Лекция (08. 09. 2008)




Скачать 184.34 Kb.
НазваниеЛекция (08. 09. 2008)
Дата публикации24.02.2013
Размер184.34 Kb.
ТипЛекция
skachate.ru > Биология > Лекция
Социология
Препод: Татьяна Владиславовна.

Лектописец: Евгений Волков 04-302 (5 семестр, 2008 г.)

Заходи, если что: http://frela.org/

Лекция 2. (08.09.2008)

История развития социологии.


  1. Зарождение зарубежной социологии

  2. классические социологические теории

  3. основные направления в современной социологии


Социология как наука зародилась во Франции в 20х годах 19 века. Ее основателем считается француз Огюст Конт. Он работал в качестве ученого секретаря другого известного соц. Мыслителя Серсемона, который считал прогресс и научное знание главными общественными силами общ. Развития. Они совместно составили План научных работ, необходимых для реорганизации общества. В нем впервые проводилась мысль о необходимости создания науки об обществе, которая разрабатывалась бы по образцу естественных наук. Такие, как физика и биология. Первоначально эту науку назвали «соц. физика» Задачей этой дисциплины Конт считал создание «позитивного знания об обществе». В дальнейшем теория Конта получила название «позитивизм».

Позже, в 1839 Конт сменил название науки и ввел термин «Социология».

Конт сравнивал общество с биологическим организмом и высказывал идеи о том, что эволюция общества и является продолжением развития живой природы.
Конт сформулировал закон о трёх фазисах умственного развития человечества:

  1. Теологический (религиозный)

  2. Метафизический (философский)

  3. Позитивный (собственно научный, развитие научного знания)


Главной силой исторического развития Конт считал умственный прогресс человечества.

Конт видел в науке, по сути дела, новую религию и считал, что управлять обществом должны ученые.

Идеи Конта заложили основы разработки теории индустриального общества, главными признаками Конт считал:

  • научную организацию труда

  • непрерывный рост благосостояния всего населения


Закон индустриального общества, согласно Конту, заключается в том, что рост общественного богатства ведет к окончательному согласованию интересов различный социальных групп. В связи с этим, главным принципом современного индустриального общества Конт считал принцип солидарности людей.
Конфликт Конт считал патологией, отклонением от нормы, свидетельством плохого организации труда.

В структуре социологии Конт выделил 2 основных раздела:

  • Социальную статику, изучающую структуру общества

  • Социальную динамику, изучающую социальные изменения и развития общества.


При жизни Конта его взгляды не получили широкого признания, однако, в дальнейшем, они оказали огромное воздействие на все развитие общественной мысли.
Одним из сторонников идей Конта был английский ученый Герберт Спенсер.

В отличи от Конта, Спенсер является представителем либерализма, как направления общественно-политической мысли.

Главный итог общественно – исторического развития он видел утверждение индивидуальной свободы человека.
Спенсер выделяет два исторических типа общества:

  1. Военное общество, в котором сотрудничество людей является принудительным.

  2. Современное, промышленное общество, в котором сотрудничество является добровольным.

Главным механизмом эволюции он считал разделение общественного труда, однако, производственная специализация ведет не к социальным противочечиям, а к развитии механизмов, кооперации и сотрудничеству людей.

Современное общество Спенсер представлял как совокупность разнообразных гражданских ассоциаций, в которых люди участвуют добровольно, на основе личной заинтересованности. Государство должно защищать интересы гражданского общества и разрабатывать необходимые для этого правовые нормы.
Во второй половине 19 века возникло новое психологическое направление в социологии. Его наиболее известными представителями являются: Габриель Татр Фридрих Гиддингс и др. лавное внимание они сосредоточили на таких вопросах, как:

  • Социальная психология

  • Поведение больших и малых групп

  • Поведение толпы

  • Механизмы массовой агрессии

  • Взаимоотношение лидеров и толпы и т.д.

Габриель Татр эти идеи в работах «Законы подражания», «Общественное мнение и толпа». Густав Либбон написал работу «Психология народов и масс», в которой рассмотрел психологические механизмы психологического заражение, внушения, подражания.

Становление социологии как учебной дисциплины связано с деятельностью французского ученого Эмиля Дюркгейма. Он первый разработал методологию и методы социологических исследований. Он впервые начал преподавать социологию в университете. Свои взгляды он изложил в работах «Метод социологии», «О разделении общественного труда» и др.

В структуре социологии Дюркгейм выделил три основных раздела:

  1. Социальная морфология (структура общества)

  2. Социальная физиология, изучает различные стороны общественной жизни, включает такие направления, как социологии религии, социология морали, юридическая, юридическая социология и т.д.

  3. Общая социология, которая вырабатывает общую социологическую теорию и изучает общие закономерности общественного развития.


Дюркгейм рассматривал развитие общества как последовательную эволюцию и выделял два типа общества:

  1. традиционные

  2. современные

Различия между ними заключается в состоянии коллективного сознания. Для традиционного общества характерна механическая солидарность. Переход к современному обществу связан с возникновением органической солидарности и соответствующими изменениями в коллективном сознании.


^ Пошло как-то упущение вот устоев и традиций православных, православных, да?

Вот эти все классовой борьбой чето вот это вот как сказать то… изолированное такое гос-во СССР все разрушилось вот и классовый зазор, значит, и причины значит в нравственном моральном состоянии.

Платон.


Вот в том же примере про каучук…

Вот сопсно да…. Человечества, да человек дай человеку власть тоесть и мы сопсно и видим что предсталяет большинство ну…

И мог какбы ясно что сейчас люди что живут это упущенные случаи и надо свое воспитание как бы вот воспитывать чувство совести надо как-то наладить, да? Начальное образование… естессно, да… палку-копалку с обезьянами… я ржал ;)

прямо вот прям.

Да вот то есть… я считаю вот собственно вот собственно и вот.
Вот и какбы неравенство эээ… как бы бороться с этим глупо в изначальном варианте.

Бездомные, сироты, инвалиды… какие-то у них заболевания то есть они не могут себя обеспечить как трудоспособное население. Но неравенство допустимо.
Та же пенстия вот тооесть какбы экономика…

Там-там-тарарам…
Киря сказал золотые слова: «вот то что мы ща обсудили. Это уже по факту неправильно»

Успех не зависит от того, насколько ты умный, а то, как ты смог себя повернуть!

Что какбы как… да то есть если эти все находятся вообще то есть.

Лекция 4.


Действие социальное если:

  • оно осознанное

  • оно направлено на дргуого человека
^

Модель единичного действия Парсонса.



Нормы, ценности и правила

Я (Актор, деятель) -> Цель

Условия, ситуации

  • контролируемые – зависят от актора

  • неконтролируемые – не зависят от актора


Средства завися от норм и ценностей
Типовые перемены социального действия

- это способы ориентации актора на другого человека, т.е. на какие свойства, принципы и критерии ориентируется актор, строя свои отношения с другими людьми. Эти способы ореинтации представлены как альтернативы.

  • Универсализм-партикуляризм – это ориентация индивида (актора) на другого человека на общие универсальные правила или на частные субъективные критерии.

  • Ориентация индивида (актора) на достижения или на приобретенное им от рождения.

  • Диффузность-специфичность – это принятие актора в той или иной ситуации на себя диффузных (широких) обязанностей или специфический.

  • Аффиктивность, аффективная нейтральность. (Эмоциольнальная ориентация.)


Социальная реальность – это

  1. Личность (поведение)

  2. Группы людей

  3. Социальный институт

  4. Социальные связи


Социология – наука об обществе, поведении больших, средних, малых групп о действиях социальных институтах, пронизанная социальными связями на основе широкого привлечения эмпирического материала.
^ Ферральные люди – люди, воспитанные вне общества (Маугли).
Социальная связь – это логика интеграции и согласования взаимодействий людей на основе символической культурной коммуникации.
Может быть

  • устойчивой и не очень

  • формальной и неформальной

  • непосредственная и опосредованная


Основные элементы связи

  • Субъекты связи

  • Предмет связи

  • Механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами

Виды социальной связи

  • Социальный контакт

    • разовое взаимодействие

    • регулярное

  • социальное взаимодействие

    • сотрудничество – дружба, партнерство, солидарность, любовь

    • соперничество –







^

Лекция 5

Социализация личности



Человек – принадлежность к виду и роду человека.

Индивид – обладает индивидуальностью

(на семинаре:

Индивид – это чел без социализации, особь.

Человек – социолизовавшийся индивид.)

Личность – подчеркивает неприродную социальную сущность человека.
В социологии личность определяется:

      1. системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественном отношении и проявляющееся в современной

      2. субъект социальных отношений и сознательной деятельности


Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как продукт общественного развития и включение людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.
Факторы, влияющие на развитие личности:

  • ценности и нормы, которые существуют в обществе

  • жизненный опыт родителей и самого…


Личность как основной элемент социальных систем



Социология личности сосредоточена на трёх основных проблемах:

  • изучение личности как элемента социальной системы

  • изучение личности как объекта социальных отношений (это воздействие общества на личность)

  • изучение личности как субъекта общественных отношений, в том числе, влияние социальной деятельности и активности на общество
^

Социализация личности


- это процесс освоения и усвоения индивидом или субъектом норм, ценностей и установок, присущи данному обществу и социальным группам, в которые он включен.

Социализация



Социальная адаптация

- это процесс приспособления субъекта к новой социальной среде

Адаптация может быть:

  • Первичная (когда человек первично адаптируется в среде (первый раз в первый класс))

  • Вторичная (когда человек подстраивается к существующей среде, например, устройство на работу)

Интериоризация

- это процесс усвоение и принятия личностью социальных норм и моделей поведения на ценностном уровне.




Социолог

Основная идея

Жан Жак Руссо

Идея о «двоекратном» рождении человека:

  1. Первое рождение связано с первичной социализации, когда складывается «минимум» личности. Здесь человек овладевает определенными знаниями о мире, усваивает основные ценности и исполняет ряд социальных ролей

  2. Второе рождение связано с формированием целостного мировоззрения, идеологии, активной воли и системы жизненных установок

Тард

Основа социализации – это превращение внешних нормативных требований во внутренний регулятор личности

Зигмунд Фрейд

  1. Бессознательное я (инстинкты)

  2. Эго, то, что довлеет над «я»

  3. Сверх «я»

Жан Пиаже

Основная идея становление личности идет в процессе обучения мышлению.

Кольберг

Критерий нравственного роста. Выделил 3 уровня и 7 стадий нравственного роста.

  1. Донравственный уровень

    • Ориентация на повиновение и страх

    • Отсутствие требования социальной системы

  1. Конвенциональный

    • Ориентация на межличностное соглашение

    • Поддержание социального порядка путем соблюдения законов

  2. Автономный уровень

    • Ориентация на социальное соглашение

    • Ориентация на общечеловеческие принципы и ценности

    • Выработка собственных принципов и ценностей











^

Стадии социализации


  1. Первичная социализация – от рождения до подросткового периода (социальный опыт не критический)

  2. Индивидуализации – от 18 до 25 (желание выделить себя среди других, критическое отношение к нормам и т.д.)

  3. Стадия интеграции – процесс вписывания в общество

  4. Трудовая

  5. Послетрудовая социализация (пожилой возраст)


Агенты социализации - люди, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
^ Институты социализации – организации, учреждения, влияющие на процесс социализации.
Ресоциализация – это усвоение новых ценностей и ролей вместо прежних, либо недостаточно усвоенных, либо устаревших.
Десоциализация – это отрицание общественных норм и правил.

^

Социальный статус


- это положение человека в обществе или группе, этто совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений.

^

Статусный портрет.




Социально – экономические статусы:

-Экономический статус (отношение к собственности или деньгам)

-Профессиональный (в дипломе)

-Статусы, связанные с культурой

-Религиозный статус (конфессия)

-Наука

-Образование

-Искусство

-Территориальный (горожанин, сельский житель и т.д.)





^

Лекция 7

Культура как социальное явление


Трехчастное деление культуры:

  • Материальная

  • Социальная – правила и нормы поведения, традиции группового поведения

  • Духовная – ценности и т.д.


Культура связана с неприродным в человеческой жизни, с тем, что не передается генетически, а возделанное человеком в себе и вовне.

^

Культурные универсалии


Мэрдок выделил культурные универсалии (присуще всему человеческому обществу, не зависимо от человеческого развития).

Социальные свойства и функции культуры


Функции:

  1. Интегративная

  2. Регулятивная

  3. Информирующая

  4. Ограничительная


Конечна это чудо микстуры от простуды но здесь готовлю я

Социальные свойство:

Культура – это образец или стандарт, принятый в группе или коллективе, благодаря которому создается возможность предсказуемого поведения актора.
Культура – это знаки, идеи и символы, которые разделяет не один человек, которые понятны и приняты всем, которые находятся в едином культурном пространстве.

^

Основные структурные элементы культуры


  • Язык – идентификатор, интерпретатор, ретранслятор

  • Ценности

  • Мода

Типы социокультурной регуляции


Традиционно-шаблонный – привычки, обычаи, ритуалы (новый год, свадьба и т.д.)

Ценностно-нормативный –

^

Лекция 8

Социолого-исторические системы представления о мире.



Миф – это чувственная, эмоциональная картина мира, неспособствующая его глубокому пониманию.
Религия определенным образом организует взаимодействие каждого человека с Богом и святым законом и предлагает каждому человеку глубоко-личностную регуляцию.
Идеология – это система рационально-логического обоснования социального поведения людей, их ценностей, норм и взаимоотношений и предлагает каждому человеку глубоколичностную регуляцию поведения через спасение души, проповедует этическое воздаяние. В узком смысле – это идеология группы, слоя, класса; а в широком – это система рационального светского обоснования ценностей, которая скрепляет людей в единую общность.

Разница между идеологией и религией

^

Целостность культуры



Этноцентризм – тенденция оценивать обычаи, ценности и нормы других культур с позиции восприятия своей собственной культур как центральной.
Деструктивные формы этноцентризма:

  • Ксенофобия

  • Шовинизм


Релятивизм – это соотнесение образцов поведения и нравов, присущих тому или иному народу с типом данной культуры и ее внутренней логики. Оценка отдельного элемента культуры (обычая традиции) возможна только в рамках данной культуры.


^

Изменение культуры в результате их взаимодействия.


Взаимодействие различных культур может происходить как внутри одной культуры (в данном случае, это распространение новых ценностей и образцов поведения, присущих одному слою общества на другие слои), так и входе социального взаимодействия культур различных обществ и народов.
Социальные взаимодействия культур могут носить следующий характер:

  • Добровольно заимствование

  • Вынужденное заимствование – тогда, когда заимствование сочетает в себе внешней добровольности и внутреннего принуждения.

  • Принудительный – например, колонизация, навязывание и порождает изменения:

    1. ассимиляция – полное принятие одной культуры другой (растворение)

    2. адаптация – соединение изначальных и заимствованных элементов культуры в единое целое

    3. синкритичность – сохранение противоречащих друг другу установок, которые примиряются в единой культуре.

    4. отторжение – неприятие образцов поведения другой культуры (аккультурация)



^

Понятие субкультуры


При сохранении для данной культуры менталитета и ценностей возникает:

  1. Специфические ценности, нормы и обычаи (воинская военная субкультура)

  2. Стилевые особенности, которые выражают особенности типа жизнедеятельности носителей субкультуры (казачья субкультура)


^

Лекция 10

Социальные институты и их роль в функционировании общества


  1. Социальные институты (СИ): их сущность.

  2. Основные признаки социальных институтов

  3. Функции и дисфункции социальных институтов


Примеры институтов: Брака и семьи, армии, религии, экономический, образовательный, культурный, медицины.
СИ возникает из-за потребности.
Социальные институты: их сущность

В литературе существует 2 СИ:

  • Просто институт. (слово «институт» в узком смысле (например как в МАИ))

Социолог

Определение

Веблен

СИ – это совокупность общественных обычаев, воплощение определенны привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемые из поколение в поколение. СИ – это орудие приспособления к изменяющимся условиям как внешней, так и внутренней среде.

Миллс

СИ – равно понятию «институционализации», т.е. обозначающее закрепление практики ил области общественных отношений в виде закона или социальной нормы.

Гелен

Социальные институты обеспечивают процедуры упорядочивания поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными.

Бовье

СИ – этот система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение конкретных социальных потребностей или целей.

Фролов

СИ – это организованная система связи социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.

Анулин

СИ – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов и норм, регулирующих взаимодействие людей в определенные сфере жизнедеятельности и организующие его систему ролей и статусов.


СИ представляет собой

  • Ролевую систему, в которую включены статусы, нормы и роли

  • Совокупность обычаев, традиций и правил поведения

  • Формальную и неформальную организацию

  • Совокупность учреждений, регулирующих определенную форму общественных отношений

  • Наличие ресурсов или материальной базы


Основные признаки социальных институтов:

  • Особый тип регламентации взаимоотношений и взаимодействия между людьми. Механизмы регулирования в СИ носят жесткий обязывающий характер, что обеспечивает регулярность и предсказуемость социального института.

  • Четкое распределение функций прав и обязанностей участников институцианализированного взаимодействия. Невыполнение функций ведет к применению санкций.

  • Деперсонализация (обезличенность) требований к членам социального института. Включаясь в институт институционализируемые социальные связи, человек берет на себя деперсонализированные права и обязанности, диктуемые его ролью и статусом в его социальном институте.

  • Профессионализация выполнения функций.

  • Наличие средств и ресурсов

  • Наличие учреждений и органов управления

  • Наличие чоткой статусно-ролевой структуры.

  • Система санкций, обеспечивающая поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения…

  • Культурные символы, которые в концентрированной форме создают представление об институте

  • Кодексы поведения, стандарты нормы ролевого взаимодействиия

11, 12 - пропущены

Лекция N
^

Социальные организации и управление ими в современном обществе


  • Организация как объект изучения социологии

  • Социологи о социальной организации

  • Внутренняя среда организации

  • Внешняя среда организации

  • Функция лидеров организации



^

Организация как объект изучения социологии


Почему социология изучает организации

  • Организация состоит из людей, включенных в деятельность

  • Организации ориентированы на удовлетворение жизненно важных социальных потребностей

  • В организации устанавливается контроль за поведением и деятельностью людей, устанавливаются «рутины» во имя поддержания целостности и предсказуемости формируемого социума

  • Организация представляет собой соединение разнородных деятельностей во имя достижения определенной цели


Организация – это коллективный субъект скооперированной деятельности в основе которой лежит целедостижение.

^

Типология организации


  • По типу реализуемой цели и характеру выполняемой деятельности

  • По типу и степени жесткости организационных структур

    • Скалярные – жестко структурированные (армия)

    • Латеральные – менее жестко структурированные
^

Представление о социальной организации


Макс Вебер:

Формальная организация – это ореинтированная на достижение общеорганизационных целей жестко структурированная безличная система регуляции деловых взаимодействий, закрепленная в нормативных документах.
Школа человеческих отношений:

Мэйо, Саймон, Хомонс:

Неформальная организация, неформальное отношение между людьми

^

Внутренняя среда организации


К внутренней среде относятся:

  • Цели организации

  • Стратегия

  • Совокупность средств деятельности (оборудование, инструменты, навыки персонала, позволяющая обеспечить переработку сырья в конечную шнягу)

X. Макгрегор: средний человек глуп, ленив и жаден, основная мотивация - материальная

Y. Мэйо: мотивация – нематериальная и т.д..

Z. Этциони: хз =)

^

Организационная культура




Внешняя среда организации


Внешние факторы - это совокупность внешних по отношению к организации факторов, влияющих на ее жизнедеятельность.
Функции лидеров в социальной организации

  • Целеполагание

  • Планирование

  • Координация базовых деятельностей

  • Контроль за результатами деятельности


Лекция N+1
^

Общество как социальная система

Признаки общества


Это устойчивые черты, которые позволяют отличить общество как целостное

От других социальных образований отличает:

  • Территория, на которой локализовано общество

  • Универсальность общество

  • Автономность – способность существовать самостоятельно, за счет высокого уровня саморегуляции

  • Интегрированность – способность общества включать каждое новое поколение в контекст социальной жизни.


Общество – сложный вид организации социальной жизни, включающий в себя:

  • Многообразие устойчивых социальных взаимодействий

  • Все институты и общности, локализованные в рамках отношений государственно-территориальных границ
^

Структурная композиция общества


  • Общественно-ролевой уровень – базовые состояния устойчивых социальных взаимодействий

  • Институциональный. Статусно-ролевые позиции организованы и упорядочены благодаря более сложным структурным образованиям соц. …

  • Социетальный – этот уровень воспроизводит связи, значимые для общества в целом и регулирует все групповые виды взаимодействий. Социетальный уровень состоит из двух взаимодополняющих способов организации связи: культуры и политической власти.


Культура задает ценностные поведения людей в виде нравственных норм и моралей, которые пронизывают институциональный и статусно-ролевой уровни общества.

Политическая власть через государственное регулирование скрепляет связи между институциональным и статусно-ролевым уровнем, в тех случаях, где нормы морали требуют подкрепления в виде права, закона и принуждения.

^

Фазы функционирования общества


  • Фаза динамического равновесия общества – характеризуется ореинтацией людей на статусно-ролевые предписания, благодаря чему, обеспечивается бесперебойная работа социальных институтов, а также, соблюдаются культурные и правовые нормы.

  • Фаза нарушения равновесия – это увеличение несоответствия людей ролевым и статусным указаниям. Девальвация санкций, нарушение порядка.

  • Фаза нового динамического равновесия – это восстановление устойчивого состояния системы



^

Разрушение общества (аномия)


Основной признак – нарастание девиации (обесценивание).

Аномия – это рассогласованность между нормативно-функциональными требованиями системы и реальным поведением людей, ведущая к отчуждению человека от общества.

Петр Штомпка: схема инновационного процесса развития общества


  1. Создание новаций

  2. Сообщение новаций (посредством СМИ)

  3. Фильтрация новаций тремя уровнями: 1. правящая элита, 2. правовые нормы, 3. принятие новой новации населением.

  4. Прорастание новаций – когда новация занимает определенную нишу, адаптируется в обществе.

  5. Легитимация новаций – узаконивание новаций

Похожие:

Лекция (08. 09. 2008) iconЛекция-пресс-конференция лекция беседа лекция дискуссия лекция с...
«Северо-Осетинский государственный педагогический институт Министерства образования и науки республики Северная Осетия Алания»
Лекция (08. 09. 2008) iconПрактический комментарий к главе 25 налогового кодекса российской...
Федеральные законы от 22. 07. 2008 n 158-фз, от 24. 11. 2008 n 205-фз, от 26. 11. 2008 n 224-фз, от 01. 12. 2008 n 225-фз, от 25....
Лекция (08. 09. 2008) iconЛекция 07. 04. 2008 Текст «Йога Васиштха»
Я теперь опишу дерево, называемое равновесием, которое растет в лесу сердца мудрого
Лекция (08. 09. 2008) iconЛекция №4
Лекция №4: Производительность ( эффективность) труда как показатель использования трудового потенциала
Лекция (08. 09. 2008) iconЛекция 2008. 02. 018. Трактат о жизни Рамакришны с комментариями Гуру
Рамакришна – реформатор индуизма, мистик, проповедник, индийский религиозный общественный деятель…
Лекция (08. 09. 2008) iconЛекция 4
Лекция Речевое общение: природа, особенности, роль и место в деятельности государственного служащего
Лекция (08. 09. 2008) iconЛекция №1. Введение. Элементы дифференциальной геометрии. 2
Лекция №5. Множества Жюлиа, множество Мандельброта и их компьютерное представление. 18
Лекция (08. 09. 2008) iconПрограмма Лекции Лекция Предмет изучения институциональной экономики...
Лекция Предмет изучения институциональной экономики и её место в современной экономической теории
Лекция (08. 09. 2008) iconЛекция № Лекция №2
Любое смешанное число n в любой позиционной системе счисления r может быть представлено степенным многочленом – полиномом
Лекция (08. 09. 2008) iconЛекция 18. 04. 2008
На прошлой лекции мы говорили, что существует три типа кармы. Дридра, адридра и адридра-дридра

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница