Учебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета




Скачать 192.24 Kb.
НазваниеУчебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета
Дата публикации16.10.2013
Размер192.24 Kb.
ТипУчебное пособие
skachate.ru > Биология > Учебное пособие
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Кафедра фармакогнозии с курсами ботаники и экологии


Учебное пособие по ботанике

для студентов 3 курса заочного отделения

фармацевтического факультета

Томск – 2011
Бабешина Л.Г. Учебное пособие для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета по ботанике. – Томск: сибирский государственный медицинский университет, 2011. – 82с.


Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета. Пособие содержит перечень знаний, умений по ботанике задания контрольных работ, список обязательной и дополнительной литературы, вопросы к экзамену, тесты для самоконтроля по предмету.

Пособие подготовлено в соответствии с учебным планом по ботанике, утвержденным программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов (факультетов).

^
Издание четвертое переработанное и дополненное



Утверждено и рекомендовано к печати учебно-методической комиссией фармацевтического факультета Сибирского государственного медицинского университета

(протокол №2 от 11.10.2011)


^ ЗАДАЧИ КУРСА БОТАНИКИ


Ботаника в высшем фармацевтическом образовании является общетеоретической, базисной дисциплиной в системе подготовки провизора. С одной стороны, она нужна для овладения специальной фармацевтической дисциплиной – фармакогнозией, с другой, – дает будущим провизорам основы биологических знаний, необходимые для понимания и усвоения ряда медико-биологических дисциплин, изучаемых в фармацевтическом вузе – микробиологии, физиологии человека, биохимии, фармакологии и т.д. Преподавание ботаники должно обеспечить развитие у студентов интереса к своей специальности и понимание важности вопросов рационального использования богатейшей лекарственной флоры России.

Основные задачи курса:

  • Изучить биологические закономерности растительного мира.

  • Изучить разнообразие морфологических и анатомических структур растений.

  • Освоить методы определения таксонов с помощью их морфологических и анатомических признаков.

  • Изучить диагностические признаки растений, используемые при определении лекарственного растительного сырья.

  • Изучить таксоны, включающие лекарственные растения.

  • Привить умение рационального использования растений и их охраны.


В соответствии с учебным планом, утвержденным Министерством здравоохранения РФ, на заочном отделении курс ботаники преподается на III курсе.

Основным документом, определяющим объем знаний студента, является Программа по ботанике для студентов фармацевтических вузов (факультетов), утвержденная руководителем Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России (2000 г., Москва).


^ ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА БОТАНИКИ
Студент должен знать:

  1. Основные биологические закономерности развития растительного мира.

  2. Разнообразие морфологических и анатомических структур вегетативных и генеративных органов растений.

  3. Растительные группы, включающие лекарственные виды, изучаемые в курсе фармакогнозии.

  4. Диагностические признаки растений, которыми пользуются при определении лекарственного растительного сырья.

  5. Основные положения учения о клетке.

  6. Основные физиологические процессы, происходящие в растительном организме

  7. Основные типы размножения организмов и циклы их развития.

  8. Основы систематики прокариот, грибов, низших и высших растений.

  9. Закономерности развития растений определенных систематических групп.

  10. Основы экологии растений фитоценологии, географии растений.


Студент должен уметь:

  1. Самостоятельно работать с ботанической литературой.

  2. Работать с микроскопом и бинокуляром.

  3. Готовить временные микропрепараты (плоскостные и срезы).

  4. Проводить анатомо-морфологическое описание и определение растения.

  5. Самостоятельно работать с определителем растений.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

ПО КУРСУ БОТАНИКИ

^
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Балабанов Е. И., Зайчикова С. Г. Ботаника: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 448 с.

  2. Яковлев Г. П., Челомбитько В. А. Ботаника: учебник. – СПб: Изд-во СПХФА, 2001. – 647с.

  3. Березовская Т.П., Дмитрук С.Е., Гришина Е.И., Белоусов М.В. Основы фармацевтической ботаники: учебное пособие. Томск: Печатная мануфактура, 2004. – 295 с.

  4. Бабешина Л.Г., Андреева В.Ю. Сборник тестовых заданий по ботанике: учебное пособие. Томск: СибГМУ, 2010. – 154 с.

  5. Программа по ботанике для студентов фармацевтических вузов (факультетов), утвержденная руководителем Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России Н.И. Володиным. – Москва: ГОУ ВУНМЦ, 2000.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Прокопьев Е.П. Экология растений: учебник. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001.

  2. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения. Фармакогнозия: учебное пособие /Под ред. Г.П. Яковлева. – СПб. :СпецЛит, 2006. – 845с.

  3. Жизнь растений. /Под ред. А.Л. Тахтаджяна, Т.1–6. М.: Просвещение, 1974–1982.

  4. Положий А. В. Систематика цветковых растений: учебник. – Томск: Томский государственный университет, 2001. – 319с.

  5. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника: Систематика высших, или наземных, растений: учебник. – М: Издательский центр «Академия», 2001.



^

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


Программа по ботанике заочного отделения фармацевтического факультета включает три контрольные работы, курс лекций и практических занятий, экзамен.

К сессии допускаются студенты, которые представили на рецензию три контрольных работы и выслали их в деканат фармацевтического факультета. График выполнения работ устанавливается деканатом. Для их выполнения необходимо прочитать учебную и методическую литературу по предмету, ответить на вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи.
^

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ



Работу рекомендуется выполнять в тетради; на обложке указать адрес, ФИО, номер зачетной книжки, номер контрольной работы и номер варианта. Перед изложением ответа необходимо написать полный текст вопроса. Для возможных замечаний преподавателя в тетради нужно оставить поля. Зарисовки и схемы следует выполнять простым карандашом, при необходимости, использовать цветные. При выполнении заданий по систематике растений названия таксонов нужно приводить на латинском языке. В конце работы необходимо привести список использованной литературы, указать дату выполнения и поставить свою подпись.

На контрольные работы преподаватель дает рецензию с указанием недочетов и ошибок, если они имеются. В случае недостаточной проработки отдельных вопросов студент должен снова изучить материал по литературе. Если контрольная работа рецензентом не зачтена, то она возвращается студенту для исправления и доработки, после чего снова должна быть представлена на проверку. Студенты, не выполнившие контрольные работы, не допускаются к лабораторно-экзаменационной сессии.
РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Обратите внимание на то, что контрольные работы составлены в виде ситуационных задач. Для их решения следует сначала проработать теоретический материал.

  2. При ответе на вопросы о сравнительной характеристике органов растений, следует не просто подробно описывать их строение, а указывать отличительные признаки.

  3. При характеристике таксона любого ранга (царство, отдел, класс, семейство и др.) следует приводить примеры применения их в медицине, используя научную и справочную литературу последних лет издания, а так же список растений, приведенный в конце этого методического пособия.

  4. К началу сессии знать список лекарственных растений (на латинском и русском языках), приведенный в конце этого методического пособия.

^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ВАРИАНТ №3

КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Морфология и систематика растений.

Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Строение семени. Различие семян двудольных и однодольных растений.

  2. Общая характеристика подцарства высших растений, классификация, особенности строения и размножения, происхождение и эволюция.

  3. Характеристика семейства астровые, примеры применения в медицине.

  4. Укажите один правильный ответ:

А) Придаточные корни располагаются

  1. на корневище

  2. на главном корне

  3. на корнеклубнях

  4. на корнеплоде

  5. на боковом корне

Б) Корнеплод – это метаморфоз

  1. главного корня

  2. бокового корня

  3. дыхательного корня

  4. побега

  5. листа

В) совокупность ЧАШЕЛИСТИКОВ в цветке называется

    1. чашечка

    2. венчик

    3. околоцветник

    4. гинецей

    5. андроцей

Г) Листорасположение обычно супротивное, стебли четырехгранные – это признаки семейства

  1. Lamiaceae

  2. Magnoliaceae

  3. Ranunculaceae

  4. Caryophyllaceae

  5. Fabaceae

  1. Решите следующие задачи:

  1. Назовите пять лекарственных растений с соцветием сложный зонтик и пять с соцветием зонтик. Нарисуйте схемы этих соцветий и перечислите их отличия.

  2. Назовите область применения Convallaria majalis (ландыш майский). Приведите примеры лекарственных растений, входящих с ним в один класс.

  3. Назовите способ опыления и распространения семян у Vaccinium myrtillus (черника обыкновенная)? Приведите примеры лекарственных растений с другими способами опыления и распространения семян.


^ КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Анатомия растений.

Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Минеральные включения, их локализация в клетке и в теле растения, классификация, значение для растений и диагностики лекарственного растительного сырья.

  2. Классификация покровных тканей в зависимости от происхождения. Значение наличия разных типов покровных тканей для растения и диагностики лекарственного растительного сырья.

  3. Первичное и вторичное строение корней растений.

  4. Укажите один правильный ответ:

А) Реактивом на кутин является

  1. флороглюцин и конц. серная кислота

  2. сульфат анилина

  3. Судан III

  4. хлор-цинк-йод

  5. метиленовый синий

Б) сростки кристаллов звездчатой формы называются

  1. друзы

  2. рафиды

  3. цистолиты

  4. стилоиды

  5. кристаллический песок

В) Ближний транспорт воды осуществляется по

  1. сосудам ксилемы

  2. ситовидным трубкам флоэмы

  3. клеткам лучевой паренхимы

  4. либриформу

  5. лубяным волокнам

Г) ткань, КОТОРАЯ обычно формируется из камбия в стебле

  1. эпидерма

  2. ксилема

  3. колленхима

  4. перицикл

  5. перидерма

  1. Решите следующие задачи:

  1. Какой вид механической ткани служит подтверждением, что перед нами препарат стебля древесного двудольного. Изобразите эту ткань на поперечном срезе. Приведите примеры лекарственных растений, в строение стебля которых есть эта ткань.

  2. Изобразите анизоцитный и тетрацитный устьичные аппараты. Для каких таксонов они характерны?

  3. Приведите примеры минимум двух видов лекарственных растений, имеющих членистые млечники и относящихся к разным семействам.



^

СПИСОК ВИДОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

для обязательного знания к экзамену по ботанике

Отдел Bryophyta – моховидные


Класс Bryopsida, или Musci – листостебельные мхи, или мхи

Семейство Sphagnaceae – сфагновые

Sphagnum - сфагнум*

Отдел Lycopodiophyta – плауновидные

Класс Lycopodiopsida – плауновые

Семейство Lycopodiaceae – плауновые

Lycopodium clavatum – плаун булавовидный

Lycopodium annotinum – плаун годичный

Diphasiastrum complanatum – дифазиаструм сплюснутый

Семейство Huperziaceae

Huperzia selago – баранец обыкновенный

^ Отдел Equisetophyta – хвощевидные

Класс Equisetopsida – хвощовые

Семейство Equisetaceae – хвощовые

Equisetum arvense – хвощ полевой

Отдел Polypodiophyta – папоротниковидные

Класс Polypodiopsida

Семейство Dryopteridaceae – щитовниковые

Dryopteris filix-mas – щитовник мужской

Отдел Pinophyta, или Gymnospermae – голосеменные

Класс Gnetopsida – гнетовые

Семейство Ephedraceae – эфедровые

Ephedra equisetina – эфедра хвощовая

Класс Ginkgoopsida

Семейство Ginkgoaceae – гинкговые

Ginkgo biloba – гинкго двулопастный*

Класс Pinopsida – хвойные

Семейство Pinaceae – сосновые

Pinus sylvestris – сосна обыкновенная, с. лесная

Abies sibirica – пихта сибирская

Picea obovata – ель сибирская*

Семейство Cupressaceae – кипарисовые

Juniperus communis – можжевельник обыкновенный

Отдел Magnoliophyta, или Angiospermae – цветковые,

или покрытосеменные

^ Класс Magnoliopsida, или Dicotyledones – двудольные

Семейство Ranunculaceae – лютиковые

Adonis vernalis L. – адонис весенний

Семейство Polygonaceae – гречишные

Rumex confertus – щавель конский

Polygonum aviculare – спорыш птичий

Bistorta major – змеевик большой

Persicaria hydropiper – горец перечный, водяной перец

Семейство Ericaceae – вересковые

Ledum palustre – багульник болотный

Arctostaphylos uva-ursi – толокнянка обыкновенная

Vaccinium myrtillus – черника обыкновенная

Vaccinium vitis-idaea – брусника

Oxycoccus palustris – клюква болотная*

Семейство Rosaceae – розовые, или розоцветные

Sorbus sibirica – рябина сибирская

Crataegus sanguinea – боярышник кроваво-красный

Aronia melanocarpa – арония черноплодная

Padus avium – черемуха обыкновенная

Rubus idaeus – малина обыкновенная

Fragaria vesca – земляника лесная

Potentilla erecta – лапчатка прямостоячая, калган

Filipendula ulmaria – лабазник вязолистный

Sanguisorba officinalis – кровохлебка лекарственная

Rosa majalis – шиповник майский

Rosa acicularis – шиповник иглистый

Семейство Fabaceae - бобовые

Thermopsis lanceolata – термопсис ланцетный

Glycyrrhiza uralensis – солодка уральская

Melilotus officinalis – донник лекарственный

Семейство Apiaceae, или Umbelliferae – зонтичные

Carum carvi – тмин обыкновенный

Anethum graveolens L. – укроп пахучий

Daucus carota – морковь дикая

Bupleurum multinerve – володушка многожильчатая

Семейство Solanaceae – пасленовые

Atropa bella-donna – красавка обыкновенная, белладонна

Hyoscyamus niger L. – белена черная

Datura stramonium L. – дурман обыкновенный, д. вонючий

Solanum laciniatum – паслен дольчатый

Семейство Lamiaceae, или Labiatae – губоцветные

Scutellaria baicalensis – шлемник байкальский

Lamium album – яснотка белая

Origanum vulgare – душица обыкновенная

Mentha piperita – мята перечная

Leonurus quinquelobatus – пустырник пятилопастный

Thymus serpyllum – тимьян ползучий, чабрец

Thymus vulgaris – тимьян обыкновенный

Семейство Asteraceae, или Compositae – сложноцветные

Achillea millefolium – тысячелистник обыкновенный

Bidens tripartita – череда трехраздельная

Helianthus annuus – подсолнечник однолетний

Tanacetum vulgare – пижма обыкновенная

Tussilago farfara – мать-и-мачеха обыкновенная

Centaurea cyanus – василек синий

Calendula officinalis – календула лекарственная, ноготки

Chamomilla recutita – хамомилла ободранная, ромашка лекарственная

Chamomilla suaveolens – хамомилла пахучая

Artemisia absinthium – полынь горькая

Artemisia vulgaris – полынь обыкновенная, чернобыльник

Taraxacum officinale – одуванчик лекарственный

^ Класс Liliopsida, или Monocotyledones – однодольные

Семейство Liliaceae - лилейные ( мелантиевые)

Veratrum lobelianum – чемерица Лобеля

Семейство Liliaceae (Alliaceae) – лилейные (луковые)

Allium cepa – лук репчатый

Allium sativum – чеснок

Семейство Liliaceae (Convallariaceae) – лилейные (ландышевые)

Convallaria majalis – ландыш майский

Семейство Poaceae, или Gramineae – злаки

Zea mays – кукуруза, маис

Семейство Araceae – аронниковые, или ароидные

Acorus calamus – аир обыкновенный

Семейство Orchidaceae – орхидные

Platanthera bifolia – любка двулистная

Примечание - * обозначены растения, которые часто используют для изготовления БАД и в народной медицине.
^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО БОТАНИКЕ

  1. Ботаника – наука о растениях, ее разделы, задачи, практическое значение. Значение ботаники для фармации.

  2. Строение растительной клетки. Органоиды, их строение, функции. Органоиды, видимые в световой микроскоп и их значение для диагностики лекарственного растительного сырья

  3. Ядро. Химический состав и структура. Значение ядра для жизнедеятельности клетки.

  4. Цитоплазма. Химический состав и физические свойства. Пространственная организация цитоплазмы. Строение и значение биологических мембран.

  5. Пластиды. Типы пластид, их строение и функции. Пигменты пластид, их локализация, функции, значение для растения и медицины.

  6. Митохондрии. Структура и роль в энергетических процессах.

  7. Типы деления растительной клетки.

  8. Вакуоли и клеточный сок. Роль вакуолей в жизни клетки. Состав клеточного сока, пигменты и биологически активные вещества, локализующиеся в клеточном соке.

  9. Осмотические свойства растительной клетки. Осмотическое и тургорное давление. Сосущая сила. Плазмолиз.

  10. Запасные питательные вещества растительной клетки. Химическая природа, локализация и формы отложения. Реакции обнаружения, значение для растений и диагностики лекарственного растительного сырья.

  11. Минеральные включения, их локализация в клетке и в растении, классификация, значение для растений и диагностики лекарственного растительного сырья. Качественные реакции на минеральные включения.

  12. Клеточная стенка (оболочка). Химический состав, структура, функции. Поры и перфорации их строение и значение для растения и диагностики лекарственного сырья

  13. Химические видоизменения клеточной стенки. Реакции их обнаружения и значение для растения и диагностики лекарственного сырья

  14. Понятие о растительных тканях. Принципы классификации растительных тканей.

  15. Образовательные ткани (меристемы). Функции, особенности строения клеток, классификация. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  16. Первичная покровная ткань – эпидерма. Ее функции, строение для однодольных и двудольных. Типы устичных аппаратов. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  17. Вторичная покровная ткань – перидерма. Образование, строение и функции. Формирование и строение корки (ритидома). Значение для диагностики лекарственного сырья.

  18. Всасывающие ткани. Ризодерма (эпиблема). Строение и функции. Значение всасывающих тканей для диагностики лекарственного сырья.

  19. Механические ткани. Функции, особенности строения клеток, классификация, локализация. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  20. Основные ткани. Классификация, особенности строения клеток, функции, локализация. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  21. Наружные секреторные структуры. Типы, строение, функции. Продукты секреторных структур. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  22. Внутренние секреторные структуры. Типы, строение, функции. Продукты секреторных структур. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  23. Ксилема – сложная проводящая ткань Строение, функции, происхождение. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  24. Флоэма – сложная проводящая ткань. Строение, функции, происхождение. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  25. Проводящие пучки, их типы, размещение в различных органах растений. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  26. Корень – основной вегетативный орган высшего растения. Типы корней и корневых систем. Специализация и метаморфозы корней.

  27. Первичное и вторичное анатомическое строение корня. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  28. Побег – основной вегетативный орган высшего растения. Типы побегов. Типы ветвления побега. Метаморфозы побега. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  29. Анатомическое строение стебля у однодольных растений. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  30. Анатомическое строение стебля у травянистых двудольных растений. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  31. Анатомическое строение стебля древесных растений. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  32. Морфолого-анатомические особенности строения корневищ. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  33. Лист. Части листа. Простые и сложные листья. Основные морфологические типы листьев. Значение для диагностики лекарственного сырья.

  34. Анатомическое строение листа. Зависимость морфологических особенностей и анатомического строения листа от условий обитания растений.

  35. Водный обмен у растений. Поступление и передвижение воды. Транспирация, механизм и биологическое значение.

  36. Минеральное питание растений. Физиологическая роль отдельных макро- и микроэлементов. Особенности поступления элементов минерального питания в растение. Значение макро- и микроэлементов для здоровья человека.

  37. Типы размножения у растений. Значение различных типов размножения для восстановления зарослей лекарственных растений. Чередование поколений и смена ядерных фаз.

  38. Биологические основы классификации растений. Таксономические категории и таксоны, бинарная номенклатура.

  39. Понятие о виде у растений. Критерии вида.

  40. Задачи и методы современной систематики. Типы систем и принципы их построения. Значение систем классификации растений для поиска новых лекарственных растений.

  41. Грибы и лишайники. Общая характеристика, классификация. Значение в растительных сообществах, применение в медицине.

  42. Водоросли. Общая характеристика, размножение, экология, значение в биосфере, применение в медицине.

  43. Отдел моховидные. Общая характеристика, цикл развития, классификация, значение в биосфере. Направления использования мхов человеком.

  44. Отдел плауновидные. Общая характеристика, цикл развития, применение в медицине.

  45. Отдел хвощевидные. Общая характеристика, цикл развития, применение в медицине.

  46. Отдел папоротниковидные. Общая характеристика, цикл развития. Направления использования папоротниковидных человеком.

  47. Отдел голосеменные. Общая характеристика, цикл развития, классификация, значение, применение в медицине.

  48. Отдел покрытосеменные. Общая характеристика, цикл развития, классификация, значение. Причины принадлежности большинства лекарственных растений к отделу покрытосеменных растений.

  49. Цветок. Строение и функции. Основные направления эволюции цветка.

  50. Соцветие. Классификация соцветий. Значение знания классификации соцветий при сборе лекарственных растений и для диагностики лекарственного сырья.

  51. Плод. Типы плодов и их классификация. Значение знания классификации плодов при сборе лекарственных растений и для диагностики лекарственного сырья.

  52. Семейство лютиковые. Общая характеристика, представители. Значение их для человека, примеры использования в качестве лекарственного сырья.

  53. Семейство гречишные. Общая характеристика, представители. Значение их для человека, примеры использования в качестве лекарственного сырья.

  54. Семейство вересковые. Общая характеристика, представители. Значение их для человека, примеры использования в качестве лекарственного сырья.

  55. Семейство розоцветные. Общая характеристика, представители. Значение их для человека, примеры использования в качестве лекарственного сырья.

  56. Семейство бобовые Общая характеристика, представители. Значение их для человека, примеры использования в качестве лекарственного сырья.

  57. Семейство зонтичные (сельдерейные). Общая характеристика, представители. Значение их для человека, примеры использования в качестве лекарственного сырья.

  58. Семейство пасленовые. Общая характеристика, представители, значение.

  59. Семейство губоцветные (яснотковые). Общая характеристика, представители. Значение их для человека, примеры использования в качестве лекарственного сырья.

  60. Семейство сложноцветные (астровые). Общая характеристика, представители. Значение их для человека, примеры использования в качестве лекарственного сырья.

  61. Семейство лилейные. Общая характеристика, представители. Значение их для человека, примеры использования в качестве лекарственного сырья.

  62. Понятие об экологии растений. Экологические факторы и экологические группы.

  63. Экологические группы растений по отношению к воде. Примеры лекарственных растений, относящихся к различным экологическим группам по фактору увлажнения.

  64. Экологические группы растений по отношению к эдафическому (почвенному) фактору. Примеры лекарственных растений, относящихся к различным экологическим группам по эдафическому фактору.

  65. Понятие об ареале. Формирование ареалов. Размеры и типы ареалов. Растения - эндемики и космополиты, реликты. Примеры различных типов ареалов у лекарственных растений.

  66. Понятие о флоре и растительности. Краткая характеристика флоры лекарственных растений России.

  67. Широтная зональность и высотная поясность растительности Земли. Понятие об азональной растительности. Примеры лекарственных растений, являющихся зональными и азональными на территории России.

  68. Фитоценоз (растительное сообщество). Формирование, структура, динамика фитоценозов. Восстановление фитоценозов лекарственных растений после сбора сырья.

Похожие:

Учебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconУчебное пособие по фармацевтической химии для студентов 4 курса заочного...
Авторы учебного пособия для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета «Общие и частные методы анализа лекарственных...
Учебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconУчебное пособие по органической химии для самостоятельной работы...
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов II курса заочного отделения фармацевтического факультета при выполнении...
Учебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconМетодические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса...
Контрольные работы – это обязательная составная часть курса патологии для студентов заочного отделения фармацевтического отделения....
Учебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconУчебное пособие по органической химии для самостоятельной работы студентов
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов II курса заочного отделения фармацевтического факультета при выполнении...
Учебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconМетодические указания по общей гигиене для студентов 3 курса заочного...
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета....
Учебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconМетодические указания по общей гигиене для студентов 3 курса заочного...
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета....
Учебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconМетодические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса...
Методические указания по предмету «Патология» предназначены для самостоятельной работы студентов заочного отделения фармацевтического...
Учебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconМетодические указания по курсу медицинской и биологической физики...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки студентов заочного отделения фармацевтического факультета при...
Учебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconМетодические указания по общей гигиене для студентов 3 курса заочного...
В процессе самостоятельного изучения курса общей гигиены студент должен выполнить две контрольные работы и выслать их в деканат фармацевтического...
Учебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconМетодические указания к самостоятельной работе по фармакогнозии для...
В процессе самостоятельного изучения курса фармакогнозии каждый студент должен выполнить пять контрольных работ и выслать их в деканат...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница