Программы развития муниципальных образований




НазваниеПрограммы развития муниципальных образований
страница1/12
Дата публикации22.02.2013
Размер1.82 Mb.
ТипКнига
skachate.ru > Экономика > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МОСКОВСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Москва 1999

Редакционная коллегия:

Епишин Е.В., Любовный В.Я., Ореховский П.А.

Данное издание является сборником материалов по разработке программ развития муниципальных образований, в который включены статьи победителей конкурса "Поощрение успешно действующего опыта, разработки и реализации программ развития муниципальных образований", проведенного Московским общественным научным фондом в 1998 г. Сборник включает как примеры реализации конкретных программ, так и научно-методические основания их разработки.

Для работников муниципальных органов управления и специалистов в области программ развития.

Книга издана при финансовой поддержке Института “ Открытое общество” .

Мнения, высказанные в докладах серии, отражают исключительно личные взгляды авторов и не обязательно совпадают с позициями Московского общественного научного фонда и Института "Открытое общество".

Книга распространяется бесплатно.

ISBN 5-89554-073-2

© Коллектив авторов, 1999

© Московский общественный научный фонд, 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Любовный В.Я., Ореховский П.А.

К итогам конкурса 4

Лагунова Т.П., Тимофеева О.И., Давыдова Н.С.

Стратегическое планирование и разработка программ: опыт
города Ижевска 19


Матвеева Г. С.

Программа развития социально-культурной сферы города
Новгорода на 1998-2000 годы 30


Мучник В. М.

Программный способ управления развитием муниципального
образования на примере г. Заречного 41


^ Сурнин А.Ф.

Актуальные вопросы эксплуатации муниципальных
информационных систем 56


Любовный В.Я.

Методические подходы и опыт разработки прогнозных

материалов по комплексному развитию города 76

Ореховский П.А.

Проблемы разработки комплексной социально-экономической
программы развития города 89


^ Консультационная фирма "Империал Менеджмент Сервис "

Методические материалы по разработке концепций и

программ городского развития 99

Любовный В.Я. д.э.н.,




научно-методический центр "Города России"

ИМЭИпри Минэкономики РФ;

Ореховский П.А. д.э.н.,

профессор международной
^

Академии Современного Знания


К итогам конкурса

Московский общественный научный фонд в рамках программы "Местное самоуправление" провел конкурс "Поощрение успешно действующего опыта, разработки и реализации программ развития муниципальных образований".

Цель конкурса — обобщение успешно действующего опыта или создание методического пособия, предназначенного для разработки программ развития муниципальных образований как в отдельных отраслях местного хозяйства, так и программ комплексного социально-экономического развития.

К участию в конкурсе приглашались представительные и исполнительные органы местного самоуправления, а также учебные и научные организации, выполняющие соответствующие тематике конкурса исследования и проекты.

Для участия в конкурсе было подано 17 заявок, из них 10 — от администраций муниципальных образований, 6 — от организаций (или их представителей), выполняющих научно-исследовательские, проектные работы и оказывающих консультативные и другие услуги. Одна заявка — от индивидуального исполнителя.

Учитывая регулярно разрабатываемую и достаточно широкую проблематику, принятую для настоящего конкурса, общее число его участников представляется крайне недостаточным. При этом нелишне напомнить, что в стране более 13,5 тысяч муниципальных образований.

По содержанию представленные заявки могут быть распределены следующим образом:

• характеристика и анализ действующего опыта разработки и реализации программ развития муниципальных образований (о правомерности использования термина "программа" будет сказано ниже) -8;

  • методические пособия по разработке и реализации программ развития муниципальных образований — 2;

  • сочетание в заявке анализа действующего опыта и изложение методических материалов (подходов) — 7.

Ряд заявок, помимо изложения основных позиций в соответствии с требованиями конкурса, включал и опубликованные материалы в виде книг или статей в периодической печати.

Прежде чем перейти к рассмотрению заявок, представляется целесообразным определить позиции по двум видам материалов, предложенных на конкурс: "программа развития муниципального образования" и "методическое пособие". Это тем более необходимо в условиях, когда почти каждый из участников конкурса имеет об этих предметах свои собственные представления.

Начнем с "программы". Исторически термин "программа" стал применяться в управлении сложными процессами (в том числе и социально-экономическими) в рамках программно-целевого подхода и имел весьма четкие границы своего использования. Следует подчеркнуть, что применение программно-целевого метода и программ стало необходимым, поскольку традиционные методы управления не могли обеспечить достижения поставленных целей. Это, в частности, было связано с большой трудоемкостью разработки программ, необходимостью координации межотраслевых связей и обеспечения взаимодействия различных субъектов управления. Решение подобных задач стало возможным лишь с использованием специфического инструментария.

Цель. Для программы — целью является только такое желаемое состояние (продукт, эффект), которое нельзя достичь в рамках имеющейся системы управления. Другими словами, если для достижения цели достаточно подготовить постановление мэра или решение Думы (Совета): незачем тратить время и деньги на разработку программы. Кроме того, если проблемы решаются в рамках имеющейся структуры управления, программа не нужна: достаточно поставить задачу перед имеющимися подразделениями городской администрации. Поэтому закономерно, что на начальной стадии большое внимание уделяется отбору проблем для их программной разработки. Естественно, что применительно к городу не может быть двух — трех десятков программ.

^ Целевые (рабочие) группы. Для разработки и выполнения программы создаются специальные целевые группы, куда включаются специалисты и менеджеры из различных подразделений; назначаются руководители групп. Последние обладают обычными правами начальника в отношении подчиненных в группе, даже если в традиционной линейно-функциональной структуре статус членов группы выше, чем статус руководителя группы. Именно это обстоятельство является "камнем преткновения" для перехода к так называемой матричной структуре управления, которая основана на функционировании программно-целевого метода. Естественно, что осуществление работы над программой всегда представляет собой дополнительную нагрузку на специалистов и менеджеров, которая должна и дополнительно стимулироваться. Прямые (функциональные) обязанности на время реализации программы с них не снимаются.

Во многих случаях для разработки проекта программ целесообразно привлечение специализированных организаций.

Сроки. Программа должна иметь четко фиксируемое начало и конец; при этом сроки программы позволяют осуществлять контроль за ее реализацией и оценить ее выполнение.

^ Этапы выполнения программы. Программа, как правило, реализуется в несколько этапов. Дело в том, что задачи, которые решаются с помощью данного метода управления, обычно решаются один раз, впервые в данной организации. Это предполагает несколько равновероятностных исходов. В свою очередь, последнее обстоятельство заставляет разрабатывать те или иные обходные пути в случае неудачи на некоторых этапах. В связи с этим при разработке программ широко применяется сетевое планирование, используется теория графов.

^ Ресурсное обеспечение программы. Естественно, что разработчики любой программы должны предусматривать источники финансирования программы. Задача существенно усложняется, если в качестве такого источника выступает экономия средств, получаемая на каком-то этапе выполнения программы, а также в случае, когда в качестве одного из этапов программы выступает привлечение инвестиций.

Сказанного достаточно, чтобы стало ясно, почему в нормально работающей капиталистической корпорации менеджеры всячески стремятся минимизировать количество осуществляемых программ, и почему с помощью данного метода пытаются решить только сложные, нетривиальные проблемы, к которым иначе очень трудно подступиться. Пытаться с помощью аппарата программирования (в узком смысле) решить проблемы вывозки мусора или, скажем, замены тополей на другие виды городских зеленых насаждений — то, что называется, "стрелять из пушки по воробьям".

Наряду с термином "программа", важно определиться и с понятиями "методическое пособие", "методика". Методика, с нашей точки зрения, применительно к задаче разработки прогнозов развития муниципального образования должна отвечать на ряд вопросов:

  • что является ее предметом и объектом;

  • кто является "пользователем" методики, для кого предназначаются результаты прогнозов;

  • каков перечень вопросов, подлежащих рассмотрению как за отчетный период, так и на прогнозируемый;

  • какой системой показателей могут быть адекватно отражены интересующие социально-экономические процессы (для оценки сложившейся ситуации и на прогнозируемые периоды), требования к системе показателей;

  • как могут быть рассчитаны предложенные показатели, степень их увязки с регулярно разрабатываемой статистической отчетностью;

  • какова технология и организация разработки прогнозных материалов;

  • каков порядок рассмотрения и принятия прогнозных материалов;

  • каковы методы реализации принятых прогнозных документов, включая организацию мониторинга.

Таким образом, главное, на что должна отвечать методика, — это "что делать" и "как делать".

Перейдем к рассмотрению и оценке содержания представленных заявок.

В качестве основных позиций и критериев оценки представленных материалов были: новизна; полнота охвата тематики; понимание контекста проблемы; обоснованность, внутренняя логика программы; методическая корректность; научно-практическая ценность программы; охват литературы и источников.

Начнем с заявок, подготовленных администрациями.

Администрация Сергиево-Посадского района Московской области представила "Программу поддержки Агропромышленного Комплекса Сергиево-Посадского района". Рассматриваемый опыт интересен с позиций взаимодействия органов местного самоуправления и сельскохозяйственных предприятий в решении отдельных проблем социального развития территории. Используя инструментарий муниципального заказа, местные органы обеспечили достаточно устойчивое обеспечение продовольствием (по отдельным видам) учреждений просвещения и здравоохранения.

Предложенный комплекс мероприятий (с указанием сроков, исполнителей и стоимости поставок) является, безусловно, выполнимым и имеет очевидную практическую ценность. Вместе с тем данная заявка не отличается новизной, а содержащиеся в ней материалы не могут быть отнесены к программам, а представляют собой достаточно традиционный набор мероприятий.

Управление экономики и муниципального имущества администрации Икрянинского района Астраханской области представило в качестве заявки отчет об итогах социально-экономического развития района за 1997 год и прогноз на 1998 год. В значительной мере материал является традиционным набором документов (например, мероприятия в сфере образования, здравоохранения, по газификации, водоснабжению и др.), но не соответствует программе как особому инструменту управления.

Администрация Зуевского района Кировской области предложила в качестве заявки "Концепцию развития муниципального образования 1997-2000 годов", а также достаточно широкий набор "программ". Представленные материалы включают реально 12 мероприятий, среди которых развитие местного самоуправления, АПК, газификации, социальной политики.

Заслуживает внимания комплекс мероприятий "Профилактика правонарушений и преступлений" и другие. Рассматриваемые материалы, безусловно, полезны для понимания перспектив развития района, а также для работы над отчетом за прошедший период и подготовкой бюджетного послания, но не позволяют их причислять к программному методу управления.

Администрация г. Красноярска в качестве заявки представила ряд материалов, объединенных под общим названием программа "Развитие муниципального управления в Красноярске".

В составе материалов статья "Муниципальное управление: проблемы становления", а также отчеты "О деятельности администрации г. Красноярска в 1997 году и задачах на 1998 год", "Об итогах исполнения бюджета за 1997 год и предложениях на 1998 год".

Весьма интересным представляется опыт реструктуризации и взаимодействия с предприятиями города, увеличение муниципальной собственности, меры по повышению доходов и сокращению издержек городского хозяйства, подходы к определению тактического и стратегического уровней управления городом. Важно также отметить взаимоувязанность задач и мероприятий с бюджетом.

Общее впечатление от представленных отчетов: грамотный, прогрессивный, целенаправленный анализ развития города в 1997 году с выявлением причин, с постановкой конкретных задач для реализации в 1998 году.

Представленный материал (за исключением статьи) содержит в себе широкий комплекс вопросов, который мог бы быть воплощен в реальную программу комплексного социально-экономического развития города. Однако это пожелание на будущее, а в представленной заявке, несмотря на ее заголовок, такой программы нет.

Программно-аналитическое управление мэрии г. Тольятти представило на конкурс работу "Концепция комплексного социально-экономического развития г. Тольятти на период до 2005 года и дальнейшую перспективу". Концепция разработана совместно с ИСЭП РАН (Санкт-Петербург). Предложенная методика обусловила достаточно полный охват основных сфер жизни города на современном и перспективном этапах, хотя различные аспекты имеют разную степень проработанности.

Подготовка таких документов является, безусловно, необходимым элементом в деятельности городских органов управления, позволяет осознать и классифицировать проблемы по их значимости и приоритетности, сформулировать цели комплексного развития города и пути их достижения, увязать ближние текущие задачи со стратегическими. Так что в этом отношении замысел представленной работы и ее основное содержание, безусловно, заслуживают одобрения.

Наиболее выигрышный материал представлен в разделах, освещающих качество жизни населения. Опыт его разработки заслуживает подробного освещения, поскольку он может быть полезен и для других муниципальных образований. В этом разделе было бы целесообразно осветить вопрос, каким путем предлагаемый в работе высокий рост жизнеобеспечивающих параметров увязан с развитием экономической базы, финансовыми возможностями города и доходами горожан. Значительный интерес представляет также раздел "Механизмы реализации концепции". Раздел достаточно насыщенный и весьма добротный.

Вместе с тем поскольку речь идет о концепции комплексного социально-экономического развития города, то в рассматриваемой работе был бы крайне необходим раздел, характеризующий современную социально-демографическую ситуацию, прогноз численности населения и его демографическую структуру. Крайне скупо представлен раздел, раскрывающий перспективу развития основных градообразующих объектов, а также инженерно-градостроительной среды.

Авторы совершенно правильно утверждают, что "обоснование перспективной специализации" является важнейшим элементом стратегического выбора города, но, к сожалению, обоснование позиций представлено весьма скромно, в работе высказаны лишь общие соображения в отношении перспектив двух главных градообразующих систем — "Автоваза" и комплекса химических предприятий. Учитывая достаточную неоднозначность перспектив развития этих объектов, в концепции было бы правомерным ожидать рассмотрения различных сценариев их развития и влияния на перспективы города в целом.

Одна из слабых позиций концепции — практически автономное, изолированное рассмотрение перспектив развития Тольятти от развития Самарско-Тольяттинской агломерации, Самарской области и Поволжья. Уже в настоящее время сложились устойчивые кооперированные связи с рядом городов области. Принята и началась реализация программы, ориентированной на тесное сотрудничество с аэрокосмическим комплексом и другими предприятиями ВПК в Самаре. Взаимодействие с предприятиями с высоким технологическим уровнем может дать качественный прорыв и повышение конкурентоспособности продукции предприятий Тольятти.

Так же, как и по г. Тольятти, следующая из рассматриваемых заявок названа "Концепция развития", она представлена на конкурс администрацией города Протвино.

Предлагаемая заявка свидетельствует о начальном этапе разработки концепции и программы, о необходимости ее методического обеспечения.

"Программа развития социально-культурной сферы города Новгорода на 1998-2000 годы" подготовлена Администрацией города при участии ученых ИСЭП РАН (Санкт-Петербург). Эта программа представляет собой обширный комплекс мер в области социальной политики. Программа включает 8 блоков (подпрограмм): воспроизводство населения; физическое и психическое здоровье; занятость и безработица; семья и детство; образование, духовность, нравственность; культура и культурное наследие; досуг и отдых. При этом каждая из приведенных подпрограмм рассматривается со стратегических, тактических и отраслевых позиций, а также включает в себя несколько проектов. Предполагается, что реализация всего этого комплекса мероприятий позволит добиться экономии бюджетных средств за счет возникновения неких синергетических эффектов.

Наиболее сильная сторона программы по Новгороду — методическое и организационно-правовое обеспечение, система оценки результатов выполнения отдельных проектов и программы в целом, мониторинг выполнения программы. Весьма перспективно положение о привлечении субъектов хозяйственной деятельности к участию в программе через систему муниципальных грантов и социального заказа.

С нашей точки зрения, по степени проработанности материалы Новгорода являются лучшими из всех представленных на конкурс.

Следующая — заявка Администрации города Ижевска. Она включает в качестве самостоятельных разделов — методические положения к разработке программы социально-экономического развития города, материалы программного характера, раскрывающие основные позиции перспективного развития Ижевска, а также достаточно глубокий анализ проблем становления и развития местного самоуправления. При рассмотрении этого вопроса выделяются такие важные аспекты, как взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, межбюджетные отношения, законодательное и информационное обеспечение.

В представленных методических материалах следует отметить рекомендации по структуре программы, ее информационному обеспечению.

В целом данная заявка отражает достаточно высокий организационно-методический и содержательный уровень программно-целевого управления.

Ниже рассматриваются работы, представленные учебными и научными учреждениями, работающими с проблематикой местного самоуправления либо занимающимися вопросами развития территорий.

Весьма интересная заявка поступила из небольшого города Нязепетровска Челябинской области. Ее представил Центр содействия гражданским инициативам "Первый снег". Заявка включает в себя ряд документов: "Предложения по организации первого этапа перехода к управлению социально-культурными процессами на территории района", "Отчет по результатам изучения состояния и перспектив развития учреждений и организаций социально-культурной сферы", "Программу социологического исследования ценностных ориентации молодежи" района, "Проект включения молодежи и подростков в социально-экономические процессы сообщества на территории района", а также другие материалы, включая приложения.

Представленная заявка не может претендовать на законченную программу, однако она характеризуется рядом достоинств, которые заслуживают изучения и распространения.

Это, прежде всего, достаточно глубокое проникновение в проблему молодежи (в рамках муниципального образования) и рекомендации по ее включению в социально-экономический процесс, в повседневную жизнь города. При этом ребята должны ощущать значимость своих усилий, чувствовать свою необходимость. Такая "включенность" молодежи позволит преодолеть разрыв, который образуется между поколениями.

Во-вторых, следует отметить подходы и конкретные рекомендации по изменению социальной политики и, особенно, в культурно-образовательной сфере. Заслуживает поддержки критерий оценки результативности соответствующих учреждений и их руководителей — упор не на количество и разнообразие мероприятий, а на результаты деятельности.

Обнинский городской информационный центр (ОГИЗ) в качестве заявки представил книгу директора Центра А.Ф. Сурнина "Муниципальные информационные системы (МИС), опыт разработки и эксплуатации".

В книге, в частности, приводится описание полномасштабной программы информатизации труда:

  • разработка концепции;

  • разработка программы и отдельных подпрограмм (создание подсистем на основе соответствующих автоматизированных рабочих мест);

  • характеристика организационных связей, административных и финансовых рычагов в процессе реализации программы.

Многое из перечисленного может выполняться параллельно, что сокращает время и затраты на разработку МИС.

В целом представленная работа весьма актуальна и важна для становления местного самоуправления.

Это фундаментальная, методически прикладная работа, ориентированная, прежде всего, на небольшие города с ограниченными финансовыми возможностями.

Недостатком работы является слабое внимание, уделяемое прогнозу научно-производственной базы городов.

Учитывая значение рассматриваемой работы, представлялось бы целесообразным обеспечить ее широкое распространение.

"Фонд развития Заречного технополиса" в качестве заявки предложил описание опыта г. Заречного по использованию программного способа управления развитием муниципального образования.

Заречный является хорошим примером постоянного совершенствования методов разработки и реализации программ. Программный способ управления г. Заречным осуществляется с 1993 г., при этом первый этап завершился в 1996 г., сейчас идет реализация следующего этапа.

Для города разработана областная программа — создание территориального научно-производственного комплекса "Технополис Заречный". Основная идея — превращение моноотраслевого (Минатом) "города-цеха" в региональный инновационный центр, работающий < научно-техническими и социально- экономическими технологиями. Целевая программа включает 22 проекта, объединенных общей целью — обеспечения комплексного социально-экономического развития территории. В деятельности Администрации города по реализации программ немало интересных творческих подходов, носящих в ряде случаев пионерный характер. Импонирует и одна из принципиальных установок — "главное не отсутствие или поиск ресурсов, а отсутствие системы управления", т.е. главный упор — на совершенствование управления, подготовку и подбор соответствующих кадров.

В представленной работе хорошо показана эволюция взглядов на совершенствование управления городом и, что не менее важно, адаптация управления (и методического обеспечения) к новым социально-экономическим условиям.

В целом работа по г. Заречному заслуживает широкого распространения, особенно для городов со значительной ролью научно-производственного потенциала.

Международная Академия Современного Знания (МАСЗ) предложила для участия в конкурсе заявку с целью создания методического пособия, предназначенного для разработки Комплексной социально-экономической программы развития города. Заявка подготовлена П.А.Ореховским — руководителем творческого коллектива. В заявке раскрываются опыт и научно-методические подходы лаборатории экономического анализа (МАСЗ г. Обнинска) к разработке долгосрочных социально-экономических программ развития города.

Принципиальное значение в подходах лаборатории имеет положение о том, что для стабильного развития города нельзя ограничиваться только решением задач (безусловно важных), имеющих преимущественно оперативный характер и связанных с функционированием жизнеобеспечивающих систем и объектов. Необходимо решать задачи стратегического плана: призванных обеспечить совершенствование (реконструкцию) экономической базы, улучшение градостроительного облика, корректировку социальной среды адекватно новым условиям и требованиям.

В связи с этим в качестве приоритетных выдвигаются и раскрываются три основные задачи программы комплексного социально-экономического развития: промышленная политика (подпрограмма реструктуризации предприятий); строительная политика (подпрограмма сноса трущоб, реконструкция коммуникаций); социальная политика (подпрограмма развития образования, здравоохранения, культуры).

Поддерживая в принципе этот подход, вместе с тем представлялось бы необходимым указать на его излишнюю "жесткость", так как для многих городов наряду с приведенными задачами приоритетными могут быть и другие проблемы (например, экологические). Не случайно в русской пословице говорится: "что ни город, то свой норов".

В работе дается структура "Программы социально-экономического развития города" (см. статью в настоящем сборнике П.А.Ореховского).

Другая часть заявки посвящена раскрытию интересного опыта разработки программ на примере городов Омска и Обнинска. В первом случае, это программы: развития территориального общественного самоуправления, жилищно-коммунальной реформы, развития транспортно-дорожной сети. На примере Обнинска показана достаточно конструктивная роль программы — "Экономический эксперимент, наукоград".

Следует также отметить большой вклад автора заявки в подготовке книги "Муниципальные информационные системы, опыт разработки и эксплуатации", о которой речь шла выше.

Научно-методический центр "Города России" ИМЭИ при Минэкономики (НМЦ) представил заявку "Методические материалы по составу, технологии разработки и реализации прогнозных документов (материалов) развития муниципального образования".

Значительное внимание в заявке уделено методическому обеспечению разработки планово-прогнозных материалов, в котором НМЦ сохраняет прогрессивные отечественные традиции, корректируя их в соответствии с изменяющимися условиями социально-экономического развития.

В основу методических рекомендаций НМЦ положен комплексный подход к решению социально-экономических и экологических проблем, в наибольшей степени отвечающих специфике города как сложной системы. При этом как анализ, так и выработка рекомендаций по развитию отдельных подсистем города проводится с учетом их взаимосвязей и взаимообусловленности. Вместе с тем, учитывая роль градообразующей базы и ее влияние на решение социальных, инженерно-планировочных, экологических и других проблем города, этой проблеме уделяется приоритетное внимание.

Предлагаемая система документов по развитию города (долгосрочный, краткосрочный прогнозы и программы) позволяет достаточно полно обеспечить проработку и увязку стратегических и текущих задач, используя при этом в необходимых случаях и программы, как специфический инструментарий для решения нестандартных проблем. В работе дается описание типовой структуры прогнозных материалов (см. в настоящем сборнике статью В.Я.Любовного).

Заявка содержит также описание работы НМЦ по городам Самарско-Тольяттинской агломерации — Октябрьску, Чапаевску, Кине-лю.

Определенным новаторством при рассмотрении перспектив развития указанных муниципальных образований является учет их положения и роли в территориальных системах расселения. Это стало возможным благодаря предшествующей разработке НМЦ путей развития Самарско-Тольяттинской агломерации, в состав которой входят все три города. Следует, кстати, отметить, что как по агломерации, так и по городам Чапаевск, Октябрьск и Кинель выпущены книги, являющиеся приложением к заявке.

Несмотря на позитивную оценку работы НМЦ, следует значительно большее внимание уделить пока слабо решаемой проблеме — за счет каких средств будет осуществляться перестройка градообразующей базы и других городских подсистем.

Заявка ООО "ИМС" включает в основном две позиции "Разработка концепции развития г. Димитровград" и "Методические материалы по разработке концепции и рабочих программ городского развития."

В целом заявка представляет собой достаточно обширный труд, в котором сочетаются идейно-теоретические, методические и прикладные результаты исследований коллектива "ИМС".

Применительно к развитию Димитровграда дается предметный анализ по трем аспектам (возможные цели, основные ресурсы, основные проблемы) местного самоуправления, городского развития, лица города, высоких технологий, образования и других сфер.

Раскрывая методические подходы, авторы особый упор делают на максимальное использование внутреннего потенциала, на примат социальных целей, переход от преимущественной установки на материальное производство — на оказание социальных услуг. Важное значение придается влиянию на основные городские процессы — достижение деятельного общественного согласия и взаимное принятие ответственности и разделение рисков.

Особый интерес представляют положения работы о местном сообществе и местном самоуправлении. Авторы раскрывают важность в новых условиях перехода от "индустриального" города (задаваемого сверху) к муниципализации городской жизни и реальному самоуправлению (побуждаемому снизу: из города). Это возможно при условии перехода от статистической совокупности населения к местному сообществу, т.е. наличия у каждого жителя и у всех жителей чувства принадлежности к месту проживания, сознания своего права и возможностей влияния на ход жизни.

В целом работа заслуживает достаточно высокой оценки, прежде всего, в трактовке социальных аспектов развития города, в активизации гражданского самосознания населения и преимущественной опоры на внутренние ресурсы.

Вместе с тем трудно согласиться с умалением роли экономических факторов для развития города, ибо без опоры на эффективное хозяйствование, без поддержки предпринимательства невозможно решать правильно поставленные социальные вопросы.

На конкурс была также представлена весьма оригинальная и безусловно заслуживающая высокой оценки заявка Управления образования г.Фрязино Московской области — курс "Основы местного самоуправления" — инновационная комплексная программа правового воспитания молодежи на территории муниципального образования (г. Фрязино Московской области), школьный компонент учебного плана средних образовательных учреждений.

Вместе с тем данная заявка не отвечает тематике настоящего конкурса, в связи с чем представляется целесообразным рекомендовать ее авторам обратиться к организаторам других конкурсов, затрагивающих проблемы совершенствования образования (кстати, авторам данной заявки на проведение эксперимента уже выделялись средства по фонду "Евразия").

В заключение обзора хотелось бы сделать несколько выводов:

1. Рассмотренные материалы свидетельствуют о большой,

интересной и творческой работе, идущей в разных муниципальных образованиях в различных регионах страны.

2. Представлялось бы крайне необходимым более детально и целенаправленно проанализировать как опыт, так и методические подходы к разработке прогнозов и программ развития городов и сделать их достоянием широкой общественности и специалистов.

  1. Продолжить практику проведения конкурсов, уделив особое внимание их пропаганде, более точному формированию условий конкурса, возможно расширив его тематику.

Любовный В.Я., д.э.н.

Ореховский П.А., д.э.н.
Лагунова Т.П. к.э.н.,




зам. главы Администрации г. Ижевска;

Тимофеева О.И. зав. отделом прогнозирования

развития города Администрации г. Ижевска;

Давыдова Н.С. гл. специалист отдела прогнозирования

развития города Администрации г. Ижевска


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Программы развития муниципальных образований icon«Местное самоуправление как ресурс развития страны», посвящен проблематике...
Юрий Альбертович Гурман – директор Ассоциации сельских муниципальных образований, зам председателя комиссии Общественной палаты Челябинской...
Программы развития муниципальных образований iconО муниципальных выборах в московской области
Советов депутатов муниципальных образований, глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления...
Программы развития муниципальных образований icon«Оценка инвестиционной привлекательности муниципальных образований»
Разработана модель автоматизированной системы для координации процессом инвестирования муниципальных образований
Программы развития муниципальных образований iconОбразования Общества «Знание»
М муниципальных образований, специалистам администраций, депутатам муниципальных образований
Программы развития муниципальных образований iconОбразования Общества «Знание»
М муниципальных образований, специалистам администраций, депутатам муниципальных образований
Программы развития муниципальных образований iconОбразования Общества «Знание»
М муниципальных образований, специалистам администраций, депутатам муниципальных образований
Программы развития муниципальных образований iconДоклад ассоциации «голос»
Российской Федерации, глав муниципальных образований городов – административных центров субъектов Российской Федерации, представительных...
Программы развития муниципальных образований iconПроцесс формирования муниципальных образований охватил за последние...
Для разработки типологии муниципальных образований трудно переоценить. Они позволяют выявить принципиальные различия в «стартовых...
Программы развития муниципальных образований icon1 о работе советов депутатов муниципальных образований
Тихвинского района. Поэтому считаю целесообразным в своем отчете остановиться на итогах работы и задачах, стоящих перед депутатскими...
Программы развития муниципальных образований iconВ главное следственное управление
Информация, содержащаяся в этих сообщениях, была подтверждена публичными выступлениями Губернатора Санкт-Петербурга, депутатов указанных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница