Методические рекомендации Барнаул 2008




Скачать 281.57 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Барнаул 2008
Дата публикации15.04.2013
Размер281.57 Kb.
ТипМетодические рекомендации
skachate.ru > Биология > Методические рекомендации
ООО «БАРНАУЛЬСКАЯ ВОДЯНАЯ КОМПАНИЯ»
Утверждаю: Утверждаю:

Главный государственный Ректор ГОУ ВПО «Алтайский

санитарный врач государственный медицинский

по Алтайскому краю университет МЗ РФ

д.м.н., проф. проф.

_________ И. П. Салдан ________ В. М. Брюханов

« ____ » __________ 2008г. « ____ » __________ 2008г.

ПРИМЕНЕНИЕ ПИТЬЕВОЙ АРТЕЗИАНСКОЙ ВОДЫ

«ЛЕГЕНДА ЖИЗНИ»

В ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ

УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

(учреждения образования, здравоохранения и культуры)

Методические рекомендации


Барнаул 2008
Разработчики:
Коршунова О. Н. начальник отдела надзора за

состоянием среды обитания и условиями проживания

ТУ Роспотребнадзора по

Алтайскому краю,

ассистент кафедры гигиены и основ экологии человека

ГОУ ВПО АГМУ МЗ РФ
Мантлер Н. Н. главный специалист

по качеству

ООО «Барнаульская водяная

компания»,

аспирант ГУ НИИ Экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН

Рецензенты:

Борисюк Н. Н. – начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения ТУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю

Рекомендации по применению «Питьевой воды «Легенда жизни» в учреждениях социального назначения (учреждениях образования, здравоохранения и культуры) предназначены для применения в организованных детских и подростковых коллективах различного типа независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Содержание
1 Область применения 4

2 Ответственность 4

3 Обоснование 4

4 Значение минеральных веществ 6

5 Обеспеченность макро- и микроэлементами.

Проблема дефицита микронутриентов 7

5.1 Проблема йоддефицита 9

5.2 Проблема дефицита фтора 10

5.3 Проблема дефицита селена 11

6 Характеристика питьевой воды «Легенда жизни» 13

7 Характеристика питьевой воды «Легенда жизни»,

подвергшейся коррекции по содержанию микронутриентов 14

8 Режим потребления питьевой воды 15

9 Рекомендации по раздаче питьевой воды «Легенда жизни»

из потребительской тары объемом 19 и 11,4 л в учреждениях социального

назначения различного типа 16

10 Правила обращения с предметами идентификации партии продукции 20

Библиография 21

^ 1 Область применения

Настоящие методические рекомендации (МР) распространяются на организацию питьевого режима в дошкольных образовательных учреждениях; детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; общеобразовательных учреждениях; учреждениях дополнительного образования; загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей; организацию питьевого режима в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; организацию питьевого режима в учреждениях начального профессионального образования (далее по тексту – «детские и подростковые учреждения»).
2 Ответственность

Ответственность за надлежащее исполнение настоящих МР возлагается на непосредственного руководителя социального учреждения или ответственное лицо, официально назначенное руководителем учреждения.
3 Обоснование

Рациональное (здоровое) питание и водопотребление детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, а так же способности к обучению во все возрастные периоды.

Серьезные нарушения питания, приводящие к дефициту микронутриентов, отмечаются среди детей школьного возраста, в особенности старшеклассников, которые в значительной степени связаны с недостатками организации питания в школьных учреждениях. Нарушения питания этой группы населения являются одной из причин высокой частоты болезней обмена веществ, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы - эта патология выявляется у 10-15% детей этого возраста [19].

К числу воднообусловленных заболеваний также отнесены заболевания желудочно-кишечного тракта, занимающие одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости школьников; кариес; анемия; болезни обмена веществ (в первую очередь, ожирение и сахарный диабет), распространенность которых значительно увеличилась за последние годы [12].

Особенно серьезной проблемой является несбалансированность (недостаток или избыток) минеральных веществ и дефицит ряда микронутриентов, в частности, йода и фтора. В связи с этим, организация питьевого режима во время пребывания детей и подростков в организованных коллективах является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддержания их здоровья.

При этом особенно существенным является сбалансирование рациона по основным минеральным веществам и обогащение микронутриентами с целью профилактики их дефицита.

Качество питьевой воды из централизованных водоисточников во многих случаях не соответствует установленным нормам. В числе причин – продолжающееся загрязнение водоисточников; низкий уровень внедрения современных технологий водоочистки; высокая изношенность разводящих сетей; региональные особенности, связанные с дефицитом или избытком минеральных веществ и биогенных элементов, оказывающих негативное влияние на здоровье населения.

Согласно постановления Главного государственного санитарного врача РФ №5 от 11.07.2000 «О коррекции качества воды по содержанию биогенных элементов», в детских учреждениях социального назначения должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания и водопотребления.

Большое количество эпидемиологических исследований свидетельствуют о взаимосвязи качества питьевой воды и здоровья населения. В связи с тем, что недостаточное поступление микронутриентов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития и является одной из причин постепенного развития обменных нарушений и хронических заболеваний, школы и детские дошкольные учреждения должны быть обеспечены доброкачественной бутилированной питьевой водой с оптимальным содержанием биогенных элементов (Постановление № 9 от 05.03.04г. Главного государственного санитарного врача РФ «О дополнительных мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов»).

Исходя из изложенного, в настоящих Методических рекомендациях рассмотрены основные подходы к организации питьевого режима в детских и подростковых учреждениях и предложен режим оптимального водопотребления для различных возрастных групп.

В рекомендациях приведены также рекомендуемые условия употребления питьевой воды «Легенда жизни» для обеспечения её безопасности и полезности для организма, в том числе воды, обогащенной микронутриентами.

^ 4 Значение минеральных веществ

Минеральные вещества, как и витамины, относятся к незаменимым, жизненно необходимым компонентам пищи, выполняющим в организме важные физиологические функции. Минеральные вещества принято разделять на макро- и микроэлементы в зависимости от их содержания в организме, пище и питьевой воде. Потребность человека в микроэлементах (йод, селен, фтор) чрезвычайно мала и находится в пределах от нескольких десятков микрограммов до 1-2 миллиграммов в сутки. Потребность в макроэлементах (кальции, магнии, натрии, калии) более значительна: от сотен миллиграммов до нескольких граммов. Но это отнюдь не говорит о меньшем значении потребления микроэлементов по сравнению с макроэлементами. Скорее наоборот, для обеспечения физиологических нужд организма следует обратить внимание на обязательное потребление микроэлементов в необходимом количестве.

Функции минеральных веществ в организме весьма разнообразны. Кальций входит в состав минеральных структур скелета, участвует в важнейших метаболических и физиологических процессах: реакциях энергетического обмена, мышечном сокращении. Магний наряду с другими макро- и микроэлементами является активатором и кофактором многих важнейших ферментов. Йод входит в структуру гормонов щитовидной железы имеет исключительно важное значение для обмена веществ и поддержания здоровья человека. Фтор является единственным пищевым веществом, убедительно демонстрирующим способность уменьшать частоту и тяжесть кариеса зубов у детей и взрослых. Жизненно важная роль селена связана с его обязательным наличием в составе ряда важных ферментов. Кроме того, результаты исследований последних лет свидетельствуют о мощном антивирусном действии селена.

^ Для нормального функционирования организм должен получать физиологически адекватное количество минеральных веществ. Рацион значительной части людей, особенно детей, беременных и кормящих женщин, а также населения, нуждающегося в социальной защите, часто не обеспечивает достаточного поступления целого ряда важнейших минеральных элементов.

Для обеспечения достаточного поступления необходимых минеральных солей за счет естественных продуктов питания, пища должна быть разнообразной, а продукты – богаты этими биологически ценными веществами. В силу многих причин, часть из которых упомянуты выше, это трудно, а в ряде случаев и невозможно сделать.

Это обосновывает целесообразность разработки и производства обогащенных минеральными веществами продуктов питания, специально предназначенных для восполнения недостаточного поступления этих незаменимых компонентов, в частности с питьевой водой.
^ 5 Обеспеченность макро- и микроэлементами.

Проблема дефицита микронутриентов

Вследствие снижения энергозатрат и соответствующего уменьшения общего количества потребляемой пищи, в организм поступает недостаточное количество макро- и микроэлементов. Процессы технологических обработок также влияют на изменение качества пищевых продуктов, снижая содержание в них необходимых для функционирования организма веществ.

Организм человека не синтезирует микронутриенты и должен получать их в готовом виде с пищей. Поэтому они должны поступать регулярно, в полном наборе и количествах, соответствующих физиологической потребности человека во все периоды года.

Массовые обследования фактического питания различных групп населения свидетельствуют, что поступление кальция с обычным рационом значительной части людей находится в пределах 200-500 мг в сутки, что намного меньше рекомендуемого уровня 800-1000 мг для взрослых и 1200-1300 мг в период интенсивного роста у детей и подростков.

Дефицит йода - один из наиболее распространенных дефицитов в питании современного человека. Анализ питания различных групп населения свидетельствует о невозможности обеспечить рекомендуемые нормы потребления йода с помощью традиционных продуктов питания. Йодный дефицит усугубился в последние годы в силу значительных изменений в характере питания населения: в частности, в 3-4 раза снизилось потребление морской рыбы и морепродуктов.

Основной причиной дефицита селена является его недостаточное поступление в организм при проживании на территориях биогеохимических провинций, где уровень этого элемента в почве, питьевой воде и сельскохозяйственной продукции местного производства низок. При исследовании продуктов питания и рационов населения России выявлен ряд регионов с низким уровнем потребления селена. Среди прочих регионов, к этой группе отнесен и Алтайский край.

Дефицит фтора также обусловлен его низкой концентрацией в объектах окружающей среды. Особое значение в возникновении фтордефицита представляет его содержание в питьевых водах. Так, если сравнивать уровень усвоения фтора из различных источников (пища, зубные пасты, жевательные резинки), именно питьевая вода является основным источником этого элемента.

Надежным путем, гарантирующим эффективное решение проблемы дефицита, является регулярное включение в рацион специализированных пищевых продуктов, обогащенных необходимыми микронутриентами. Именно добавление микронутриентов к продуктам питания, вырабатываемых пищевой промышленностью, обеспечивает доведение этих необходимых веществ до самых широких масс населения и повышает питательную ценность без увеличения ее калорийности. Что к тому же немаловажно для профилактики нарушений жирового обмена и сердечно-сосудистых заболеваний.
^ 5.1 Проблема йоддефицита

На территории Алтайского края к числу наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека относятся йоддефицитные заболевания. Значение йода определяется тем, что он является структурной составляющей тиреоидных гормонов, регулирующих жизненно важные функции организма. Дефицит йода увеличивает частоту врожденного гипотериоза, вызывает необратимые нарушения мозга у плода и новорожденного, приводящие к умственной отсталости (кретинизму, олигофрении). Наиболее распространенными патологиями являются зоб, гипотериоз, нарушение физического развития, интеллектуальные расстройства. Последнее особенно важно, так как помимо выраженных форм умственной отсталости, дефицит йода обусловливает снижение интеллектуального потенциала всего населения, проживающего в зоне йодной недостаточности.

Согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», в эндемичных по йоду районах в качестве групповой профилактики йоддефицита должна использоваться йодированная поваренная соль. Анализ результатов этого мероприятия показал, что проводимые в районах края мероприятия по профилактике йоддефицитных состояний являются недостаточными и требуют коррекции.

Проводимые в настоящее время мероприятия по восполнению нехватки йода оказались недостаточно эффективными, поэтому наряду с использованием йодированной поваренной соли, рекомендуется профилактика посредством организации питьевого водоснабжения физиологически полноценной питьевой водой, подвергшейся коррекции по содержанию йода.

Всем детям в возрасте от 3 лет, наряду с приемом йодированной поваренной соли, необходима групповая и индивидуальная йодпрофилактика путем регулярного длительного приема компонентов, содержащих физиологическую дозу йода (в пересчете на калий йодид):

для детей младшего возраста (до 5 лет): 90 мкг

для детей от 6 до 12 лет: 120 мкг в день;

для подростков старше 12 лет: 150 мкг в день,

причем поступление йода в организм должно быть постоянным.


^ 5.2 Проблема дефицита фтора

Дефицит фтора обусловлен его низкой концентрацией в таких объектах окружающей среды как почва и вода, а именно питьевая вода является основным источником его поступления в организм. Так фтор, поступающий с пищей усваивается, лишь на 30-35 %, тогда как процент усвоения фтора, поступающего с питьевой водой составляет около 70. Недостаток фтора в питьевой воде испытывает более 60 % населения России, что ведет к высокому уровню заболеваемости кариесом.

Кариес зубов по современным представлениям является самым распространенным патологическим процессом, характеризующимся очаговой деминерализацией твердых тканей зуба с образованием полости. Этот процесс поражает как временные (молочные), так и постоянные зубы. Последствия кариеса не ограничиваются только разрушением жевательного аппарата. Осложненные его формы часто ведут к воспалительным процессам челюстно-лицевой области, аллергизации организма, заболеваниям ЛОР-органов, пищеварительной, выделительной систем, провоцируют развитие ревматических заболеваний. Фтор играет роль стабилизатора и уплотнителя волос, ногтей, эпидермиса, способствует удержанию и накапливанию кальция в организме.

В различных географических районах пораженность зубов кариесом варьирует в значительных пределах. Алтайский край по содержанию фтора в почве и воде характеризуется как регион с очень низким его содержанием.

В воде большинства подземных водоисточников на территории Алтайского края содержание фтора ниже физиологически необходимого уровня практически в 2 раза. Поверхностные же водоисточники, используемые в большей части крупных городов Алтайского края для питьевых целей, содержат еще меньшее количество этого микроэлемента.

На территории Алтайского края специалисты в области стоматологии отмечают распространенность заболеваемости кариесом практически у 100 % населения.

В связи с вышеизложенным, кондиционирование питьевых вод по содержанию фтора является необходимой профилактической мерой сокращения заболеваемости кариесом населения Алтайского края.

Всем детям в возрасте от 3 лет, рекомендована групповая и индивидуальная фторпрофилактика путем регулярного приема компонентов, содержащих физиологическую дозу фтора. Норма потребления фтора рассчитывается с учетом возраста, энергопотреблением и массой тела. Возрастные границы суточного поступления фторида находятся в следующих рамках:

для детей 3-6 лет: 1,0-2,5 мг в день;

для детей 7 лет и старше: 1,5-2,5 мг в день,

причем поступление фтора в организм должно быть постоянным.
^ 5.3 Проблема дефицита селена

Исследования по изучению обеспеченности селеном различных групп населения Российской Федерации показывают, что Алтайский край относится к зоне умеренного селендефицита. По данным биомониторинга в среднем концентрация селена в сыворотке крови населения Российской Федерации составляет 90-100 мкг/л, притом, что оптимальная обеспеченность организма человека селеном достигается при концентрации селена в сыворотке крови на уровне 115 мкг/л.

В последние годы недостаток селена был обнаружен не только в регионах, где его содержание в биосфере невысоко, но и на других территориях, что связано с уменьшением потребления мяса, рыбы овощей и фруктов, которые являются основными источниками селена.

Основным источником поступления селена в организм человека являются пищевые продукты. Однако содержание селена в них колеблется в достаточно широких пределах и зависит от уровня содержания селена в почве, воде, кормах сельскохозяйственных животных и птицы.

Селен — жизненно важный микроэлемент с широким спектром биологического действия его соединений. Биологическая функция селена, определена его антиоксидантными свойствами и перспективным его использованием при оксидантном стрессе, кардиологических, ряде онкологических и других заболеваний, защите от радиации и т.д. Есть свидетельства, что дефицит селена может внести свой вклад в развитие формы сердечной болезни, гипотериоза, ослабленной иммунной системы. Т.о., дефицит селена обычно не вызывает болезнь, а может сделать организм более восприимчивым к болезням.

Необходимость восполнения селена объясняется ещё и его участием в усвоении организмом йода. Так, известно, что эндемичный зоб и кретинизм практически невозможно профилактировать одними добавками йода на фоне недостаточности селена.

Недостаток селена может существенно нарушать образование тиреоидных гормонов и быть одной из причин нарушений усвоения йода. В связи с этим, коррекция только йодом оказывается менее эффективной.

Соответственно в регионах, где наблюдается сочетанная недостаточность селена и йода, приводящая к деструкции тканей щитовидной железы йод должен быть использован в сочетании с селеном.

В результате проведенных исследований в организованных детских коллективах г. Барнаула установлено, что одновременное введение йода и селена в питьевую воду оказывает более выраженный эффект по профилактике йоддефицитных состояний по сравнению с профилактическим эффектом воды, скорректированной только по составу йода (без добавления селена).

В 1980 году Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) селен был отнесен к незаменимым факторам питания. В последние годы появились рекомендации, согласно которым величина суточной потребности в селене составляет:

для детей 3 - 6 лет: 20 мкг;

для детей 7-10 лет: 30 мкг;

для мальчиков 11-14 лет: 40 мкг;

для девочек 11-14 лет: 45 мкг;

для юношей 15-18 лет: 50 мкг;

для девушек 15-18 лет: 50 мкг;

для мужчин от 19 и старше: 70 мкг;

для женщин от 19 и старше: 55 мкг,

причем поступление селена в организм должно быть постоянным.
^ 6 Характеристика питьевой воды «Легенда жизни»

Питьевая артезианская вода «Легенда жизни» предназначена для употребления в качестве питьевой воды, ингредиента при промышленном изготовлении пищевых продуктов и напитков, ингредиента при приготовлении пищи и напитков в быту, для удовлетворения различных бытовых потребностей в воде.

Вода питьевая «Легенда жизни » соответствует требованиям Технических условий

ТУ 0131-003-57352011-06 (свидетельства о государственной регистрации №№ 77.99.19.6.У.1900.3.07 - 77.99.19.6.У.1905.3.07 от 26.03.07г, сертификат соответствия, выданный органом по сертификации продукции ООО «НИИ Тест», г. Москва) и изготавливается по Технологической инструкции (ТИ 0131-003-5735011-06) с соблюдением Санитарных правил.

Сырьем для производства питьевой воды «Легенда жизни» является подземная вода из артезианской скважины №БР-682 глубиной 242 м. Вода водоисточника не содержит компонентов мутагенной активности (протокол № 680 от 05.06.06г, выданный ГУ НИИ ЭЧиГОС им. А.Н. Сысина).

На основании результатов исследований проб питьевой воды «Легенда жизни» установлено её соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1116-02 предъявляемым к расфасованным водам высшей категории качества по критерию радиационной и эпидбезопасности, по токсикологическим и органолептическим характеристикам.

Содержание биологически необходимых макроэлементов (кальций, магний, бикарбонаты, общее солесодержание, калий) и микроэлемента фтора в питьевой воде «Легенда жизни» соответствует физиологической потребности организма.

Контроль качества осуществляется в соответствии с программой производственного контроля, утвержденной Управлением Роспотребнадзора в Алтайском крае и на базе лабораторий ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае».

Питьевая вода «Легенда жизни» рекомендована Лабораторией питьевого водоснабжения ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина для постоянного употребления без каких-либо ограничений и повышения иммунореактивности у детей старше 3 лет и взрослого населения (протокол № 6/30 от 05.03.07).

Вода выпускается в поликарбонатных емкостях объемом 19 и 11,4 л., закрытых полиэтиленовыми крышками. На все материалы имеются санитарно-эпидемиологические заключения.

Срок годности 6 месяцев со дня розлива при соблюдении условий хранения.
^ 7 Характеристика питьевой воды «Легенда жизни»,

подвергшейся коррекции по содержанию микронутриентов

ООО «Барнаульская водяная компания» производит питьевую воду «Легенда жизни» с коррекцией содержания микронутриентов: йода, фтора и селена в ассортименте:

- «Вода питьевая «Легенда жизни» с коррекцией содержания йода»;

- «Вода питьевая «Легенда жизни» с коррекцией содержания йода и селена»;

- «Вода питьевая «Легенда жизни» с коррекцией содержания йода и фтора»;

- «Вода питьевая «Легенда жизни» с коррекцией содержания йода, фтора и селена»;

Питьевая вода «Легенда жизни» с коррекцией содержания микронутриентов производится по ТУ 0131-003-57352011-06 (свидетельства о государственной регистрации №№ 77.99.19.6.У.1901.3.07 - 77.99.19.6.У.1905.3.07 от 26.03.07г., сертификат соответствия, выданный органом по сертификации продукции ООО «НИИ Тест», г. Москва) и изготавливается по Технологической инструкции (ТИ 0131-003-5735011-06) с соблюдением Санитарных правил.

Качество воды по микробиологическим, вирусологическим, паразитологическим, санитарно-химическим и радиологическим показателям, содержанию йода, фтора и селена соответствует СанПиН 2.1.4.1116-02.

Контроль качества осуществляется в соответствии с программой производственного контроля, утвержденной Управлением Роспотребнадзора в Алтайском крае и на базе лабораторий ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае».

Питьевая вода «Легенда жизни» с коррекцией содержания микронутриентов рекомендована Лабораторией питьевого водоснабжения ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и повышения иммунореактивности у детей старше 3 лет и взрослого населения (протокол № 6/30 от 05.03.07).

Питьевая физиологически полноценная вода «Легенда жизни» с коррекцией содержания микронутриентов производится путем автоматического дозирования в поток подготовленной воды добавки минеральной «Северянка» (ООО Экопродукт, г. Санкт-Петербург, ТУ 9185-001-50867678-2000 с изменениями № 1, 2, 3, 4, санитарно-эпидемиологическое заключение № 78.01.08.918.П.001453.03.03 от 27.03.2003 г.) и последующей фасовки в емкости.

Концентрация микронутриентов находится в следующих пределах:

Микронутриент

Концентрация по ТУ

Концентрация фактическая (по данным лабораторных исследований)

Йод, мкг/л

40-60

50,0

Фтор, мг/л

0,8-1,2

0,87

Селен, мкг/л

5-10

9,2

Вода выпускается в поликарбонатных емкостях объемом 11,4 и 19 л, закрытых полиэтиленовыми крышками. На все материалы имеются санитарно-эпидемиологические заключения.

Срок годности 6 месяцев со дня розлива при соблюдении условий хранения.
^ 8 Режим потребления питьевой воды

Водный обмен у детей, особенно раннего возраста, не обладает устойчивостью, вследствие чего легко нарушается.

Потребность детского организма в воде относительно выше, чем взрослого человека. Так, если взрослому на 1 кг веса полагается 40 мл жидкости в сутки (с учетом жидкости, содержащейся в пищевом рационе), то ребенку от 3 до 7 лет – 60 мл, а детям старшего возраста – 50 мл воды на 1 кг веса.

Кроме того, следует учитывать, что у детей в жаркое время года, особенно при пониженной влажности, наблюдается жажда, для удовлетворения которой им приходится давать дополнительное питье. В связи с физиологическими особенностями детского организма, для утоления жажды у детей следует соблюдать определенный питьевой режим, т.к. жажда не утоляется, если воду выпивать залпом в большом количестве. Вода поступает в ткани через 10-15 минут. Примерно через такие же промежутки следует выпивать по нескольку глотков воды. Кроме того, для улучшения процессов пищеварения за 30 минут до приема пищи, рекомендуется потреблять 100-150 мл воды.

Для обеспечения детей и подростков детских и подростковых учреждений физиологически полноценной по своему составу питьевой бутилированной водой рекомендуется регулярное потребление воды питьевой «Легенда жизни», а для профилактики дефицитных состояний – воды «Легенда жизни» с коррекцией содержания соответствующих микронутриентов без каких-либо ограничений в соответствии с режимом водопотребления.

таблица 1

^ Рекомендуемое суточное количество потребляемой питьевой воды

(в зависимости от возраста и массы тела ребенка)


Возраст, лет

Масса ср., кг.

Количество потребляемой жидкости, мл.

Необходимое количество потребляемой воды, мл.

3

14,5

870

700

4

17,1

1026

800

5

19,7

1182

950

6

21,9

1314

1100

7

25,0

1500

1250

8

27,8

1390

1200

9

30,6

1530

1250

10

33,7

1685

1300

11

35,4

1770

1400

12

41,2

2060

1600

13

45,9

2295

1650

14

51,2

2560

1700

15

52,1

2605

1750


^ Для забора воды из бутыли рекомендуется использовать гигиенические раздатчики (помпы или кулеры).
9 Рекомендации по раздаче питьевой воды «Легенда жизни»

из потребительской тары объемом 19 и 11,4 л

При производстве питьевых вод допускается использование консервирующих веществ (химических веществ, добавляемых к пищевым продуктам с целью предотвращения их микробиологической порчи и увеличения срока годности), позволяющих продлить период хранения продукции вне зависимости от условий хранения.

При производстве питьевой воды «Легенда жизни» не используются консерванты (серебро, диоксид углерода), поэтому вскрытую бутыль необходимо хранить в защищенном от пыли месте, защищенном от попадания прямых солнечных лучей, вдали от отопительных и нагревательных приборов при температуре от 2+2оС до 20+2оС. После вскрытия заводской упаковки рекомендуется употребить воду в течение 7 суток.

Необходимо помнить, что укупоренная бутыль - это безопасная упаковка, обеспечивающая доставку и длительное, надежное хранение продукции. После нарушения заводской укупорки качество воды зависит от условий ее разбора.

Раздачу питьевой воды «Легенда жизни» в детских и подростковых учреждениях рекомендуется осуществлять с использованием бытовых раздатчиков (помп или кулеров).

Помпа - насос для перекачивания воды из бутыли в потребительскую емкость (стакан), без изменения температуры воды. Может быть ручным, механическим или электрическим.

Кулер - аппарат для перекачивания воды из бутыли в потребительскую емкость (стакан), обеспечивающий нагревание или охлаждение питьевой воды.

Бытовые раздатчики питьевой воды предназначены для облегчения процесса забора воды «Легенда жизни» из бутылей (отсутствует необходимость поднятия бутыли) и ограничения попадания предметов и загрязнителей внутрь бутыли и в воду.

Вода в бытовом раздатчике и бутыли в момент установки бутыли и разбора воды неизбежно соприкасается с атмосферным воздухом, а некоторые части помпы и кулера с различными поверхностями и руками.

Не устанавливайте бытовой раздатчик и не осуществляйте разбор воды в помещениях с сильнопахнущими легколетучими веществами, рядом с комнатными растениями, отпительными приборами и под прямыми солнечными лучами, не допускайте контакта невымытых рук с частями бытовых раздатчиков, контактирующих с водой (чашей, штоком и кранами кулера и водоподъемной трубкой помпы)!

При неправильной эксплуатации бытовой раздатчик может стать накопителем микроорганизмов, что может привести к заражению воды.

В связи с вышеизложенным при употреблении воды «Легенда жизни» и эксплуатации бытовых раздатчиков

НЕОБХОДИМО:

1. Бутыль с водой установить в месте, защищенном от воздействия прямых солнечных лучей и вдали от отопительных приборов (под воздействием солнечных лучей и повышенной температуры развитие микроорганизмов, попадающих в бутыль с пылью из воздуха, происходит намного быстрее, чем в затемненном прохладном месте).

2. Для обеспечения питьевой водой детей и подростков в организованных коллективах бутыль с водой установить в месте, позволяющем осуществлять забор воды ТОЛЬКО сотрудникам учреждения, исключив самостоятельный налив детьми. Дети могут быть источником заболеваний, передающихся контактным путем, что может привести к заражению бытового раздатчика и воды. Поэтому одно из главных требований правильной эксплуатации для предотвращения распространения возможных заболеваний – исключение возможности доступа детей младшего возраста и больных к бутыли с водой и бытовому раздатчику. Также при использовании кулеров есть вероятность получения ожога детьми при самостоятельном наливе горячей воды.

3. Осуществлять сборку и установку бытового раздатчика, а также установку бутыли чистыми руками. Место установки раздатчика с питьевой водой должно исключать возможность случайного попадания крошек и иных загрязнителей в бутыль, зазор между нажимным стаканом и корпусом помпы, приемную чашу, корзину, наливные краны.

4. Удалить пробку с бутыли перед установкой. При установке помпы касаться внутренней части горловины бутыли руками запрещено. Переустановку новой бутыли необходимо производить как можно быстрее, не оставляя надолго водозаборную трубку помпы и питающий шток кулера на воздухе, т.к. это повлечет возможное пылевое и микробное загрязнение воды.

^ 5. Осуществлять налив только чистыми руками.

6. Использовать чистую индивидуальную посуду.

7. При использовании помпы убедиться в чистоте водозаборной трубки при переустановке насоса на новую бутыль.

^ 8. При использовании кулера убедиться в отсутствии каких-либо предметов, загрязнений на верхней крышке устройства, питающем штоке, приемной чаше.

В случае видимого загрязнения (пыль, налет, пищевые остатки и др.) рекомендуется направить бытовой раздатчик в Компанию, осуществляющую доставку воды и обслуживание бытовых раздатчиков, для проведения санитарной обработки. При самостоятельной очистке обнаруженных загрязнений исключение ухудшения качества воды в используемой бутыли не может быть гарантировано.

^ 9. Осуществлять санитарную обработку помпы не реже 1 раза в 3 месяца, кулера 1 раза в 6 мес.
10 Правила обращения с предметами идентификации партии продукции

Питьевая вода «Легенда жизни» доставляется в оборотной таре объемом 11,4 или 19 литров. Этикет бутыли содержит подробную информацию о продукте, сроках хранения и условиях употребления. Продукция укупорена одноразовой крышкой с гигиеническим клапаном. На крышке находится стикер с обозначением даты розлива продукции. Продукция в таре объемом 11,4 л предназначена для организованных детских коллективов. Она сопровождается ярлыком, расположенном в верхней части бутыли, дублирующим дату розлива. На этом ярлыке, с целью обеспечения рекомендации по употреблению после вскрытия бутыли, отведено место для отметки даты начала использования продукции (обязательно для заполнения). Каждая партия питьевой воды подвергается лабораторным испытаниям, подтверждающим ее качество. Продукция сопровождается документом, удостоверяющим её качество. Удостоверение качества содержит информацию о производителе, продукции, дате ее розлива (должна совпадать с датой розлива, указанной на крышке бутыли), основным показателям солевого состава и бактериологической безопасности, соответствии требованиям нормативного документа, согласно которому выпускается питьевая вода.

При использовании продукции в таре объемом 11,4 л обязательным является сохранение заполненного ярлыка в верхней части бутыли и удостоверения о качестве, доставленное с этой продукцией. Удостоверение о качестве должно храниться в течение 1 месяца с начала использования питьевой воды.

При использовании продукции в таре объемом 19 л обязательным является хранение удостоверения о качестве в течение 1 месяца с начала использования питьевой воды.

Библиография:

1 Биохимические предпосылки к проявлениям фтористой интоксикации у населения Прибайкалья, Л. М. Яновский, Микроэлементы в медицине, 2001.

2 «Вода питьевая артезианская натуральная «Легенда» расфасованная в ёмкости». Технологической инструкции 0131-003-5735011-06

3 «Вода питьевая артезианская натуральная «Легенда» расфасованная в ёмкости». Технические условия 0131-003-57352011-06

4 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.1249-03

5 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей». СанПиН 2.4.4.1204-03.

6 Гигиенические основы оптимизации фторирования воды в профилактике кариеса и предупреждения антропогенного флюороза. Степаненко Г. А., автореферат. Киев, 1990г.

7 Контроль программы профилактики йоддефицитных состояний путем всеобщего йодирования соли. МУ 2.3.7.1064-01.

8 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». СанПиН 2.4.2.1178-02.

9 «Гигиенические требования к устройству, содержанию,оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» СанПиН2.4.1201-03.

10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». СП 2.4.990-00.

11 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей». СанПиН 2.4.4.1251-03.

12 Методические указания по осуществлению Государственного санитарного надзора за фторированием питьевой воды, Москва, 1979.

13 «Об обеспечении общеобразовательных учреждений йодированной солью и пищевыми продуктами, обогащенными микронутриентами». Письмо Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 23 июня 2003 г. № 13–16/42.


14 Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами. Наука и технология; под ред. В. Б. Спиричева.- 2-е изд. _Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2005.- 548 с.

15 «Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях» Постановление №30 от 31.08.06г. Главного государственного санитарного врача РФ.

16 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004г. №122-ФЗ.

17 «О дополнительных мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов». Постановление №9 от 05.03.04г. Главного государственного санитарного врача РФ

18 «О коррекции качества воды по содержанию биогенных элементов» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №5 от 11.07.2000

19 «О мерах по улучшению профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах», приказ министерства здравоохранения, гособразования от 11.08.1988 № 639/271.

20 «О профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов» Письмо Федеральной службы по надзорув сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25.01.2005 № 0100/3905-32

21 Применение питьевой артезианской воды «Легенда» с добавлением йода и селена для проведения профилактики йод- и селендефицитных состояний. Методические рекомендации. Барнаул, 2006.

22 Применение питьевой артезианской воды «Легенда» в дошкольных, образовательных и летних учреждениях. Методические рекомендации. Барнаул, 2005.

23 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в ёмкости. Контроль качества». СанПиН 2.1.4.1116-02.

24 Применение воды питьевой артезианской натуральной физиологически полноценной по макроэлементному составу «Легенда» с добавлением йода для проведения профидактики йоддефицитных состояний. Методические рекомендации. Барнаул, 2004г.

24 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования». СанПиН 2.4.3.1186-03.

25 Фтор и фториды. Совместное издание Программы ООН по окружающей среде, Международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения, ВОЗ, Женева, 1989.

Похожие:

Методические рекомендации Барнаул 2008 icon«Организация и безопасность движения» А. Н токарев Методические рекомендации по курсу
Токарев А. Н. Методические рекомендации по курсу «Техника транспорта, обслуживание и ремонт» предназначены для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации Барнаул 2008 iconМетодические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Методические рекомендации по выполнению и защите дипломных работ./ Сост. Мухачев В. А., Татаринов А. А – Киров: мфа, 2008, 35 с
Методические рекомендации Барнаул 2008 iconМетодические рекомендации организация работы кабинета здорового ребенка...
Н. А. Семашко Минздрава СССР (тел.: 297-83-13). Методические рекомендации предназначаются для практических
Методические рекомендации Барнаул 2008 iconМетодические
Методические рекомендации по выполнению дипломного проекта по специальности 061100 (080507) «Менеджмент организации» /Сост.: Аверин...
Методические рекомендации Барнаул 2008 iconМетодические рекомендации по подготовке домашних контрольных работ...
Арестовой Е. Н. в соответствии с приказом Мосу мвд россии от 8 октября 2008 г. №1007, содержат общие методические рекомендации по...
Методические рекомендации Барнаул 2008 iconМетодические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ...
Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ. Для студентов специальности 021100 «Юриспруденция». – Барнаул,...
Методические рекомендации Барнаул 2008 iconМетодические рекомендации к выполнению и защите выпускных квалификационных...
Методические рекомендации предназначены для облегчения работы в процессе написания и оформления студентом выпускной квалификационной...
Методические рекомендации Барнаул 2008 iconРекомендации по оформлению методических разработок участников учебно-воспитательного...
При создании методических разработок преподаватели сталкиваются с трудностью правильного оформления. Данные методические рекомендации...
Методические рекомендации Барнаул 2008 iconМетодические рекомендации по разработке и реализации муниципальных...
Методические рекомендации определяют требования к разработке проектов муниципальных программ и подготовке отчетов о ходе их реализации...
Методические рекомендации Барнаул 2008 iconМетодические рекомендации по разработке и реализации муниципальных...
Методические рекомендации определяют требования к разработке проектов муниципальных программ и подготовке отчетов о ходе их реализации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница