Homo sapiens эмоциональный




Скачать 85.86 Kb.
НазваниеHomo sapiens эмоциональный
Дата публикации08.03.2013
Размер85.86 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Биология > Документы
Покровский Николай Борисович,

генеральный директор,

Сивкова Тамара Леонидовна,

Нач. Отдела прикладной культурологи.

Жаринова Едена Витальевна,

Зав. Лаборатории перспективных технологий образования,

ЗАО «Гуманитарный фонд»,

Санкт-Петербург.

Homo sapiens эмоциональный



В классическом определении Homo sapiens содержится основное отличие человека от животного. Но данное определение не содержит достаточных признаков того основного способа существования, которым подчиняется технология принятия решений – то есть того, как реализуется это самое главное отличие человека от животного.

С 1993 года специалисты ЗАО «Гуманитарный фонд» заняты разработкой таких подходов в изучении сознания человека, которые могли бы позволить опереться на системные основания. Такую возможность дала Интегральная теория систем [1]. Попытаемся рассмотреть человека, как живую систему, и применим все три основные положения Интегральной теории систем. Положение первое – существование системы подчиняется взаимодействию трех основных компонентов. Положение второе – каждый их этих компонентов выражает определенную категорию времени: прошлого, настоящего и будущего. Положение третье – «долевое присутствие» каждого компонента в системе подчиняется закону «золотой пропорции». Для компонента, выражающего категорию прошлого, эта доля составляет примерно 0,2 (более точно – 0,19) от общей суммы равной 1, доля компонента, выражающего категорию настоящего, - 0,3 (точнее – 0, 31), а для компонента, выражающего категорию будущего, - 0,5. При этом собственная производительность (мощность) этих компонентов обратно пропорциональна долям их присутствия в системе, чем обеспечивается ее равновесие и оптимальный режим развития. То есть по своей производительности категория прошлого способна обеспечить 50% от совокупного эффекта системы, категория настоящего – 30%, а категория будущего – 20%.

В сфере человеческого сознания категории прошлого соответствуют стереотипы этики, категории настоящего – стереотипы эстетики, а категории будущего – стереотипы прагматичного интеллекта (Рацио). Детально этот механизм рассмотрен на примере экономики человеческого общества в работах [2, 3]. Тогда мы приходим к выводу, что на принятие человеком решений, на его поведение в обществе и в любой другой среде обитания стереотипы этики и эстетики влияют определяющим образом. Их эффект в сумме составляет 80%! А рациональное мышление обеспечивают только 20% в конечном результате. То есть, вклад главного отличительного признака является минимальным. Основные роли в поведении человека играют другие категории сознания – не рациональное мышление, а механизмы эмоций.

Масштабным подтверждением этого явилось беспрецедентное развитие техники и экономики в тот момент, когда результаты деятельности человека стали наиболее полно (в историческом пространстве) отвечать его чувственным, то есть – эмоциональным ожиданиям.

Итак, логика разума стоит на последнем месте в ряду факторов, определяющих поведение человека. Предложенную версию интересно прокомментировать с позиций: «а что было бы, если бы это было не так?».

Как вся история человечества, так и обстоятельства двадцатого века позволяют нам с высокой вероятности говорить об исключительной продуктивности человеческого разума. В наше время не является чем-то потрясающем то, что «машинка», сделанная в одной из стран (во Франции) «ползает» по Титану. Сегодня можно с уверенностью говорить, что человеческий разум способен создавать физические эффекты на много превосходящие собственные физические возможности человека. В этих условиях для Природы, как системы, в целях стабильности и самосохранения важно ограничить возможности человеческого разума. «Тормоза» для его деятельности, своего рода – балласт (как средство устойчивости судна) объективно необходимы. Таким балластом прекрасно служит «эмоциональное звено» в цепи принятия решений, которое состоит из логических выводов и эмоциональных оценок. Человек при этом может веками двигаться по замкнутому кругу индивидуальных переживаний и впечатлений, механизм которых по сравнению с разумом чудовищно консервативен. Можно даже допустить, что он в принципе неизменен. Вот и прекрасная возможность «растянуть» на века развитие цивилизации!

Здесь надо отметить, что и для самого человека эти тормоза и балласт его развития необходимы. В связи с консервативностью механизмов чувствительности замедление темпов развития цивилизации позволяет человеку лучше и полнее адаптироваться к изменяющемуся образу его собственного существования.

Таким образом, исходя из раскрывшихся нам возможностей логического разума, становится необходимым механизм сбалансированности его действия и с позиций глобальной Природы и с позиций самого человека. Построить этот механизм можно только из материала эмоций, ничего другого просто нет. А раз есть объективная необходимость и есть возможность требования этой необходимости удовлетворить, с полной уверенностью можно утверждать, что именно это и будет сделано.

Итак, по-видимому, не столько логика, сколько эмоции определяют решения человека, его позиции, его мотивы поведения. А логика только обслуживает эмоциональные конструкции в сознании человека. Из этого предположения с достаточной очевидностью вытекает возможность нового определения человека – Homo sapiens эмоциональный.
Мы предположили, что эмоции играют роль балласта, тормоза по отношению к логическому мышлению. Благодаря разуму, человек преобразует окружающую среду. Благодаря эмоциям, он делает это достаточно медленно, чтобы успеть адаптироваться к новой, им же созданной среде. Для чего нужна эта адаптация? Зачем нужно тормозить прогресс?

Согласно современным данным, Homo sapiens как биологический вид сформировался 100-200 тыс. лет назад. Древнейшие находки на территории Африки датируются 130-тысячелетней давностью. Мы для простоты и наглядности остановимся на цифре 100 000. При этом история человеческой цивилизации значительно короче. 10 000 лет до н.э. в Месопотамии и Египте человек начинает осваивать земледелие и приручать животных. Где-то на пороге 7 тысячелетия до н.э. в этих же регионах возникают зачатки первых на Земле городов. Сколько ученые ни стремились отодвинуть начало цивилизации вглубь древности, археологические факты (упрямая вещь!) сопротивляются этому. Что ж, с точки зрения быстротечности человеческой жизни 10 тысяч лет – это дремучая древность. Но ведь это только одна десятая всей нашей истории!




Этот рисунок изображает пирамиду. Это вся история существования Homo sapiens. Мощное основание утопает в первобытной, пещерной древности. И только самая верхушка – история цивилизации.

У Д. и Л. Палмеров читаем: «После того как человечество впервые ступило на путь, ведущий к сельскому хозяйству и цивилизации, постоянно росло несоответствие между нашим эволюционным геномом и миром, который нас окружает» [4] Действительно, длительная эволюция готовила человека к существованию в условиях плейстоцена1. Но «сегодня мы живем в мире, совершенно не похожем на тот, который служил домом для нашего вида на протяжении подавляющей части его существования. Хотя в сущности основную ответственность за создание этого мира несем мы сами, во многих отношениях мы плохо к нему приспособлены в результате своего эволюционного наследия. Мы должны осознать этот простой факт, прежде чем ответить на еще более серьезный вызов» [4]/

Экологические кризисы – одна из главных причин вымирания биологических видов. Резкое изменение климата (например, похолодание, ледниковый период) влечет за собой исчезновение теплолюбивых животных и растений, которые не успели приспособиться к окружающей среде. Антропогенная, созданная человеком среда изменяется гораздо быстрее. В современном мире счет идет уже на десятилетия. Появляются все новые и новые технические новинки, которые принципиально изменяют жизнь людей. Можно предположить, что картина мира человека с мобильным телефоном значительно отличается от картины мира человека, который не знает о существовании такого предмета. Мобильный телефон вошел в повседневный обиход совсем недавно. Чтобы предотвратить экологический кризис, чтобы нас не постигла участь динозавров и мамонтов, человек должен вспомнить о своей эмоциональной составляющей.

Человек часто боится своих эмоций. Мы говорим: «Давайте без эмоций». Мы думаем, что эмоции мешают увидеть ситуацию объективно. Мы привыкли слепо доверять разуму.

Но эмоции – бесконечно более древний механизм, чем разум. Эмоции – это наследство, полученное нами от далеких предков. А разум – это новая эволюционная технология, которая еще только проходит «полевые испытания». Так ли безупречен разум?

Речь и логическое мышление – главные отличия человека от животного. Это вторая сигнальная система, о которой писал И.П. Павлов. Но «в способности образования понятий при помощи слов заключена возможность отлета от действительности, неверного отражения ее, образования таких связей, какие не существуют в действительности». [5].

Выдающийся русский антрополог и палеопсихолог Б.Ф. Поршнев описывает одну из древнейших фаз зарождения мышления. Этой фазой стало то, что мы называем первобытным искусством, пещерной живописью древнего человека.

Мышление порождало образы, которые наш предок запечатлевал на стенах пещер. В этом первобытном искусстве не было еще эстетической составляющей. Человек преследовал вполне практическую цель: создать «двойника» некого объекта в действительности. И тем самым человек загонял свое формирующееся мышление в тупик. Изображение на стене – это бизон. И одновременно, это не бизон, потому что рисунок бизона и живое животное – не одно и то же. По мнению Поршнева, именно эмоции преодолели этот абсурд: «Этому противоречивому объединению в одно и то же изобразительной копии и живого оригинала, надлежит думать, отвечала какая-то эмотивная реакция. Она-то и «склеивала» несоединимое… данное выражение эмоции своей определенностью, фиксированностью превращало их в тождество, т.е. в их одинаковость по отношению к этому выражению эмоции» [5]. Глядя на сам предмет и на его изображение, человек переживал одну и ту же эмоцию!

Однако между эмоциями и разумом есть и обратная связь. По мнению Поршнева, у древних людей (палеоантропов) были не эмоции во множественном числе, а единая универсальная эмоция. «Лишь с развитием неоантропов эмоция подыскивает «резоны» и соответственно разветвляется: эмоции поляризуются на положительные и отрицательные, расчленяются по модальностям, наконец, получают детальную нюансировку» [5]. Таким образом, разум обеспечивает эволюцию эмоций.

Эмоции были субстратом, базой, на которой возник разум. Разум для человека генетически вторичен. Однако без него человек навсегда бы остался во власти темных, стихийных сил своего «я». Разум преображает эмоции в чувства, такие, как любовь, ненависть, уважение, презрение. Человек без эмоций – машина, которая движется по узкому коридору логических конструкций, в принципе не способных воплотить реальные модели бытия без значительных потерь его алгоритмов. В конце этого коридора в лучшем случае – тупик, в худшем – пропасть. Это путь к самоуничтожению. Человек без разума – животное. Только в гармонии этих составляющих получается полноценная личность – Homo sapiens эмоциональный.

Именно в этой гармонии реализуются потенциальные возможности человека, таким образом, которым обусловлен прогресс цивилизации. Одной из важнейших сфер, которые формируют строй эмоциональных переживаний, является чувственное восприятие мира. Особенностью такого восприятия, в отличие от логического мышления, является целостность образа. Например, наблюдая дерево в поле, человек видит («переживает») его вместе со всем окружением - землей, небом, другими предметами, включая самого себя. Эта целостность несет в сознание человека не только внешние связи, но и внутренний смысл, который если не сразу, то по прошествии некоторого времени открывается человеку в процессе поиска. Стимул к поиску уже содержится в эффекте восприятия. Критерий истинности в освоенных нормах эстетики, то есть в самой гармонии, воспринятой от Природы и уже представленных системно.

Тогда мы имеем саморазвивающуюся открытую систему человек-мир. Тогда мы имеем все основания для того, чтобы смотреть в будущее человечества с оптимизмом. Тогда мы получаем важное основание для открытия новых системных знаний, которые обогащают этот оптимизм нюансами бесконечного многообразия комбинаций логики и эмоций.

Литература

1. Н. Б. Покровский. Теория тройных систем. Личность и Культура, № 1/2 , 2001г., с. 35-36, Личность и Культура № 3/4 , 2001г., с.38-41 (окончание).

2. Н. Б. Покровский, Т. Л. Сивкова. От этики к экономике. Личность и Культура № 3/4 , 2001 г., с. 9-13.

3. Культурологическая теория экономики. Личность и Культура № 3, 2006 г., с.35.

4. Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. Еврознак, 2003 г.

5. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., «Мысль», 1974.


1 Плейстоцен – геологический период (1,6-0,01 млн. лет назад)

Похожие:

Homo sapiens эмоциональный iconДоклад на научном обществе учащихся
Ученый отделил нас, людей разумных, от вида "человек ночной", т е обезьяна. При этом исследователь выделял в составе вида Homo Sapiens...
Homo sapiens эмоциональный iconРеферат по дисциплине: ’’ Философия ’’ Тема: «Личность. Проблемы свободы и ответственность»
Общефилософская концепция человека, как теоретико-методологическая основа наук о homo sapiens
Homo sapiens эмоциональный iconЗачем же он был?
Природа опрометчиво доверила надменному роду Homo Sapiens бразды своих потаенных энергий, и вот теперь настал кульминационный момент...
Homo sapiens эмоциональный iconВ. Ф. Чешко докт философ наук, канд биол наук, проф., кафедра философии...
Наука и Вера, чьи пути разошлись с возникновением техногенной цивилизации вновь встречаются в переломной для судеб Homo sapiens точке...
Homo sapiens эмоциональный iconФантастика не о галактических войнах и звёздных принцессах, а о будущем,...
Мединститута, похищенный неизвестными перед получением диплома, оказывается в исследовательском центре, расположенном на рукояти...
Homo sapiens эмоциональный icon1. предмет, методы и принципы экономической теории
Модели человека в экономической теории: “homo economicus” (классическая школа, маржинализм, неоклассика); “homo faber” человек умелый;...
Homo sapiens эмоциональный iconИнформационное письмо
О проведении международной научно-практической конференции эмоциональный компонент эстетического образования
Homo sapiens эмоциональный iconПамятка для учителей и классных руководителей
У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность
Homo sapiens эмоциональный iconТема "В гости к кукле Кате"
...
Homo sapiens эмоциональный iconСовременный мужчина одержим
В этой книге собрана информация, которая, не сомневаюсь вызовет у Вас эмоциональный подъем и научит достигать незабываемое сексуальное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница