Задание для самостоятельной работы №2




Скачать 127.87 Kb.
НазваниеЗадание для самостоятельной работы №2
Дата публикации27.03.2013
Размер127.87 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Биология > Документы


Задание для самостоятельной работы №2

Выберите из приведенного списка слова, которыми можно описать характер.

Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.

Задание для самостоятельной работы №3

Вставьте пропущенные слова в предложениях.

1.В отечественной психологии характер определяется как совокупность ... свойств индивида, в которых выражаются способы его ... и способы ... ... .

2.От ... зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления.

3.Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он ... под влиянием условий жизни, в процессе воспитания и активного ... с окружающим миром.

4.На формирование характера особенно влияет ... .

5.Черты ... отражают то, ... действует человек, а черты личности - то, ... ... он действует.

6.Характер имеет различную степень выраженности: ... характеры, ... характеры и ... характеры.

7.... - это своеобразные заострения характера, которые подразделяются на ... и ... .

Задание для самостоятельной работы №4

Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верные, с вашей точки зрения, и неправильные.

1.Характер - это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе его жизнедеятельности.

2.Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.

3.В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.

4.Характер - это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения.

5.Характер - это программа типичного поведения в типичных обстоятельствах.

6.С характером рождаются, а личностью становятся.

7.Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении.

8.С развитием личности человек начинает действовать всё более нормативно: личность в своем развитии "снимает" характер.

Задание для самостоятельной работы №5

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1.Э. Кречмер объяснял характер... а) эндокринными факторами; б) социальными факторами; в) наследственно-приобретенными факто

рами; г) соматическим состоянием; д) все ответы верны; е) все ответы

неверны.

2. Фрейд полагал, что энергетическим источником характера являются... а) динамические тенденции; б) чувствования; в) осознаваемые побуждения; г) сексуальные тенденции; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3.Детерминанты свойств характера надо искать... а) в особенностях генотипического фонда; б) в учете средовых влияний; в) во внутренних побуждениях личности; г) в суммировании генотипических и средовых влияний; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4.Для истероидногоакцентуанта труднее всего... а) вступать в эмоци

ональные контакты с людьми; б) переносить невнимание к своей особе; в) быть на виду; г) ориентироваться в социальной обстановке; д) все

ответы верны; е) все ответы неверны.

5.Характер считается патологическим, если он... а) относительно стабилен во времени; б) имеет тотальное проявление; в) социально дезадаптирован; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

6.Признаки эпилептоидного характера... а) раздражительность; б) при

ступы ярости и гнева; в) напряженное состояние инстинктивной сферы; г) моральные дефекты; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7.Шизоидная личность... а) эмоционально отзывчива; б) общительна; в) эмпатична; г) адаптивна; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8.Для психастеников характерны следующие соматические расстройства... а) головные боли; б) усиленное сердцебиение; в) тошнота; г) головокружения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание для самостоятельной работы №6

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

1.а) характер - б) темперамент;

2.а) личность - б) характер;

3.а) воля - б) характер;

4.а) акцентуация - б) психопатия;

5.а) психика - б) характер;

6.а) эпилептоидная акцентуация характера - б) эпилепсия;

7.а) воспитание - б) характер.

Задание для самостоятельной работы №7

Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.

1. Образец: ТЕМПЕРАМЕНТ: ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характер : ... (наследственность, воспитание, отражение, акцентуация, темперамент)

2. Образец: ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ

Характер : ... (познание, поступок, разум, психическое, акцентуация, воля)

3. Образец: ТЕМПЕРАМЕНТ : САНГВИНИК

Акцентуация характера :... (психопатия, эмоции, темперамент, психастения, мотивация)

Задание для самостоятельной работы №8

Обобщите следующие высказывания о психопатических характерах и сформулируйте определение психопатии. Что к ним необходимо добавить, а какие признаки не нужно учитывать?

1. Как показывает современная клиническая и юридическая практика, при сочетании неблагоприятных средовых факторов (в первую очередь дефектов воспитания) и конституционально-биологической неполноценности возникает повышенная опасность девиантного и делинквентного (противоправного) поведения.

2. По Гендерсону, психопаты - это субъекты с психологической незрелостью, не умеющие контролировать себя, редко испытывающие угрызения совести и на которых не действует наказание.

3. Согласно супругам Мак-Кордам, психопат - это асоциальная, агрессивная, в высшей степени импульсивная личность, почти лишенная чувства вины и неспособная испытывать стойкие длительные чувства к другим людям.

4. Главнейшим и характернейшим признаком психопатии Ф. Фабрегиус считает невосприимчивость к воспитательным воздействиям, приобретению жизненного опыта, неспособность делать выводы из собственных ошибок.

5. Роль семейного воспитания в появлении психопатической структуры была отмечена еще немецким врачом Вагнер-Яуреггом, заметившим, что "родители отягощают своих детей не только неблагоприятной наследственностью, но и дурным воспитанием". Дети психопатов всегда становятся психопатами.

Задание для самостоятельной работы №9

Ниже приведены некоторые "методы" определения характера. Есть ли в них рациональное зерно? Выразите отношение к ним с точки зрения современной науки. Какие методы исследования характера вы знаете? На чем они основаны?

1. В XVIII в. широкое хождение имела физиогномическая система цюрихского ученого Иоганна КаспараЛафатера, который считал, что голова человека есть "зеркало души". Вот некоторые примеры из учебника по физиогномике, опубликованного в 1901 г.: большой лоб - леность, неподвижность; большой нос - гордость, честолюбие; толстый нос - страсть к еде и вину; тонкие губы - хитрость, эгоизм, жестокость.

2. Другое направление в объяснении различий характеров связано с именем немецкого врача Франца Галля. Это - френология, определение особенностей характера по выпуклостям и впадинам черепа. В основе френологии лежало положение о том, что все свойства характера имеют специализированные центры в коре головного мозга. А поскольку, по Ф. Галлю, кости черепа должны соответствовать выпуклостям и впадинам мозга, достаточно ощупать череп, чтобы определить характер его обладателя. Ф. Галль составил специальные френологические карты, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждому из которых в зависимости от "шишки" или "ямы" приписывалось качество характера. Так, на лбу можно нащупать шишки и впадины гордости, приручаемости, хитрости, духа противоречия, прозорливости; на макушке прощупывается непоколебимость; на затылке - способность к членораздельной речи.

3. Наиболее устойчивой оказалась идея определения характера по почерку. Первые идеи об этом были высказаны в неоконченном труде неаполитанского профессора Марка АврелияСеверина. В 1622 г. итальянец КамиллоБальди выступил с трактатом "Как распознать по одному только письму натуру и свойства писавшего". В 1570 г. в Париже была образована даже корпорация экспертов почерка, которой король Генрих IV пожаловал в 1595 г. патент на производство судебных экспертиз. В 1727 г. Людовик XV преобразовал ее в особую академию, просуществовавшую до 1792 г. В XVIII в. даже Лейбниц высказал убеждение, что когда почерк свободен и непринужден, то он отражает психику человека. Лафатер писал об удивительной аналогии между речью, походкой и почерком. Эта идея очень увлекла Гете, который стал даже субсидировать Лафатера в его исследованиях. Под впечатлением сочинений Лафатера приват-доцент Громан из Виттенберга написал в 1792 г. трактат "Исследование возможности определения характера по почерку", где заявил, что по почерку можно определить рост, голос, даже цвет глаз и волос писавшего. А Ганс Гросс в своем "Руководстве для судебных следователей" предложил механический способ угадывания характерных особенностей почерка, а именно: "по писаному водят сухим пером, заостренной спичкой или при некотором навыке просто следят глазами букву за буквой и стараются делать это по возможности с такой же быстротой, с какой писал бы и сам исследователь. ...При этой операции на самом деле приходишь в особенное состояние, совершенно соответствующее тому, в котором в свое время писана была исследуемая рукопись. Испытываешь нервное возбуждение, беспокойство, радость, гнев, те самые чувства, под влиянием которых писал собственник рукописи. Но не только такие скоропреходящие состояния, которые переживались автором, но его способности и качества характера, присущие ему, могут быть отгаданы при таком способе исследования, - при условии, если исследователь имеет некоторую в этом отношении опытность и вообще обладает впечатлительностью и восприимчивостью".

Задание для самостоятельной работы №10

Какие из следующих признаков могут рассматриваться как симптомы будущих психопатических изменений и почему?

Плохое поведение в школе, пропуски уроков, неблагополучная семейная жизнь, конфликты на работе, злоупотребление алкоголем, тяготение к наркотикам, неоднократные аресты и приводы, жизнь за чужой счет, отсутствие друзей, бродяжничество, присвоение вымышленных имен, лживость, безрассудные поступки, садизм в сексуальных отношениях, жестокость, правдолюбие, пессимизм, нетерпимость к другим, тревожность, мнительность, капризность, злоупотребление в еде, отсутствие любви к детям, грубое обращение с животными, неаккуратность, скрупулезность, эффективность, затруднение выработки "тормозов", шумливость, подвижность, поведенческая неустойчивость, педантичность, скупость, жестокость, религиозный фанатизм, внушаемость, вероломство, борьба за справедливость, мелкое воровство.

Задание для самостоятельной работы №11

О каком типе акцентуации, на ваш взгляд, говорится в следующих исторических фрагментах? Выделите в тексте ключевые характеристики, указывающие на него.

1. В журнале "Невинное упражнение" за 1763 г. неизвестный автор в "Письме о нежных, великодушных и бескорыстных чувствованиях" среди прочих тиров описывает людей, которые, "чтобы сделать почтеннее себя в собственных глазах, представляют сами себе с увеличением для друзей свои чувствования", хотят быть любимыми с "великой горячностью": для них "удовольствие удивления приятнее всех последующих удовольствий"; они "изображают дружбу живейшим цветом, однако ложным".

2. В 1777 г. первый русский профессор медицины С. Г. Зыбелин в "Слове о сложениях тела человеческого" в картине холерического темперамента обнаруживает у людей следующие черты характера: они "часто слишком щедры и великодушны из тщеславия и для снискания чести... власти над собой, наставления и увещевания не терпят, но сами повелевать всячески ищут: любят похвалу, хотя иногда скрытно".

3. В 1782 г. в журнале "Московское издание" Н. И. Новиков описывает душевные особенности юноши, который, "возбужденный бесконечным самолюбием... истиною почитает токмо то, что он чувствует и чем услаждается, а что не благоприятствует его чувствам, то приемлет он за выдумку".

Задание для самостоятельной работы №12

Предположите тип характера у литературных героинь.

Эмма Бовари, Анна Каренина, Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Ирен Форсайт, Джен Эйр, Анжелика, Катерина Измайлова, Сонечка Мармеладова, Людоедка Эллочка, миледи де Винтер, Нора, Коробочка, мисс Марпл, Клеопатра.

Задание для самостоятельной работы №13

Ниже перечислены разнообразные характеристики поведения. Определите, людям с какими акцентуациями характера они могут быть свойственны.

характеров способствовали бы выбору и осуществлению названных видов деятельности.

Учитель математики, хирург, драматический артист, слесарь в домоуправлении, художник-абстракционист, поэт, продавец, вышибала в баре, рекламный агент, шпион, приемщик стеклотары, парикмахер, часовщик, водитель трамвая, проститутка, шоумен, портниха, фельдшер "скорой помощи", вор-карманник, философ, тренер по каратэ, клоун, ювелир, преподаватель музыки, карточный шулер, лесничий, спасатель на лодочной станции, следователь, садовод, дизайнер.

Задание для самостоятельной работы №14

Ниже приведены факторы, влияющие на воспитание характера. Какие из них, на ваш взгляд, эффективны, а какие - нет?

Подражание, внушение и самовнушение, наказание, поощрение, убеждение, идентификация, эмпатия, рефлексия, мировоззрение, личностная направленность, играние социальных ролей.

Задание для самостоятельной работы №15

Познакомьтесь со школьными типами, выделенными П. Ф. Лесгафтом. Соотнесите их с современными типами акцентуированных характеров.

1.Честолюбивый тип. Дети этого типа всегда отличаются выраженным чувством собственного достоинства. Ребенок смотрит прямо, говорит уверенно, если что-то не понимает, не стесняется хорошенько расспросить. Он спокойно предоставляет лицемеру лезть вперед и охотнее выражает свое желание ответить тогда, когда другие не могли или же не выказали намерения ответить. Ребенок почти исключительно занят учением, хотя при случае не прочь показать, что знает свое дело и что все это ему дается легко. Он редко занимается при других в классе, но может настойчиво готовиться наедине, чтобы потом блистать при всех. Всякая неудача приносит такому ребенку много горя. Оскорбление и наказание, особенно если в них существует хотя бы тень несправедливости, могут заставить этого ребенка совершенно бросить дело, впасть в полную апатию и даже дойти до самоубийства. Главное стремление такого ребенка - отличиться, быть первым в своем классе и распоряжаться другими. Однако они не годятся для этой роли, так как относятся обыкновенно пристрастно к своим противникам и ни за что не признают их первенства. Соперников не терпят, да и вообще обыкновенных людей мало ценят и по возможности пользуются ими для выполнения своих замыслов. Разговоры их всегда типичны, они всегда спорят чужими словами, все решают изречениями авторитетов, которые удержаны только памятью, но высказываются с большим апломбом и якобы самостоятельно.

2.Мягко-забитый тип. Ребенок забит не строгими взысканиями и наказаниями, не розгой, а внешней, животной лаской. Этот тип особенно распространен в женских закрытых заведениях. В школе такой ребенок стесняется новой обстановки, подражает другим. Принужденный сделать что-нибудь самостоятельно, оказывается обыкновенно очень неловким, неумелым, слезливым. Плачет он, как 3-4-летний ребенок, с криком и воем, закрывая глаза тыльной стороной руки и распуская слюни из раскрытого рта. Когда он входит в школьное стадо, им управляет лицемер или честолюбец, а защищает добродушный. Действия его целиком зависят от покровителя. К занятиям относится равнодушно, исполняя все сказанное, но лениво, с зевком. В проступках легко сознается и так же легко указывает на зачинщиков, поэтому он ненадежный товарищ. Холодный и равнодушный, он, в сущности, никого не любит, а только прицепляется к кому-нибудь. Оставленный один, он совершенно теряется. Наедине с собой всегда скучает и сам никогда не способен приискать себе занятия или увлечения. Все неудачи ставят его в тупик и справиться с ними без посторонней помощи он не может. Исполнять обещанное, терпеть страдания или неудобства он не умеет. Он трус при строгом обращении, но делается капризным и подражательно-требовательным при противоположных условиях. Оставшись без надзора, он неумерен во всем и никогда не принимает в расчет требований других.

3.Злостно-забитый тип. В школе отличается неразговорчивостью, настойчивой молчаливостью, стесняющимся, конфузливым видом, иногда у него прорываются резкие бесцельные движения, особенно когда он думает, что на него никто не смотрит. Смотрит сбоку, исподлобья. Товарищей то сторонится, то как бы нечаянно толкнет или щипнет кого-нибудь. К занятиям относится равнодушно, если можно - пропускает. Ко всем окружающим относится подозрительно, на проявления нежности отвечает резким, отталкивающим движением и даже бегством. Обидчив и лжив. В товариществе сходится с однородным типом, соединясь более для взаимной защиты, чем для искренних дружеских отношений. Своего товарища не выдаст даже под наказанием и угрозами, и вообще выдерживает наказания с завидным терпением и стойкостью. Часто берет под свое покровительство какое-нибудь животное, с которым охотно делит все, что имеет. Но в то же время часто выбирает себе дикие развлечения: мучит, истязает животных, наносит оскорбления и вред надзирателям, давит мелких животных, отрывает лапы и крылья у насекомых, "вешает" кошек, "казнит" собак, и чем сильнее страдание животного, тем больше удовольствия испытывает его виновник, тем сильнее его возбуждение. Вообще всегда не прочь что-нибудь испортить, разрушить, сжечь. Все игры и занятия связаны с поиском сильных ощущений: накуриться махоркой, чтобы в ушах звенело, объесться чем-нибудь, даже съесть клопа или муху. Любит азартные зрелища, драки.

4. Угнетенный тип. Отличается бледностью, слабостью, скромностью, тихим и смирным нравом. Весьма трудолюбив, постоянно занят и всегда сосредоточен, будто ищет работу или занимается ею. Он отделяется от товарищей, чтобы наедине заняться своим делом. Он никогда не выходит вперед, а всегда остается в последних рядах. В играх и развлечениях почти не принимает участия; так же скромно выражает свою радость, как подавляет свое горе; он не легко плачет и не выражает своей скорби внешними проявлениями. Всякая похвала и отличие стесняют его и заставляют спрятаться, уйти. Отличается искренностью и откровенностью, всегда везде видит свои недостатки и неумение, во всех неудачах обвиняет себя. Ласки не терпит и всегда удаляется от нее. Себя он ни в каком случае не жалеет, не останавливается ни перед какими препятствиями, если их можно преодолеть трудом. Стойкость и настойчивость его громадны; лишения, бедность, страдание, нужда никогда его не остановят, так как он может ограничить свои требования до самых крайних пределов. К товарищам относится мягко и нетребовательно, всегда защищает их и старается объяснить их поступки в лучшую сторону. Он надежный товарищ. К страждущим и оскорбленным относится с участием, не жалея собственных сил для помощи и утешения. Все для себя необходимое он в состоянии сделать сам, никогда не унывая в случае неудачи.



Похожие:

Задание для самостоятельной работы №2 iconЗадание для самостоятельной работы по экономической теории
Письменная работа по данному курсу является важной частью самостоятельной работы по освоению данного предмета. Самостоятельная контрольная...
Задание для самостоятельной работы №2 iconФизическая и коллоидная химия Индивидуальное задание для самостоятельной...
Методические указания содержат задания для самостоятельной работы, которые студенты выполняют параллельно с прослушиваемым лекционным...
Задание для самостоятельной работы №2 iconЗадание №1 для самостоятельной работы по гражданскому праву
По группе договорных обязательств, предметом которых является: переход права собственности
Задание для самостоятельной работы №2 iconМетодические указания и контрольные задания для самостоятельной работы
Выполнение контрольной работы является необходимым этапом самостоятельной работы студента при изучении курса «Статистика в химическом...
Задание для самостоятельной работы №2 iconКонтрольная работа №2 (2курс – 3 семестр) Задания для самостоятельной работы (в
Задания для самостоятельной работы (в письменной форме высылаются преподавателю для проверки)
Задание для самостоятельной работы №2 iconМетодические указания для самостоятельной работы
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Содержат краткую программу курса...
Задание для самостоятельной работы №2 iconРекомендации к выполнению индивидуальной самостоятельной работы: Задание №1
Выполненное без ошибок задание оценивается в 3 балла. При большом количестве недочетов в заполненной таблице требуется доработка...
Задание для самостоятельной работы №2 iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочного...
Общая трудоемкость дисциплины составляет 34 лекционных и 17 практических часов, 20 часов самостоятельной работы
Задание для самостоятельной работы №2 iconЗадание на курсовую работу 2 содержание и объем курсовой работы 4
Субд на примере ms access, знакомство с технологиями использования локальных и открытых рбд в управлении предприятием, а также приобретение...
Задание для самостоятельной работы №2 icon№ Конституционные основы государственно-территориального устройства
Модуль в рамках модуля слушатель должен выполнить как минимум три задания – решить две задачи (по различным нормативным источникам)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница