28. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 25. 03. 11




Скачать 29.26 Kb.
Название28. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 25. 03. 11
Дата публикации10.11.2013
Размер29.26 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Астрономия > Документы

28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 8.-9.kl. 25.03.11


В календарь ЮНЕСКО включена важная юбилейная дата - 300-летие со дня рождения Михаила Ломоносова, а 2011 год объявлен Годом этого великого русского ученого-энциклопедиста.
ТЕКСТ ДЛЯ ДИСКУССИИ
Ум веселится, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела. Любо говорить о Ломоносове, и если я скажу звягливо и рогато, ты расскажи чиновно, с церемонией. Кого любишь, о том думаешь, за тем и ходишь глазами ума…

Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой-зуйком на отцовском судне… Двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые лодьи идут в море. Многопарусная «Чайка» Ломоносовых обгоняет всех. Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната – нате, мол, на буксир возьму. Лодейщики ругаются, а Михайло шапкой машет: «До свиданья, дожидаться недосуг!»

Пока жива была маменька-потаковщица, со слезами покидал родной дом.

С годами «маменькин запазушник» втянулся в морскую жизнь. Его уму, острому, живому, пытливому, все вокруг казалось чудным и дивным. Сколько спит, столько молчит.

– Татка, у солнца свет самородный?

– На солнце риза царская и корона. То и светит.

– А звезды? Маменька сказывала: лампады ангельские!…

– Ну да! Звезда бы на Холмогоры пала, весь бы город покрыла!

– А молния?

– Это бог тянет лук крепко и стреляет метко. Где увидишь дерево или камень, грозой обожженные, там в песках стрелку ищи.

– А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?

– Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен!

– Ну и сын у тебя, Василий Дорофеевич! – дивился сельский дьячок. – Сколько учится, друга-столько меня учит. Неладно-де называть «собака», надо – «солбака». Бог-де человека создал, и не понравилось, что лоб велик… Лишек от лба отнял и в том собаку сделал. Потому собака и умна, что со лба… Филолог!!

– Ну и парень! – вторили монахи архиерейского подворья. – Принесли владыке книгу древлеписьменную для справок. Он поглядел и очки бросил: «Витиевато и узорно, а нечетко…» А Миша зачитал, будто с парусом по ветру побежал. И кряду вопрошает: «Владыка, куда солнце заходит?» Ну, тот пояснил, что в окиян-де – умыться, чтобы лучи просветить.
^

( Борис Шергин. Слово о Ломоносове )



*Шергин происходил из семьи архангельских корабелов. Холмогоры и Архангельск на протяжении целого столетия были единственным окном в Европу, морскими воротами нашего государства. Холмогоры – родина отечественного кораблестроения. Постройка кораблей на европейский манерначалась по приказу Петра Великого, который трижды приезжал на Север (1693г.,1694г., 1702г.)
О Ломоносове:

«Поэт науки и государственной пользы» - Всеволод Сахаров

«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступленье впереди книги» - Н.В. Гоголь

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ


  1. Что нового о великом учёном Вы узнали из высказывания Бориса Шергина? Что добавилось к традиционному восприятию личности Ломоносова?

  2. «Ум веселится», «радуется мысль», «ходишь глазами ума» - прокомментируйте эти выражения. Как они характеризуют рассказчика? Какой художественный приём использует автор текста для создания этих образов?

  3. Что мы узнаём о семейном укладе, об отношениях в семье Ломоносова? Как окружающие воспринимали и оценивали высказывания и поступки юного Михаила Ломоносова?

  4. Какие задатки будущего учёного проявились в детстве и юности Ломоносова? Какие качества необходимы человеку, чтобы добиваться великих свершений в науке?

  5. Прокомментируйте слова Всеволода Сахарова о Ломоносове? Что значит быть «поэтом государственной пользы»? Есть ли в наше время люди, которых можно определить этим словосочетанием? Как эти качества должны проявляться и проявляются?

  6. Прокомментируйте высказывание Н.В. Гоголя о Ломоносове. Согласны ли Вы с мнением писателя? Аргументируйте свой ответ.

  7. Возможно ли появление Ломоносова XXI века? Какими качествами должен обладать «современный Ломоносов»?

  8. Нужно ли в Латвии сохранять память о М.В. Ломоносове? Какую пользу это может принести современному молодому латвийцу?

Похожие:

28. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 25. 03. 11 icon29. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 22. 03. 13
Его горячая вера в будущность народного искусства, его действенная и постоянная поддержка укрепляли художников в сознании необходимости...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 25. 03. 11 icon28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10. 12. kl. 25. 03. 11
В календарь юнеско включена важная юбилейная дата 300-летие со дня рождения Михаила Ломоносова, а 2011 год объявлен Годом этого великого...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 25. 03. 11 icon2 valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde kl
Я отмечал уже, как сильно воздействует русская равнина на характер русского человека. Мы часто забываем в последнее время о географическом...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 25. 03. 11 icon27. Valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde. Tekts diskusijai 10. 12. kl. Рижский Пушкин
Уже который год обсуждается вопрос установки памятника Пушкину в Риге. И проект есть, и скульптор, и бронза, и деньги, и желание...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 25. 03. 11 icon27. Valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde. Tekts diskusijai kl. Пушкин и Гоголь
Одним из первых дел по приезде в Петербург было представиться Пушкину. Гоголь пришел сам, без приятелей или рекомендаций и постучал...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 25. 03. 11 icon29. krievu valodas un literatūras olimpiāde 22. 03. 13
«Кстати, о моих средствах: слово громадные весьма растяжимо, — писал он о себе, — не говоря о Фон-Мекках и Дервизах, в Москве многие...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 25. 03. 11 iconKrievu valodas un literatūras olimpiāde. Tekts diskusijai kl un 10....
Определить роль творчества Пушкина в моей жизни мне очень трудно. Это почти так же, как определить в чьей-либо жизни роль того или...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 25. 03. 11 iconLatvijas krievu valodas un literatūras pasniedzēju asociācija
Всего на конкурс было прислано 45 работ. Из них в финальную часть конкурса (защита работы) выдвинуто 19 работ
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 25. 03. 11 iconValsts krievu valodas (svešvalodas) 19. olimpiāde. 17. 03. 2012
Сам же Херманис сделает осенью в Новом рижском театре еще одну попытку посягнуть на классическое наследие русского театра он поставит...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 25. 03. 11 iconLatvijas krievu valodas un literatūras pasniedzēju asociācija Латвийская...
Международная олимпиада по русскому языку для учащихся школ с русским языком обучения в Латвии. Рига, 7 – 8 декабря 2012 года. Протокол...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница