Пятый отчёт о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки еаг I. Введение




НазваниеПятый отчёт о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки еаг I. Введение
страница1/9
Дата публикации26.04.2013
Размер1.34 Mb.
ТипДокументы
skachate.ru > Банк > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ЕАГ-VII ОП (2011) 1



ПЕРВАЯ ВЗАИМНАЯ ОЦЕНКА ТАДЖИКИСТАНА

Пятый отчёт о прогрессе

по выполнению рекомендаций взаимной оценки ЕАГ

I. ВВЕДЕНИЕ
1. Цель данного документа – представить Пленарному заседанию ЕАГ пятый отчёт Таджикистана, который описывает меры, предпринятые Таджикистаном по исправлению недостатков, выявленных в ходе взаимной оценки. Пленарное заседание заслушало первый отчёт о прогрессе в июне 2009 г., второй отчёт о прогрессе – в декабре 2009, третий отчёт о прогрессе в июне 2010 г., четвёртый отчёт о прогрессе – в декабре 2010 г. и попросило Таджикистан представить очередной отчёт к июню 2011 г.

2. Среди базовых и ключевых Рекомендаций ФАТФ (Core and Key Recommendations) Таджикистану была выставлена оценка «частичное соответствие» по Рекомендации 3 (Конфискация и обеспечивающие меры), Рекомендации 4 (Банковская тайна), Рекомендации 10 (хранение данных) и оценка «несоответствие» по Рекомендации 1 (Криминализация отмывания денег), Рекомендации 5 (Надлежащая проверка клиентов), Рекомендации 13 (Сообщение о подозрительных операциях), Рекомендации 23 (Регулирование, надзор и мониторинг), Рекомендации 26 (ПФР), Рекомендации 35 (Конвенции), Рекомендации 36(Взаимная правовая помощь), Рекомендации 40 (Другие формы сотрудничества), Специальной Рекомендации I (Применение инструментов ООН), Специальной Рекомендации II (Криминализация финансирования терроризма), Специальной Рекомендации III (Замораживание и конфискация террористических активов), Специальной Рекомендации IV (Сообщение о подозрительных операциях) и Специальной Рекомендации V (Международное сотрудничество). В связи с данными рейтингами и в соответствии с п. 46 Процедур взаимных оценок ЕАГ (ЕАГ/ПЛЕН(2007) 4 вер.4) Таджикистан подпадает под процедуры особого мониторинга1 и обязан представлять отчёты о прогрессе с периодичностью, установленной Пленарным заседанием. Таджикистану были выставлены оценки «частичное соответствие» и «несоответствие» по 44 Рекомендациям, как указано ниже.


^ Частичное соответствие (ЧС)

Несоответствие (НС)


Р.2 (Преступление ОД – ментальный элемент и ответственность юридических лиц)

Р.3 (Конфискация и обеспечивающие меры)

Р.4 (Банковская тайна)

Р.10 (Хранение данных)

Р.18 (Банки-оболочки)




Р.1 (Преступление ОД)

Р.5 (Надлежащая проверка клиентов)

Р.6 (Политически значимые лица)

Р.7 (Корреспондентские отношения)

Р.8 (Новые технологии и бизнес без прямого контакта)

Р.11 (Необычные операции)

^ Р.12 (ОНФПП – Р.5, 6, 8-11)

Р.13 (Информирование о подозрительных операциях)

Р.14 (Защита от ответственности и запрет информирования клиента)

Р.15 (Внутренний контроль, комплайенс

и аудит)

Р.16 (ОНФПП – Р.13-15 и 21)

Р.17 (Санкции)

Р.19 (Другие формы сообщений)

Р.20 (Другие НФПП)

Р.21 (Особое внимание к странам более высокого риска)

Р.23 (Регулирование, надзор и мониторинг)

Р.24 (ОНФПП - регулирование, надзор и контроль)

Р.25 (Информационные руководства и обратная связь)

Р.26 (ПФР)

Р.29 (Надзорные органы)

Р.30 (Ресурсы, добросовестность и обучение)

Р.31 (Национальное сотрудничество)

Р.32 (Статистика)

Р.33 (Юридические лица – бенефициарные собственники (выгодоприобретатели))

Р.35 (Конвенции)

Р.36 (Взаимная правовая помощь)

Р.37 (Двойная преступность)

Р.38 (ВПП по конфискации и замораживанию)

Р.39 (Экстрадиция)

Р.40 (Другие формы сотрудничества)

СР.I (Применение инструментов ООН)

СР.II (Криминализация финансирования терроризма)

СР.III (Замораживание и конфискация террористических активов)

СР.IV (Сообщение о подозрительных операциях)

СР.V (Международное сотрудничество)

СР.VI (Требования ПОД/ФТ для услуг перевода денег/ценностей)

СР.VII (Правила электронного перевода)

СР.VIII (Некоммерческие организации)

СР.IX (Трансграничное декларирование и информирование)

3. По итогам обсуждения четвёртого отчёта о прогрессе Таджикистана в декабре 2010 г. были отмечены некоторые шаги Республики Таджикистан по дальнейшему развитию национальной системы ПОД/ФТ. В их числе:

  • По ключевым рекомендациям -

  • Р.26: было принято «Положение о Департаменте финансового мониторинга». Согласно данному документу, закрепившему основные полномочия ПФР за Департаментом финансового мониторинга (далее – ДФМ), ДФМ обладает правом запрашивать любую информацию у подотчётных организаций, каковыми являются кредитные и микрофинансовые организации; в то же время в отчёте было указано на недостатки, влекущие за собой ограничение операционной независимости ПФР;

  • Р.40: за отчётный период получено 3 запроса от иностранных ПФР, из которых на один подготовлен и направлен ответ, а 2 находились на рассмотрении; в то же время не было представлено никакого подписанного соглашения о сотрудничестве с иностранным ПФР;

  • ^ По остальным рекомендациям -

  • Р.7: в октябре 2010 г. во все кредитные организации была направлена «Анкета банка-корреспондента», но информация о том, как осуществляется дальнейшая работа с заполненными банками анкетами, представлена не была;

  • Р.29: представлена статистика по проведению надзорных мероприятий и по взысканным штрафам, но сведений о проверках в сфере ПОД/ФТ предоставлено не было;

  • Р.31: в октябре 2010 г. ДФМ заключил соглашения с Министерством финансов, Таможенным и Налоговым комитетами о сотрудничестве, что создало базу для взаимодействия. Вместе с тем, некоторые положения могут быть истолкованы таким образом, что это создаст угрозу операционной независимости ПФР и будет ограничивать полномочия ПФР как единого центра получения-анализа-передачи информации;

  • СР.VIII: в соответствии с изменениями в законе «Об общественных объединениях» все общественные объединения (в том числе – НКО) подлежат государственной регистрации, однако действие данного закона не распространяется на религиозные организации, и политические партии, деятельность которых регулируется специальными законами. Данное обстоятельство может вызвать сомнение в эффективности принятых мер в отношении НКО.

^ II. ОБЗОР ПРОГРЕССА ТАДЖИКИСТАНА С ДЕКАБРЯ 2010 Г.

4. Данный раздел выделяет наиболее значимые шаги, которые были предприняты Таджикистаном с декабря 2010 г. с целью исправления недостатков, выявленных в ходе взаимной оценки.
Общий контекст
5. За отчётный период в Таджикистане были приняты следующие нормативные документы:

  • Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма» (№ 684 от 25.03.2011) (далее – Закон о ПОД/ФТ, см. Приложение 3);

  • «Реестр признаков подозрительных операций и сделок» (№ 87 от 28.04.2011);

  • Инструкция №181 «О требованиях к системе управления рисками и внутреннего контроля в кредитных организациях» (от 31.03.2011);

  • Приказ Министерства Юстиции Республики Таджикистан о соблюдении требований Закона о ПОД/ФТ (от 25.04.2011).

Внесены изменения или дополнения в следующие нормативные документы:

  • «Положение о Департаменте финансового мониторинга Национального банка Таджикистана» (в редакции от 28.03.2011) (далее – Положение о ДФМ);

  • Инструкция №171 "О порядке открытия, переоформ­ления и закрытия банковских счетов кредитными организациями в Республике Таджикистан" (от 28.04.2011).


Таким образом, приняв Закон о ПОД/ФТ, Таджикистан выполнил главное требование 13-го Пленарного заседания ЕАГ.
Базовые рекомендации (Р.5, Р.10, Р.13, СР.IV)
Рекомендация 5
6. Республикой Таджикистан был предоставлен текст принятого Закона о ПОД/ФТ, согласно которому меры надлежащей проверки клиентов (далее – НПК) в некоторой степени покрывают требования Р.5 и соответствующих критериев к ней. Кроме того, определение бенефициарного собственника соответствует определению ФАТФ.
7. Вместе с тем, по ряду критериев Р.5 остаются вопросы. Так, по критерию 5.5 остаются неясны механизмы выяснения кредитными организациями бенефициарного собственника.
Рекомендация 10
8. Согласно вновь принятому Закону о ПОД/ФТ (ст.7, п.4) документы, необходимые «для идентификации личности, файлы счетов и деловая переписка, подлежат хранению [в течение] не менее пяти лет после завершения деловых отношений и закрытия счёта (при этом сроки хранения документов могут быть продлены уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами)», что в значительной степени соответствует требованиям Р.10 и соответствующих критериев к ней.
^ Рекомендация 13, Специальная рекомендация IV
9. Положения ст.6 Закона о ПОД/ФТ определяют случаи, при которых кредитная организация отправляет СПО в уполномоченный орган. Также Национальный банк Таджикистана разработал «Реестр признаков подозрительных операций и сделок», в котором (ст.2) определяются признаки таких сделок. Это позволяет сделать вывод о том, что, в целом, требования Р.13 и СР.IV соблюдены.
^ Ключевые Рекомендации (Р.26, Р.40, СР.V)
Рекомендация 26
10. Республикой Таджикистан было предоставлено переработанное с учётом принятого Закона о ПОД/ФТ Положение о ДФМ. ДФМ согласно Указу Президента Республики Таджикистан «О Департаменте финансового мониторинга при Национальном банке Таджикистана» (№ 724 от 20.10.2009) является уполномоченным органом по ПОД/ФТ – ПФР административного типа. В Положении о ДФМ указано, что ДФМ обладает полномочиями направлять запросы в субъекты финансового мониторинга «с требованием предоставить данные о подозрительных операциях», осуществлять анализ этой информации и направлять её в правоохранительные органы. Необходимо отметить, что Национальным банком Таджикистана разработаны должностные обязанности сотрудников ДФМ, включая директора. Однако, ни в Законе о ПОД/ФТ, ни в Положении о ДФМ не прописан механизм принятия решения о передаче результатов анализа ПФР, проводимого Отделом анализа и исследования ДФМ, в правоохранительные органы и не определён чётко круг лиц, уполномоченных принимать решение о передаче. Последнее обстоятельство может иметь негативные последствия для операционной независимости ПФР.

11. На данном этапе достаточно трудно судить об эффективности ПФР, так как не было предоставлено какой-либо статистики по СПО, за исключением сделок с пороговыми значениями, и статистики по расследованиям, инициированным правоохранительными органами по материалам ПФР. Необходимо также отметить, что до настоящего момента должность Директора ДФМ остаётся вакантной, что с учётом становления системы ПОД/ФТ может вызвать трудности в работе ПФР.

12. За отчётный период ДФМ направил 4 запроса в финансовые учреждения и получил 3 ответа на эти запросы.

13. Согласно Плану технического содействия по вступлению в Группу «Эгмонт» представители Центра финансового мониторинга Центрального банка Армении посетили Департамент финансового мониторинга Национального банка Таджикистана в мае 2011 года.
^ Рекомендация 40, Специальная рекомендация V
14. Таджикистаном была представлена следующая статистика обмена информацией с другими ПФР за последние 6 месяцев. Было получено 4 запроса от иностранных ПФР, на 1 запрос был подготовлен и направлен ответ.

15. Согласно принятому Закону о ПОД/ФТ положения гл.4 (см. Приложение 3) соответствуют основным требованиям Р.40, СР.V.
16. На данном этапе подписано соглашение с Центром финансового мониторинга Центрального банка Армении, также проходят согласовательные процедуры проекты соглашений с другими ПФР (см. Приложение 2).
^ Другие Рекомендации (Р.6, Р. 7, Р.11, Р.15, Р.25, Р.29, Р. 31)
Рекомендация 6
17. В Законе о ПОД/ФТ есть требования НПК к иностранным политическим деятелям, также введено требование о разрешении со стороны старшего руководства на установление деловых отношений с иностранными политическими действиями. Вместе с тем, нет аналогичных требований в отношении политических деятелей, занимающих посты внутри страны.
Рекомендация 7
18. В дополнение к положениям ст. 11 Закона о ПОД/ФТ 20 мая 2011 года утверждены «Правила проведения сделок и операций с субъектами оффшорных зон», в соответствии с которыми «кредитные организации, имеющие право на открытие и ведение банковских счетов при осуществлении корреспондентских отношений обязаны:

  • определять и тщательно наблюдать за субъектами, с которыми они устанавливают или осуществляют банковские корреспондентские отношения;

  • собирать информацию о характере деятельности субъектов;

  • на основании общедоступной информации, дать оценку статусу и авторитету субъектов, определить существующий надзорный орган в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;

  • дать оценку используемых корреспондентской организацией (клиентом банка) механизмов надзора в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».


Рекомендация 11
19. В дополнение к положениям п.5 ст.6 Закона о ПОД/ФТ Правлением Национального банка Таджикистана 28 апреля 2011 года утверждён «Реестр признаков подозрительных операций и сделок», положения которого в значительной степени удовлетворяют требованиям Р.11.
Рекомендация 15
20. В утверждённой 31 марта 2011 года Инструкции № 181 «О требованиях к системе управления рисками и внутреннего контроля в кредитных организациях» и в Приложении «Требования к кредитной организации системы управления рисками» в значительной степени имплементированы требования Р.15.
Рекомендация 25
21. Н данном этапе развития системы ПОД/ФТ в Республике Таджикистан ПФР не разработало общие руководящие принципы в помощь финансовым учреждениям и УНФПП. Тем не менее, на официальном сайте Национального банка (www.nbt.tj) размещены специальные инструкции по специфическим областям деятельности финансовых учреждений.
Рекомендация 29
22. Таджикистаном была предоставлена следующая статистика проведения надзорных операций: за отчётный период Национальным банком была проведена 441 проверка, Министерством Юстиции – 33 проверки. За несоблюдение требований нормативно-правовых актов Национального банка Таджикистана на кредитные организации наложены и изъяты штрафы в размере около 43 тыс. долл. США. Вместе с тем, информация о проверках в сфере ПОД/ФТ предоставлена не была.
Рекомендация 31
23. В ст.14 Закона о ПОД/ФТ говорится об обязанности государственных органов предоставлять информацию ПФР, что в значительной степени соответствует требованиям Р.31. Тем не менее, на данном этапе достаточно трудно судить об эффективности сотрудничества на национальном уровне.
^ III. РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ
24. Приняв Закон о ПОД/ФТ и утвердив соответствующие подзаконные документы, Республика Таджикистан устранила целый ряд недостатков, выявленных в ходе взаимной оценки (см. ОП (2009) 6). Тем не менее, подчёркивая несомненный прогресс, трудно что-либо сказать об эффективности принятых мер. Кроме того, до сих пор остаётся вакантной должность главы ПФР, что не может не вызывать озабоченность.

25. Предоставленная статистика не может на данном этапе рассматриваться в качестве показателя эффективности недавно созданного ПФР.

26. В этой связи представляется целесообразным поручить Республике Таджикистан представить очередной отчёт о прогрессе на 15-ое Пленарное заседание ЕАГ.

^ Секретариат ЕАГ

02 июня 2011 г.

Приложение

к письму №071-86/1370

от «25» мая 2010г.
Резюме по выполнению мер, предпринятых Республикой Таджикистан на период до 1 мая 2011 года.
1. 25 марта 2011 года был принят Закон Республики Таджикистан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» за № 684. (приведение законодательства в соответствии с рекомендациями ФАТФ);
^ 2. Рекомендация 5 (Надлежащая проверка клиента), 7 (корреспондентские отношения).

28 апреля 2011 года Правлением Национального банка Таджикистана приняты изменения и дополнения в Инструкцию №171 «О порядке открытия, переоформления и закрытия банковских счетов кредитными учреждениями в Республике Таджикистан» с учетом требований Рекомендации 5 и 7;
^ 3.Рекомендация 11 (Необычные операции).

Департаментом финансового мониторинга разработан Реестр признаков подозрительных сделок и операций, который утвержден Правлением Национального банка Таджикистана 28 апреля 2011 г. №87.
^ 4.Рекомендация 15 (Внутренний контроль, комплайенс и аудит).

Постановлением Правления Национального банка Таджикистана №55 от 31 марта 2011 года утверждена Инструкция №181 «О требованиях к системе управления рисками и внутреннего контроля в кредитных организациях», которая обеспечивается соответствием требований Рекомендации 5, указанных в Главе 3 части 15, 27, 28 и в Приложении «Требования к кредитной организации системы управления рисками».

^ 5. Рекомендация 18 (Банки-оболочки)

20 мая 2011 года Постановлением Правления Национального банка Таджикистана №93 утверждены «Правила проведения сделок и операций с субъектами оффшорных зон».

^ 6. Рекомендация 25 (Информационное руководство и обратная связь).

С целью усиления мер по предотвращению случаев коррупции, злоупотребления служебным положением и других противозаконных действий в банковской системе страны, Национальный банк укрепил прямую линию связи, разместив на своем сайте (www.nbt.tj) информацию для внимания физических и юридических лиц о контактных адресах ответственного управления. В том числе, в целях повышения осведомленности должностных лиц и населения, на сайте опубликован Закон Республики Таджикистан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» за № 684.
^ 7. Рекомендация 26 (ПФР)

  • Были внесены изменения (относительно наименования структурных подразделений) и дополнения в Положение о Департаменте финансового мониторинга с учетом замечаний и предложений 13 Пленарного заседания ЕАГ. Постановлением Правления Национального банка Таджикистана от 28 марта 2011 года за № 31 данное Положение было утверждено;

  • Были разработаны и утверждены Должностные обязанности сотрудников Департамента финансового мониторинга;

  • 23 апреля 2011 года Постановлением Правления Национального банка Таджикистана №67 были утверждены «Формы представления данных кредитными организациями» для пополнения и обновления базы данных Департамента финансового мониторинга;


^ 8. Рекомендация 29 (Надзорные органы).

25 апреля 2011 года в соответствии с приказом №43 Министерства юстиции Республики Таджикистан в целях выполнения требований Закона Республики Таджикистан «О противодействии (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и исполнения требования статьи Закона Республики Таджикистан «О государственном нотариате» обеспечить решительное соблюдение требований Закона Республики Таджикистан «О ПОД/ФТ» и обязать государственных нотариусов отправлять в срочном порядке в Министерство юстиции и областные Правления юстиции сообщения о подозрительных сделках, определенных законом.
^ 9. Рекомендация 35 (Конвенции).

  • 16 февраля 2011 года Парламент ратифицировал Соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Цели Соглашения - повысить уровень индивидуальной спецподготовки, обменяться опытом деятельности антитеррористических формирований, усовершенствовать практические знания, умения и навыки в области борьбы с терроризмом;

  • Парламентом также была ратифицирована Конвенция ШОС против терроризма. Конвенция развивает соответствующие положения Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года и согласуется с Концепцией сотрудничества государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, утвержденной Решением Совета глав государств ШОС;


^ 10. Рекомендация 40 (Другие формы сотрудничества).

На этот период, процедуру согласования проходят Соглашения о сотрудничестве между Департаментом финансового мониторинга Национального банка Таджикистана и Государственным комитетом финансового мониторинга Украины, Комитетом по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан, Федеральной службы по Финансовому мониторингу Российской Федерации, Управлением финансового мониторинга при Министерстве финансов Туркменистана.

Отмечаем, что 19 мая было подписано Соглашение о сотрудничестве между Департаментом финансового мониторинга Национального банка Таджикистана и Центром финансового мониторинга Центрального банка Республики Армения.


Заключение

По итогам проведенных работ и мероприятий, представленных Пленарному заседанию ЕАГ, предлагаем рассмотреть вопрос о снятии Республики Таджикистан с усиленного мониторинга на 14 Пленарном заседании ЕАГ.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Пятый отчёт о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки еаг I. Введение iconШестой отчёт о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки еаг I. Введение
Еаг (еаг/плен(2007) 4 вер. 4) Таджикистан подпадает под процедуры особого мониторинга1 и обязан представлять отчёты о прогрессе с...
Пятый отчёт о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки еаг I. Введение iconСедьмой отчёт о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки еаг I
Еаг (еаг/плен(2007) 4 вер. 4) Таджикистан подпадает под процедуры особого мониторинга1 и обязан представлять отчёты о прогрессе с...
Пятый отчёт о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки еаг I. Введение iconI. введение
Кыргызстаном по исправлению недостатков, выявленных в ходе взаимной оценки. Первый отчет о взаимной оценке Кыргызстана был принят...
Пятый отчёт о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки еаг I. Введение iconОтчет взаимной оценки По противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма июнь 2011 г
Туркменистан является членом Евразийской Группы (еаг). Данная оценка проводилась еаг и была принята как первый отчет взаимной оценки...
Пятый отчёт о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки еаг I. Введение iconОтчет взаимной оценки По противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма июнь 2011 г
Туркменистан является членом Евразийской Группы (еаг). Данная оценка проводилась еаг и была принята как первый отчет взаимной оценки...
Пятый отчёт о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки еаг I. Введение iconОтчет взаимной оценки По противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма июнь 2011 г
Казахстан является членом Евразийской Группы (еаг). Данная оценка проводилась еаг и была принята как первый отчет взаимной оценки...
Пятый отчёт о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки еаг I. Введение iconI. введение
Еаг второй отчет Таджикистана, который описывает меры, предпринятые Таджикистаном по исправлению недостатков, выявленных в ходе взаимной...
Пятый отчёт о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки еаг I. Введение iconПервая взаимная оценка республики беларусь
Республикой Беларусь по исправлению недостатков, выявленных в ходе взаимной оценки. 9-ое Пленарное заседание еаг утвердило отчет...
Пятый отчёт о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки еаг I. Введение iconПервая взаимная оценка республики беларусь
Республикой Беларусь по исправлению недостатков, выявленных в ходе взаимной оценки. 9-ое Пленарное заседание еаг утвердило отчет...
Пятый отчёт о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки еаг I. Введение iconI. введение
Таджикистаном по исправлению недостатков, выявленных в ходе взаимной оценки. Пленарное заседание заслушало первый отчет о прогрессе...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница