Лекция. Тема: Общие основы антикризисного управления предприятиями




Скачать 114.86 Kb.
НазваниеЛекция. Тема: Общие основы антикризисного управления предприятиями
Дата публикации08.06.2013
Размер114.86 Kb.
ТипЛекция
skachate.ru > Банк > Лекция

Лекция. Тема: Общие основы антикризисного управления предприятиями
1. Понятие и предпосылки возникновения антикризисного управления

2. Общие причины неплатежеспособности и банкротства российских предприятий

3. Механизм государственного регулирования кризисного состояния предприятия

1. Понятие и предпосылки возникновения антикризисного управления
Особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе их финансово-экономического состояния. Это характерно для антикризисного управления.

^ Антикризисное управление – совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику.

Антикризисное управление начинается лишь на этапе резкого спада производства, то есть, критического банкротства.

В жизни предприятия кризисы или угроза кризисов – постоянное явление.

Первопричиной возникновения экономических кризисов, является разрыв между производством и потреблением товаров.

В соответствии с Законом о банкротстве, несостоятельность (банкротство) это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

^ Из законодательства о банкротстве вытекают следующие положения:

1. Должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в случае добровольной ликвидации).

^ 2. Критерием несостоятельности должника является его неплатежеспособность, когда должник не может полностью расплатиться по своим долгам.

Причем закон не делает различия между задолженностью перед кредиторами по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и кредиторами по другим обязательствам.

Для предприятия различают внешние и внутренние причины кризиса. Внешними причинами называются те, на которые предприятие не может влиять или это влияние может быть незначительным, а именно:

  • международные факторы (экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, стабильность международной торговли, зависящей в свою очередь от заключенных межправительственных договоров и соглашений приграничная торговля, таможенные тарифы и пошлины, международная конкуренция);

  • национальные (факторы политического, экономико-географического, культурного и научно-технического характера).

Так, политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право, выражаются в отношении к предпринимательской деятельности и принципах государственного регулирования экономики, к формам собственности, мерам по защите прав потребителей и предпринимателей. Все это аккумулируется в законодательных нормах, актах, которые и определяют деятельность предприятий.

Экономико-географические факторы характеризуются размером и структурой потребностей, а при известных экономических предпосылках — платежеспособным спросом населения. К ним можно также отнести уровень доходов и накоплений населения, т. е. покупательную способность, уровень цен, возможность получения кредита, существенно влияющих на предпринимательскую активность, фазу экономического цикла, в которой находится национальная экономика.

Падение спроса, например, характерное для соответствующей фазы экономического развития, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкротившегося предприятия.

^ Факторы культурного характера проявляются в привычках, нормах потребления и предпочтениях одних товаров перед другими.

Уровень развития науки и техники определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием для обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение продолжительного времени отрицательно сказываться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новых технологий.

Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные затраты.

Внутренние причины являются результатом деятельности самого предприятия.

Таким образом, предприятие попадает в кризисное состояние вследствие совокупности внутренних причин конструкторско-технологического, экономического, финансового характера, а также недостатков внутрифирменного экономического управления.

Конструкторско-технологические причины объясняются технической отсталостью отечественных производителей, которая в полной мере проявилась после открытия российских рынков для зарубежных фирм-конкурентов.

Но сегодня, когда российские цены поднялись и сравнялись с мировыми, эти технические решения стали разорять предприятия из-за высокой себестоимости и убытков, так как цены производителя стали выше рыночных. Это породило вначале экономические, а затем и финансовые причины кризиса производителя.

Экономические причины: высокая себестоимость постепенно оставила предприятия без прибыли, а затем и вовсе остановила производство из-за отсутствия выручки и оборотных средств.

Сокращение производства привело к появлению избыточных незагруженных мощностей, которые необходимо содержать и отвлекать на это и без того ограниченные ресурсы.

^ Кроме того, низкая конкурентоспособности и неумение продвинуть свою продукцию на рынки привели к тому, что основной формой продаж стала передача продукции на реализацию с отложенной на длительный срок оплатой.

К финансовым причинам можно также добавить большие оттоки денежных средств на коммунальные расходы по содержанию производственных мощностей (тепло, вода, газ, электроэнергия) в связи с отсутствием сберегающих технологий и состоянии, когда долгов больше, чем имущества.

Поэтому в условиях рыночной экономики большую роль в защите прав и интересов юридических и физических лиц играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов, либо помочь выйти должнику из кризиса.

Признаками банкротства являются:

— неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течение одного месяца для кредитных организаций; в течение 6 месяцев для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций;

— сумма задолженности (за исключением начисленных штрафов и пеней) на день обращения в суд должна быть не менее:

— 100 тысяч рублей (по Закону о банкротстве 1998 г. — 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для юридического лица);

— 10 тысяч рублей (по Закону о банкротстве 1998 г. — 100 МРОТ) для гражданина; а также сумма обязательств должника-гражданина должна быть больше стоимости принадлежащего ему имущества;

— 50 000 МРОТ для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования (с 1 января 2005 г. — 500 тысяч рублей);

— независимо от размера кредиторской задолженности при банкротстве отсутствующего должника;

— не менее 1000 МРОТ для кредитной организации.
^ 2. Общие причины неплатежеспособности и банкротства российских предприятий
Для российских предприятий сложно выделить приоритетность каких-либо из отмеченных факторов.

И все же среди особенностей переходного периода российской экономики можно выделить следующие наиболее значимые негативные условия, приводящие к кризису российских предприятий:

1. ^ Политическая, экономическая и финансовая нестабильность в России.

Она вызывает неуверенность у предпринимателей в успешности, и даже возможности деятельности, отражается на всех составляющих организации производства, материально-технического обеспечения, сбыта продукции.

2. ^ Высокие темпы инфляции в России. Несмотря на ее замедление в последнее время, постоянные инфляционные ожидания не способствуют, реализации предприятием стратегических целей и сопряжены с недостаточно гибкой, а часто разорительной налоговой системой государства, кредитной политикой. Высокие для конечного потребителя цены стимулируют не расширение производства, а его сокращение.

Эти цены, назначаемые предприятием на свою продукцию, часто имеют своей причиной не столько необоснованную ценовую политику, сколько внешние ценообразуюшие факторы. А это ведет, в свою очередь, к падению конкурентоспособности товаров и снижению потребительского спроса.

3. ^ Высокая степень монополизации экономики, которая наряду со сложившимися устойчивыми хозяйственными связями и региональным разделением труда затрудняет формирование действительно конкурентной среды.

Отсюда сильное влияние естественных монополий, рост тарифов и цен на продукцию, которая недостаточно контролируется государством

4. ^ Кризис платежей, коснувшийся как самого бюджета при оплате госзаказа, так и абсолютного большинства предприятий, при котором все большее число предприятий попадает в зону признаков банкротства, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

5. На многих предприятиях структура акционерного капитала размыта и не сформировался консолидированный, мотивированный на финансовый результат эффективный собственник. Члены трудовых коллективов — владельцы акций далеки от управления предприятием.

Деятельность менеджеров предприятия в таких условиях проходит без должного контроля. Отсутствие эффективного собственника, являющегося стратегическим инвестором, в интересах которого не сиюминутная выгода, например, от сдачи мощностей и площадей в аренду, а долговременное стабильное развитие предприятия, тормозит рыночное реформирование, внутрифирменный менеджмент на уровне предприятия.

6. ^ Недостаточный уровень подготовки и отсутствие опыта работы в рыночных условиях у высших менеджеров предприятий, отсутствие эффективной организационной системы управления, ориентированной на самостоятельное функционирование подразделений предприятия в конкурентных условиях. Сложившаяся в 80-е гг. на предприятиях командная, централизованная линейно-функциональная структура управления часто не позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия на рынках продаж, правильно оценивать ситуацию и быстро принимать адекватные управленческие решения по изменению качества, дизайна и поиску каналов продвижения товаров на рынки.

^ 7. Большое число предприятий, у которых основные средства имеют очень высокую степень физического и морального износа. Такое состояние активов наряду с большими затратами на их содержание приводит к высокому уровню издержек производства, снижению рентабельности и росту числа неплатежеспособных предприятий.
^ 3. Механизм государственного регулирования кризисного состояния предприятия
Фискальная политика государства. Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной или бюджетно-налоговой политикой государства.

^ Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.

Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходы увеличиваются, безработица сокращается.

^ Что касается налогов, то направленность их воздействия на величину национального производства и дохода прямо противоположна воздействию государственных расходов.

Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса.

При этом надо иметь ввиду, что абсолютное изменение потребления зависит от предельной склонности к потреблению (МРС).

^ Мультипликатор правительственных расходов (МRg) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной к предельной склонности к сбережению:

МRg = 1/МРS

МРS = 1 – МРС

Налоговый мультипликатор (МRт) слабее мультипликатора правительственных расходов, так как он зависит от соотношения, в котором предельный доход распадается на потребности к потреблению предельной склонности к сбережению:

^ МRт = МРС/МРS

Итак, фискальная политика предусматривает равное увеличение расходов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению ВНП на туже величину.

ВНП (∆Т) = - ∆ Т х МRт,

где ∆ Т - изъятие налогов;

МRт – налоговый мультипликатор.

ВНП (∆G) = + ∆ G х МRg,

где ∆ G – изменение правительственных расходов;

МRт – налоговый мультипликатор.

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства. Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.

^ Монетарная политика — это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т. е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики — деятельность Центрального банка — организатора и контролера денежного обращения.

^ Основой монетарной политики являются следующие положения: — в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реального ВНП;

— в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП.

Таким образом, государство формирует основу для развития взаимодействия между правительством и рынком, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые регулирующие системы, содействуя предпринимательской деятельности граждан.

Таким образом, государственное регулирование кризисных ситуаций осу­ществляется в виде :

— нормативно-законодательной деятельности. Основополагающим документом является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют "прямое действие на всей территории Российской Федерации".

Основным документом в этой связи является также Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее Закон о банкротстве).

— финансового регулирования: это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика определяется радом специфических факторов, и прежде всего экономическим и финансовым кризисом:

— производства: государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:

а) обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;

б) социально-экономическая направленность;

в) сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;

г) адресный характер мероприятий;

д) система договорных отношений и конкурсная основа для ее участников;

е) широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;

ж) развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и других.

— перераспределения дохода: в целях осуществления стратегии социальной политики государство должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и организовать процесс перераспределения доходов. Как следует из изложенного, государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социально-экономические процессы, ограничивать и парализовывать возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.


Похожие:

Лекция. Тема: Общие основы антикризисного управления предприятиями icon1. Теоретические основы антикризисного управления предприятием
Разработка пакета проектов документов по совершенствованию антикризисного управления в ООО "Доминус"
Лекция. Тема: Общие основы антикризисного управления предприятиями iconПлан: Введение Методы антикризисного управления Сущность антикризисного управления
Тема: Разработка мероприятий по антикризисному управлению предприятий бюджетной сферы на примере мбу «цсо»
Лекция. Тема: Общие основы антикризисного управления предприятиями iconМеханизм антикризисного управления финансами предприятий и его совершенствование
Теоретические основы формирования и совершенствования механизма антикризисного управления финансами предприятий
Лекция. Тема: Общие основы антикризисного управления предприятиями iconПлан диплома введение 1 Теоретические основы формирования и реализации...
Теоретические основы формирования и реализации антикризисного управления организацией
Лекция. Тема: Общие основы антикризисного управления предприятиями iconОбъективные основы антикризисного управления предприятиями агропромышленного комплекса
Ный момент) – глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой...
Лекция. Тема: Общие основы антикризисного управления предприятиями iconРефераты, курсовые, дипломные работы диплом тема: «Антикризисное...
Основы становления и развития в России института антикризисного управления
Лекция. Тема: Общие основы антикризисного управления предприятиями iconСодержание введение 1 цель применения антикризисного управления
Примеры проведения антикризисного управления и профилактических программ финансового оздоровления предприятий
Лекция. Тема: Общие основы антикризисного управления предприятиями iconПлан Глава Теоретические аспекты антикризисного управления предприятием...
Рекомендации по восстановлению платежеспособности и поддержка эффективной хозяйственной деятельности ООО 55
Лекция. Тема: Общие основы антикризисного управления предприятиями iconКурсовая работа по дисциплине «Антикризисное управление» на тему...
Основы действующего законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий
Лекция. Тема: Общие основы антикризисного управления предприятиями icon«Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству рф»
Реформирование российской экономики в процессе ее перехода к рыночным отношениям с особой остротой выдвинуло на первый план задачу...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница