Задача упражнений осознать, какова ваша актуальность, можете ли вы действительно чувствовать ее, чувствовать ее своей. Здесь нет задачи проверить, способны ли вы на нечто или нет каждый способен до определенной степени




Скачать 175.47 Kb.
НазваниеЗадача упражнений осознать, какова ваша актуальность, можете ли вы действительно чувствовать ее, чувствовать ее своей. Здесь нет задачи проверить, способны ли вы на нечто или нет каждый способен до определенной степени
Дата публикации26.02.2013
Размер175.47 Kb.
ТипЗадача
skachate.ru > Астрономия > Задача
Пояснения к упражнениям

Когда вы делаете упражнения, важно понимать, что вы делаете, как вы делаете, и что это вам реально дает. Реально вам и в этот момент, а не другим людям и не по слухам. И отсюда вы можете видеть, эффективно ли это для вас и что вам нужно для того, чтобы это было эффективно.

В выполнении упражнений важно, что бы вы почувствовали, что это именно вы испытываете нечто, чем бы оно ни было. Заметьте, какие трудности или препятствия вам мешают во время выполнения упражнений, что заставляет вас их заканчивать (это могут быть разные состояния, переживания, чувства или мысли). Осознавайте, какие мысли у вас возникают об упражнениях.

Может быть, вы воспримите их как борьбу за перетягивание каната, "кто кого", и будете защищаться. Тогда вы ни на йоту не сдвинетесь в вашем осознавании.

Задача упражнений - осознать, какова ваша актуальность, можете ли вы действительно чувствовать ее, чувствовать ее своей. Здесь нет задачи проверить, способны ли вы на нечто или нет - каждый способен до определенной степени.

Замечайте, как вы во время выполнения упражнения ускользаете из настоящего и куда вы при этом направляетесь. Не заставляйте себя возвращаться, а просто наблюдайте.

Польза, которую вы можете извлечь из этих упражнений, состоит в развитии способности находить собственные оценки. Выполняйте их как игру, не смущаясь комическими или трагическими аспектами получившейся ситуации. С разных точек зрения одно и то же событие может быть и комическим и трагическим.

Заметьте момент, когда тревожность или отвращение выходят на передний план и заставляют уклониться от выполнения упражнения. Кто или что вызывает в вас это чувство?

Некоторые испытывают трудности в упражнениях, связанных с эмоциями, поскольку для них эмоции - это нечто глобальное. Если вы замечаете, что объекты ваших упражнений не вызывают у вас вообще никаких эмоций, попробуйте пофантазировать, какие бы это могли быть эмоции. Или припишите их кому-нибудь из знакомых: какие бы эмоции, например, мог испытывать этот человек.

Некоторые упражнения занимаются не решением внутренних конфликтов вашего ума, а обострением вашего контакта с окружающим, так чтобы вы могли лучше осознавать-замечать, где вы находитесь.

При выполнении упражнений важно не исправлять то, что вы осознаете, не вмешиваться в процесс, а наблюдать все свои спонтанные реакции. Не пытайтесь осознавать что-то скрытое или необычное, и не ищите интерпретаций подсознательного, трактовок, почему и что с вами происходит, объяснений и причин.

Выполняя эти упражнения, шаг за шагом, вы начинаете все больше принимать ответственность за весь ваш опыт, в том числе, блоки и симптомы, и постепенно обретаете свободное управление собой. Представление о том, что мысли по своей собственной инициативе и без вашей помощи входят в ваш ум уступят место видению, что это вы думаете свои мысли.

При вы полнении упражнений на осознавание тела почти все испытывают трудности, сопротивление и тревожность. Но они чрезвычайно важны и заслуживают затраты многих часов - в умеренных дозах. Это не только основа для разрушения "мышечного панциря", но так же и средство для лечения всех мышечных заболеваний.

При выполнении упражнений важно не "прогрессировать", а просто без напряжения идти вперед. Если вы будете считать, что "должны" быть способны делать что-то, вы сразу же ограничите то, что вы можете обнаружить тем, что вы уже знаете и чего ожидаете. Будьте любознательными. "Понимание" того, что с вами происходит, чаще всего бывает словесного или "теоретического" рода. Оно может быть совершенно правильным, но оно не сдержит чувствуемой значимости, которая предшествует действительному раскрепощению.

Атлеты являются людьми, замечающими свое тело. Что же касается гимнастики, танцев, восточных единоборств и других занятий, требующих сложной координации и равновесия, то они действительно поддерживают жизненность и даже осознавание тела.

Существует очень полезное правило: когда вы вроде бы готовы прекратить эксперимент, когда кажется, что пора остановиться, нечего больше сказать, - сделайте еще один шаг, скажите еще что-то.

Многие упражнения, если вы их честно проделываете, могут вызывать в вас самую различную реакцию. От восторга до шока, от радости узнавания до урона собственного достоинства в ваших собственных глазах. Позвольте себе замечать, что именно вас шокирует или унижает. И по сравнению с чем.

 ^ Упражнение на выявление фона и фигуры

1. Посмотрите на какой-нибудь объект. Глядя на него, заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего пространства и объектов. Затем обратитесь к соседнему объекту и наблюдайте тоже самое. Так же вслушайтесь в какой-нибудь звук и увидьте, как остальные звуки уходят в фон. Прислушайтесь к какому-нибудь телесному ощущению и пронаблюдайте за ним и его фоном.

2. Пристально смотрите на какую-нибудь фигуру (зрительную, звуковую или телесную), стремясь смотреть только на нее и ни на что другое. Вы заметите, что скоро она станет неясной и ваше внимание начнет рассеиваться. Если же вы дадите своему взгляду блуждать, все время возвращая его от фрагментов фона к фигуре, она станет яснее и лучше видимой.

3. Выберите неспокойную ситуацию, например ожидание человека или автобуса на остановке. Позвольте себе свободно видеть и слышать фигуры и фоны в окружающем, свободно переходя от одного к другому. Вы заметите, что чем больше вы беспокоитесь об ожидаемом (автобусе или человеке), тем меньше интереса вы можете обратить на окружающее вас.

4. Дайте своему вниманию переходить от объекта к объекту свободно, отмечая фигуры и фоны в объекте и свои эмоции. Каждый раз выражайте вои эмоции словами "мне это нравится" или "мне это не нравится". Разделяйте объекты на части "это мне в объекте нравится, это - нет". Попробуйте различать свои эмоции: "это вызывает у меня отвращение" и т.п.

 ^ Упражнение на анализ и объединение.

1. Посмотрите на какой-нибудь объект. Глядя на него, заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего пространства и объектов. Затем обратитесь к соседнему объекту и наблюдайте тоже самое. Так же вслушайтесь в какой-нибудь звук и увидьте, как остальные звуки уходят в фон. Прислушайтесь к какому-нибудь телесному ощущению и пронаблюдайте за ним и его фоном.

2. Пристально смотрите на какую-нибудь фигуру (зрительную, звуковую или телесную), стремясь смотреть только на нее и ни на что другое. Вы заметите, что скоро она станет неясной и ваше внимание начнет рассеиваться. Если же вы дадите своему взгляду блуждать, все время возвращая его от фрагментов фона к фигуре, она станет яснее и лучше видимой.

3. Выберите неспокойную ситуацию, например ожидание человека или автобуса на остановке. Позвольте себе свободно видеть и слышать фигуры и фоны в окружающем, свободно переходя от одного к другому. Вы заметите, что чем больше вы беспокоитесь об ожидаемом (автобусе или человеке), тем меньше интереса вы можете обратить на окружающее вас.

4. Дайте своему вниманию переходить от объекта к объекту свободно, отмечая фигуры и фоны в объекте и свои эмоции. Каждый раз выражайте вои эмоции словами "мне это нравится" или "мне это не нравится". Разделяйте объекты на части "это мне в объекте нравится, это - нет". Попробуйте различать свои эмоции: "это вызывает у меня отвращение" и т.п.

^ Упражнения на вспоминание.

1. Выберите недавнюю ситуацию, например, когда вы были в последний раз в гостях у ваших хороших знакомых, друзей. Отправьтесь туда мысленно, закрыв глаза, и посмотрите, что вы видите: предметы, обстановку, других людей. Не пытайтесь искать что-то, просто смотрите, что появится. Рассматривайте образы так, будто они находятся перед вами.

2. Такое же упражнение проделайте со звуковыми воспоминаниями. Что вы слышите в этой картине, в этом месте, куда вы мысленно отправились? Попытайтесь включать и другие чувства: запахи, вкус (что вы пробовали или нюхали), осязание, как вы переживали собственные движения, каков был ваш эмоциональный тон. Что вы заметили в своем процессе вспоминания?

 ^ Упражнения на осознавание тела.

1. Примите такое положение тела, чтобы ваша голова была свободна и ни на что не опиралась. С закрытыми глазами попробуйте почувствовать свое лицо изнутри, почувствуйте моменты напряжения, которые возникают. Найдите их, но не расслабляйтесь. Замечайте - что там? С чем это связано? Какое это чувство, эмоция? Какие ассоциации возникают? Мышцы лица тесно связаны с эмоциями и чувствами. Ваше лицо говорит вам, как вы относитесь к ситуации, какие моменты прошлого значимы. Важно найти только несколько секунд, чтобы заметить эту информацию.

2. Останьтесь в той позе, в которой вы находитесь прямо сейчас. Наблюдайте, где что есть в теле, что с чем связано, что к чему прикасается, где есть напряжение. Найдите 3 - 4 глагола, которые прямо сейчас подсказывает вам ваше тело. Просто дайте этим глаголам проскользнуть в вашу голову, наблюдая за действиями и намерениями тела. Часто то, что делает тело, или что делается с телом, уравновешивает или комментирует то, что говорится словами.

3. Выполняйте упражнение на осознавание всего, что в данный момент с вами происходит, наблюдайте за этим, озвучивайте, каждый раз начиная фразу со слов "сейчас я осознаю, что".

4. Попробуйте сначала обращать внимание только на внешние события, но без подавление других переживаний. Затем сосредоточьтесь на внутренних процессах - образах, физических ощущениях, мышечных напряжениях, эмоциях, мыслях. Сосредоточьтесь на каждом из них так полно, как только сможете. Следите при этом за всеми возникающими объектами (фигурами).

Важно теперь дифференцировать свой опыт по принципу "тело", "эмоции" и "мышление".

5. Сосредоточьтесь теперь на своих телесных ощущениях в целом. Пройдите внимание все тело. Какие части себя вы чувствуете? Отметьте боли и зажимы, которые вы обычно не замечаете. Какие мышечные напряжения вы чувствуете? Определите их точные местоположения. Не пытайтесь вмешиваться в происходящие процессы, ослабляя напряжение или боль. Заметьте, что знать, где та или иная часть вашего тела и представлять ее там - не то же самое, что чувствовать ее. Говорить о "незамечаемой боли" кажется противоречивым. На самом деле, речь идет о незамечаемом состоянии, которое, попадая в фокус осознавания, ощущается как боль.

^ Работает следующая взаимозависимость:

1. когда вы работаете над своим осознаванием, ваше тело становится более свободным, раскрепощенным, энергичным, подвижным и гибким.

2. Когда вы работаете над своим телом, над его координацией, пластикой и гибкостью, вы становитесь более открытыми для принятия новых точек зрения, изменения взглядов, расширения способности видеть сходства и различия, совершать выбор и видеть новые возможности.

В мире спорта и искусства вы можете найти многие подтверждения этому. В здоровом теле - здоровый дух.

 ^ Упражнения на осознавание эмоций

1. попробуйте воспроизвести определенное телесное действие: напрягите, а потом расслабьте челюсти, сожмите кулаки, начните тяжело дышать. Вы можете заметить, что все это вызывает смутную эмоцию. Если к этому переживанию вы можете добавить какую-нибудь фантазию, представление о каком-либо человеке или вещи в вашем окружении, которые вызывают у вас неприятные воспоминания или переживания - эмоция разгорится с полной силой и ясностью. И наоборот, в присутствии такого человека или вещи, вы замечаете, что не чувствуете эмоции, пока не примите как свои собственные соответствующе телесные действия: в сжимании кулаков, возбужденном дыхании и т.п. вы начинаете чувствовать гнев.

2. Лежа, попробуйте почувствовать свое лицо. Чувствуете ли вы свой рот, лоб, глаза, челюсти? Обретя эти чувствования, задайте себе вопрос: "каково выражение моего лица?". Не вмешивайтесь, просто позвольте этому выражению быть. Сосредоточьтесь на нем, и вы заметите, как быстро оно меняется. Течение минуты вы можете почувствовать несколько разных настроений.

3. Упражнение про скуку. Когда вы утомлены, собираетесь уснуть, вы, возможно, замечаете, что возникают спонтанные фантазии, сны наяву. Вы можете использовать их для обнаружения того, что вам действительно интересно, чтобы вы хотели делать.

4. Посетите художественную галерею, желательно достаточно разнообразную. Бросайте лишь моментальный взгляд на каждую картину. Какую эмоцию, хотя бы неясную, она вызывает? Волнение? Испуг? Раздражение? Каким бы ни было ваше мимолетное впечатление, не пытайтесь изменить его добросовестным разглядыванием, переходите к следующей картине. Если ваши реакции кажутся очень смутными и мимолетными или даже вы вообще не способны их отследить, не думайте, что это всегда будет так, - повторяйте опыт при каждом удобном случае. Репродукции тоже подойдут.

Негативные эмоции, которых мы обычно пытаемся избегать, тоже должны быть осонаваемы и разряжены прежде, чем мы сможем свободно входить в ситуации, в которых испытываем их, поскольку негативный опыт, который мы получали в связи с этими эмоциями, будет всегда препятствовать тому, чтобы мы принимались за привлекающие нас "новые дела". Можно попробовать завершить их, повторно переживая в фантазии.

5. Вновь и вновь оживляйте в фантазии опыт, имевший для вас большую эмоциональную нагрузку. Каждый раз старайтесь вспомнить дополнительные детали. Какой, например, наиболее пугающий опыт вы можете вспомнить? Прочувствуйте вновь, как все это происходило. И еще раз. И снова. Употребляйте настоящее время. Возможно, в фантазии всплывут какие-то слова, которые говорили вы или кто-то другой. Произносите их вслух вновь и вновь, слушайте, как вы произносите их, почувствуйте, как вы переживаете их выговаривание и слушание. Вспомните ситуацию, в которой вы были унижены. Воспроизведите ее несколько раз. Обратите внимание, не всплывает ил в памяти более ранний опыт подобного рода. Если это так, перейдите на него и поработайте с ним. Делайте это для разного эмоционального опыта- насколько у вас хватает времени. Когда вы более всего в состоянии горя? Разъярены? Пристыжены? В замешательстве? Чувствовали себя виноватым? Можете ли вы пережить эту эмоцию вновь? Если не можете, то, можете ли вы почувствовать, что блокирует вас?

 ^ Упражнения на вербализацию

1. Послушайте, как вы говорите в компании. Если есть возможность - запишите свой голос. Вы будете удивлены и, может быть, раздосадованы тем, как он звучит. Чем больше ваше представление о себе отличается от вашей реальной личности, тем сильнее в вас будет нежелание признать свой голос своим собственным.

2. Почитайте вслух стихи, которые вы знаете, и послушайте себя. Не вмешивайтесь в чтение, не старайтесь читать громче, яснее и выразительнее. Читайте так, как у вас получается, повторяйте чтение и слушайте, пока не почувствуете интеграции речи и слушания.

3. прочтите то же стихотворение внутренней речью, - " в уме". Теперь вам должно быть уже легко слышать собственную внутреннюю речь. Читая книгу или газету, вслушивайтесь в свою внутреннюю речь. Эта практика может улучшить вашу память, благодаря возросшему контакту с материалом.

4. Попробуйте прислушаться к своему внутреннему речевому думанию. Если это вызывает беспокойство или ступор, начните это, например, так: "Сейчас я слушаю себя. Не знаю, о чем бы подумать. Попробую проделать мысленно эксперимент "здесь и сейчас". Да, это звучит так же, как если бы я делал это вслух. А теперь я забыл, перестал слушать…" Отмечайте модуляции вашего внутреннего голоса - какой у него эмоциональный тон? Звучит ли он по-детски? Проговаривает ли он педантично все подразумеваемое после того, как значение уже понятно.

Если вы можете почувствовать функциональное единство говорения и слушания, ваше думание станет более выразительным. В то же время часть вашего думания, которая ничего не выражает, крутится как мотор на холостом ходу, начнет понемногу исчезать.

5. Постарайтесь поддерживать внутреннее молчание, воздержитесь от внутренней речи. При этом оставайтесь осознающим. Поначалу это удается только несколько секунд. Для начала хорошо хотя бы почувствовать разницу между внутренним молчанием и внутренним говорением. Позвольте им сменять друг друга. Хороший способ - координировать это с дыханием. Вдох -остановка речи, выдох - выговаривание. Если вы занимаетесь в одиночестве, полезно будет проговаривать вслух, шепотом.

6. Прислушайтесь к внутренней речи и попробуйте ее интерпретировать: ритм, тон, "ходовые фразы". Кому вы говорите? С какой целью? Придираетесь или ворчите? Льстите? Не поворачиваете ли фразы так, будто что-то скрываете - сами не знаете что? Стараетесь произвести впечатление? Или вам нравится, как слова текут, цепляясь друг за друга? Есть ли у вашей внутренней речи постоянная аудитория?

 ^ Упражнение на самоинтеграцию

На основе осознавания любой реальной ситуации попробуйте произносить фразы, более или менее адекватно выражающие эту ситуацию с точки зрения тела, чувств, речевых привычек, социальных отношений и т.д. Например: "Я стискиваю челюсти и напрягаю пальцы… иными словами, я сержусь, но не даю своему гневу выразиться… иными словами, мой голос звучит с нервной дрожью, но он мягок и сдержан… иными словами, в нашем обществе возможность длительного контакта между людьми зависит от определенных ограничений в их поведении…". Каждая из таких формулировок - имеющий отношение к делу и существенный взгляд на живую ситуацию. Практикуйтесь в легкой смене точек зрения, это углубит и расширит вашу ориентацию в отношении того, где вы находитесь и что нужно делать.

 ^ Упражнения на слияние и дыхательные упражнения

1. Отметьте свои некоторые привычки: как вы одеваетесь, чистите зубы, закрываете дверь и т.д. Если привычки не кажутся достаточно эффективными или их изменение вас интересует - попробуйте их изменить. Что произойдет? Получите ли вы удовольствие, участь что-то делать по-новому? Или встретитесь с сопротивлениями? Не изменит ли это всю схему вашего поведения? Что происходит, когда вы наблюдаете, как кто-то делает работу, похожую на вашу? Не раздражают ли вас отличия?

2. Проснувшись, прежде сем встать, подумайте о возможности чувствовать или действовать иначе, не так, как обычно. Не принимайте решений, которые должны быть непременно выполнены, просто живо визуализируйте возможные простые и легко выполнимые изменения в вашем обычном распорядке.

3. Рассмотрите как можно больше своих "черт" - речь, одежду, поведение в целом и пр. - и задайте себе вопрос: подражая кому вы их приобрели? Друзьям? Врагам? Если вы одобряете в себе эту черту, то чувствуете ли вы благодарность к ее источнику?

4. Понаблюдайте за своими реакциями на кинофильм или спектакль. Отметьте, насколько, обычно не замечая этого, вы отождествляетесь с действующими лицами. С какими именно? Не с теми ли, с кем, вам кажется, что трудно было бы отождествить себя?

5. вспомните, по отношению к кому вы чувствуете вину или обиду. Вызвали бы подобные действия то же чувство, если бы они принадлежали кому-нибудь другому? Теперь вспомните свои отношения с этим человеком в целом. В какой степени вы принимаете само собой разумеющимся то, что, может быть, он вовсе не воспринимает как само собой разумеющееся? Хотите ли вы изменить существующие отношения между вами? Тога, вместо того, чтобы мучить себя чувствами вины или обиды, поищите пути расширения контакта!

^ Дыхательные упражнения

1. Представьте и почувствуйте себя дышащим. Можете ли в своем дыхании различить, как воздух поступает в нос, проходит по трахее в легкие и бронхи, как раздвигаются ребра, растягивается спина, как увеличивается пространство, когда вы вдыхаете и расширяете грудь? Можете ли вы прочувствовать выдох, как эластичное, без всякого усилия, возвращение ребер и мускулатуры в состояние покоя, предшествующее следующему вдоху?

2. Сделайте своей привычкой зевать и потягиваться при возможности. Возьмите за образец кошку. Начиная зевок, дайте нижней челюсти опуститься, как будто она совсем падает. Наберите воздуха, как будто нужно наполнить не только легкие, а все тело. Дайте свободу рукам, распустите локти, отведите назад плечи насколько возможно. На вершине натяжения и вдоха отпустите себя и дайте всем напряжениям, которые вы создали, расслабиться.

 ^ Упражнения на ретрофлексию

1. Когда вы задаете сами себе вопрос, попробуйте понять, что это некая психологическая игра. Вы не знаете ответа, иначе вы бы не задавали вопрос. Представьте себе: кто в вашем окружении может знать ответ на этот вопрос? Если вы можете определить, кто это, можете ли вы почувствовать, что хотели бы задать этот вопрос именно ему, а не себе? Что удерживает вас от того, чтобы задать вопрос именно ему?

2. Когда вы советуетесь с собой о чем -то, можете ли вы осознать мотивы, которые вас побуждают это делать? Какими бы они ни были, можете ли вы определить, кого вы подменяете собой? С кем на самом деле вы советуетесь?

3. Рассмотрите самопорицание (угрызения совести). Найдите того неизвестного, к которому реально обращен упрек. Кого вы хотите укорить? Кого вы хотите переделать? В ком вы хотите вызвать чувство вины, притворяясь, что испытываете его сами?

4. Вернитесь к случаям самосожаления и самонаказания в своей жизни и попробуйте ответить на вопросы: Кого вы хотите пожалеть? От кого бы вы хотели получить сочувствие? Кого вы хотите наказать? Кем бы вы хотели быть наказаны?

5. Обратите ситуацию, в которой вы принуждали бы себя в ситуацию, когда вы принуждаете кого-то выполнить задание за вас. Будете ли вы пытаться манипулировать средой с помощью каких-то магических слов? Или вы будете угрожать, командовать, подкупать, награждать?

6. Как вы реагируете, когда вас принуждают? Притворяетесь глухим? Даете обещания, которые не собираетесь выполнять? Или вы реагируете чувством вины и выплачиваете свой долг презрением к себе и отчаянием?

7. Пытаясь заставить себя делать то, чего вы сами не хотите, вы работаете против мощного собственного сопротивления. Перспектива достижения цели проясняется, если вместо принуждения вы займетесь выяснением того, какие препятствия стоят на вашем пути (то есть посмотрите на себя, стоящего на своем пути). Какие препятствия это могут быть? Каковы бы ни были ваши возражения против того, чтобы делать что-то, нет смысла порицать себя за них. Порицайте лучше того (или то) кого вы считаете ответственным за то, что вы чувствуете. Разрядив таким образом какую-то часть агрессии, которую вы направляли на себя, вы сможете реагировать на ситуацию совсем иначе.

8. В чем вы сомневаетесь относительно себя? Не доверяете себе? За что осуждаете себя? Можете ли вы обратить эти отношения? Кто этот неизвестный, в котором вы сомневаетесь? Кого вы презираете? С кого бы хотели сбить спесь? Не является ли ваше чувство неполноценности скрытым высокомерием? Можете ли вы рассмотреть свое самоуничижение и увидеть в нем ретрофлектированное желание уничтожить некоего человека?

9. Рассмотрите свое самонаблюдение (интроспекцию). Какова цель этого действия? Вы ищите какую-то тайну? Пытаетесь вытащить какое-то воспоминание? Надеетесь или боитесь столкнуться с чем-то неожиданным? Не смотрите ли вы на себя пристальным ком сурового родителя, чтобы удостовериться, что не сделали ничего недозволенного? Или вы надеетесь найти что-то, что будет соответствовать какой-либо теории? Или, наоборот, усматриваете, что таких подтверждений нет? Обратите подобные отношения на окружающих людей. Есть кто-нибудь, чьи "внутренности" вы хотели бы рассмотреть? За кем бы вы хотели строго присмотреть?

10. Независимо от цели вашего интроспектирования, как вы это делаете? Пытаетесь ли до чего-то докопаться? Или вы похожи на требовательного полисмена? Или вы смотрите на себя робко, украдкой? или подтасовываете события, чтобы они соответствовали вашим ожиданиям? То, как вы это делаете часто важнее содержания.

11. Лежа, не расслабляясь произвольно, почувствуйте свое тело. Отметьте, в какой области ощущаются боли. Почувствуйте, где есть зажимы. Ничего с ними не делайте. Осознайте напряжения глаз, шеи, вокруг рта, лоб. Позвольте совему вниманию последовательно пройти снизу вверх вашего тела.

Не обманывайте себя, что вы чувствуете свое тело в тех случаях, когда вы всего лишь визуализируете или "теоретически" знаете о нем.

12. Полезный метод понимать значение тех или иных напряжений или болей - вспомнить соответствующие расхожие выражения. Они содержат веками проверенную мудрость:

Если у меня жесткая шея - не упрям ли я? Я высоко задираю голову - не высокомерен ли я? Я двигаю вперед подбородок - не хочу ли я лидировать? Мои брови выгибаются дугой - не надменен ли я? У меня сжимается горло - не хочу ли я закричать? Я насвистываю в темноте - не боюсь ли я чего-то? Мое тело дрожит - я испуган? У меня нависающие брови - я сержусь? Я чувствующую себя разбухающим - не готов ли я разразиться гневом? Мое горло стянуто - нет ли там чего-то, что я не могу проглотить? Я чувствую тошноту - чего я не могу переварить?

13. Начните с "ошибок" в вашем поведении, к которым вы склонны. Если вы делаете постоянно одну и ту же ошибку - попробуйте не раздражаться и не блокировать это, а проявите любопытство и сделайте ее намеренно, чтобы разобраться, в чем тут дело. Повторяющиеся ошибки или неловкости часто являются непрожитым раздражением. Когда кто-то раздражает вас или выводит вас из душевного равновесия, вы, вместо того, тобы ответить ему тем же, чем он вам досаждает, досаждаете себе. Оставьте на некоторое время моральные суждения в свой адрес, дайте себе шанс. Когда импульсы, которые вы привыкли отделять от себя на моральных основаниях, научатся говорить своими собственными голосами, вы часто будете обнаруживать, что ваши оценки меняются. Не будьте к себе критичны более, чем к другим.

14. Наблюдайте за своим дыханием и тем, как работают все ваши органы, ткани и кости, которые принимают участие в акте дыхания. Если вы заметили напряжения - следите за их развитием, не вмешиваясь. В течение дня обратите внимание, как и при каких обстоятельствах вы сдерживаете свое дыхание. Что вы удерживаете, сдерживая дыхание, какую функцию организма или его реакцию? Это может быть крик, попытка убежать, желание ударить, рвоту, плач и т.д.

 ^ Упражнения на интроекцию

1. Один раз в день принимайте пищу в одиночестве. Пронаблюдайте, как вы едите, что происходит с пище у вас во рту, что вы чувствуете, а чего нет, чего вы избегаете, а что делаете с удовольствием, как вы ощущаете вкус. Понаблюдайте, как у вас обстоит дело с "ментальной пищей"? Задайте себе эти же вопросы относительно чтения книги или просмотра кинофильма.

2. Каждый раз во время еды один кусок разжевывайте полностью и тщательно до разжижения. Когда почувствуете, что полностью разжижили пищу - выпейте ее. Найдите себе такую же работу в интеллектуальной сфере. Например, возьмите одно трудное предложение в книге и тщательно его проанализируйте. Найдите точное значение каждого слова. Определите, каково для вас это предложение: ясно или смутно, истинно или ложно. Сделайте это предложение своим, пересказав его смысл своими словами, уясните, какую часть его вы не понимаете.

3. Когда вы в каком-то неспокойном настроении - сердиты, подавлены, обвиняете кого-то - примените свою агрессию, набросившись на яблоко или кусок черствого хлеба. В соответствии со своим состоянием, жуйте его так нетерпеливо, поспешно, злобно, жестко, как вы только можете. Кусайте и жуйте - но не глотайте!

4. Наблюдайте, как вы обычно держите свои челюсти. Если вы заметили, что они часто сжаты или что вы находитесь в состоянии суровой решимости вместо того, чтобы работать с легкостью и интересом, держите зубы в легком соприкосновении, не позволяя им сжиматься или разжиматься. Позвольте им расслабиться до дрожи. Попробуйте обратное: сильно сожмите зубы, создайте максимальное напряжение. А затем внезапно освободите челюсти.

5. Поговорите про себя (молча), но обращаясь к определенным лицам. Будьте внимательны к своей речи и дыханию. Постарайтесь не оставлять слов в горле ("уме") во время вдоха.

Похожие:

Задача упражнений осознать, какова ваша актуальность, можете ли вы действительно чувствовать ее, чувствовать ее своей. Здесь нет задачи проверить, способны ли вы на нечто или нет каждый способен до определенной степени iconКак можно определить есть у младшего школьника творческие способности к математике или нет?
Все мы помним такие задачи с детства: про волка козу и капусту, разрежь и сложи, нарисуй, не отрывая карандаша от бумаги, расставь...
Задача упражнений осознать, какова ваша актуальность, можете ли вы действительно чувствовать ее, чувствовать ее своей. Здесь нет задачи проверить, способны ли вы на нечто или нет каждый способен до определенной степени iconВ какой мере я им могу предложить изучать учение Лайя-йоги?
Й человек имеет право видеть Дхарму так, как он ее видит. Но если у человека есть связь, конечно, можете говорить. Если у человека...
Задача упражнений осознать, какова ваша актуальность, можете ли вы действительно чувствовать ее, чувствовать ее своей. Здесь нет задачи проверить, способны ли вы на нечто или нет каждый способен до определенной степени iconСтатья Гуру «Общинные ценности и общинная культура»
Гуру – ученик, понятию садхана, освобождение, самайя, в природе нет просто как такового. Нет культуры, нет понятий, нет смыслов,...
Задача упражнений осознать, какова ваша актуальность, можете ли вы действительно чувствовать ее, чувствовать ее своей. Здесь нет задачи проверить, способны ли вы на нечто или нет каждый способен до определенной степени iconМинистерство общего и профессионального образования свердловской...
Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя....
Задача упражнений осознать, какова ваша актуальность, можете ли вы действительно чувствовать ее, чувствовать ее своей. Здесь нет задачи проверить, способны ли вы на нечто или нет каждый способен до определенной степени iconМотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана) Инструкция
Отвечая на нижеприведённые вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да»...
Задача упражнений осознать, какова ваша актуальность, можете ли вы действительно чувствовать ее, чувствовать ее своей. Здесь нет задачи проверить, способны ли вы на нечто или нет каждый способен до определенной степени iconБояринцева Татьяна Владимировна мбоу сош№37 г. Норильск должность: учитель изо
В идеале, каждый из них должен чувствовать себя за мольбертом, как рыба в воде. В этом я вижу основной смысл своей работы. Для достижения...
Задача упражнений осознать, какова ваша актуальность, можете ли вы действительно чувствовать ее, чувствовать ее своей. Здесь нет задачи проверить, способны ли вы на нечто или нет каждый способен до определенной степени icon«Церковь бес компромиссов». 2 -я часть
Каждый муж Божий, я исследовал Писания и нашел, что каждый человек, который был рожден на Землю, или о котором пишет Библия в Священном...
Задача упражнений осознать, какова ваша актуальность, можете ли вы действительно чувствовать ее, чувствовать ее своей. Здесь нет задачи проверить, способны ли вы на нечто или нет каждый способен до определенной степени icon«Проблема социальной адаптации сотрудников в органах внутренних дел»
Заключении подтверждена гипотеза или нет(или частично) и проверить стилистику текста
Задача упражнений осознать, какова ваша актуальность, можете ли вы действительно чувствовать ее, чувствовать ее своей. Здесь нет задачи проверить, способны ли вы на нечто или нет каждый способен до определенной степени iconРегиональный Общественный Фонд гуманитарной помощи “Пчёлка” Россия,...
Для этого каждый ребенок должен получать все жизненно необходимое и не чувствовать себя ущемленным
Задача упражнений осознать, какова ваша актуальность, можете ли вы действительно чувствовать ее, чувствовать ее своей. Здесь нет задачи проверить, способны ли вы на нечто или нет каждый способен до определенной степени iconЗадачи и упражнения. Факторами, влияющими на предложение земли, яв­ляются...
В сельском хозяйстве комбайн используется не больше 1 месяца в году, остальное время простаивает. Подвергается ли он во время простаивания...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница