Конспект урока по русскому языку по теме: «Изменение имён прилагательных по родам и числам»




НазваниеКонспект урока по русскому языку по теме: «Изменение имён прилагательных по родам и числам»
Дата публикации05.10.2013
Размер80.4 Kb.
ТипКонспект
skachate.ru > Астрономия > Конспект
МОУ Руднянская СОШ им. А.С.Пушкина

Конспект урока по русскому языку

по теме:

«Изменение имён прилагательных по родам и числам»

Учитель начальных классов: Саблина Алёна Владимировна

Методический паспорт урока.

Тема: “Изменение имён прилагательных по родам и числам”

Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

^ Тип урока – усвоение новых знаний

Предмет – русский язык

Возраст детей – 9 -11лет, класс – 3

По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, чтение)

По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

^ По результатам выполнения – практический

Оборудование: Пк , мультимедийный проэктор.

Материалы: Презентация «Изменение имён прилагательных по родам и числам», учебники, словари, индивидуальные карточки.

Структура урока

1. Орг. момент.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

3. Орфографическая минутка.

4. Введение в тему урока.

^ 5. Постановка проблемной ситуации.

6. «Открытие» нового знания.

1) -Что мы уже знаем о прилагательном?

Гимнастика для глаз

2) Связь имён прилагательных с существительными

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Физкультминутка.

^ 7. Первичное закрепление.

8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.
Ход урока.

1. Орг. момент.

   -Приветствие гостей.

   -Если хмуримся с утра,

    Нам поможет доброта.

    Встаньте, дети, подтянитесь,

    И друг другу улыбнитесь!

Садитесь.

   - Записываем число, классная работа.(Слайд №2)
^ 2. Минутка чистописания. Словарная работа.

Звучит музыка, приходит Весна (девочка, наряженная в костюм весны)

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

            Позванивать стал колокольчик капели.

            Река пробудилась, растаяли льды,

            Наряд белоснежный надели сады.

    -Кто же пришёл? (весна) (Слайд № 3)

    -Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

    - Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

    - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

В в

Запишите по памяти словарные слова на букву в.

     Взаимопроверка.

^ 3. Орфографическая минутка.

     -Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть как это происходит?

Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму) (Слайд №4)
^ ЛАНДЫШ

ТРАВА

СОЛНЦЕ

ВЕТЕРОК

ТЁПЛОЕ

ПТИЦЫ
 -Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной. (Слайд №5)
^ 4. Введение в тему урока.

   -Обратите внимание на получившийся ряд слов.

   -Назовите «лишнее» слово.(тёплое)

   -Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

Определите род и число имен существительных. (Слайд №6)

На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.

  • Ландыш – м.р., ед.ч.

  • Трава –,ж.р.,ед.ч.

  • Солнце – с.р.; ед.ч.

  • Ветерок – м.р.; ед.ч.

  • Птицы – мн.ч.

Давайте обобщим наши знания об имени существительном.

(слайд № 7)

^ 5. Постановка проблемной ситуации.

    -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое   (Слайд №8)

- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?

 - Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).

^ Вспомните, а что мы повторяли, разбор каких слов уже делали сегодня?

А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

6. «Открытие» нового знания.

Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

   -Только ли они украшают нашу речь? Давайте понаблюдаем.

   -Представим такую ситуацию: трёх художников попросили нарисовать лес. Вот что у них получилось.( Слайд № 9)

   -Как вы думаете, почему рисунки получились разные? (не было сказано, какой лес надо рисовать)

Опишите одну картинку, какой лес изображён? (еловый лес, зимний лес, ели высокие, тёмно-зелёного цвета, лес густой, тёмный).

   -Какие слова помогли нарисовать картинку елового леса?

Следовательно, только прилагательные сделали задание понятным.

    -Каково же значение прилагательных в русском языке? (они делают нашу речь понятной, более точной) По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место( после существительных и глаголов) (Слайд№10)
^ Гимнастика для глаз (Слайд №11) 

2) Связь имён прилагательных с существительными.

    -Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А.Толстой в своём стихотворении.

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

Работа по учебнику. Упражнение 18 (стр.107)

а) выразительное чтение

б) разбор стихотворения по вопросам

-Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?

в) находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради. ( Слайд №13)

снег (какой?) последний

пар (какой?) тёплый

кувшинчик (какой?) синий

лес (какой?) юный

дым (какой?) зелёный

гроз (каких?) летних ( Слайд № 14)

!!!Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

    -Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»

     Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

    -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

!!!Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным. (Слайд №15)

3) ^ В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

    -Давайте понаблюдаем. (Слайд №16)

     -Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).

Проверим (Слайд №17)

      тёплый… день (м.р., ед.ч.)

      тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)

     тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)

      тёплые …лучи (мн.ч.) !!! У прилагательных множественного числа род не определяем.

У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?
!!! Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.

^ Физкультминутка. (Слайд №18)

Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружится)
^ 7. Первичное закрепление.

1)Упражнение 20.

 Определите род и число имён прилагательных? (Слайд № 19)

Проверка. (Слайд №20)
2) Чтение правила (с.108)

Так как же определить род и число имени прилагательного? (Слайд №21)

3) Дополнительное задание.

Весна приготовила для нас ещё одно задание.(Слайд №22)

Тест. (слайд № 23,24 и проверка №25)

^ 8. Рефлексия. Итог урока. Оценки. ( Слайд №26)

   -Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

Понравился вам урок?

Научились ли вы чему- то новому?

Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).

9. Домашнее задание: ( Слайд №27) Спасибо за урок!

Весна подарила нам свои тёплые лучики. А вы опишите своё настроение прилагательными.




Начало формы


Похожие:

Конспект урока по русскому языку по теме: «Изменение имён прилагательных по родам и числам» iconКонспект урока по русскому языку
Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала
Конспект урока по русскому языку по теме: «Изменение имён прилагательных по родам и числам» iconПлан-конспект урока адресация в Интернете
Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию представления об ip-адресации компьютера и системе доменных имен
Конспект урока по русскому языку по теме: «Изменение имён прилагательных по родам и числам» iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (на базе 9 класса) орфоргафия
Трудные случаи правописания «н» и«нн» в суффиксах существительных и наречий, образованных от прилагательных
Конспект урока по русскому языку по теме: «Изменение имён прилагательных по родам и числам» iconПлан-конспект урока по русскому языку в 7 классе Тема : Причастие. Повторение
Цели: 1 образовательные: обобщить и систематизировать сведения о причастии. Познакомить уч-ся с особенностями и правилами употребления...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Изменение имён прилагательных по родам и числам» iconПрограмма по русскому языку для поступающих на базе основного общего...
Н и нн в прилагательных, причастиях полных и кратких, производных существительных и наречиях
Конспект урока по русскому языку по теме: «Изменение имён прилагательных по родам и числам» icon17-ая Государственная Олимпиада по русскому языку как иностранному
От имён существительных, данных в скобках образуйте имена прилагательные в нужной форме
Конспект урока по русскому языку по теме: «Изменение имён прилагательных по родам и числам» iconКонспект урока по теме: «Программирование циклических алгоритмов»
Цель урока: обобщение знаний операторов цикла и обучение построению циклического алгоритма сложной структуры
Конспект урока по русскому языку по теме: «Изменение имён прилагательных по родам и числам» iconКонкурс грамотеев
Цели: в игровой и соревновательной форме способствовать расширению и углублению знаний по русскому языку; прививать любовь к русскому...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Изменение имён прилагательных по родам и числам» iconПо русскому языку
Результаты вступительных испытаний по русскому языку поступающих по программам среднего (полного) общего образования на заочную форму...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Изменение имён прилагательных по родам и числам» iconКвн в 9 классах (по русскому языку)
Ведущий: Мы собрались сегодня, чтобы показать свои знания по русскому языку, как мы умеем их использовать в другой ситуации, а не...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница