политики, перейдя от экстраполяции при экономическом планировании к ресурсному балансу. С этой целью необходимо определить потенциал экономической системы и найти оптимальную траекторию его достижения во времени. Фрагменты этого подхода были эффективно реализованы Советским правительством в индустриализации СССР. Использовались они и в царской России [6].

Для реализации этого подхода необходимо рассчитать параметры Национального Хозяйственного Комплекса (НХК) для страны в целом, а также Региональных Хозяйственных Комплексов (РХК) для субъектов РФ.

И здесь уже поверхностными представлениями не обойтись. Понадобится привлечение основательных профессиональных знаний. Уже это повысит эффективность экономической политики и практики на самых первых шагах. Это же станет и мощным аккумулятором сил для того рывка, о котором говорят В.В. Путин и Д.А. Медведев.

Второе - создание нормативно-критериальной базы для экономической политики. Это позволит надежно прогнозировать продуктивность капитала в зависимости от его обременения, а также выйти на оптимальный режим бюджетной политики. В частности, это позволит внедрить стимулирующую налоговую систему, которую предложило ЗАО «Гуманитарный фонд» еще в 2000 г.

Третье – широкое использование в экономических расчетах «приведенных величин» - соответствующих показателей, отнесенных к величине прожиточного минимума. Важнейшим условием научного подхода является возможность измерения. При этом «подобное должно измеряться подобным». Понятие «экономика» состоит из понятия «эко» - среда обитания, и «номос» - закон. Соблюдение закона среды обитания человека требует применение прожиточного минимума, как главного показателя состояния и характера изменений этой среды.

Совершенно не обязательно придавать этим решениям догматический характер. Они не исключают и не подменяют собой все многообразие других решений. Главное условие, чтобы эти решения были сравнимы по системному признаку.

Обязательное условие Закона - согласование параметров детерминированных процессов и реальной степени свободы в выборе решений.

Уже в ходе рассмотрения этих задач будут формироваться подходы в вопросах развития образования, науки, искусства, социальных практик и управления территориями.

Отметим здесь особо вопрос объективной оценки эффективности регионального управления. Разработчики «Народной экономики» здесь также предлагают новые решения, которые построены на системных основаниях. Для оценки «производительности власти» предлагается применять агрегированные показатели, которые в легко понятной форме отражают состояние региона и эффективность управления. Согласно Интегральной теории систем предлагается использовать не более 3-х показателей в векторной форме (в трехмерном отображении), отражающих динамику в состоянии социальной среды, реализацию экономического потенциала и ресурса культуры.

Как и другие решения, это не является абсолютно заверенным.

Наиболее адекватной формой реализацией Закона является «Социальный проект», рассчитанный до 2030 г. [7]. Тогда по ряду признаков страна вступит в состояние с повышенным уровнем неопределенности, и многие алгоритмы перестанут «работать».

Именно благодаря Закону Россия встретит этот период наиболее подготовленной с наименьшим уровнем рисков.

Сегодня Алгоритм реализации Закона определен Инновационной стратегией национальной безопасности [4]. Ее основными инструментами являются Национальный гуманитарный университет России и редакция журнала «Личность и Культура». При этом НГУР выполняет координирующие функции при разработке теоретических и практических решений.

Задачи ЛиК – формирование единого культурного и информационного пространства среди участников Социального проекта.

При этом главной задачей ЛиК остается содействие модернизации старой культуры. Эта культура формировалась советскими нормами и идеологическими стандартами. Во многом она чужда ценностей человеческой личности и даже враждебна гражданскому обществу. Ей глубоко чужды такие качества, как уважение к личности, собственности и праву, которые уже давно стали нормой европейской цивилизации. А сегодня именно они особо актуальны для России.

В работе [8] показаны объективные причины формирования такой культуры и ее губительное воздействие на страну. Она совершенно не отвечает задачам развития России. Эта культура буквально тянет Россию на дно, см. рис. «Ценна культуры».

Одна из причин этой ситуации заключается в том, что значительная часть общества естественным образом не осознает действия этой культуры по инерции или по привычке. Этому особо способствуют слабые позиции системного знания, которое систематически изгонялось догматикой этой культуры.

Отметим, что большевики, захватив власть, начали модернизацию культуры незамедлительно. Многие из них получили системное образование до Революции.

И сегодня вопрос модернизации культуры стоит на первом месте.

Наиболее системно это осуществляет ЛиК, формируя как понятийную, так и эмоциональную культуру читателей.

Сегодня приходится признать, что социальная продуктивность российской интеллигенции остается не достаточно высокой. Это касается диалога и с обществом и с властью и даже в собственной среде. Это имеет две главные причины. Первую мы уже назвали – слабые позиции системного знания. Образовался значительный разрыв между естественнонаучным и гуманитарным знанием. Это исключает возможность принятия адекватных решений в нелинейной общественной среде.

Вторая, не менее серьезная – значительная часть интеллигенции не достаточно владеет содержательной частью искусства, его образным строем. Колоссальные ресурсы культурного наследия остаются не освоенными. А ведь именно культура формирует социальный диалог, сближает людей, позволяет им эффективно общаться.

Важнейшем шагом в решении этой проблемы стали разработка программы «Всеобщая изобразительная грамотность в России» и создание Народного художественного университета [9]. Обе эти меры вошли в «Народную экономику». Сегодня рассматривается вопрос о принятии законодательства в этой области.

Таким образом, идею Закона «Социальный проект Народная экономика» можно отнести к числу важнейших гражданских инициатив. Данная инициатива не только гарантирует решение важнейших задач, но и служит системному развитию России.

Этому служи также и режим финансирования данного Социального проекта. Деятельность всех перечисленных участников проекта финансируется из госбюджета только в части решения вопросов образования, науки, искусства, социальных практик и управления территориями. Причем финансирование должно быть избыточным. Все решения экономического блока должен финансировать российский бизнес.

Согласно п.8 программы «Народная экономика» редакция ЛиК направляет 50% доходной части на предварительные экспертные проработки. Это является еще одной причиной расширения читательской аудитори в сфере бизнеса и государственной власти. Не только культура, но и средства этих социальных групп будут служить стране, что несет положительный социальный эффект.

В заключение необходимо отметить, что эффективность предлагаемого Закона имеет девять степеней защиты от:

- коррупции,

- бюрократизма.

- влияния корпоративных интересов,

- неэффективного использования ресурсов,

- недостаточного профессионального уровня,

- авторитарного волюнтаризма,

- недобросовестной конкуренции идей и зажима критики,

- недостатка идей,

- пассивности и «вялотекучести».

При этом Закон нацеливает российское общество и каждого отдельного человека на успех, достижение которого предрешено8.

Этот успех служит колыбелью совершенно новой культуры в системе современной цивилизации. Закон своим действием открывает дорогу в общественное сознание совершенно новой понятийной системе, новой культуре знания, новой личной и социальной культуре. Сегодня невозможно даже близко предугадать какой станет новая культурная парадигма. Понятно только, что это будет культура обновления и роста, культура Ренессанса, и она будет содержать в себе приоритеты следующих исторических периодов, где России может быть отведено одно из наиболее достойных мест.

Вот какой ресурс содержит программа «Народная экономика».

Литература

  1. Программа «Народная экономика» - шаг второй//Личность и Культура. – 2011. – № 1. – с. 11-14.

  2. Ответ Президенту//Личность и Культура. – 2009. – № 5. – с. 17-19.

  3. Богданов А.Н. Национальный гуманитарный университет России// Личность и Культура. – 2010. – № 3. – с. 107-109.

  4. Покровский Н.Б. Инновационная стратегия национальной безопасности// Личность и Культура. – 2010. – № 4. – с.7-10.

  5. Открытое письмо председателя редколлегии журнала «Личность и Культура» (ЛиК), генерального директора ЗАО «Гуманитарный фонд»//Личность и Культура. – 2012. – № 2. – с. 25-27.

  6. Бекасова А.В. Изучение Российской империи экспедициями 1760-1780-х г.г.: «взгляд» естествоиспытателей и формирование представлений о государственных богатствах.//Историко-биологические исследования. – 2010. – Том 2. - № 4. – с. 13-34.

  7. О тревожных тридцатых// Личность и Культура. – 2010. – № 5. – с. 6-7.

  8. Покровский Н.Б. Инновационное решение стратегической проблемы// Личность и Культура. – 2010. – № 5. – с.8-11.

  9. О необходимости всеобщей изобразительной грамотности в России// Личность и Культура. – 2006. - № 4. - с. 4-5.



1 Программа «Народная экономика» была создана в 2009 г. на основании Доклада Президенту РФ «Об основаниях модернизации экономической политики» в 2008 г., консультаций с Экспертным Управлением Президента РФ и Послания Президента РФ Совету Федерации РФ 2009.

Текст Программы размещен на сайте www.ekonomika-2034-0.narod.ru

Программа получила следующую оценку Экспертного Управления Президента РФ:

«Признательны Вам, что наши предложения дали импульс Вашему творческому коллективу и Вам к разработке программы «Народная эконо­мика».

Разделяем Ваше стремление к поиску и внедрению новых инструментов планирования и осуществление основных направлений государственной политики, особенно, через содержательное взаимопроникновение экономики, образования, социальной практики и культуры.

Роль таких институтов гражданского общества, как журнала «Личность и культура», ЗАО «Гуманитарный фонд» и других Ваших творческих партнеров трудно переоценить в деле укрепления российской государственности и общественного сознания».


2 Координатор программы «Российская культурная навигация» - редакция журнала «Личность и Культура».

3 Сайт проекта «Поиск»: www.poisk2020.org


4 В структуре Некоммерческого партнерства «Содействие субъектам науки, просвещения, образования».

5 По рекомендации Экспертного Управления Президента РФ данная программа реализуется в алгоритмах гражданских институтов. Как показала практика, ценность этой рекомендации настолько высока, что может быть отнесена к главному гаранту эффективной реализации Программы. Ее дополнительный эффект заключается в том, что сам процесс ее реализации служит структурированию гражданского общества. При этом и Программа получает дополнительные импульсы к развитию и воплощению.

В связи с этим разработчики Программы считают данную рекомендацию высоко профессиональным и дальновидным решением, за что испытывают глубокую признательность к ее авторам.

6 См. также сайт:

7 Приняли участие представители ЗАО «Гуманитарный фонд» (разработчик программы), ПК «Меридиан 2000», Народного художественного университета, Национального гуманитарного университета России, Центра системных исследований Санкт-Петербургского союза ученых.

8 Полным названием базового материала Закона является: «Программа «Народная экономика». План реализации Послания Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г.». Это обстоятельство, а также то, что в основу Программы был положен Доклад Н.Б. Покровского Президенту РФ «Об основаниях модернизации экономической политики», (см. сноску 1), побудило редакцию ЛиК предложить более краткое и персонифицированное (в духе ЛиК) наименование Закона: «План Медведева-Покровского». Однако, на момент подготовки номера редакция не располагала окончательным решением по этому вопросу, в частности - официальным согласием упомянутых лиц на использование их имени. Вследствие этого решение по данному вопросу было отложено.


Похожие:

Программа «Народная экономика» ресурсный аспект Не останавливаясь подробно на истории создания программы «Народная экономика» 1 iconМеждународный Коммунистический Семинар “Последствия экономического...
Лаос, Народная Демократическая Республика, Лаосская Народная Революционная Партия
Программа «Народная экономика» ресурсный аспект Не останавливаясь подробно на истории создания программы «Народная экономика» 1 iconРусская народная сказка
Русская народная сказка в социально-нравственном воспитании детей раннего возраста
Программа «Народная экономика» ресурсный аспект Не останавливаясь подробно на истории создания программы «Народная экономика» 1 iconМонголия
Китая. В 1921 г в Монголии при поддержке советских войск победила Народная революция; в ноябре 1924 г провозглашена Монгольская Народная...
Программа «Народная экономика» ресурсный аспект Не останавливаясь подробно на истории создания программы «Народная экономика» 1 iconРегиональная экономика Экзаменационные вопросы: Экономическая теория
Программа кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05. – Экономика и управление народным хозяйством: Экономика предпринимательства;...
Программа «Народная экономика» ресурсный аспект Не останавливаясь подробно на истории создания программы «Народная экономика» 1 iconРегиональная экономика Экзаменационные вопросы: Экономическая теория
Программа кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05. – Экономика и управление народным хозяйством: Экономика предпринимательства;...
Программа «Народная экономика» ресурсный аспект Не останавливаясь подробно на истории создания программы «Народная экономика» 1 iconПрограмма четвертой межпоселенческой коммуникационной площадки в...
«Народная дипломатия – средство развития местного самоуправления. Межмуниципальная гражданская коммуникация»1
Программа «Народная экономика» ресурсный аспект Не останавливаясь подробно на истории создания программы «Народная экономика» 1 iconКитай Китай (Китайская Народная Республика) государство тоталитарного
Китай (Китайская Народная Республика) государство тоталитарного социализма, находящееся на стадии длительной модернизации
Программа «Народная экономика» ресурсный аспект Не останавливаясь подробно на истории создания программы «Народная экономика» 1 iconЭкзаменационные вопросы 2007 для студентов III курса
Сравнительный анализ экономических систем (традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика). Смешанная экономика
Программа «Народная экономика» ресурсный аспект Не останавливаясь подробно на истории создания программы «Народная экономика» 1 iconПрограмма вступительных испытаний по учебному предмету «Экономические теории»
Экономическая система общества. Проблема выбора в экономике. Три основных вопросв экономики. Основные типы экономических систем....
Программа «Народная экономика» ресурсный аспект Не останавливаясь подробно на истории создания программы «Народная экономика» 1 iconПрограмма практик студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика»
Программа обсуждена и одобрена на заседании нмс кафедры «Экономика и управление»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница