Суворовская юность (Главы из повести) Глава 1




НазваниеСуворовская юность (Главы из повести) Глава 1
страница1/8
Дата публикации10.06.2013
Размер1.12 Mb.
ТипДокументы
skachate.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
А.С.ШАНИН

Суворовская юность

(Главы из повести)

Глава 1

12 апреля 1961 года во время переменки в один из классов средней школы города Великие Луки вошла классный руководитель Ревека Наумовна и сказала, что по радио только что сообщили о том, что советский летчик-космонавт майор Юрий Алексеевич Гагарин впервые в мире совершил полет в космос. Корабль "Восток" сделал один виток вокруг Земли и благополучно приземлился в заданном районе. На пятиклассников сообщение о полете Гагарина не произвело совершенно никакого впечатления. Что такое земля и что такое небо, они видели постоянно, а вот представить себе, что такое космос, было трудно. Но по голосу учительницы и по общему возбуждению в школе они поняли, что случилось что-то необычное, хотя сами оценить по достоинству это событие так и не смогли.

А буквально через неделю последним уроком у них был урок вполне понятной, но очень уж нудной ботаники, который наконец подошел к концу, и ученики стали складывать в портфели свои учебники. Учительница тоже закрыла журнал, положила поверх него свой учебник и конспект, потом вдруг остановилась, посмотрела в угол класса, где стояла парта Кости Шпагина, и громко сказала:

- Костя, а из тебя получился бы очень хороший офицер. Ты не хочешь поступить в суворовское училище?

- Хо-о-чу, - протянул удивленно мальчик, не понимая, как учительница узнала о его давней мечте.

- Сейчас на школу пришла разнарядка, - продолжила ботаничка. - Набирают желающих. Так что можешь попробовать.

- А что нужно сделать для поступления?

- Ты обратись к Ревеке Наумовне, она должна тебе рассказать.

Костя схватил портфель и помчался разыскивать классную руководительницу, опасаясь, что она уже ушла домой. Он очень боялся упустить такую возможность, поэтому ждать следующего дня уже никак не мог. К счастью, Ревека Наумовна еще не ушла и была удивлена напору с которым всегда спокойный, даже стеснительный Костя Шпагин ее атаковал на этот раз.

- Нина Александровна сказала, - немного запыхавшись, начал Костя, - что на школу пришла разнарядка из военкомата... в суворовское училище.

- Да, вроде я что-то слышала, - очень равнодушно ответила учительница, не понимая, что происходит в душе ее ученика. - А что, ты хочешь...?

- Да! Я хочу..., я ..., я хочу поступить. Что нужно сделать?

- Да ты не волнуйся так. Кажется, нужно заявление родителей, характеристику из школы и табель успеваемости. Эти документы нужно отнести в военкомат.

- Вы мне, пожалуйста, подготовьте характеристику и табель, а родителям я скажу, чтобы они написали заявление.

- Характеристику я напишу, а вот табель... Не знаю, ведь четверть еще не закончилась.

Она по-прежнему с удивлением смотрела на своего ученика, в котором не видела ничего особо примечательного. Но Косте уже было не до ее размышлений, он повернулся и помчался домой.

Костя не помнил, как добежал до дому. Он даже не бежал, а почти летел, потому что новость буквально распирала его изнутри. Все домашние, отец, мать и старший брат Митя в этот солнечный весенний день копали в саду землю под огород. Взволнованный Костя бросил портфель на кушетку и тоже выбежал в сад.

- Я поступаю в суворовское училище! - с радостной торжественностью громко провозгласил он самую важную новость, чтобы ее слышали все.

- Какое еще, на хрен, училище? - пока ничего не понимая, спросил отец, разгибая спину и опираясь на лопату.

- Суворовское училище..., военное..., в школу пришла разнарядка, - поспешил объяснить Костя, не понимая, почему такая большая новость не вызвала интереса у присутствующих. - Я же сказал....

- Что ты еще придумал? Успокойся! - оборвал его отец. - Тоже мне вояка нашелся.

- Я действительно хочу поступать, я уже Ревеке Наумовне сказал...

Восторг мальчика сменился на беспокойство, и он с тревогой посмотрел на мать и брата, но те стояли молча, поглядывая то на отца, то на Костю. Новость для всех оказалась действительно неожиданной.

- Никуда ты не пойдешь! - с обычной своей твердостью отрезал Матвей и, сердито воткнув лопату в землю, добавил: - Все! На сегодня достаточно! Пошли обедать.

Все тоже закончили работать и вслед за ним вошли в дом. На глаза Кости накатились слезы.

- Я хочу поступить в суворовское училище, - настойчиво повторил он дома, пытаясь уговорить отца.

Но тот был непререкаем:

- Куда ты хочешь поступить? Ты хоть что-то понимаешь в этом?

- Да, понимаю. Это военное училище для мальчиков, которое готовит офицеров.

- А-а, - протянул отец, - вое-енное? А ты знаешь, что это такое? Я восемь лет таскал эту шинель и не хочу, чтобы мой сын тоже мучился всю жизнь.

- Я не буду мучиться...

- Не будешь мучиться? Это ты сейчас так говоришь, а потом узнаешь, почем фунт лиха, и не так запоешь.

- Ты был солдатом, а я буду офицером...

- Видел я этих офицеров, их пачками сейчас выбрасывают после сокращения, простыми рабочими на завод не принимают, потому что они ничего не умеют.

Это было сущей правдой, потому что Костя сам был свидетелем того, как отец покупал на рынке у отставного военного офицерские брюки-галифе из шерстяной диагоналевой ткани. Отец еще с военной поры любил носить брюки, заправленными в сапоги, и считал такой вариант одежды весьма удобной в условиях этой жизни. А этот военный был из числа тех, кто попал под большое сокращение Вооруженных сил, совершенного в прошлом году по предложению Первого секретаря ЦК КПСС и по совместительству Председателя Совета министров Хрущова. Тогда впервые по мирной инициативе Советского Союза в запас и отставку были отправлены тысячи офицеров, особенно из числа тех, кто получил это звание во время войны, но не имел ни среднего специального, ни высшего образования.

- Это все потому что у них не было образования и специальности, а сейчас в училищах готовят офицеров с гражданской специальностью, - попытался возразить отцу Митя, который уже на собственном опыте убедился, что поступить в военное училище не так и легко.

- А ты помолчи лучше, - прикрикнул на старшего сына Матвей, - сам-то не смог поступить, кишка тонка.

- Я просто уже и сам не очень хочу.

- Вот то-то же, - сказал отец и опять повернулся к Косте: - Иди переодевайся, обедай и тоже на огород, надо разрыхлить вскопанное.

- Пап, я все сделаю, но вы... вы напишите заявление.

- Я тебе сказал, что никуда ты не пойдешь! - уже сердито закричал Матвей.

На глаза Кости накатились слезы. Мать посмотрела на него и, стараясь успокоить накалившуюся обстановку, сказала мужу:

- Да ладно, что ты привязался к ребенку! Пусть он подаст документы, поступит или не поступит, это еще бабушка надвое сказала.

- Пап, чего ты действительно? Пусть поступает! - поддержал ее и Митя.

- Ну вы, жалостники хреновы! - Матвей сердито посмотрел на всех и отступая прокричал: - Пусть, пусть поступает... А вы знаете, что нужно для того, чтобы куда-то поступить? Скольких людей упросить, сколько людей подмазать?

А потом он вдруг обратился к плачущему Косте:

- Иди-иди, но учти, что я никуда ходить не буду, все будешь делать сам, моей ноги там не будет!

Наученный жизнью, Матвей твердо знал, что в любом деле не подмажешь - не поедешь, поэтому так легко и согласился, услышав слова жены и старшего сына.

- А я и не прошу никого никуда ходить. Я сам буду ходить. Вы только заявление напишите, - сквозь слезы заявил Костя, еще даже не веря в свою маленькую победу.

Вечером Надежда написала заявление, не забыв при этом указать, как и в заявлении, которое писал при поступлении Митя, о военной службе и участии отца в войнах. На другой день Костя забрал написанную классной руководительницей характеристику, табель успеваемости за три четверти и сразу после занятий отправился в городской военкомат. Путь ему был хорошо знаком по прошлогодней попытке, когда он уже приходил сюда проситься в суворовское училище по собственной инициативе, но в тот год приема не было. В том же кабинете его встретил все тот же офицер. Костя не понял, вспомнил тот его или нет, но увидел, что на этот раз майор Есипов записывает его в регистрационную книгу под номером 196 и подумал: "Неужели уже столько желающих?". Офицер посмотрел табель мальчика и посетовал:

- Успехи у тебя, брат, неважные. Смотри-ка, даже тройки есть, а пятерок вообще маловато. Ведь при поступлении сдавать экзамены придется. Надо подтянуться, брат. Обязательно надо готовиться. Ну, а завтра отправляйся-ка в городскую детскую поликлинику на медкомиссию. Они там в курсе, а результаты потом принесешь мне сюда. Понял?

- Понял. Все понял.

После посещения военкомата Костя отправился в институтское студенческое общежитие к старшей сестре Гале, и, вызвав ее проводить его до автобусной остановки, очень серьезно сказал:

- Ты знаешь, мне нужно поговорить с тобой по очень важном делу.

Галя спокойно посмотрела на брата, несколько удивившись той серьезности и отрешенности, с которой обычно молчаливый Костя обратился к ней:

- Что случилось?

- Решается вопрос всей моей жизни. Я хочу поступать в суворовское училище, но родители против. Папка ругался на меня, но я уже отнес заявление в военкомат.

Костя рассказал Гале о том разговоре, который произошел дома в связи с его решением. Зная обстановку в их большой семье, Галя одобрила намерения младшего брата, а потом заметив афишу кино, мимо которой они проходили, вдруг предложила:

- Знаешь что, жизнь жизнью, а пока сходи-ка в кино. Это очень хороший фильм. Пойдем, я тебе куплю билет.

На афише значилось не совсем понятное имя какого-то "Тиля Уленшпигеля". Это название для Кости тогда ничего не говорило, потому что он еще не успел прочитать эту книгу фламандского писателя, но возражать сестре не стал. Фильм о проделках молодого борца за свободу Тиля Уленшпигеля и его верного друга Ламе Гудзаке, поставленный с большим юмором, он посмотрел на одном дыхании, время от времени захлебываясь от смеха вместе со всем залом. На какое-то время он даже позабыл о своем важном жизненном решении и предстоящих испытаниях, чего, видимо, и хотела добиться Галя, отправляя его посмотреть эту кинокомедию. Это было подарком судьбы, никогда в жизни потом он больше нигде не видел этого фильма.

На следующее утро он отправился в городскую детскую поликлинику, где на этот раз было необыкновенно много народа. Но это были не маленькие дети или младенцы, а ребята такого же возраста, как и Костя, да еще в сопровождении своих родителей и других домочадцев. Такого столпотворения людей детская поликлиника давно не видела, но вынуждена была мужественно выдерживать натиск новоявленных кандидатов в суворовское училище. Костя поначалу даже было растерялся, потому что не ожидал такого большого количества желающих, но потом понял, что комиссию проходить надо, поэтому, выяснив все в регистратуре и получив специальную карточку, стал старательно обходить все указанные там кабинеты, выстаивая огромные очереди к каждому из врачей. Мальчики заходили в кабинеты в сопровождении мам, но его отец запретил и матери заниматься его делами, поэтому Костя все кабинеты прошел самостоятельно.

Никто из врачей не усомнился в его здоровье, поэтому он вскоре отнес результаты в военкомат, а майор Есипов положил их в отдельную папку, где уже лежали заявление его родителей, его характеристика и табель.

- Когда приходить? - робко поинтересовался Костя.

- А вот этого я, брат, сам еще не знаю. Сначала закончи учебный год, принеси табель за пятый класс и жди повестки.

Что такое повестка, Костя уже хорошо знал по опыту старшего брата, которого тоже перед его попытками поступления в военное училище приглашали в военкомат специальной повесткой. Но как не пропустить эту повестку? Ведь могут ошибиться с адресом, могут принести в его отсутствие, и кто-нибудь спрячет ее. В общем, мало ли что может случиться.

Занятия в школе скоро закончились. Больших изменений в успехах Костя сделать уже не смог, но это его как-то не очень волновало. О предстоящих экзаменах он имел смутное представление, поэтому тоже не воспринимал пока всерьез, тем более что их предстояло сдавать лишь по прибытии в училище. Надо было сначала дождаться результата здесь, а для этого надо было ждать. И он стал ждать. Этим летом он не стал уезжать ни к каким родственникам и отказался ехать в пионерский лагерь, а терпеливо ждал повестки.

Глава 2

Повестка, действительно, пришла, как всегда, неожиданно, но в ней было написано, что через три дня необходимо прибыть в горвоенкомат для прохождения медицинской комиссии. Когда Костя прибыл в указанное время к военкомату, то опять был поражен тому количеству людей, окруживших в этот день единственное военное учреждение их города. Удивлен, похоже был не только он, потому что даже случайные прохожие, глядя на обилие людей у этого учреждения и привыкшие видеть подобное лишь по осени во время отправки на службу новобранцев, с тревогой вопрошали:

- А что здесь происходит?

- Медкомиссия для поступления в суворовское училище.

Только тогда прохожие различали, что среди собравшихся много мальчишек отнюдь не призывного возраста, и, улыбаясь, шли дальше. "Раз, два - левой! Раз, два - левой! Через город с песней суворовцы идут", - вспоминал кое-кто из них слова стихотворения, заученного еще в начальной школе.

На всех мальчиков уже были заведены личные дела, лежавшие в специальных папках, которые передвигались из кабинета в кабинет, от одного врача к другому вместе с проходившими комиссию кандидатами, как их стали официально называть. Через несколько часов уже почти все ребята прошли через эти кабинеты, но им приказали не расходиться, а ждать результатов комиссии, которая должна была решить судьбу каждого. Возможно, Костя бы спокойно ждал объявления результатов, если бы не вездесущие родители, разговаривавшие между собой. Они уже выяснили, что из всего этого количества должны отобрать лишь несколько человек и конечно же самых лучших. А поскольку Костя себя самым лучшим не считал, то значительно приуныл, не надеясь на успех. Но уходить тоже не стал, разумно рассудив, что все-таки следует испить эту горькую чашу до дна. Ждать пришлось довольно долго, поэтому все, пришедшие целыми семьями, стали разворачивать пикники прямо на травке во дворе военкомата и напротив, на берегу Ловати, стараясь подкормить как своих детей, так и перекусить самим после столь ответственного мероприятия. Костя, уходя утром из дома, как-то даже и не подумал о том, что медкомиссия будет продолжаться целый день, и что он может проголодаться. Не пришло это в голову и никому из его домашних. В их семье было как-то не принято брать с собой перекусы, уходя по каким-то делам в город. Но даже сейчас уже далеко за полдень, глядя на этих жующих людей, Костя не испытывал ни чувства зависти, ни чувства голода. У него была одна мечта, одна цель, и он никак не мог отвлечься от нее.

Вскоре среди мальчишек Костя заметил некоторых ребят и из их школы, но поздоровался только со Славкой Пестряковым, боевым парнишкой из параллельного класса, известного всей школе своим очень лихим поведением. Появление этого мальчишки здесь было для Кости большой неожиданностью. Вот уж кого он меньше всего представлял в качестве военного. Славка был здесь вместе с матерью и маленьким братиком. В дальнейшем Костя узнал, что отец Славки умер несколько лет назад, поэтому мать и решила отправить старшего сына на воспитание в военное училище.

Но вот все вдруг зашевелились и стали стекаться к двери, из которой вышел офицер комиссии, а за ним несколько солдат вынесли большие стопки папок с личными делами.

- Уважаемые родители, - очень официально начал офицер, - прошу тишины! Сейчас я буду зачитывать фамилии, и тех, кого я назову, прошу подходить и забирать личные дела ваших детей.

Похоже, он напрасно просил установить тишину. Такое заявление выглядело приговором, поэтому несмотря на июньскую жару, усталость и большое количество беспокойной мальчишеской братии, тишина в первое время установилась почти мертвая.

Сержант стал передавать офицеру папки с личными делами. Тот зачитывал фамилию очередного неудачника и передавал папку в протянутые руки родителей этого мальчика, у которых в этот момент вытягивались не только руки, но и лица. Кое-где уже потекли слезы, но плакать было бесполезно, потому что в каждом личном деле на последней странице стоял жесткий вердикт председателя комиссии о невозможности по какой-то причине быть кандидатом для поступления в суворовское училище. Стало понятно, что отбор идет чрезвычайно жестко. Костя почувствовал, что "дело пахнет керосином", как говаривал его отец в таких случаях, и уже был готов мужественно принять удар судьбы, спокойно дожидаясь, когда же наконец этот офицер назовет и его фамилию. Закончилась одна стопка личных дел, затем другая, подошла к концу и третья, последняя стопка. Его фамилии среди потерпевших не оказалось. Кто-то уже отправился домой, кто-то еще продолжал стоять с папкой личного дела в руке в надежде выяснить что-либо потом. Но еще довольно значительная часть оставшихся людей приблизилась вплотную к этому офицеру, не решаясь задавать вопросы, хотя главный вопрос был написан на их лицах.

- Те, кому я не вернул личные дела, тоже могут сегодня возвращаться домой. Повестку на следующую встречу мы вам пришлем, - так же невозмутимо объявил офицер и удалился внутрь здания.

- Ну что, кажется, пронесло? - услышал Костя слова, оказавшегося рядом Славки. - Ай-да, по такому случаю выкупаемся. Зажарились здесь совсем.

Костя оглянулся и увидел мать Славки, которая скромно стояла рядом, держа за руку младшего сынишку. Костя раньше видел ее, иногда она даже привлекала его внимание своим видом. У этой тихой женщины, на плечах которой вдруг оказалось двое несовершеннолетних сыновей, всегда был какой-то отрешенный вид.

- Ты сын Шпагиных? - тихо спросила она. - Я знаю твоих родителей.

Костя кивнул головой, потому что знал, что они жили в том же районе, что и Шпагины, только двумя улицами дальше от школы.

- Мам, мы пойдем купаться, - безапелляционно заявил Славка, даже еще не получив согласия Кости, - а вы идите домой, мы сами приедем.

С ними увязались еще двое ребят из их школы. Мальчики перешли Ловать по дамбе, потому что на противоположном берегу берег и пляж показались им немного лучше. Костя не любил купаться в Ловати, потому что вода в реке была намного прохладней, чем в их озере, да и не нравилось ему купаться в незнакомых местах. Но ребята были возбуждены только что пережитыми волнениями и смело шли вперед, а отказываться будущему суворовцу было как-то неприлично. Немного поплескавшись и поплавав у берега, мальчики разошлись не на шутку.

- А давайте, пацаны, сплаваем к военкомату! - предложил Славка и первым поплыл поперек Ловати к противоположному берегу.

Ему никто не стал возражать и двое других ребят тоже поплыли за ним. Костя знал, что плавает не очень хорошо, но увидев, что расстояние до противоположного берега было небольшим, гораздо меньше, чем до острова на их озере, куда они спокойно уже не раз плавали, тоже поплыл вслед за остальными. Ему не хотелось показывать себя трусом после только что одержанной победы, поэтому на этот раз он утратил свою обычную осторожность. Мальчик еще не понимал, что стадное чувство, это не самое лучшее чувство, присущее человеку. Сначала все шло хорошо, но когда он был уже примерно на середине реки, то почувствовал, что течением его сносит в сторону от того направления, по которому плыли другие мальчишки. Он стал усиленно выгребать в этом же направлении, сбился с дыхания и стал уставать. Какое-то время он, действительно, выдерживал направление к ребятам, которые уже доплыли до противоположного берега и остановились, поджидая его. Косте оставалось проплыть каких-то пять-шесть метров, но течение упорно не давало ему двигаться вперед, а сил уже не было. Сердце мальчика сдавил страх, руки и ноги стали ватными, двигать ими стало невозможно. Костя попытался нащупать дно, надеясь на то, что он уже находится совсем близко, но ноги безнадежно ушли в бездну. Он отчетливо почувствовал, что тонет, но кричать и звать на помощь почему-то стеснялся. Мальчик сделал отчаянный судорожный рывок, вскинул руку вверх и скорее не крикнул, а лишь глазами, полными ужаса, обратился к стоявшему рядом с его товарищами молодому мужчине. Косте повезло, мужчина в этот момент как раз взглянул на него, все прочел в глазах мальчика, моментально бросился вперед и буквально выхватил из воды уходящего под воду пацана. Он поставил мальчика на твердую землю рядом с собой и спросил:

- Ну как, все в порядке?

- Да-да, спасибо, - смог еще ответить Костя, с трудом переводя дыхание.

Но голова у него кружилась, поэтому с помощью мальчишек он с трудом вышел на берег и упал на траву.

- Костя, что с тобой? - участливо спросил Славка.

- Течение стало сносить... - пытался пояснить Костя. - Давайте отдохнем немного.

Но отдыхать пришлось довольно долго, потому что голова страшно разболелась и от пережитого волнения, и от голода, и от чрезмерных усилий во время плавания. О том, чтобы плыть назад не могло быть и речи, поэтому мальчики тихо отправились к мосту, чтобы добраться до своей одежды, оставленной на противоположном берегу.

Дома Костин рассказ о прошедшей медкомиссии, без упоминания о купании в Ловати, был воспринят уже с некоторым интересом. О попытке его поступления понемногу становилось известно всем родственникам, а Матвей, несмотря на свое упорство, все-таки похвалился этой новостью и на своей работе. А поскольку на станции "Скорой помощи" работали не только его товарищи-водители, но были еще и медицинские сестры и врачи, то они стали убеждать Матвея в том, что сын поступает правильно. Они уверяли, что в случае поступления, сын станет офицером и может стать большим человеком, во всяком случае выйдет в большую жизнь, а не будет влачить существование в их районном городке. То, что сын станет человеком, импонировало Матвею, подогревало его гордость за сына, но поскольку он по натуре был упрямым человеком, то, даже выслушивая уговоры сослуживцев, все равно оставался твердым в отношении принятого решения не принимать никакого участия в судьбе сына. Да к тому же он понимал, что вряд ли чем может помочь сыну в этой ситуации, поэтому разумно полагался на судьбу.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Суворовская юность (Главы из повести) Глава 1 iconСистема героев повести. Разделите основных героев на группы. Кого...
Тема Жанр философской повести в литературе французского Просвещения: Вольтер. Кандид
Суворовская юность (Главы из повести) Глава 1 iconПо повести Кира Булычева
На небольшом космическом корабле герои повести собираются лететь в Галактику. Действие происходит в XXI веке
Суворовская юность (Главы из повести) Глава 1 iconЗамечания по первой главе- во введении обозначить задачи, предмет,...
В конце каждого пункта вывод по этому пункту, в конце главы- вывод по пунктам и главы в целом. И еще на каждые показатели, т е цифры,...
Суворовская юность (Главы из повести) Глава 1 iconТема урока: Нравственные уроки повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»...
Образовательные: способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора», осознать и осмыслить идейное содержание...
Суворовская юность (Главы из повести) Глава 1 iconПрочитать отрывок из повести В. Крапивина «Бегство рогатых викингов»...
Найти и подчеркнуть в этом отрывке слова с неполногласными сочетаниями, написать их полногласный вариант (глава-голова)
Суворовская юность (Главы из повести) Глава 1 iconВступление
Это название сохранялось до тех пор, пока не была написана половина повести. Потом, по ходу продолжения, автор решил изменить её...
Суворовская юность (Главы из повести) Глава 1 iconПоложение о совете школьного физкультурно- спортивного клуба «юность»
Совет школьного физкультурно-спортивного «юность» (Дале по тексту –совет фск) является выборным органом самоуправления клуба
Суворовская юность (Главы из повести) Глава 1 iconДоклад по выбору: Трагическое и комическое в повести Платонова «Котлован»...
Биология. П. 23-28, письменно вопр.№1 в конце каждого параграфа., стр. 94 «проверь себя», вопр. 1 -20 (письменно)
Суворовская юность (Главы из повести) Глава 1 iconНаказание выполняет важную роль в борьбе с преступностью, является...
Ук РФ. Имеется в виду раздел III «Наказание», включающий в себя две главы: глава 9 «Понятие и цели наказания. Виды наказаний», глава...
Суворовская юность (Главы из повести) Глава 1 iconПеред вами художественное произведение в жанре нф. Как всякое художественное...
Не предвосхищая оценки повести в целом, предоставлю читателю самому оценить важность эвереттического аспекта повести. Своё видение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница